Иван Лыкошин
Одно из старейших металлургических предприятий России, Выксунский металлургический завод без малого два с половиной столетия находится в числе самых передовых предприятий отрасли, являясь даже в некотором роде легендой отечественной металлургии. «Железный век» Выксы начался в первых десятилетиях ХVIII века. В 1719 году Петр Великий своим знаменитым указом разрешил «каждому на Руси искать, чистить и плавить металлы». Именно тогда в окрестностях Мурома и Нижнего Новгорода на берегах Оки и ее притоков появились первые рудники-«дудки», где велось кустарное изготовление кричного железа.
Но подлинное, промышленное, развитие металлургии в этом крае связано с указом другой правительницы России. «Для охраны лесов от истребления» императрица Елизавета Петровна распорядилась закрыть ряд заводов на расстоянии двухсот верст от Москвы. В составленный Сенатом список попали и предприятия известных промышленников Андрея и Ивана Баташевых. Братья вынуждены были отправиться на поиски новых мест.
Окрестности Выксы в то время идеально подходили для создания нового металлургического производства. Богатые залежи железной руды, близость к важной транспортной магистрали, реке Оке, и соседство со знаменитой Нижегородской ярмаркой стали для Баташевых определяющими факторами. Спустя два года после переселения, в 1757 году начал выпускать чугун первый на новых землях завод Баташевых Унженский, расположенный во Владимирской губернии. Развитию же производства непосредственно в Выксе препятствовало достаточно серьезное обстоятельство: эта территория считалась «землями новокрещенной мордвы», а потому строиться здесь разрешалось только с особого монаршего благоволения. И в августе 1765 года царский подарок преподнесла Екатерина II подписала особый указ, разрешающий братьям Баташевым осваивать берега Выксы и Велетьмы. Немедленно началось строительство нового Верхне-Выксунского завода, который годом позже, в 1766 году, выпустил почти пять тысяч тонн чугуна значительный по тем временам объем.
Предприимчивые братья обладали деловой хваткой: приобретая земли, они закладывали их под внушительную сумму, а крепостных крестьян из купленных деревень переводили на заводы рабочими. Таким образом Баташевы одновременно увеличивали оборотный капитал своих предприятий и обеспечивали их дополнительной рабочей силой. Результатом стало троекратное за три года с 1762 года по 1764 год увеличение объемов производства на Унженском и Гусевском заводах. Всего же к началу XIX века Баташевы владели уже восемнадцатью металлургическими заводами, четырнадцать из которых построили сами.
Одно из заводских преданий связано с эпохой турецких кампаний в конце XVIII века. Тогда баташевские заводы поставляли пушки, ядра и бомбы для русской армии. Только в 1770 году в Выксе досрочно произвели почти полторы сотни орудий разного калибра и «бомб и ядер без счету». Но пушечное производство оказалось новым делом для здешних предприятий, и на испытаниях часть орудий разорвало. Для выяснения обстоятельств на заводы из Петербурга отправили нового государственного приемщика. И пушки после этого перестали рваться. Нового чиновника, капитана II ранга русского флота, звали Осипом Абрамовичем Ганнибалом. Годы спустя у него родился внук, Александр Сергеевич Пушкин.
Баташевские железоделательные заводы являлись промышленным символом своей эпохи, а их владельцы жили полнокровной жизнью тогдашнего русского общества. Неудивительно, что и с самими предприятиями, и с их владельцами связано немало любопытных историй. Младший из братьев, Иван Родионович, слыл большим ценителем прекрасного, заядлым театралом. Именно ему принадлежал знаменитый «Дом Баташева» на Швивой горке в Москве, считающийся красивейшим памятником архитектуры XVIII века. Это одно из немногих зданий, уцелевших в пожаре 1812 года, чему дом обязан своему тогдашнему квартиранту, наполеоновскому маршалу Иоахиму Мюрату. Заняв роскошный дворец, Мюрат и его адъютанты немедленно потребовали ужина, но у дворовых нашлась только сайка для маршала и каравай черного хлеба для остальных... Несмотря на то, что дом практически не пострадал, Иван Родионович потратил неслыханную по тем временам сумму в 300 тысяч рублей, чтобы заново отделать свои комнаты «после французов».
Вокруг Баташевых образовался некий романтический ореол: из уст в уста передавались истории об их любовных приключениях, тайных дворцовых подземельях, даже о связях с муромскими разбойниками. Как правило, эти истории не имели под собой никакой почвы. Известный писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк полагал в Баташевых «тайное сочувствие старой вере», а основанием для подобных домыслов был патриархальный порядок на их заводах, где все жили единой семьей, дружно справляя праздники и сообща встречая невзгоды. «Население выксунских заводов славилось трудолюбием, лентяи и рохли не могли здесь прижиться, писал один из историков. В воскресные дни, особенно в большие праздники, пьяных было много по всем улицам и даже около барского дома. Грозный барин, поглядывая на подгулявших или лежащих замертво, только ухмылялся... Но выпивший хоть рюмку в будни, опохмелившийся в понедельник или не дотерпевший до воскресенья наказывался розгами. Наказание повторялось до трех раз, а уж за четвертое ослушание провинившийся сдавался в солдаты или ссылался на поселение в Сибирь».
ХIX век изменил производственные предпочтения владельцев заводов. Если раньше Баташевы стремились увеличить объем производства и приумножить число заводов, то теперь основное внимание они стали уделять расширению номенклатуры изделий. Резко снизился выпуск чугуна, заводы перешли к производству готовой продукции. По словам современника, «заводы сии снабжены всем потребным. Заводчик, по обыкновению и установлению в России о рудных заводах, имеет изрядно поселенную слободу крестьян, которых он единственно для заводского употребляет дела. Бабы и малые ребята имеют при заводах приличную и с силами их сходную работу. Вольные рудокопатели в деловую пору получают в день по осьми копеек, а в другое время по пяти. Кроме полосного железа на выксунских заводах делают разную утварь, как-то: чугуны, чугунные котлы, топоры, молоты, ломы и сим подобные орудия».
Процветающие баташевские заводы успешно конкурировали с демидовскими. Долгое время выксунские предприятия именовали «Новой Англией», и не в последнюю очередь за то, что здесь всегда находилось место технологическим новинкам. Впервые в русской металлургии на Сноведском заводе была применена паровая машина для домны. Мастеровые Лукин и Ястребов соорудили ее еще в 1799 году, на 25 лет опередив знаменитого механика Е.А. Черепанова. В 1815 году они же построили паровую машину на Верхне-Выксунском заводе, а в 20-е годы XIX века на здешних предприятиях началось их серийное производство. Баташевские «паровики» ни в чем не уступали известным всему миру бердовским и были установлены на большинстве волжских пароходов.
Производилась на предприятии даже такая экзотическая по тем временам продукция, как сверхпрочная высокоуглеродистая узорчатая сталь. Департамент горных дел Российской империи еще в 1820 году получил сообщение, что на Баташевском заводе делают «булат или подражание дамаскинской стали». Вообще, XIX век стал эпохой процветания этих предприятий. На международных выставках в Париже, Лейпциге, Милане, Турине, Москве, Нижнем Новгороде и Казани изделия Баташевых получали золотые медали и дипломы первой степени. Выксунский чугун славился по всему миру. «Он мягок и имеет вместе с тем необыкновенную упругость, какой по своим путешествиям не замечал ни на одном заводе, как в России, так и в Швеции, Англии и США. Общие свойства чугуна твердость, хрупкость, ломкость; но здешний гибок, как пружина, и крепок в соединении частей своих. Доказательством служит Петровский театр в Москве, где ложи висят на кронштейнах или на пальцах из сего чугуна», писал известный историк П. П. Свиньин.
Выксунские заводы поставляли литейный чугун и чугунные изделия для московских водопроводов. При сооружении же Мытищинского было уложено более 40 верст труб и изготовлено 13 фонтанов. Литые чугунные украшения и знаменитые кони на Триумфальной арке в Москве отлиты выксунскими мастерами по эскизам известного русского скульптора Витали. Во многих крупных городах России устанавливались прекрасные фонтаны и системы водоснабжения, изготовленные на бывших баташевских заводах, которые по имени нового владельца именовались шепелевскими.
После смерти Ивана Родионовича Баташева заводы стали собственностью его зятя героя Отечественной войны 1812 года генерала Д.Д. Шепелева. С этими предприятиями связаны имена многих известных людей. Писатель Сухово-Кобылин, один из близких родственников управляющего заводами, писал в Выксе свою знаменитую «Свадьбу Кречинского». Генерала Шепелева некоторые литературоведы склонны считать прототипом пушкинского князя Верейского «вкусившего жизни» жениха Маши Троекуровой из повести «Дубровский». По мнению других исследователей, именно на выксунских заводах разворачивается действие повести Н.С. Лескова «Железная воля». Известный архитектор А. М. Горностаев автор усыпальницы князя Пожарского в Суздале и Успенского собора в Хельсинки, строивший храмы на Валааме и в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, родился и вырос в семье Д.Д. Шепелева. Его необыкновенно талантливые рисунки попались на глаза гостившему здесь историку П.П. Свиньину, который и убедил воспитателей Горностаева дать мальчику художественное образование.
Но самый заметный след в истории завода оставил, без сомнения, русский архитектор и изобретатель Василий Шухов. Будущий автор башни на Шаболовке построил в 1898 году в Выксе водонапорную башню. Ее бак держался на стальном основании в форме гиперболоида, составленного, как сетка прямолинейных стержней. Именно эта башня стала прообразом знаменитой шуховской конструкции символа советского телевидения 4070-х годов ушедшего века. Тогда же, в 1898 году, Шухов построил для выксунских заводов здание листопрокатного цеха с кровельными перекрытиями в виде сетчатого металлического свода. Оно сохранилось и до наших дней. Вообще, на рубеже ХIХ и ХХ веков в Выксе были возведены такие корпуса, в которых производилась самая ходовая продукция железо, гвозди, стальные болванки. А рельсы выксунских заводов использовались при строительстве всех железных дорог империи.
Начавшаяся в 1914 году мировая война диктовала свои условия предприятию, приспособляя его к выполнению военных заказов. Заводы переходили от одного государственного управляющего к другому и к революции 1917 года находились в ведении Министерства путей сообщения. А во время гражданской войны эти металлургические предприятия оставались единственными в европейской России, которые продолжали выпускать металлопродукцию. И позже выксунские заводы, входившие тогда в состав Приокского горного округа, не только сохраняли, но и наращивали производство, сумев к 1925 году превзойти довоенный уровень на 5,6 %. В 1928 году горный округ был ликвидирован, и на базе основных производственных мощностей некогда баташевских заводов появилось единое предприятие Выксунский металлургический завод.
В советское время ВМЗ нередко ошеломлял емкими цифрами производственных результатов. Выксунский завод никогда не отставал в техническом развитии. Но в эпоху индустриализации ВМЗ модернизируется стремительными темпами. С 1930 года по 1935 год на заводе были электрифицированы основные производства, построены две мощных мартеновских печи, а также единственный тогда в СССР цех по производству электросварных труб. В годы Великой Отечественной войны завод в рекордные сроки освоил выпуск принципиально новой продукции, необходимой для обороны страны. Несмотря на то, что план по выплавке стали был увеличен более чем в семь раз, выксунские металлурги перевыполнили и его. Здешняя броня использовалась не только для создания танков и бронепоездов. В 1942 году из этой стали изготовили корпуса уникальной машины железнодорожного бронеавтомобиля Б-64В. Буква «В» означала «выксунский». Легкий броневик должен был ездить по рельсам! Для этого автомобиль поставили на железнодорожные колеса, и он успешно прошел испытания.
Внушительны заводские успехи и после Победы. С 1971 года по 1991 год построено еще пять цехов, освоено три новых производства. ВМЗ стал крупнейшим в стране производителем электросварных труб и железнодорожных колес. Завод первым освоил технологию порошковой металлургии, а трубоэлектросварочный цех № 5, созданный в 1987 году по японской технологии, считался лучшим в Советском Союзе. Буквально накануне реформ, в 1991 году, на Выксе вошел в строй сверхсовременный трубоэлектросварочный цех № 4.
Эпоха рыночных преобразований не стала для ВМЗ периодом упадка. Заводу удалось сохранить свое уникальное лицо во многом благодаря вхождению ОАО «ВМЗ» в состав Объединенной металлургической компании в 1999 году. Лидер в производстве труб, главный поставщик железнодорожных колес для МПС России, международных корпораций Samsung и General Electric Выксунский металлургический завод продолжает развивать и совершенствовать свое производство. В новом тысячелетии введено в эксплуатацию уникальное современное производство участок по нанесению наружной антикоррозионной изоляции на трубы. Технология двух- и трехслойного покрытия позволяет увеличить срок службы труб в 2 2,5 раза. С лета 2002 года в лабораториях МПС проходят испытания новые железнодорожные колеса, не имеющие аналогов по техническим и качественным характеристикам.
Выксунский ордена Ленина металлургический завод, обладатель государственных статусов «Лидер российской экономики» и «Элита российского бизнеса», международных призов «Золотой Меркурий», «Золотое клише» и «Золотая пальмовая ветвь», смотрит в будущее с уверенным спокойствием патриарха российской металлургии. Опыт успешной работы в продолжении двух с половиной столетий дает ему на это полное право.
|