Игорь Прокопов Президент ассоциации "Алюминий"
Историю алюминия можно классифицировать как "новую историю" по сравнению с "древней историей" меди и железа. Сегодня алюминий занял лидирующее положение среди конструкционных материалов и имеет хорошие перспективы на будущее. Залогом этого служат его уникальные свойства, использование в новых технологиях, возможность значительного снижения издержек производства, обеспеченность качественным сырьем на долговременную перспективу (табл. 1).
Известны преимущества алюминия перед другими конструкционными материалами. Это сравнительно низкий для металлов удельный вес, высокая коррозионная и термическая стойкость, легкость формования и обработки, способность к стопроцентной вторичной переработке, огнестойкость, высокая электропроводность.
Конструкции из алюминия требуют более низких затрат в течение срока службы и практически не нуждаются в ремонте. Обладая хорошей гибкостью, они эффективно несут нагрузки и значительно снижают затраты на сооружение фундаментов и опор. Это позволяет в сжатые сроки производить модернизацию строительных сооружений, мостов, путепроводов и т.п. Во всех видах транспорта присутствие алюминия обеспечивает повышение скорости и безопасности движения, а также экономию энергии. Практически полная возможность его рециркуляции способствует улучшению экологии.
В настоящее время в мире уже есть такие научно-исследовательские наработки, которые могут радикально изменить технологию производства алюминия и столь же радикально снизить издержки производства. В этом плане особый интерес представляет тема нерасходуемого анода в электролизном производстве. В производстве изделий и полуфабрикатов это переход к мини-установкам непрерывной разливки и прокатки. В экструзии новые процессы формования в полутвердом состоянии, процессы формования в "гидросостоянии". Важное направление изготовление слоистых и пеноалюминиевых композитов.
В мировой экономике, как известно, идет процесс глобализации. В алюминиевой промышленности это выражается, в частности, в создании крупных интегрированных структур с полным технологическим циклом от добычи бокситов до выпуска изделий. Деятельность транснациональных корпораций может отрицательно сказаться прежде всего на небольших алюминиевых компаниях, не имеющих полного цикла производства, а тръцх эр чшётю тЁейдерских. Есть и существенные плюсы:
возможность стабилизации цен на алюминий и сырье для его производства с помощью рыночных приемов;
возможность концентрации интеллектуальных и финансовых ресурсов для разработки и внедрения новых технологий и новых видов продукции, сокращения сроков их реализации;
экономия административных издержек;
снижение стоимости конечной продукции благодаря внутренним расчетам за сырье и металл;
возможность кооперации производителя металла с крупным потребителем на долгосрочной основе, что уже наблюдается в автомобилестроении;
более точное определение стратегических приоритетов и задач.
Отсюда можно сделать вывод, что образование интегрированных структур в целом благоприятно скажется на развитии производства и потребления алюминия в мире.
Особенно хотелось бы выделить возможность ценовой стабилизации на мировом рынке, когда необходимо сбить экстремальные "пики" цен на металл, противостоять спекулятивной биржевой игре. Имеется в виду заключение долгосрочных соглашений с потребителями металла без посредника.
Потребители часто говорят, что цена на алюминий высока, и это тормозит его потребление. Безусловно, надо снижать себестоимость металла. Но проблема цены не столь однозначна. По отношению к общей массе промышленных товаров алюминий дешевеет, а прибыль от его производства падает. Более того, цены на алюминий за последние 15 лет имеют ярко выраженную тенденцию к понижению, чего не скажешь, например, о стали и меди.
Можно ожидать, что в ХХI веке в мировом производстве алюминия будут иметь место следующие тенденции:
дальнейшие интернационализация и укрупнение алюминиевого бизнеса, включение в него энергетических мощностей;
расширение потребления алюминия в таких отраслях, как автомобильное и транспортное машиностроение, строительство, производство бытовых товаров;
расширение рынка алюминия на основе развития кооперативных связей между производителем и потребителем этого металла в научно-исследовательской деятельности, разработке технологий, создании совместных производств;
радикальные изменения в технологии производства глинозема и алюминия, что позволит существенно снизить затраты на их выпуск.
Производство алюминия будет базироваться на использовании традиционного сырья бокситов. По-видимому, рано или поздно придется перерабатывать и менее качественное сырье. Подобные технологии уже сегодня есть в России, но к тому времени в них будут внесены значительные усовершенствования в соответствии с будущими достижениями науки и техники.
Будет обостряться проблема взаимоотношений алюминиевых предприятий как крупных потребителей электроэнергии с ее производителями. У мощных компаний возникнет необходимость создания собственных энергоисточников. Это повлечет за собой укрупнение электролизных производств. В "алюминиевой" энергетике будут преобладать атомные и гидроэлектростанции.
Определяя место России в мировой алюминиевой промышленности в будущем, необходимо исходить из того, что страна и впредь останется:
крупным производителем алюминия;
крупным его экспортером;
потенциально крупным потребителем этого металла, изделий и конструкций из него;
потребителем новых технологий и новой техники в производстве алюминия и продукции из него;
крупным потенциальным потребителем кредитных ресурсов для целей модернизации и развития производства;
крупным потребителем импортного алюминиевого сырья.
Можно ожидать, что в производстве алюминия в ближайшие годы Россия подойдет к отметке 3,5 млн. т, а в перспективе достигнет уровня 4 млн. т в год (табл. 2). Выпуск продукции будет расти за счет расширения Саянского, Иркутского и Волховского алюминиевых заводов, строительства новых предприятий, интенсификации действующего производства. Так, возобновлено строительство второй очереди Саянского алюминиевого завода мощностью 210 тыс. т в год. Выполняются проектные проработки строительства нового завода в Иркутской области, изучаются такие же возможности в Ленинградской области.
В 80-е годы в стране потреблялось на душу населения 12 14 кг алюминия в год. Сегодня этот показатель снижен более чем в 5 раз. По прогнозам, к прежнему уровню потребления Россия вернется в лучшем случае через 5 7 лет. Восстановление экономики, ее дальнейшее развитие будет сопровождаться ростом потребления первичного алюминия. Экспорт алюминия сократится до 2 млн. т в год. Этот уровень и сохранится на длительную перспективу. Следует ожидать, что около 400 500 тыс. т первичного алюминия будет перерабатываться для экспорта полуфабрикатов и готовых изделий.
В ближайшее время российская алюминиевая промышленность вынуждена будет ускорить модернизацию своих основных фондов. Мировая практика показывает, что в модернизацию и развитие производства вкладываются инвестиции на уровне 6 11 % выручки от продаж. Российские предприятия в последние 3 4 года вкладывали в модернизацию производства средства, равные 1 5 % сумм, полученных от продаж. Эти вложения делались из собственных ресурсов, кредиты практически не использовались. Мы ожидаем радикальных перемен в кредитной политике, роста инвестиций, в том числе иностранных. Ежегодные объемы капиталовложений в алюминиевую промышленность России должны составлять 350 400 млн. долл., из них 250 300 млн. долл. кредиты.
Нынешнее положение российской алюминиевой промышленности на мировом рынке определяется следующими особенностями:
использованием электроэнергии ГЭС, в том числе крупнейших в мире Саяно-Шушенской, Красноярской, Усть-Илимской, а также расположением электролизных производств вблизи них. На сравнительно дешевой электроэнергии крупных ГЭС производится около 85 % российского алюминия;
наличием высококвалифицированных кадров, что очень важно для таких сложных технологических производств, как глиноземное, алюминиевое и прокатное.
В то же время в отрасли есть серьезные проблемы:
незавершенность процесса интеграции по вертикально-технологическому принципу;
значительный дефицит собственного сырья (60 % глинозема импорт);
низкий уровень использования вторичных ресурсов металла в производстве алюминиевых сплавов и изделий;
слабый внутренний рынок;
необходимость реструктуризации научно-исследовательской деятельности, обеспечивающей модернизацию и развитие отрасли;
незавершенность становления рыночной экономики и ее законодательного обеспечения, отчего "правила игры" для отечественного алюминиевого бизнеса хуже, чем у его конкурентов;
низкий уровень экологической безопасности.
Из этого вытекают приоритетные задачи.
Необходимо завершить вертикальную интеграцию. По-видимому, сформируются 3-4 компании "Русский алюминий", "СУАЛ-Траст", "Алюминий Северо-Запада" и, возможно, другие. Концентрация финансовых ресурсов в интегрированных компаниях позволит эффективнее решать насущные проблемы технического перевооружения, создания собственной сырьевой базы, развития науки и ее эффективного применения, а также противостоять естественным монополиям и конкурировать на внешнем рынке.
Из возможных вышеперечисленных компаний только "СУАЛ-Траст" будет самодостаточной в сырьевом отношении и в добыче бокситов, и в производстве глинозема. Поэтому проблема сырья останется острой, не терпящей отлагательства в решении. Тут возможны разные пути. Один из них создание совместных структур с глиноземными предприятиями других стран СНГ Николаевским и Павлодарским заводами. Другой путь строительство новых глиноземных предприятий на базе отечественного сырья.
Уже началась реализация проекта Средне-Тиманского бокситового рудника, который будет обеспечивать сырьем уральские заводы. В перспективе возможно строительство глиноземного производства на самом месторождении. Прорабатывается проект создания завода на североонежских бокситах.
Расчеты показывают, что в рамках интегрированных компаний, работающих на консолидированную прибыль, реализация проектов с использованием среднетиманских и североонежских бокситов, а также нефелиновых концентратов Кольского полуострова экономически может быть вполне оправданной, учитывая, что затраты на доставку импортного сырья составляют в среднем около 80 долл./т алюминия. Не исключено также строительство или покупка предприятий (или их долей) в странах дальнего зарубежья. В этом плане уже имеются некоторые проработки, например, создание сырьевых объектов в Греции, Гвинее, Австралии, Индии.
В числе приоритетных задач следует считать и такую: поднять уровень использования вторичного алюминия в производстве сплавов и изделий. На внутренний рынок поступило в 1999 году около 500 тыс. т первичного алюминия и лишь 40 50 тыс. т вторичного. Естественно, что такое соотношение снижает экономическую эффективность производства и конкурентоспособность изделий из алюминия. Некоторые развитые страны имеют до 40 % вторичного металла в общей массе потребления алюминия. А это, в первую очередь, фактор энергосбережения: на производство 1 т первичного алюминия расходуется 13000 кВт . ч, а вторичного 700 кВт . ч. Ресурсы такого сырья в России есть. В 1998 1999 годах за рубеж вывозилось до 400 тыс. т вторичного металла ежегодно.
За рубежом широко развита сеть дистрибьютерских фирм, которые располагают не только складскими помещениями и широкой номенклатурой алюминиевой продукции, но и производственными площадями для ее разделки и изготовления деталей, узлов для малого и среднего бизнеса. В России существующие посреднические фирмы, как правило, занимаются только перекупкой и доставкой металла.
Безусловно, государство должно в соответствии с нормами международной торговли защищать российский рынок алюминиевых изделий, особенно на стадии его подъема. Отечественные заводы по переработке алюминия имеют возможности для производства широкой номенклатуры изделий. Правда, далеко не все их виды соответствуют международным стандартам. Россия заинтересована в создании на своей территории с участием иностранного капитала таких производств, которые бы расширяли внутренний рынок алюминия. Не важно, кто будет их собственником иностранные бизнесмены или отечественные, важно другое: изделия будут российского производства. В конечном счете, расширение рынка алюминия в такой крупной стране, как Россия, имеет большое значение и для развития мирового рынка.
Должна возрасти роль маркетинга. "Алюминий сегодня страдает от той же болезни, что и помидоры в XVIII веке. Многие не используют его из-за суеверия и незнания свойств. Европейцы не ели помидоры, считая их ядовитыми, а сегодня инженеры, по всей видимости, избегают применять алюминий по таким же необоснованным причинам", пишут американцы Киссел и Ферри в своей книге "Алюминиевые конструкции". Думаю, это высказывание вполне применимо к российским инженерам-проектировщикам зданий и сооружений, мостов, железнодорожных вагонов, автомобилей, а также к их производителям. К примеру, мосты из алюминия соединяют в себе высокую прочность, долговечность, открывают возможность новых конструкционных решений, не боятся вибрации, нуждаются лишь в небольшом текущем ремонте и могут быть эстетически привлекательными. Особенно эффективно применение алюминия при ремонте старых мостов. Сегодня в Москве полным ходом идет их реконструкция, но наши аргументы в пользу применения алюминия пока остаются без внимания.
Возможные потребители алюминия стремятся извлечь сиюминутную выгоду, пренебрегая эффективностью в конечном долгосрочном результате, а государство не готово поощрять процесс внедрения рыночными методами. А ведь совокупные затраты на производство изделий из стали больше, чем из алюминия. То же эксплуатационные. Так, 100 кг алюминия в автомобиле на каждые 100 км пробега дают экономию бензина 0,6 л.
Важнейшая задача реструктуризация отраслевой науки и создание условий для развития фундаментальной. Любая крупная компания не может быть самодостаточной, если не имеет своего, соответствующего ее масштабам научно-исследовательского центра. А централизованная отраслевая наука в условиях рыночной экономики вообще не может эффективно существовать.
Российские производители алюминия признаны равноправными партнерами на мировом рынке. Однако отечественная законодательная база в настоящее время не обеспечивает российскому бизнесу равных со своими конкурентами правил. По-прежнему давит налоговый пресс, нет возможности прогнозировать ценовую политику государственных монополий (транспорт, энергетика), практически отсутствует долгосрочное кредитование отрасли коммерческими банками, все еще значительны риски для западных банков. Хочется надеяться, что проводимая Президентом РФ реорганизация государственных структур будет способствовать созданию необходимых условий для подъема экономики и бизнеса в целом и алюминиевой промышленности в частности.
|