|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
|
№3' 2003 |
версия для печати
|
|
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИДЕРА |
|
Владислав Тетюхин
Генеральный директор корпорации «ВСМПО-АВИСМА»
Владислав Тетюхин
|
|
качестве стратегического материала титан впервые был представлен в конце 40-х начале 50-х годов прошлого века и рассматривался как дитя войны, т.е. как металл, с помощью которого американские исследователи, инженеры и военные мечтали получить приоритет в средствах вооружения. При этом имелось в виду использование титана в авиации, в ракетах, подводных лодках и других видах боевой техники.
Основу подобных амбиций составляли необычайно интересные механические свойства титана малый удельный вес (приблизительно в 2 раза меньше, чем у стали), высокая коррозионная стойкость в различных агрессивных средах, исключительная прочность, жаростойкость, усталостная прочность и, кроме того, достаточно высокие технологические свойства.
В Соединенных Штатах Америки серийное промышленное производство титана было организовано в начале 50-х годов. В России опытное производство создано примерно в то же время в 1953 году. Мощное индустриальное становление титана связано с Верхнесалдинским металлообрабатывающим заводом, где в 1957 году был выплавлен первый промышленный титановый слиток.
Исчисляющее свою биографию с 1933 года, ВСМПО было первым в Советском Союзе предприятием авиационной металлургии, ориентированным на производство деталей и полуфабрикатов из алюминия, предназначенных для строительства моторов и самолетов. А с 1957 года до 1990 года предприятие бурно росло, выйдя в мировые лидеры по выпуску титановых изделий. В 1990 году полуфабрикатов из титановых сплавов произведено в 1,3 1,5 раза больше, чем в США, Западной Европе и Японии вместе взятых. Причем 50 55 % титана предназначалось для строительства самолетов и авиационных моторов, около 10 % для изготовления космических аппаратов и ракет, около 20 % для судостроения и около 20 % для базовых отраслей промышленности.
Следует отметить, что современные авиация, космические системы и вооружение уже не могут существовать без титана. В двигателях самолета используется 30 35 % титана (по массе). В планере лайнера, пассажирского или транспортного, до 5 6 %, в военных самолетах до 25 %, в самолетах-разведчиках до 70 % титана. В подводных лодках энергосистемы также выполняются с применением титана, а во многих случаях и сам корпус в основном изготовлен из титановых сплавов. Поэтому любая страна, имеющая активный оборонный потенциал, а также те государства, в которых развиты химическое машиностроение и энергетика, ориентируются на широкое применение титановых сплавов.
Таким образом, Верхняя Салда к 1990 году стала лидером в мировом производстве титана. Однако начиная с 1992 года из-за кризисной ситуации в экономике России спрос на изделия из титановых сплавов у традиционных заказчиков упал в 25 30 раз, а потребность в изделиях из алюминиевых сплавов снизилась в 5 6 раз. В этих условиях ВСМПО, завод-гигант, крупнейший в мире производитель титановых сплавов, выпускающий одновременно и большой объем алюминиевых сплавов, по существу, оказался на грани краха и полной остановки производства.
Стратегически не было иного способа для выживания предприятия, как глубокая конверсия и выход на мировые рынки. Этому способствовали достаточно высокий научно-технический потенциал предприятия, большая ответственность коллектива за сохранение титановой индустрии в стране и желание сохранить завод, который по существу является единственным кормильцем города с населением в 55 тыс. человек.
Поэтому на эти два направления диверсификацию и конверсию производства, а также на развитие экспортного потенциала было обращено самое серьезное внимание. За 7 лет удалось освоить новые технологии, которые позволили получать титановую продукцию того качества, которое требовалось зарубежным заказчикам. Благодаря этому, получено 194 сертификата качества практически от всех основных авиастроительных компаний мира, таких, как Boeing, Airbus, General Electric, Pratt & Whitney, Rolls Royce и др. Все это позволило смело идти по пути продвижения титана на экспорт.
На предприятии была проведена реконструкция оборудования и созданы новые участки в основном для отделочных и контрольных операций. В итоге с 1993 года по 1997 год удалось в 6 раз увеличить объем экспортных поставок. Вначале это были в основном слитки и слябы они составляли до 70 % поставок за рубеж. Но в последние годы эти пропорции изменились. Уже в 1999 году около 80 % внешних поставок составляли продукты более глубокой переработки листы, профили, поковки, штамповки, биллетсы, трубы.
Одновременно с этим в ВСМПО созданы нетрадиционные производства, связанные со строительством, с выпуском штампованных дисков автомобильных колес, посуды из нержавеющей стали, теплообменной аппаратуры из титана, газоочистных систем. Это позволило сохранить кадровый потенциал завода основной состав инженеров, конструкторов, технологов и рабочих, а также сберечь промышленный потенциал предприятия.
Наше взаимодействие с зарубежными авиационными фирмами определяется не только поставками материала, но и совместными разработками новых технологий и материалов, в частности титановых сплавов с увеличенной прочностью и повышенным уровнем усталостной прочности для деталей шасси новых модификаций самолетов Boeing. Без ложной скромности можно сказать, что ВСМПО приобрело на мировом титановом рынке имидж надежного поставщика продукции высокого качества и является вторым по объемам поставки титана для компании Boeing и первым для Airbus Industrie. В течение 1997 2002 годов объемы экспортных поставок нашего предприятия соизмеримы с экспортом всех компаний из США и Японии.
2002 год открыл период сложнейших испытаний для крупнейших авиакомпаний мира, производителей авиационной техники, а также для тех предприятий, основная деятельность которых связана с поддержкой авиационного сектора мировой экономики. Эти испытания связаны с событиями 11 сентября 2001 года. Вызванный ими спад производства в названном секторе ориентировочно может быть определен в интервале 10 45 %.
Второй негативный фактор для корпорации, производящей продукцию еще из магния и алюминиевых сплавов, лежит в иной сфере в частности, в жесточайшей конкуренции на магниевом рынке, инициируемой китайскими производителями, с соответствующим падением цен.
По существу, не только 2002 год, но и, видимо, 2 3 последующих года будут очень серьезным вызовом, проверкой на прочность всех предприятий мира, связанных с производством титана и магния. Есть смысл оценить, как прошла это испытание в 2002 году группа «ВСМПО-АВИСМА» (в сравнении с показателями 2001 года):
отгрузка губчатого титана сохранена на том же уровне;
отгрузка магния и его сплавов (в долл.) возросла на 18 %;
отгрузка товарной продукции ОАО «АВИСМА» (в долл.) возросла на 7,3 %;
отгрузка заготовок и изделий из титановых сплавов (в долл.) уменьшилась на 0,3 %;
отгрузка изделий из алюминиевых сплавов (в долл.) увеличилась на 16 %;
отгрузка ферротитана увеличилась на 73 %;
отгрузка товарной продукции в целом по ВСМПО (в долл.) увеличилась на 2,9 %.
Таким образом, можно констатировать, что первый кризисный год корпорация не только выдержала на всех своих производственных переделах, но при этом еще и продолжала развивать социальную сферу.
Закономерен вопрос: почему в ситуации, столь трудной для всех аналогичных предприятий мира, корпорация «ВСМПО-АВИСМА» не снизила ни выпуск продукции, ни ее реализацию? На наш взгляд, тому есть несколько причин.
Первая связана с непрерывной реконструкцией обоих предприятий группы, направленной на рост качества и расширение номенклатуры продукции, повышение надежности оборудования, диверсификацию производства, углубление степени переработки, сертификацию изделий и процессов в соответствии с мировыми стандартами, разработку новых материалов. Даже в кризисном 2002 году инвестиции в основной капитал увеличены на 82 % по сравнению с 2001 годом.
Вторая причина достаточно активная маркетинговая политика, развитие собственной дистрибьюторской сети в России и за рубежом. Здесь же можно отметить постоянство в отношениях с заказчиками и увеличение контрактов.
Планомерный и непрерывный рост заработной платы и социальных услуг по мере расширения производства или повышения его устойчивости следует назвать третьей причиной нашей стабильной работы.
И, наконец, четвертая ее составляющая явно наметившееся оживление в экономике России, в частности в авиационном и энергетическом секторах. Надеюсь, что перечисленные факторы помогут нам не только устоять в сложной ситуации, но и создадут предпосылки для более интенсивного развития.
За последние четыре года полностью реставрировано производство титановой губки на входящем в корпорацию «ВСМПО-АВИСМА» Березниковском титано-магниевом комбинате, который сегодня является самым крупным в мире производителем этого продукта.
Первая волна инвестиций в ВСМПО прошла в 1993 1996 годах, когда модернизировались листопрокатное, трубопрофильное и сортопрокатное (прутковое) производства. Сейчас значительные средства вкладываются в коренную реконструкцию всего кузнечного производства. Модернизированные уникальные прессы будут оснащены новым адъюстажным оборудованием и компьютерным управлением и в результате выйдут на уровень самых передовых кузнечных мощностей Запада.
Плавильное производство пополнится уникальной плазменно-дуговой печью, находящейся сегодня в пусковой стадии. На этой печи можно изготовлять титановые сплавы для самых ответственных изделий. Здесь же будет допустимо применять шихту, состоящую на 100 % из отходов, и получать при этом качественный металл.
Дальнейшее развитие предусматривается в производстве сварных титановых труб для атомной энергетики и химического машиностроения. В этом секторе в 2003 году производственные мощности утроятся.
Наряду с титановыми полуфабрикатами, ведутся работы по увеличению производства проката из алюминиевых сплавов, штамповок из жаропрочных никелевых сплавов и высокопрочных сталей.
Сегодня ОАО «Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение» поставляет на экспорт 70 % своей титановой продукции. 30 % идет на внутренний рынок. Основные российские потребители титана авиастроительные заводы, а также работающие в кооперации с ними моторостроительные. Можно сказать, что у российского титана есть три задачи:
работа на аэрокосмосмическую и оборонную промышленность Российской Федерации и стран СНГ;
обеспечение базовых отраслей экономики России;
выход на мировые рынки, в частности, в наиболее престижные их секторы авиацию, космос, химию, энергетику, экологию.
Несмотря на отмеченные выше сложности, объем выпуска продукции ВСМПО в 2002 году составил около 270 млн долл. Наша задача в ближайшие пять лет почти удвоить объем выпускаемой продукции, доведя его до уровня 500 млн долл. Увеличение объемов будет происходить за счет опережающего роста выпуска высокотехнологичной продукции, в частности штамповок и труб. При этом важно отметить, что Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение сохраняет четкий баланс между выполнением заказов отечественных предприятий и удержанием сильных позиций на мировом рынке.
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|