Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Челябинский цинковый завод Содержание номера Первая линия Экономика Metal Bulletin: Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Международное обозрение История Metal Bulletin – специально для России
Metal Bulletin: Черная металлургия
№6' 2002 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5

«Сиденор» внедряется в автомобильную промышленность Латинской Америки



    «Испанская фирма-производитель специальных сталей «Сиденор» осуществляет капиталовложения в модернизацию своего бразильского отделения «Асуз Вилларис», укрепляя его позиции в качестве лидера на латиноамериканском рынке автомобильных сталей», – сообщает Диана Кинч. Несмотря на нестабильное экономическое положение в этом регионе в настоящее время, все еще ожидается увеличение спроса в автомобильной промышленности Бразилии в долговременной перспективе.

    Осуществляемая в настоящее время программа модернизации стоимостью 300 млн. реалов (107 млн. долл.) на фирме «Асуз Вилларис», Бразилия, свидетельствует о все большем вовлечении испанского производителя спецсталей «Сиденор» (владеющего 58,44 % капитала фирмы) в поддержание и развитие автомобильной промышленности.
    Идея заключается в том, что фирма «Асуз Вилларис», уже являющаяся крупнейшим в Латинской Америке производителем сортовой, специальной и легированной стали с годовой мощностью по готовой продукции 670 тыс. т, после завершения модернизации укрепит свои позиции ведущего металлопоставщика для местных автомобилестроителей.
    Таким образом «Асуз Вилларис» будет использовать все преимущества рентабельного рынка и продолжать конкурировать с европейскими и североамериканскими производителями на мировом рынке, используя возможности технологии и обеспечения качества, имеющихся у фирмы благодаря ее принадлежности к крупной специализированной группе.
    «Крупные автомобильные рынки рассчитывают на наличие своих поставщиков по всему миру», – утверждает генеральный управляющий фирмы «Сиденор» Хосе-Антонио Хайнага. Это, отмечает он, сделало особенно важным расширение «Сиденор» за пределами Европы. Стремление проникнуть в регион, где наблюдается заметный рост автомобилестроения, сделало неизбежным поиск базы для Меркосул (Меркосур): совпавшее с этим по времени разделение семейного концерна Вилларис дало испанской группе идеальную возможность закрепиться в желаемом рыночном сегменте на этой территории в середине 2000 г.
    Это соответствует требованиям уже утвержденной программы интернационализации фирмы «Сиденор», занимающей второе место среди девяти крупнейших производителей спецсталей, с общей производственной мощностью 2 млн. т/год на заводах в Испании, Франции, Германии, Италии, Великобритании и Мексике, включая мощности на фирме «Асуз Вилларис» и в ее отделении по производству быстрорежущих и легированных сталей «Вилларис метлз», образованном в 1996 году.
    Первоначально группа в 1999 году проникла в Латинскую Америку, когда «Сиденор интернатиональ» купила 51 % капитала мексиканских фирм «Атлакс» и «Метамекс», образовав «Сиденор АBX». Вслед за приобретением «Вилларис» расширение продолжилось в процессе недавно объявленного объединения с итальянской группой «Луччини». При этом планируется создать единую группу из испанского производства «Сиденор» и фирмы «Аскометаль» во Франции, принадлежащей «Луччини». Кроме того, вложен капитал в государства Северной Америки и организовано совместное предприятие в Индии с фирмой «Махиндра энд Махиндра» (Бомбей).

Длительное сотрудничество
    «Сиденор» и «Асуз Вилларис» до слияния сотрудничали в течение ряда лет по соглашениям, предусматривающим передачу технологии, продажу и покупку оборудования и разработку производственных процессов.
    «Уже развитая совместная деятельность на уровнях продукции, рынка, качества и управления обеспечила «Асуз Вилларис» прекрасные возможности для международного проекта группы «Сиденор», – утверждает президент «Асуз Вилларис» и одновременно вице-президент административного правления «Сиденор», испанец Хосе-Мария Монтеро, в первую очередь отвечающий за международное расширение фирмы. Монтеро также является членом правления «Сиденор АBX» (Мексика).
    Монтеро неохотно комментирует сегодняшние перспективы бразильского приобретения, отмечая, что пока слишком рано давать оценку. Тем не менее он подчеркивает, что «Сиденор» форсирует выполнение планов модернизации четырех своих заводов в штате Сан-Паулу (Могу дас Крузес, Сорокаба, Пиндамоньангаба, Диадема), где инвестируются не только линии по выпуску продукции для автомобилестроения, но и по производству валков для черной металлургии и алюминиевой отрасли.
    «Вся модернизация на бразильских заводах ведется строго по графику», – говорит он. Программа, которая стартовала в начале 2001 г., должна быть закончена в 2004 г. Цель развития – внедрить рыночно-ориентированные усовершенствования в сталеплавильном и прокатном производстве на заводах машиностроительных сталей в Пиндамоньангаба и Могу даш Крузес, заводе по выпуску быстрорежущих сталей и поковок в Сумаре и на прокатно-волочильном оборудовании по выпуску машиностроительных сталей и сплавов в Сорокаба.
    Ключевым звеном для модернизации «Асуз Вилларис» является в настоящее время установка (на втором этапе общей программы капиталовложений) нового прокатного стана фирмы «Даниэли» на заводе в Пиндамоньангаба (Пинда) с целью увеличения стратегических мощностей по прокату, роста производительности и улучшения качества при сохранении имеющихся мощностей по выплавке стали.
    Стан стоимостью 25 млн. долл., включающий калибровочный блок фирмы «Кокс», позволит прокатывать со скоростью до 100 м/сек круглый сорт диаметром до 5,5 мм из спецсталей для последующего волочения. Высокая скорость прокатки обеспечит рост мощности завода при одновременном сокращении затрат на обработку холоднотянутой продукции меньшего диаметра. Производство на заводе Пинда возрастет на 30 % – до 330 тыс. т/год – в первой половине 2003 г., по мнению «Сиденор». Мощности по выплавке стали на заводе останутся прежними – на уровне 450 тыс. т/год.
    На первом этапе программы капиталовложений, выполненном в прошлом году, смонтированы устройства для удаления окалины и сдвоенная клеть на мелкосортном стане завода Пинда, что позволяет прокатывать непрерывнолитые заготовки и сокращать затраты на обработку, что, по мнению «Вилларис», обеспечит этой фирме увеличение рыночной доли в сегменте сортовых профилей большего диаметра.
    На заводе Пинда также установлено автоматическое оборудование для непрерывной дефектоскопии круглого сорта вплоть до операции упаковки готовой продукции, взамен прежнего процесса визуального контроля, что гарантирует отсутствие дефектов.
    Вслед за установкой нового стана третий этап программы, начатый в настоящее время и намеченный на окончание в 2003 г., обеспечит завод новой МНЛЗ и установкой ковш-печь, позволит уменьшить затраты на обработку и улучшить качество. На этом этапе предусмотрены также мероприятия по обеспечению охраны окружающей среды и техники безопасности согласно требованиям BS 8800 и ISO 14000. Четвертый этап, запланированный на 2003 – 2004 гг., предусматривает капвложения в общую организацию производства и защиту окружающей среды на всех четырех заводах.
    На заводе легированных и быстрорежущих сталей фирмы «Вилларис метлз» в Симаре реконструирован 3000-тонный пресс как часть первого этапа программы капвложений, кроме того модернизирован прокатный стан по выпуску продукции из высоколегированных сплавов на заводе фирмы «Асуз Вилларис» в Сорокаба. На втором этапе программы в настоящее время устанавливают на всех прокатных станах других заводов непрерывные автоматические системы контроля качества проката (аналогичные установленной на заводе Пинда), обеспечивающие стандартизацию качества металлопродукции.

Меркосул: трудные времена
    Осуществляемая фирмой «Асуз Вилларис» модернизация является весьма логичной и рыночно-ориентированной, несомненно должна привести к увеличению доли фирмы на рынке и сохранить традиционные уровни экспорта, а именно 25 – 30 % от общего объема производства. Но, несмотря на наличие многих преимуществ глобализации, в частности в области качества и ноу-хау специальных видов продукции, стоящая перед «Сиденор» в Бразилии задача остается нелегкой.
    Эти преимущества помогли «Вилларис» в то время, когда бразильская фирма остро нуждалась в притоке нового капитала и динамичном развитии. Однако то, что тогда представлялось крупным бумом в транспортном машиностроении стран-членов Меркосул, неожиданно сегодня превратилось в тормоз, остановивший движение, хотя в перспективе, конечно, ситуация вполне может измениться.
    Одна из главных причин – острый экономический кризис в Аргентине. Создание одиннадцать лет назад Меркосул/Меркосур – латиноамериканского таможенного союза «южного конуса», предназначенного для последующей трансформации в полноправный «общий рынок» – означает, что даже экономически намного более мощная Бразилия, не может больше оставаться незатронутой проблемами, стоящими перед ее партнерами по Меркосулу – Аргентиной, Парагваем и Уругваем.
    В 2001 г. из 450 тыс. т общего объема сбыта фирмы «Асуз Вилларис», 346 тыс. т ушли на бразильский рынок, 149 тыс. т – на экспорт, включая, как обычно, значительное количество для Аргентины, уже практически ставшей партнером по свободной торговле в таможенном союзе Меркосул.
    Крупная девальвация аргентинского песо, который упал с одного – к доллару в декабре 2000 г. до четырех – к доллару в конце июня 2002 г., сделала производство автомобилей в Аргентине теоретически значительно более конкурентоспособным, чем прежде. Однако международные инвесторы, например крупные автомобилестроители, не спешат воспользоваться этой ситуацией из-за фактора риска.
    Экономическая нестабильность в Аргентине усложняет долгосрочное планирование крупных проектов, обусловливает трудности с финансированием и возможность налоговых искажений, не говоря об угрозе дальнейших политических перемен и социальных беспорядков на внутреннем рынке, где отмечается спад вот уже более четырех лет.
    В целом, автомобилестроители в Аргентине работают при 50 %-ной (и меньшей) загрузке мощностей. По оценкам, даже крупнейшие из них подумывают о том, чтобы выйти из дела вслед за спадом, опустошившим внутренний рынок Аргентины.
    Тем не менее специализированный рынок сталей в этом секторе еще достаточно велик и продолжает расти. Несмотря на резкие колебания, производство автомобилей и спрос на них в Бразилии увеличиваются в среднем на 3 % в год в течение последних трех лет.
    Несмотря на снижение объема продаж в начале 2002 г., бразильская ассоциация автомобилестроителей «Анфавеа» по-прежнему уверена в том, что в целом за год автомобилестроение в стране покажет прирост. Это частично объясняется новым соглашением о торговле автомобилями с Мексикой, подписанным в июле, благодаря которому ожидается бурный рост сбыта на рынке, уже занимающем второе место в стране по объему экспортных продаж транспортных средств.

Лидер на рынке
    «Асуз Вилларис» обеспечила спрос на машиностроительные стали в стране на уровне примерно 688 тыс. т в год, из которых 83 % предназначены для выпуска новых или запасных автомобильных деталей. Фирма является лидером на этом сегменте рынка, занимая 44 % его объема. Мощности по выпуску машиностроительных сталей на заводах фирмы в Пиндамоньангабе и Могу дас Крузес равны 730 тыс. т/год и 580 тыс.т/год – по готовой металлопродукции, с учетом прокатного и отделочного оборудования на заводе в Сорокабе.
    В 2001 г. фирма продала 416 тыс. т машиностроительных сталей, включая 112 тыс. т на экспорт, для поковок, автодеталей, метизов, холоднотянутой продукции, подшипников.
    Завод в Пиндамоньангабе, на котором выпускают валки для прокатных станов, используемые в черной металлургии и алюминиевой отрасли, также воспользовался преимуществами программы капиталовложений. В этом секторе мощности фирмы достигают 26 тыс. т/год по готовой продукции, объем продаж составил 21 тыс. т в 2001 г., в том числе 11 тыс. т – на экспорт, заняв 77 % на местном рынке.
    Полностью принадлежащее фирме отделение «Вилларис метлз» имеет мощности 114 тыс. т/год по стали для высоколегированных марок, при общей мощности прокатного оборудования 66 тыс. т/год на двух заводах: основном заводе отделения в Сумаре и заводе фирмы «Асуз Вилларис» в Сорокабе.

Завод фирмы «Вилларис метлз» в Сумаре производит быстрорежущие, инструментальные, клапанные и коррозионностойкие стали, а также специальные сплавы и поковки

Завод фирмы «Вилларис метлз» в Сумаре производит быстрорежущие, инструментальные, клапанные и коррозионностойкие стали, а также специальные сплавы и поковки


    В 2001 г. «Вилларис метлз» продал 58 тыс. т своей продукции, в том числе 27 тыс. т на экспорт, и теперь занимает 47 % местного рынка. Отделение обслуживает оптовиков, изготовителей автодеталей, поковок, а также машиностроителей, производителей инструмента, в том числе хирургического. На мировом рынке компания конкурирует с европейскими и североамериканскими производителями и числится в списке крупных поставщиков автомобильных деталей, включающем Итон, ТРВ и Мале (как она утверждает).
    Несмотря на риски, «Сиденор» признала наличие у «Вилларис» возможностей (при сегодняшней высокой степени специализации и большой доле на местном рынке сбыта) для проникновения в область, которая несомненно имеет существенный потребительский потенциал в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
    Важно, что проводимая модернизация практически не увеличит мощности фирмы по выплавке стали – что в свете конъюнктуры рынка было бы рискованно – а, скорее, существенно повысит производительность за счет роста прокатных мощностей в наиболее стратегических сегментах рынка, а также стандартизирует качество на уровне других заводов группы «Сиденор».
    Это соответствует рыночным оценкам группы относительно того, что автозаводам для обеспечения заданного уровня качества продукции нужны их стабильные поставщики. Это позволяет автомобильным фирмам получать гарантированное качество исходного сырья от поставщика без проведения дополнительных испытаний на своих заводах.
    «В промышленности спецсталей стимулом к качеству всегда были требования автомобилестроителей, которые все более ужесточались по мере роста интереса к мерам безопасности для водителя и пассажира», – считают на фирме «Сиденор». По заявлению фирмы, движущими силами для развития имеющихся возможностей технологии и качества продукции на предприятиях с электросталеплавильным производством послужили сначала «Рено», а затем «Пежо», «Форд», «Сеат», «Фольксваген», ГКН, «Опель» и «Дженерал моторс».
    По мнению «Сиденор», 70-е и 80-е годы прошлого века были сложным периодом из-за разнообразия специфических требований автозаводов. Стандартизация началась лишь с введением в 90-е годы стандарта ISO 9002, который был использован для замены, причем как можно более комплексной, большинства действующих стандартов в автомобильной промышленности.
    «Получение в 1998 г. сертификата QS 9000 («Дженерал моторс»/«Форд»/ «Крайслер») послужило важной вехой в развитии «Сиденор», так как это означало признание нашей системы качества и продукции всеми действующими стандартами в автомобилестроении», – заявляет компания. – Сегодня мы с нетерпением ждем появления нового стандарта ISO 16949, который заменит ISO 9002 и все другие стандарты автомобилестроения. Когда это в конечном итоге произойдет, мы наконец-то сможем гарантировать выполнение всех требований заказчика путем приведения нашей системы качества к единой комплексной сертификации».

«Крупные автомобильные рынки ожидают присутствия своих поставщиков по всему миру»

ЭФФЕКТ ТАНГО
    Хотя так называемый эффект танго в основном считается изобретением рыночных аналитиков, Бразилия не остается незатронутой бедами Аргентины. Фактическая потеря в этом году экспортного рынка Аргентины породила проблему перед торговым балансом Бразилии сразу же после падения цен во второй половине 2001 г.
    Тем временем бразильский рынок кажется неустойчивым, главным образом, из-за неминуемости выборов президента, на которых партия трудящихся является фаворитом уже в течение ряда месяцев. Это дало международным аналитикам повод посмаковать так называемый бразильский риск, который, по-видимому, отразился на поддержании высокой (по международным стандартам) ставки процента и снова затормозил новые капиталовложения и внутренний спрос.
    Разумеется, автомобильная отрасль не стала исключением по отношению к барометру инвестиционного климата в Южной Америке. За последние несколько лет наблюдался быстрый рост мощностей, достигших уровня выпуска 3,2 млн. машин в год в Бразилии и 1 млн. в Аргентине. В 2000 и 2001 гг. в Бразилии были открыты не менее пяти новых сборочных заводов, увеличивших мощность на 1 млн. машин в год, вслед за бумом в сбыте, максимальный объем которого был отмечен в 1997 г.
    Однако недавние заявления Герберта Демеля, президента компании «Фольксваген» в Бразилии, о возможном закрытии двух заводов по сборке легковых автомобилей в Бразилии и Аргентине в течение предстоящих двух лет служат дурным предзнаменованием для дальнейшего роста в автомобилестроении в ближайшем будущем. «Мы словно в зоопарке, где больше зверей, чем мяса для того, чтобы их прокормить», – говорит Демель, оценивая потери в общей сложности в 5 млрд. долл., которые понесли автомобильные фирмы в Бразилии и Аргентине за последние четыре года из-за снижения ожидаемого объема продаж.
    Совершенно очевидно, что производство автомобилей в Аргентине сегодня находится на уровне ниже проектной мощности. В Бразилии тоже отмечается спад, причем бразильская ассоциация автомобилестроителей «Анфавеа» сообщает о 14 %-ном падении объема продаж машин местного производства в первые пять месяцев 2002 г. по сравнению с тем же периодом 2001 г. Тем не менее указывается, что объем продаж в первой половине 2001 г. был исключительно большим в период мини-бума в Бразилии, который закончился с введением нормирования топлива в середине года и в связи с нокаутирующим эффектом мирового спада деловой активности после сентябрьской атаки террористов в США.
    Недавно «Дженерал моторс» объявила о планах сокращения персонала на своих заводах по сборке легковых автомобилей в Сан-Паулу вслед за закрытием завода грузовых автомобилей в январе этого года. Компания «Крайслер» также закрыла свой автозавод в Бразилии. Тем временем «Пежо-Ситроен» объявила о намерении выпускать более дешевые модели в ответ на изменения в рыночном спросе.

Статья:   
1
2
3
4
5
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение