Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2015 год Горное дело Черная металлургия Нефть-газ=трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Экология Международное обозрение Искусство и ремесла История
№5' 2000 версия для печати

К 300-ЛЕТИЮ УРАЛЬСКОЙ МЕТАЛЛУРГИИ

ОТЕЦ РУССКОГО АФФИНАЖА



Станислав Набойченко
Ректор Уральского государственного технического университета – УПИ, член-корреспондент РАН

    В начале XX столетия на Урале работало несколько медеплавильных заводов, крупнейшими из которых были Калатинский и Карабашский. Усилиями десятков промысловых артелей добывались россыпные золото и платина, велась отработка золотоносных жил верхних горизонтов. Набирал мощь Кыштымский медеэлектролитный завод, выпускавший не только рафинированную медь, но и шлам – полупродукт, обогащенный золотом и серебром, редкими элементами. Этот ценный продукт вывозился за рубеж. Актуальность создания аффинажного производства – технологии по разделению и получению благородных металлов и платиноидов – становилась все очевидней.
    В 1915 году Николо-Павловское акционерное общество пригласило на работу в качестве руководителя строительства и директора завода по переработке шлиховой платины Н.Н. Барабошкина. С этого момента следует отсчитывать самый плодотворный период жизни одного из наиболее талантливых организаторов уральской цветной металлургии. А до этого был интересный период формирования и становления способного и трудолюбивого специалиста в стенах Петроградского горного института. Ну а теперь – по порядку...
    Николай Николаевич Барабошкин родился 24 октября 1880 года в крестьянской семье. Пытливый ум и способности мальчика, воля родителей – все это определило его судьбу. В 1899 году он сумел поступить в Петроградский горный институт, который закончил лишь... в 1914 году. Столь длительная учеба объяснялась необходимостью постоянного заработка на жизнь, частыми отвлечениями на другие важные дела. Он подрабатывал в лабораториях по химии у профессора И.Ф. Шредера, по аналитике и металлургии – у академика Н.С. Курнакова, в металлургической лаборатории – у профессора Н.П. Асеева, в петрографической лаборатории – у профессора В.В. Никитина. Все это – авторитетнейшие личности, гордость отечественной горнозаводской науки. Общение со столь выдающимися специалистами позволило Н.Н. Барабошкину приобрести разноплановые навыки экспериментатора, способность осмысливать и обобщать получаемые результаты, настойчивость и терпение.
    Сначала он работал в лабораториях, затем стал выезжать в экспедиции на прииски и заводы Урала и Дальнего Востока. Летом 1907 года Николай Николаевич организовал лабораторию для экспертизы платиноносности в районе Нижнетагильского округа. В 1908 – 1910 годах оборудовал контрольно-центральные лаборатории на Благодатском руднике и на медно-свинцовом заводе. В 1910 году разработал и освоил способ извлечения золота из упорных золото-сурьмяных руд, который был запатентован в Германии. В 1911 году изучил свойства шлиховой платины, продаваемой за рубеж, и одержал верх в дискуссии с французскими исследователями школы Дюпарка, пытавшимися принизить качество экспортируемого продукта.
    В 1914 году Н.Н. Барабошкин изучил систему "оксид сурьмы – сульфид сурьмы". Эту работу, отмеченную премией профессора К.Н. Лисенко, а также проект медеплавильного завода он представил как дипломный проект на соискание звания горного инженера.
    В 1915 году Барабошкин совместно с Н.Н. Подкопаевым разработал технологию аффинажа шлиховой платины. Впоследствии она была усовершенствована Клаусом и вошла в техническую литературу как "сернокислотный метод Барабошкина-Клауса". Одновременно он состоял в должности ассистента кафедры металлургии меди и других цветных металлов в Петроградском горном институте.
    И все-таки наиболее плодотворный период в деятельности выдающегося исследователя связан с Уралом, куда он переехал в 1915 году, где трудился до своих последних дней.
    Барабошкин убеждает правление Николо-Павловского акционерного общества в целесообразности строительства аффинажного завода именно в Екатеринбурге (сегодня АО "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" – крупнейшее профильное предприятие в России по аффинажу и производству изделий из благородных металлов). В короткие сроки были спроектированы основные и вспомогательные службы завода, и еще до революции 1917 года была получена губчатая платина.
    В годы Гражданской войны Барабошкин был добровольцем Екатеринбургского партизанского отряда и участвовал в боях с белочехами. После освобождения Урала от Колчака Николай Николаевич был направлен в Екатеринбург для восстановления аффинажного производства. В декабре 1921 года вышел декрет о создании на базе уральских платиновых месторождений государственного треста "Уралплатина". В его состав вошли крупные прииски, Екатеринбургский аффинажный и Московский платиновый заводы. Предписывалось срочно увеличить выпуск платины – одного из важнейших экспортных материалов. Одновременно в Москве открывается Институт платины во главе с академиком Н.С. Курнаковым. Многие работы этого НИИ проходили апробацию на заводской площадке в Екатеринбурге под научно-техническим патронажем Н.Н. Барабошкина, который состоял членом ученого совета Института платины.
    В должности научного руководителя Барабошкин совместно с сотрудниками организовал в процессе аффинажа получение платины (1916 г.), палладия (1922 г.), иридия (1923 г.), родия (1925 г.), осмия (1927 г.), рутения (1930 г.). В 1928 году на заводе организовано получение сплавов на основе платины и изделий из них.
    Организаторский и педагогический талант Н.Н. Барабошкина оказался востребованным при становлении высшего образования на Урале. Еще в 1915 году он был приглашен в Уральский горный институт: сначала был избран доцентом по химии, а в 1919 году – профессором по кафедре металлургии цветных металлов. В 1920 году Николай Николаевич стал деканом металлургического факультета.
    В связи с открытием Уральского госуниверситета (1920 г.) и последующей его реорганизацией Барабошкин перешел в Уральский индустриальный институт (ныне технический университет – УПИ). Здесь он создал кафедры металлургии цветных металлов, электрометаллургии, обогащения руд цветных металлов, теории металлургических процессов, заведовал лабораторией цветных металлов. Позднее, при очередной реорганизации высшей школы в структуре института цветных металлов, он создал и возглавил кафедру металлургии благородных металлов. Николай Николаевич впервые подготовил новый учебный курс "Физико-химические основы производства цветных металлов", который в течение ряда лет оставался базовым при подготовке инженеров по цветной металлургии. Многие из его учеников стали впоследствии авторитетными руководителями предприятий и организаций цветной металлургии (П.С. Власов, А.И. Гаев, П.И. Дерягин, А.А. Миронов и др.), известными учеными (А.К.Шарова, К.И.Ушаков). Десятки инженеров – выпускников Уральского политехнического института, обучавшихся у профессора Барабошкина, успешно работали на заводах цветной металлургии Урала и, конечно, на Свердловском аффинажном заводе.
    Кафедры цветной металлургии УПИ уделяли большое внимание подготовке специалистов со среднетехническим образованием на металлургическом отделении Свердловского горно-металлургического техникума им.И.И.Ползунова (ныне Уральский государственный колледж): чтение лекций, руководство дипломным проектированием, работа в Государственной экзаменационной комиссии. Многие выпускники техникума работали на аффинажном заводе. Особое внимание уделялось обучению рабочих на заводских курсах, переподготовке ИТР (лекции, стажировки в Московском НИИ, на заводах, за рубежом).
    Быстрые темпы развития цветной металлургии на Урале потребовали создания целевого научно-исследовательского института. По инициативе Н.Н. Барабошкина в 1930 году в Свердловске открывается филиал Московского государственного института цветных металлов – "Севгинцветмет" (впоследствии – авторитетный комплексный научно-исследовательский и проектный институт медной подотрасли "Унипромедь"). Николай Николаевич был назначен сначала директором этого института, а затем руководителем по научной работе.
    В этот период совместными усилиями трех научных коллективов – Свердловского аффинажного завода, Севгинцветмета, кафедр цветной металлургии Уральского индустриального института – под научным руководством профессора Барабошкина были выполнены следующие работы, оказавшие заметное влияние на развитие ряда направлений в цветной металлургии:
    – реализация аффинажа шлиховой платины и производства изделий из платиновых металлов (проволока для термопар, посуда для аналитических работ, расходные материалы для медицины);
    – уникальные разработки и сооружение двух промышленных установок (Карабаш, Кочкарь) по производству "белого мышьяка";
    – опыты и испытания по поиску оптимального варианта переработки оксидных никелевых руд, на основании которых спроектирован и построен первенец никелевой промышленности СССР – Уфалейский никелевый завод (ныне ОАО "Уфалейникель");
    – комплексная переработка медеэлектролитных шламов с извлечением не только серебра и золота, но селена и теллура;
    – оригинальные исследования по гидрометаллургической переработке окисленных никелевых руд (на современном этапе вновь возрастает внимание к поиску оптимального варианта гидрометаллургических технологий);
    – электролиз никелевого файнштейна – компактной технологии получения катодного никеля и попутного извлечения серы, селена, теллура (эта технология в 50 – 60-е годы была реализована на ряде зарубежных предприятий – в Канаде, Японии, ЮАР).
    Трудно переоценить вклад Н.Н. Барабошкина в организацию системной подготовки инженерно-технических кадров по цветной металлургии. Под его руководством создана Уральская школа металлургов-цветников, продолжателями которой стали профессора В.И. Смирнов, Б.Н. Лебедев, И.А. Каковский, В.Ф. Вольф, С.И. Кузнецов, И.Ф. Худяков и другие. Он оказал решающее влияние на становление отраслевой (Унипромедь), а позднее и академической (ныне Институт металлургии УРО РАН) науки на Урале.
    Интересен список научных работ профессора Н.Н.Барабошкина, который охватывает исследование системы "оксид – сульфид сурьмы", аналитическое исследование шлиховой платины, способ обработки золото-сурьмяных руд, обогащение хромистого железняка Гологорского рудника, извлечение платины, палладия, иридия из шлиховой платины, обработку шламов медного электролиза, извлечение родия и осмия, опытную плавку никелевых руд, гидрометаллургию силикатных никелевых руд, опробование платиноносных руд, извлечения платины из бедных пород, исследование тепловых характеристик шахтной и отражательной плавки медных руд, электролиз никеля с анодами из файнштейна, осаждение меди из рудничных вод, изучение эффективности перемешивания электролита в ваннах медного электролиза.
    По современным меркам этот список не выглядит обширным. Однако на то есть объективные причины. Работы по цветной металлургии, особенно по благородным металлам, шли под служебным или секретным грифами. Исследователю, кроме того, часто не хватало времени и возможностей для научного обобщения, тем более с учетом дефицита зарубежной технической литературы (уже существовал "железный занавес"). Наконец, основным критерием работы научного работника, к тому же руководителя завода, в те годы был практический результат.
    Знакомясь с архивами, автор статьи пришел к выводу о наличии большого фактического материала, мало известного технической интеллигенции, – по аффинажу платинового сырья, гидрометаллургии оксидных никелевых руд, получению "белого мышьяка", переработке медеэлектролитных шламов, электролизу никелевого файнштейна. В этих работах – не только оригинальные решения, но и много практического материала, вполне актуального и в наши дни.
    В настоящее время не осталось в живых не только коллег, работавших с Н.Н. Барабошкиным, но и его учеников. Однако, судя по публикациям, сохранившимся архивам, можно аттестовать профессора Барабошкина как талантливого самородка с пытливым умом и "божьей искрой", человека необычайно трудолюбивого, энергичного. Он был смелым и в то же время ответственным экспериментатором: полученные им результаты подтверждались во многих последующих исследованиях, воплощены в заводских технологиях. Хороший наставник, требовательный, но доброжелательный по отношению к ученикам и подчиненным, он не давал спуску ни себе, ни сотрудникам. Его рабочий график был не регламентирован, в течение дня Барабошкин успевал бывать в цехах, лабораториях, на кафедре. Интересна и такая характеристика: интеллигент – жизнелюб, пользовавшийся успехом у женщин: многие сотрудницы боготворили "мудрого Николая". Как подлинного ученого его отличало бескорыстие: известно, что на деньги, полученные в качестве гонорара за внедрение технологии переработки шламов на Кыштымском медеэлектролитном заводе, Н.Н. Барабошкин приобрел за границей химические реактивы, химическую посуду из фарфора, кварца, измерительные приборы. Его книги использовались в заводской, исследовательской, учебной практике. Позднее они были переданы в библиотеку УФАН СССР (ныне УРО РАН).
    Авторитетного профессора неоднократно избирали на почетные должности: он был председателем научно-технического общества (НТО) по цветной металлургии на Урале, почетным членом научно-технических обществ США, Англии, Германии.
    По стопам отца пошел и его сын, Алексей Николаевич Барабошкин (1925 – 1995 гг.), – авторитетный ученый в области электрохимии расплавов, автор многочисленных статей, изобретений и монографий, действительный член Российской академии наук. Внук Николая Николаевича – Дмитрий Барабошкин тоже связал свою научную карьеру с металлургией. Он работает доцентом в техническом университете – УПИ.
    К сожалению, вскоре после кончины Н. Н. Барабошкина его имя и дела были преданы забвению. Можно только гадать об истинных причинах столь сдержанного отношения к этой яркой личности, немало сделавшей для становления отечественной цветной металлургии. "Виной" тому могли быть и его приобщенность к закрытой тематике, и неуживчивый характер, бескомпромиссность в дискуссии "с сильными мира сего", и образ жизни, не вписывающийся в поведенческие стереотипы тех лет, а возможно – загадочные обстоятельства его кончины.
    Во всяком случае, во имя объективной оценки заслуг профессора Барабошкина перед российской цветной металлургией уместно увековечить его память хотя бы в год 120-летия со дня рождения этого выдающегося деятеля, истинного патриота Отечества.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение