Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Челябинский цинковый завод Содержание номера Первая линия Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Международное обозрение История Metal Bulletin – специально для России
История
№6' 2002 версия для печати

«Пальмовая ветвь» на берегах Оки
ВЫКСУНСКОМУ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМУ ЗАВОДУ – 245 ЛЕТ



Иван Лыкошин

    Одно из старейших металлургических предприятий России, Выксунский металлургический завод без малого два с половиной столетия находится в числе самых передовых предприятий отрасли, являясь даже в некотором роде легендой отечественной металлургии. «Железный век» Выксы начался в первых десятилетиях ХVIII века. В 1719 году Петр Великий своим знаменитым указом разрешил «каждому на Руси искать, чистить и плавить металлы». Именно тогда в окрестностях Мурома и Нижнего Новгорода – на берегах Оки и ее притоков – появились первые рудники-«дудки», где велось кустарное изготовление кричного железа.
    Но подлинное, промышленное, развитие металлургии в этом крае связано с указом другой правительницы России. «Для охраны лесов от истребления» императрица Елизавета Петровна распорядилась закрыть ряд заводов на расстоянии двухсот верст от Москвы. В составленный Сенатом список попали и предприятия известных промышленников Андрея и Ивана Баташевых. Братья вынуждены были отправиться на поиски новых мест.
    Окрестности Выксы в то время идеально подходили для создания нового металлургического производства. Богатые залежи железной руды, близость к важной транспортной магистрали, реке Оке, и соседство со знаменитой Нижегородской ярмаркой стали для Баташевых определяющими факторами. Спустя два года после переселения, в 1757 году начал выпускать чугун первый на новых землях завод Баташевых – Унженский, расположенный во Владимирской губернии. Развитию же производства непосредственно в Выксе препятствовало достаточно серьезное обстоятельство: эта территория считалась «землями новокрещенной мордвы», а потому строиться здесь разрешалось только с особого монаршего благоволения. И в августе 1765 года царский подарок преподнесла Екатерина II – подписала особый указ, разрешающий братьям Баташевым осваивать берега Выксы и Велетьмы. Немедленно началось строительство нового Верхне-Выксунского завода, который годом позже, в 1766 году, выпустил почти пять тысяч тонн чугуна – значительный по тем временам объем.
    Предприимчивые братья обладали деловой хваткой: приобретая земли, они закладывали их под внушительную сумму, а крепостных крестьян из купленных деревень переводили на заводы рабочими. Таким образом Баташевы одновременно увеличивали оборотный капитал своих предприятий и обеспечивали их дополнительной рабочей силой. Результатом стало троекратное за три года – с 1762 года по 1764 год – увеличение объемов производства на Унженском и Гусевском заводах. Всего же к началу XIX века Баташевы владели уже восемнадцатью металлургическими заводами, четырнадцать из которых построили сами.
    Одно из заводских преданий связано с эпохой турецких кампаний в конце XVIII века. Тогда баташевские заводы поставляли пушки, ядра и бомбы для русской армии. Только в 1770 году в Выксе досрочно произвели почти полторы сотни орудий разного калибра и «бомб и ядер без счету». Но пушечное производство оказалось новым делом для здешних предприятий, и на испытаниях часть орудий разорвало. Для выяснения обстоятельств на заводы из Петербурга отправили нового государственного приемщика. И пушки после этого перестали рваться. Нового чиновника, капитана II ранга русского флота, звали Осипом Абрамовичем Ганнибалом. Годы спустя у него родился внук, Александр Сергеевич Пушкин.
    Баташевские железоделательные заводы являлись промышленным символом своей эпохи, а их владельцы жили полнокровной жизнью тогдашнего русского общества. Неудивительно, что и с самими предприятиями, и с их владельцами связано немало любопытных историй. Младший из братьев, Иван Родионович, слыл большим ценителем прекрасного, заядлым театралом. Именно ему принадлежал знаменитый «Дом Баташева» на Швивой горке в Москве, считающийся красивейшим памятником архитектуры XVIII века. Это одно из немногих зданий, уцелевших в пожаре 1812 года, чему дом обязан своему тогдашнему квартиранту, наполеоновскому маршалу Иоахиму Мюрату. Заняв роскошный дворец, Мюрат и его адъютанты немедленно потребовали ужина, но у дворовых нашлась только сайка для маршала и каравай черного хлеба для остальных... Несмотря на то, что дом практически не пострадал, Иван Родионович потратил неслыханную по тем временам сумму в 300 тысяч рублей, чтобы заново отделать свои комнаты «после французов».
