Казимир Николаев Главный горняк АО "Рудпром" Федор Птицын Начальник транспортного отдела
Динамика перевозок в карьерах АО "Рудпром" показывает, что автосамосвалы основное первичное звено в технологии доставки горной массы из забоев. Доля автомобильного транспорта в объеме перевозок в среднем за последние 11 лет составляет 83 %, а в 1999 году достигла 84,8 %.
При разработке верхних горизонтов карьеров использовались автосамосвалы грузоподъемностью 27, 40 и 75 т (БелАЗ 7522; 7523; 7509). По мере углубления рабочей зоны внедряются более производительные машины грузоподъемностью 110, 120 и 136 т БелАЗ-75191, НD-1200, Р-150, САТ-785 и др., обеспечивающие большую единичную мощность, меньшую численность обслуживающего персонала, снижение напряженности на дорогах и в пунктах погрузки и разгрузки, уменьшение загазованности. При этом прямые автотранспортные перевозки вскрышных пород в отвал или добытой руды на фабрику уступают место более сложным транспортным схемам.
Как правило, крупные карьеры имеют несколько таких схем. Наибольшее распространение получила цепочка "автомобиль перегрузочный склад железнодорожный состав отвал (фабрика)". Так работают Михайловский, Лебединский, Стойленский, Костомукшский, Качканарский и Коршуновский горно-обогатительные комбинаты. Оленегорский ГОК, наряду с этим, пользуется схемой "автомобиль карьерная дробильная установка конвейер фабрика", именуемой еще циклично-поточной. Ковдорский ГОК, по горным условиям не имеющий железнодорожного транспорта, работает по двум циклично-поточным схемам: рудная "автомобиль карьерная дробильная установка конвейер фабрика" и вскрышная "автомобиль карьерная дробильная установка конвейер автомобиль отвал". Раньше на этом комбинате перевозка руды и вскрышных скальных пород полностью осуществлялась автомобильным транспортом. С переходом на отработку глубоких горизонтов, когда высота подъема превысила 200 м, а расстояние транспортировки вскрыши перевалило оптимальное (1,5 2,5 км), встал вопрос о переходе на комбинированный автомобильно-конвейерный транспорт. С увеличением "плеча" перевозок до 4,5 5 км при большой высоте подъема даже у 120-тонных автосамосвалов фирмы "Комацу" технический и экономический ресурс быстро исчерпывается.
Там, где применяются схемы с железнодорожным транспортом, автомобильный используется для доставки горной массы на перегрузочные склады, размещаемые в рабочем пространстве карьеров. По мере их углубления склады перемещаются на нижние горизонты. Так сохраняются оптимальные расстояния доставки горной массы из забоев. Этим объясняется высокая доля автотранспорта в общем объеме перевозок. Он используется как сборочный при перемещении грузов на концентрационные горизонты, где расположены либо склады для перегрузки горной массы в железнодорожные вагоны, либо внутрикарьерные дробильные установки, передающие горную массу на конвейер. Автомобили в этих условиях незаменимы, так как более приспособлены к сложным горногеологическим и производственным условиям с разнообразной горной массой, нередко стесненными подъездами к экскаваторам, временными автодорогами на горизонтах, обводненности и др.
Из сказанного понятно, что требования к надежности, экономической эффективности работы технологического автотранспорта значительно повышаются. О необходимости применения на горных работах технически более совершенных машин свидетельствуют показатели объемов перевозок, выработки, удельного расхода топлива и др. (табл. 1).
Для эффективной и производительной работы необходимо также оптимальное соответствие вместимости ковша экскаватора и грузоподъемности автосамосвала. Желательно, чтобы это соотношение было кратным. Так, для погрузки скальных пород экскаватором с ковшом 12 м3 наиболее подходит автосамосвал грузоподъемностью 120 т, с ковшом 15 м3 120 и 180 т, с ковшом 20 м3 автосамосвалы грузоподъемностью 200 и 220 т.
Одно из основных условий эффективной работы автомобилей в карьерах необходимый запас мощности двигателя и его надежность. В свое время эксплуатация самосвалов БелАЗ-548 и БелАЗ-7523 (двигатель ЯМЗ-240 НМ2) при транспортировке пород с глубины 200 м показала, что машины имеют низкий коэффициент технической готовности. Замена автопарка на машины БелАЗ-7548 (двигатель ЯМЗ-8401.10-01) позволила увеличить эффективность их использования более чем в 2 раза. Так, в 1999 году в карьере ОАО "Михайловский ГОК" выработка на одну автотонну у БелАЗа-7523 составила 7314 т и 24818 ткм, а у БелАЗа-7548 20644 т и 53803 ткм. При несколько большем удельном расходе топлива 79,4 г/ткм (у БелАЗа-7523 76,5 г/ткм) себестоимость одного тонно-километра составила 0,94 руб. (у БелАЗа-7523 1,06 руб.). У БелАЗа-7548 оказался выше и коэффициент технической готовности (0,99 против 0,86).
Проблема выбора модели автосамосвала в последние годы становится для горнодобывающих предприятий все более актуальной. Нынешняя их самостоятельность дает возможность иметь различные модели машин и отечественных, и зарубежных.
С увеличением глубины карьеров сужается их рабочая зона, что требует меньшего числа машин, но зато большей грузоподъемности, с более мощным и надежным двигателем, стойкими шинами и т.д. Так, средняя грузоподъемность автосамосвала на предприятиях АО "Рудпром" возросла с 62,4 т в 1989 году до 83,7 т в 1999 году, а на крупных карьерах с 88,3 т до 104 т. Однако приходится учитывать, что применение машин особо большой грузоподъемности требует крупных единовременных капиталовложений. В их числе затраты на покупку автосамосвалов, переустройство дорог, реконструкцию действующих или строительство новых гаражей, на специальное оборудование. Этим и объясняется, что только четыре акционерных общества смогли приобрести импортные машины грузоподъемностью 136 т: Михайловский ГОК 2 автосамосвала Р-150 Юклид, Лебединский ГОК 3 машины Н-510Е американской фирмы "Дрессер", Ковдорский ГОК 3 автосамосвала САТ-785 ("Катерпиллар"), "Карельский окатыш" 2 автосамосвала Р-150 Юклид и 10 автосамосвалов Н-445Е ("Дрессер") грузоподъемностью 110 т.
В этих условиях основной объем горной массы перевезен выпускаемыми Белорусским автозаводом самосвалами грузоподъемностью 110 120 т. Опыт эксплуатации автомобилей БелАЗ-75191 показал их не очень высокую надежность, в первую очередь из-за преждевременных отказов металлоконструкций рам, корпусов бортовых редукторов, реактивных штанг. В связи с этим хотелось бы обратить особое внимание на одну из последних разработок карьерный автосамосвал БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 т. В машине нового поколения применена электрическая трансмиссия переменно-постоянного тока с пускорегулирующей аппаратурой на базе микроэлектроники, повышены мощности дизельного двигателя и тяговых электромашин. Установлены объединенная гидросистема, дисковые тормоза с гидроприводом, более комфортабельная кабина, внедрен целый ряд других новшеств.
Среди железорудных предприятий одним из первых начал эксплуатировать самосвал БелАЗ-75131 Оленегорский ГОК. Работа автомобиля в 1999 году позволила выявить основные преимущества 130-тонной машины перед серийно выпускаемыми 120-тонными. Если у БелАЗа-75191 выработка на одну автотонну составила 9445 т и 18586 ткм, то у БелАЗа-75131 15323 т и 24092 ткм. При этом у новой машины значительно ниже удельный расход топлива 107,3 г/ткм (у БелАЗа-75191 143,1 г/ткм). Производительность увеличена на 57 %, а удельный расход топлива снижен на 25 %. Особенно хорош автомобиль для глубоких карьеров: у нового 130-тонника и для таких сложных условий достаточен запас мощности и по двигателю, и по электротрансмиссии.
В последний год этими машинами пополнился парк технологических автосамосвалов в акционерных обществах "Михайловский ГОК", "Карельский окатыш" и "Ковдорский ГОК".
В изменяющихся экономических условиях, когда нет централизованного распределения запасных частей и лимитов, а все решают финансовые возможности предприятия, одним из реальных путей повышения эффективности эксплуатации автомобилей становится замена узлов и систем, имеющих низкую надежность, зарубежными аналогами. В 1995 году ОАО "Михайловский ГОК" первым из железорудных предприятий начал эксплуатацию автосамосвалов БелАЗ-75125 с дизелем КТА-38С фирмы "Камминз" (взамен двигателей Уральского турбомоторного завода 6-8ДМ2lА и двигателей чешской фирмы "Пилстик" 8 РАЧ 185). Результаты эксплуатации самосвалов с двигателем КТА-38С показали, что производительность машин БелАЗ-75125 (грузоподъемность 120 т) за 1996 год была на 85 % больше, чем у БелАЗ-75191 (грузоподъемность 110 т), расход топлива на 40 % ниже, а коэффициент технической готовности на 40 % выше.
Надежность и стабильность работы автосамосвалов БелАЗ-75125 позволили акционерным обществам "Коршуновский ГОК", "Оленегорский ГОК" и "Стойленский ГОК" принять решение о переоборудовании двигателями фирмы "Камминз" и автосамосвалов БелАЗ-75191.
В глубоких карьерах при транспортировке породы с нижних горизонтов в отвалы машины БелАЗ останавливаются по два-три раза из-за перегрева тяговых электродвигателей, особенно летом. Наблюдаются случаи перегрева силовых узлов электрической трансмиссии и в автосамосвалах НD-1200 фирмы "Комацу". Этим и вызвано решение использовать на Ковдорском ГОКе машины фирмы "Катерпиллар" САТ-785 с механической трансмиссией. Сравнительные показатели в табл. 2. При этом следует отметить, что фирма "Катерпиллар" предлагает заказчикам эффективную систему продажи агрегатов, восстановленных на ее заводах, в обмен на старые с выплатой разницы в цене, что позволяет экономить средства. А гарантийный срок службы восстановленного агрегата равен гарантийному сроку службы нового.
Важным звеном в организации и производстве открытых горных работ является вспомогательная транспортная техника. Ряд операций всецело зависит от ее эффективности. Так, с увеличением грузоподъемности автосамосвалов требуются буксировщики большей мощности для транспортировки вышедших из строя автосамосвалов по карьерным дорогам с уклонами до 60 80 промилей. Это надо учесть автомобилестроителям. В карьерах нужны также трейлеры для перемещения горной техники и тяжелых негабаритных грузов, поливочно-оросительные автомобили с большой емкостью цистерны (до 100 м3) для поливки автодорог и орошения забоев экскаваторов, чтобы не было пыли. Есть нужда в большегрузных спецмашинах для доставки и разбрасывания щебня при строительстве. Для устранения неисправностей технологических автосамосвалов на линии требуются специализированные машины техпомощи, оснащенные необходимым комплексом агрегатов, приспособлений и инструментов.
В заключение изложим свои выводы.
1. На крупных железорудных карьерах при достижении глубины более 250 м получают все большее распространение транспортные схемы, где первичным (забойным) звеном является технологический автотранспорт, который в недалеком будущем станет перевозить 100 % горной массы, извлекаемой из недр.
2. Автосамосвалы используются в неблагоприятных горно- и гидрогеологических условиях, которые с нарастанием глубины все более усложняются. Поэтому повышаются требования горняков к надежности машин, их технической производительности, безопасной работы, а также к мощности двигателя.
3. При укомплектовании автопарка самосвалами, особенно грузоподъемностью более 100 т, целесообразно иметь две равноценные модели, чтобы снизить зависимость от одной фирмы-изготовителя и исключить внезапный массовый отказ каких-либо узлов. Выбор типа наиболее эффективных самосвалов должен осуществляться на основе детального анализа результатов их эксплуатации применительно к конкретным карьерам. При этом приоритетными являются вопросы ремонтопригодности машин и безотказности их основных узлов и систем.
4. Значительное повышение производительности самосвалов может быть обеспечено за счет более полного использования их технических возможностей, сокращения простоев из-за отсутствия запасных частей, погрузочного оборудования, ожидания ремонта.
5. Необходимо создавать специализированные модели автомобилей большой единичной мощности для выполнения вспомогательных работ по обслуживанию технологического автотранспорта, работающего на глубоких горизонтах карьеров.
|