    Вокруг Баташевых образовался некий романтический ореол: из уст в уста передавались истории об их любовных приключениях, тайных дворцовых подземельях, даже о связях с муромскими разбойниками. Как правило, эти истории не имели под собой никакой почвы. Известный писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк полагал в Баташевых «тайное сочувствие старой вере», а основанием для подобных домыслов был патриархальный порядок на их заводах, где все жили единой семьей, дружно справляя праздники и сообща встречая невзгоды. «Население выксунских заводов славилось трудолюбием, лентяи и рохли не могли здесь прижиться, – писал один из историков. – В воскресные дни, особенно в большие праздники, пьяных было много по всем улицам и даже около барского дома. Грозный барин, поглядывая на подгулявших или лежащих замертво, только ухмылялся... Но выпивший хоть рюмку в будни, опохмелившийся в понедельник или не дотерпевший до воскресенья наказывался розгами. Наказание повторялось до трех раз, а уж за четвертое ослушание провинившийся сдавался в солдаты или ссылался на поселение в Сибирь».
    ХIX век изменил производственные предпочтения владельцев заводов. Если раньше Баташевы стремились увеличить объем производства и приумножить число заводов, то теперь основное внимание они стали уделять расширению номенклатуры изделий. Резко снизился выпуск чугуна, заводы перешли к производству готовой продукции. По словам современника, «заводы сии снабжены всем потребным. Заводчик, по обыкновению и установлению в России о рудных заводах, имеет изрядно поселенную слободу крестьян, которых он единственно для заводского употребляет дела. Бабы и малые ребята имеют при заводах приличную и с силами их сходную работу. Вольные рудокопатели в деловую пору получают в день по осьми копеек, а в другое время по пяти. Кроме полосного железа на выксунских заводах делают разную утварь, как-то: чугуны, чугунные котлы, топоры, молоты, ломы и сим подобные орудия».
    Процветающие баташевские заводы успешно конкурировали с демидовскими. Долгое время выксунские предприятия именовали «Новой Англией», и не в последнюю очередь за то, что здесь всегда находилось место технологическим новинкам. Впервые в русской металлургии на Сноведском заводе была применена паровая машина для домны. Мастеровые Лукин и Ястребов соорудили ее еще в 1799 году, на 25 лет опередив знаменитого механика Е.А. Черепанова. В 1815 году они же построили паровую машину на Верхне-Выксунском заводе, а в 20-е годы XIX века на здешних предприятиях началось их серийное производство. Баташевские «паровики» ни в чем не уступали известным всему миру бердовским и были установлены на большинстве волжских пароходов.
    Производилась на предприятии даже такая экзотическая по тем временам продукция, как сверхпрочная высокоуглеродистая узорчатая сталь. Департамент горных дел Российской империи еще в 1820 году получил сообщение, что на Баташевском заводе делают «булат или подражание дамаскинской стали». Вообще, XIX век стал эпохой процветания этих предприятий. На международных выставках в Париже, Лейпциге, Милане, Турине, Москве, Нижнем Новгороде и Казани изделия Баташевых получали золотые медали и дипломы первой степени. Выксунский чугун славился по всему миру. «Он мягок и имеет вместе с тем необыкновенную упругость, какой по своим путешествиям не замечал ни на одном заводе, как в России, так и в Швеции, Англии и США. Общие свойства чугуна – твердость, хрупкость, ломкость; но здешний гибок, как пружина, и крепок в соединении частей своих. Доказательством служит Петровский театр в Москве, где ложи висят на кронштейнах или на пальцах из сего чугуна», – писал известный историк П. П. Свиньин.
    Выксунские заводы поставляли литейный чугун и чугунные изделия для московских водопроводов. При сооружении же Мытищинского было уложено более 40 верст труб и изготовлено 13 фонтанов. Литые чугунные украшения и знаменитые кони на Триумфальной арке в Москве отлиты выксунскими мастерами по эскизам известного русского скульптора Витали. Во многих крупных городах России устанавливались прекрасные фонтаны и системы водоснабжения, изготовленные на бывших баташевских заводах, которые по имени нового владельца именовались шепелевскими.
    После смерти Ивана Родионовича Баташева заводы стали собственностью его зятя – героя Отечественной войны 1812 года генерала Д.Д. Шепелева. С этими предприятиями связаны имена многих известных людей. Писатель Сухово-Кобылин, один из близких родственников управляющего заводами, писал в Выксе свою знаменитую «Свадьбу Кречинского». Генерала Шепелева некоторые литературоведы склонны считать прототипом пушкинского князя Верейского – «вкусившего жизни» жениха Маши Троекуровой из повести «Дубровский». По мнению других исследователей, именно на выксунских заводах разворачивается действие повести Н.С. Лескова «Железная воля». Известный архитектор А. М. Горностаев – автор усыпальницы князя Пожарского в Суздале и Успенского собора в Хельсинки, строивший храмы на Валааме и в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, – родился и вырос в семье Д.Д. Шепелева. Его необыкновенно талантливые рисунки попались на глаза гостившему здесь историку П.П. Свиньину, который и убедил воспитателей Горностаева дать мальчику художественное образование.
    Но самый заметный след в истории завода оставил, без сомнения, русский архитектор и изобретатель Василий Шухов. Будущий автор башни на Шаболовке построил в 1898 году в Выксе водонапорную башню. Ее бак держался на стальном основании в форме гиперболоида, составленного, как сетка прямолинейных стержней. Именно эта башня стала прообразом знаменитой шуховской конструкции – символа советского телевидения 40–70-х годов ушедшего века. Тогда же, в 1898 году, Шухов построил для выксунских заводов здание листопрокатного цеха с кровельными перекрытиями в виде сетчатого металлического свода. Оно сохранилось и до наших дней. Вообще, на рубеже ХIХ и ХХ веков в Выксе были возведены такие корпуса, в которых производилась самая ходовая продукция – железо, гвозди, стальные болванки. А рельсы выксунских заводов использовались при строительстве всех железных дорог империи.
    Начавшаяся в 1914 году мировая война диктовала свои условия предприятию, приспособляя его к выполнению военных заказов. Заводы переходили от одного государственного управляющего к другому и к революции 1917 года находились в ведении Министерства путей сообщения. А во время гражданской войны эти металлургические предприятия оставались единственными в европейской России, которые продолжали выпускать металлопродукцию. И позже выксунские заводы, входившие тогда в состав Приокского горного округа, не только сохраняли, но и наращивали производство, сумев к 1925 году превзойти довоенный уровень на 5,6 %. В 1928 году горный округ был ликвидирован, и на базе основных производственных мощностей некогда баташевских заводов появилось единое предприятие – Выксунский металлургический завод.
    В советское время ВМЗ нередко ошеломлял емкими цифрами производственных результатов. Выксунский завод никогда не отставал в техническом развитии. Но в эпоху индустриализации ВМЗ модернизируется стремительными темпами. С 1930 года по 1935 год на заводе были электрифицированы основные производства, построены две мощных мартеновских печи, а также единственный тогда в СССР цех по производству электросварных труб. В годы Великой Отечественной войны завод в рекордные сроки освоил выпуск принципиально новой продукции, необходимой для обороны страны. Несмотря на то, что план по выплавке стали был увеличен более чем в семь раз, выксунские металлурги перевыполнили и его. Здешняя броня использовалась не только для создания танков и бронепоездов. В 1942 году из этой стали изготовили корпуса уникальной машины – железнодорожного бронеавтомобиля Б-64В. Буква «В» означала «выксунский». Легкий броневик должен был ездить по рельсам! Для этого автомобиль поставили на железнодорожные колеса, и он успешно прошел испытания.
    Внушительны заводские успехи и после Победы. С 1971 года по 1991 год построено еще пять цехов, освоено три новых производства. ВМЗ стал крупнейшим в стране производителем электросварных труб и железнодорожных колес. Завод первым освоил технологию порошковой металлургии, а трубоэлектросварочный цех № 5, созданный в 1987 году по японской технологии, считался лучшим в Советском Союзе. Буквально накануне реформ, в 1991 году, на Выксе вошел в строй сверхсовременный трубоэлектросварочный цех № 4.
    Эпоха рыночных преобразований не стала для ВМЗ периодом упадка. Заводу удалось сохранить свое уникальное лицо во многом благодаря вхождению ОАО «ВМЗ» в состав Объединенной металлургической компании в 1999 году. Лидер в производстве труб, главный поставщик железнодорожных колес для МПС России, международных корпораций Samsung и General Electric – Выксунский металлургический завод продолжает развивать и совершенствовать свое производство. В новом тысячелетии введено в эксплуатацию уникальное современное производство – участок по нанесению наружной антикоррозионной изоляции на трубы. Технология двух- и трехслойного покрытия позволяет увеличить срок службы труб в 2 – 2,5 раза. С лета 2002 года в лабораториях МПС проходят испытания новые железнодорожные колеса, не имеющие аналогов по техническим и качественным характеристикам.
    Выксунский ордена Ленина металлургический завод, обладатель государственных статусов «Лидер российской экономики» и «Элита российского бизнеса», международных призов «Золотой Меркурий», «Золотое клише» и «Золотая пальмовая ветвь», смотрит в будущее с уверенным спокойствием патриарха российской металлургии. Опыт успешной работы в продолжении двух с половиной столетий дает ему на это полное право.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение