Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Акционерное общество "Богословский алюминиевый завод" Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Рынки металлов Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Экология Искусство и ремесла
Акционерное общество "Богословский алюминиевый завод"
№2' 2000 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ
"БАЗ" ВЫСТУПАЕТ ИНИЦИАТОРОМ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ УРАЛА




    В хозяйственной жизни России административные границы преодолеваются порой труднее, чем государственные. На севере Урала, где смыкаются Свердловская, Пермская, Тюменская области и Республика Коми, между социально-экономическими комплексами регионов словно проходит водораздел. Здесь оканчиваются тупиками железные дороги и шоссе, заметно редеет инфраструктура, снижается плотность размещения производственных объектов. Обширное пространство выглядит сплошным "медвежьим углом", однако по возможностям развития хозяйственной деятельности эту территорию можно считать одной из наиболее перспективных в стране.
    Планы комплексного освоения северных районов Урала существуют давно, но только в последнее время они получили организационную поддержку. Инициатором в деле практической реализации этих программ выступило наиболее мощное среди действующих здесь предприятий – Богословский алюминиевый завод. В августе прошлого года в Краснотурьинске состоялась конференция "Перспективы развития северных территорий Свердловской области", которая обобщила имеющиеся исследовательские материалы. Наши читатели имеют возможность познакомиться с содержанием двух работ, по тематике наиболее близких журналу, – о минерально-сырьевой базе и проектах новых транспортных коридоров в этом районе. Материалы подготовлены учеными Уральского отделения РАН и специалистами БАЗа, публикуются в сокращении.



Уральские недра еще не опустели

    Освоение минерально-сырьевых ресурсов – вопрос не только технический, но во многом организационный и социальный. Долгие годы этому не придавалось большого значения, и поэтому сейчас мы столкнулись с проблемой депрессивных городов, территорий. Приступая к разработке любого месторождения полезных ископаемых, казалось бы, заранее можно рассчитать, какие трудности ждут впереди, какие проблемы и когда возникнут, сколько лет будет существовать горнодобывающее предприятие. Однако, несмотря на существовавшую до 1991 года плановую экономику, комплексный подход к освоению месторождений полезных ископаемых отсутствовал. В полной мере не учитывались ни технический (геологическое изучение, горная добыча, обогащение, металлургия), ни организационный (создание оптимальных структур управления промышленностью), ни социальный (обустройство поселков, городов, создание обслуживающей инфраструктуры) факторы.
    Ниже остановимся на состоянии минерально-сырьевой базы и уровне ее освоения в Северном округе Свердловской области.

    Черные металлы
    Железные руды. Обеспеченность горнодобывающих предприятий – удовлетворительная (Богословское РУ – 38,5 года, Качканарский ГОК – 51,7 года). Железорудное месторождение III Северное в Ивдельском районе может осваиваться, исходя из экономических соображений, совместно с освоением месторождений медных руд. Необходимо вернуться к вопросу освоения крупного Серовского месторождения бурохромистых руд, которые являются сырьем для производства качественного металла за счет легирования их природными примесями никеля и др.
    Марганец. Полуночное РУ ОАО "Уралтрансгаз" обеспечено марганцевыми рудами для открытого способа добычи на непродолжительное время (3 – 5 лет), остальная часть Североуральского марганцевого бассейна представлена карбонатными рудами, освоение которых связано с определенными трудностями – проведением подземных горных работ с достаточно большими водопритоками или с внедрением новой технологии обогащения карбонатных руд. К перспективным на выявление промышленных месторождений среди ранее известных и вновь выявленных относятся площади Суеват-Паульская, Сурпийская, Бурмантовская, Собянино-Щипичнинская, Вишерская, Устейская и др., общие прогнозные ресурсы на которых составляют 209 млн. т карбонатных руд. Отработка их может вестись карьерами и, возможно, методом подземного выщелачивания (ПВ).
    Хромиты. В России практически отсутствует сырьевая база на хромиты, без которых невозможно производство качественных сталей. Прогнозные ресурсы (Р1+Р2+Рз) в Ивдельском районе (Салатимский массив) – 1,05 млн. т руды, в Серовском районе (Кольский массив) – 3 млн. т руды.

    Цветные металлы
    Бокситы. Разведанные запасы и прогнозные ресурсы бокситов в Свердловской области сконцентрированы в основном в Североуральском, Ивдельском и Карпинском районах. Качество бокситов высокое.
    ОАО "Севуралбокситруда" отрабатывает 4 месторождения подземным способом. Обеспеченность высокая – 53 года (за исключением шахты 16-16-бис). Запасов на отработку открытым способом хватит на 8 лет. Имеется несколько перспективных месторождений для подземной добычи в Ивдельском районе, а также бокситоносных площадей для добычи открытым способом. На СУБРе в связи с постоянным углублением шахт существуют проблемы по борьбе с водопритоками и горными ударами, что требует новых технических и технологических подходов.
    Снижение уровня добычи приводит к уменьшению занятости трудящихся. Решение проблем возможно в случае освоения существующих месторождений полезных ископаемых – медных (Тарньер, Шемур, Н.Шемур) и бокситовых (Ивдель, Тиман); подготовки к освоению новых месторождений с проведением геологоразведочных работ на восточном и западном склонах Урала на медные, золотые руды и рудную платину; использования огромных запасов чистых подземных пресных дренажных вод бокситовых месторождений, как долговременного источника водоснабжения не только для Северного округа, но и для всей Свердловской области и, возможно, Урала.
    Месторождения СУБРа, несомненно, еще долгие годы будут надежной качественной сырьевой базой России. Начало эксплуатации Среднетиманского месторождения бокситов способно обеспечить дальнейшее увеличение производства алюминия в стране, отказаться от завоза бокситов из-за рубежа.
    Медные руды. Для продления срока службы АО "Турьинский рудник" требуется проведение геологоработ на флангах Турьинского рудного поля. Волковский рудник обеспечен запасами на столетия, но небольшое содержание металла (0,73 %) не позволяет в достаточном количестве обеспечивать сырьем медеплавильный завод в Красноуральске. Медная промышленность Урала работает в основном на привозном сырье. Имеющаяся рудная база в Ивдельском (месторождения Шемур, Н.Шемур, Тарньер) и Карпинском районах (Валенторское месторождение) осваивается слабо. Вместе с тем имеющиеся здесь запасы сравнительно невелики. Поэтому необходимо форсировать геологоработы в Северном округе, прогнозные ресурсы которого значительно превышают запасы, подготовленные для промышленного освоения.
    Никель. ОАО "Уфалейникель" и Режский никелевый завод обеспечены сырьевой базой (Серовское месторождение) с учетом сложившегося уровня добычи как минимум на 30 – 40 лет.

    Уголь
    Обеспеченность действующего предприятия ОАО "Вахрушевуголь" весьма низкая и находится в пределах 4 – 10 лет. Планируется освоение Ольховского участка, расширение границ разработки с запасами 3,3 млн. т, Атюсского с запасами 8 млн. т, Дальнебуланашского, Егоршинского и Маньинского месторождений, что позволит сохранить добычу угля в области на уровне 2,5 – 3,3 млн. т (в 1999 г. добыто 1,95 млн. т). Существуют в связи с этим следующие проблемы:
    – по Атюсскому месторождению требуется решение об использовании углей в качестве энергетических;
    – по Маньинскому месторождению необходимо провести геологическое изучение опробования отбора валовых проб, их обогащения и определения возможности использования концентратов для производства кокса;
    – в Егоршинско-Каменском районах следует определить возможности экономически выгодной эксплуатации запасов месторождений – Махневского (213 млн. т), Еловского (117 млн. т), Литовского (91 млн. т), Трошковского (71 млн. т).
    Имеется большое число мелких месторождений, углепроявлений, которые могут представлять интерес как объекты разработки на топливо для местных нужд.

    Золото
    Общая обеспеченность балансовыми запасами золотодобывающих предприятий является удовлетворительной и составляет для подземного способа отработки 30 лет, открытого (карьерного) – 20 лет, дражного и гидравлического – 10 – 15 лет.
    Геологопромышленные переоценки разведанных запасов золоторудных месторождений для подземной отработки, а также эксплуатируемых в течение многих лет существенно истощенных россыпных золото-платиновых месторождений показывают, что в современных условиях по экономическим факторам часть разведанных запасов переходит в категорию забалансовых. Тем самым срок обеспеченности балансовыми запасами действующих предприятий сокращается иногда на 40 – 50 %. В то же время уже длительный период не осваивается Воронцовское месторождение золота в Краснотурьинском районе, ввод которого позволил бы увеличить добычу металла в 2 раза. К сожалению, уровень добычи и в 2000 году на этом месторождении вряд ли превысит 500 – 700 кг. Требуется в ближайшее время внедрить в производство современные технологии переработки золотосодержащих руд методом кучного, чанового и подземного выщелачивания, "освобождения" мелкого золота из глинистых песков. Первые подвижки в этом направлении будут сделаны в 2000 году (Воронцовское месторождение).
    Прогнозные ресурсы золота превышают разведанные более чем в пять раз, рудных платиноидов – в 15 раз, россыпного золота и платины – в несколько раз.
    Целесообразность развития поисковых и разведочных работ на традиционные виды полезных ископаемых в экономически освоенных районах Свердловской области очевидна. Последствия свертывания геологоработ уже начинают ощущать черная и цветная металлургия.
    Мировой опыт говорит о том, что творческий подход к прогнозированию, поискам и оценке месторождений полезных ископаемых, основанный на достижениях теоретической геологии и моделирования процессов рудообразования, может привести (и приводит) к открытию месторождений таких геологопромышленных и генетических типов, которые ранее не были известны.
    На Урале такого рода предпосылки имеются на выявление следующих сырьевых ресурсов.
    1. Коренные источники алмазов. В отвалах пород из штольни г. Косьвинский Камень (Карпинский район) встречен неокатанный кристалл алмаза размером около 2 мм. Это – район одного из узлов россыпной алмазоносности – Тыпыльской.
    2. Платина, золото в высокоуглеродистых ("черносланцевых") толщах на всем протяжении Урала.
    3. Золотое оруденение новых промышленно-генетических типов минерализованных зон в сочетании с золотоносными корами выветривания (Невьянские, Краснотурьинские, Масловско-Ивдельские рудоносные зоны).
    4. Нефть. Результаты геолого-геофизических работ позволяют предположить возможность обнаружения нефти и газа в северо-восточных районах области. Потенциальные ресурсы оцениваются в 240 млн. т нефти и 390 млрд. м3 газа. В Ивдельском районе обнаруженные нефтебитумные накопления оцениваются в 100 млн. т нефти. Большой интерес представляет наличие поднадвиговой нефти на западном склоне Урала.
    5. Техногенные образования. В Свердловской области действует программа, которая предусматривает сокращение вредного воздействия техногенных образований на окружающую среду и использование полезных компонентов. В Северном округе техногенные образования достаточно многочисленны. Это – продукты горно-металлургического передела (Полуночное РУ, ОАО "Севуралбокситруда", ОАО "Вахрушевуголь", АО "Богословское РУ", Серовский никелевый рудник, "Уфалейникель", ОАО "Качканарский ГОК", ОАО "Богословский алюминиевый завод", Серовский завод ферросплавов и Серовский металлургический завод, Серовская ТЭЦ и т.д.)
    Территории, прилегающие к Свердловской области, также имеют большие запасы полезных ископаемых. В Республике Коми – уголь, бокситы Тимана, марганцевые руды Парнокского месторождения, бариты Хойлинского месторождения. В Тюменской области – хромиты месторождения Рай-Из, бурый уголь Сосьвинского буроугольного месторождения.
    От проблем научно-геологических и технических перейдем к организационным. В первую очередь важно обеспечить комплексный подход к изучению, использованию и восполнению природных ресурсов (недра, поверхностные воды, животный и растительный мир), т.е. необходимо вести эту работу из одного органа управления.
    Вторая проблема – чрезмерное налогообложение горнодобывающих предприятий, снижение которого необходимо обеспечить в законодательном порядке. В настоящее время горнодобывающие предприятия ищут всяческие пути для ухода от выплат налогов на недра и воспроизводство минерально-сырьевой базы. Колоссальная задолженность этих предприятий в ряде случаев уже привела к приостановке воспроизводства минерально-сырьевой базы, разрушению геологоразведочных предприятий Свердловской области.
    В-третьих, разрушилась производственная цепочка: добыча полезных ископаемых – обогащение – металлургия – металлообработка. Возникли ситуации, когда при наличии в регионе значительных свободных мощностей параллельно создаются аналогичные новые. Единственный путь восстановить разорванные экономические, технические и технологические связи – это организация интегрированных компаний по добыче, переработке сырья и выпуску готовой продукции высоких степеней переработки.
    В-четвертых, необходим мониторинг использования минерального сырья с целью оценки запасов в недрах, воспроизводства минерально-сырьевой базы, уровня добычи горными предприятиями, переработки обогатительными фабриками, металлургическими и машиностроительными предприятиями, объемов импорта и экспорта минерального сырья. Такой мониторинг позволит своевременно высвечивать наиболее сложные проблемы и находить пути их решения.
    Наконец, для горнодобывающих, металлургических и металлообрабатывающих предприятий, городов и региона в целом жизненно необходимо иметь долговременные программы социального развития. Тогда не возникали бы "вдруг" вопросы о судьбе депрессивных территорий.


Северный маршрут: расчеты и перспективы

    История проектов транспортного соединения Европейского Севера с Сибирью и Уралом насчитывает более ста лет. В последние годы наибольшее развитие получил проект "Белкомур" (Южный ход), предполагающий строительство дороги на участке Пермь – Сыктывкар. В дополнение к этому проекту в 1998 – 1999 годах, по заданию Богословского алюминиевого завода, Институтом стратегического анализа ИИиА УрО РАН была разработана "Концепция транспортного обеспечения освоения минерально-сырьевой базы северных районов в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе (2000 – 2030 гг.)" и предложен альтернативный вариант транспортного соединения промышленной базы Свердловской области с минерально-сырьевой базой Республики Коми, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Данный проект получил название "Баренцкомур" (Северный ход).
    Для формирования Северного хода необходимо построить новую железнодорожную линию между Троицко-Печорском в Республике Коми и ст. Полуночная в Свердловской области, с пересечением Уральского хребта. Протяженность дороги составит 410 – 420 км. Предполагаемая стоимость строительства – 778 млн. долл.
    В разработке и реализации проекта можно выделить следующие основные этапы:
    2000 – 2002 гг. – разработка ТЭО и процедура его согласования;
    2003 – 2005 гг. – изыскания и проектирование линии Северного хода (реконструкция и новое строительство);
    2006 – 2009 гг. – строительство новой железной дороги Троицко-Печорск – Полуночное с целевой задачей открытия сквозного рабочего движения поездов и последующим вводом во временную эксплуатацию;
    2010 – 2012 гг. – достройка железной дороги с одновременным обслуживанием клиентов в режиме временной эксплуатации и постоянной эксплуатации по пусковому комплексу под расчетный объем перевозок, например, до 5 млн. т в год;
    2013 г. и далее – обслуживание клиентов после сдачи железной дороги в постоянную эксплуатацию на полной проектной мощности.
    Целесообразность строительства Северного хода определяется перспективой укрепления сырьевой и топливно-энергетической базы предприятий Свердловской области благодаря вовлечению в хозяйственный оборот дополнительных источников сырья в зонах тяготения к новым участкам железных дорог. Речь идет о возможном использовании следующих видов ресурсов.
    Энергетические и коксующиеся угли. Потребности Свердловской области в энергетических и коксующихся углях на 90 % обеспечиваются поставками из Экибастузского (11-12 млн. т – для электростанций) и Кузнецкого (7 млн. т – для коксохимического производства и котельных) бассейнов. Эти поставщики в настоящее время не могут быть экономически эффективными и надежными. Казахстанские угольные и транспортные компании нестабильны в том, что касается отпускных цен и тарифов. Кузнецкий уголь и его доставка дороги. Транспортировка печорского угля по существующей сети железных дорог не обеспечивает его конкурентоспособности по сравнению с кузнецкими углями, тем не менее вопрос о массовых поставках печорского угля на Урал широко обсуждается. Установлено, что по технологическим и техническим условиям максимально возможный объем использования печорского угля на электростанциях Уральского экономического района может составить около 33 млн. т (в том числе в Свердловской области – до 10 млн. т). Объемы потребления коксующихся углей, в первую очередь для Нижнетагильского металлургического комбината, оцениваются в пределах от 0,4 до 3 млн. т в год.
    Титановые месторождения. Разработан инвестиционный проект АО "Комититан". Первый этап его реализации предполагает строительство опытного титанового комплекса на базе действующей опытно-промышленной обогатительной фабрики. Второй этап (по 2001 г.) предусматривает строительство горно-химического комплекса мощностью по добыче 500 тыс. т руды в год и ее переработке в титановые концентраты (75 тыс. т) и пигментный диоксид титана (30 тыс. т). Общая стоимость проекта – около 150 млн. долл. при сроках окупаемости 5 лет. Добыча титановой руды АО "Комититан", составлявшая в 1994 – 1995 годах 17 – 19 тыс. т сырой руды в год, в 1996 году резко сократилась – до 453 т, в 1997 году не производилась.
    Марганцевые руды. Крупный по запасам Североуральский марганцево-рудный бассейн для открытой отработки с десятью детально разведанными месторождениями карбонатных руд с суммарными запасами около 40 млн. т по категориям А+В1 и С2 и 45 млн. т прогнозных представлен в форме меридиональной полосы в 300 км от Ивделя до территории Западной Сибири на севере, т.е. вдоль Северного хода. Проведено техническое и технологическое изучение руд, выполнены проекты их отработки и использования. Предприятие "Уралтрансгаз" РАО "Газпром" в Полуночном уже начало добычу руды открытым способом и строительство обогатительной фабрики. Планируется довести объемы добычи от 200 до 400 тыс. т сырой руды с получением от 50 до 200 тыс. т марочных мартеновских концентратов. Подготавливается к освоению Парнокское месторождение марганцевых руд, расположенное в 80 км к востоку от Инты. В случае установления прямого железнодорожного сообщения и снижения тарифов парнокские руды могут составить конкуренцию уральским для использования в металлургии Свердловской и других областей Урала.
    Хромиты. В зоне тяготения Северного хода находится Войкаро-Сынинский хромитоносный массив, где выделяются 4 потенциальных рудных поля, расположенных в горном неосвоенном районе в 50 км восточнее железнодорожной станции Сивая Маска. Оценка ресурсов категории Р2 Хойлинского рудопроявления проведена до глубины 300 м в объеме 600 тыс. т. Ресурсы рудного поля в целом по категории Рз оценены в объеме 20 млн. т.
    Исходные данные для прогнозирования объема перевозок Северным ходом содержатся в работе Уральского отделения РАН "Концепция транспортной схемы Уральского Севера". По оценкам, в 2010 году перевозки составят от 17,8 млн. т до 21,8 млн. т, что отвечает расчетной грузонапряженности дороги II категории на 10-й год эксплуатации (15 – 30 млн. т-км).
    Отличительная особенность Северного хода состоит в том, что он "перехватывает" все перевозки, относимые на дорогу по западному склону Урала. Расчет грузовых перевозок сделан в направлении с Севера на Урал, но обязательно будет и обратный поток грузов. К моменту окончания основного строительства нефтегазовых промыслов с Урала на Ямал ежегодно будет завозиться 4,35 млн. т грузов. Из них количество дальнепривозных грузов (станки, трубы, оборудование, металлоконструкции, прокат, продукты и др.) оценивается в 1,37 млн. т, при этом более половины их будет поставляться с Урала. До 80 % уральских грузов, т.е. примерно 550 млн. т, неизбежно будут следовать Северным ходом.
    Были проведены сравнения по двум принципиальным вариантам железнодорожных перевозок в регионе: базовый, по Южному ходу, и альтернативный, использующий Северный ход. Эти сравнения позволяют сделать ряд принципиальных выводов.
    1. Стоимость перевозок и в том, и в другом варианте очень велика: за весь расчетный период (2000 – 2030 гг.) она составит от 15,2 до 17,8 млрд. долл.
    2. По варианту Северного хода стоимость перевозок имеет значительно меньшую величину – на 422 – 506 млн. долл. в пятилетку 2011 – 2015 гг. и на 593 – 680 млн. долл. в каждую из последующих пятилеток.
    3. Эффективность варианта Северного хода относительно базового варианта со временем возрастает – с 14 % (2011 – 2015 гг.) до 17,6 % (2016 – 2020 гг. и в последующие периоды).
    4. Общая величина экономии на стоимости перевозок по Северному ходу за период до 2030 года оценивается в 2,23 млрд. долл. в расчете на минимальный и 2,58 млрд. долл. – на максимальный объем перевозок.
    Для алюминиевой промышленности Урала важен расчет стоимости перевозок по транспортировке бокситов. После 2009 года, когда в действие вступает Северный ход, затраты на транспортировку бокситов уменьшаются на 15,52 млн. долл., или на 20 % к стоимости перевозок по базовому варианту в первый же год эксплуатации. За весь расчетный период (до 2030 г.) эффект снижения стоимости перевозок оценивается более чем в 135 млн. долл. Таким образом, в этих пределах заинтересованные субъекты хозяйственной деятельности могут "безубыточно" участвовать в инвестировании проекта Северного хода.
    Экономии, получаемой только за счет удешевления перевозки бокситов, недостаточно для инвестирования строительства железной дороги Троицко-Печорск – Хребет – Ивдель и реконструкции существующих участков Северного хода. Она эквивалентна стоимости 100 – 105 км новой исходной дороги. В связи с этим необходимо оценить возможную эффективность в других производствах и сферах хозяйственной деятельности региона, а также эффективность улучшения транспортных связей на всех уровнях транспортного обслуживания Большого Урала.
    Строительство Северного хода создает условия для реализации целой серии проектов, связанных с освоением минерально-сырьевой базы севера Свердловской области. Инвестиционная привлекательность таких проектов резко возрастает благодаря созданию инфраструктуры и снижению возможных транспортных издержек. С другой стороны, само проведение работ такого масштаба позволит сформировать ежегодный заказ на продукцию и услуги предприятий Свердловской области в сумме около 100 млн. долл. на весь срок строительства.
    Строительство Северного хода и сопряженные с ним проекты освоения минерально-сырьевой базы имеют не только экономическое, но и социальное значение. Рост объемов промышленного производства и инвестиции создают необходимые стимулы для развития социальной инфраструктуры северных территорий, включая систему профессионального и высшего образования, жилищное строительство, здравоохранение, торговлю и услуги населению.
    Реализация проекта "Северный ход" даст значительный интегральный эффект в решении отраслевых и территориальных задач.
    Российская Федерация в целом ощутит интегральный эффект в виде:
    – снижения зависимости от поставок глинозема по схеме толлинга;
    – сокращения потребности в импорте глинозема;
    – сокращения обязательного экспорта первичного алюминия и использования его для производства импортозамещающей и конкурентоспособной на внешнем рынке продукции на заводах России;
    – увеличения доходной части федерального бюджета на 756 млн. долл.;
    – снижения остроты проблемы срочной реструктуризации угольных предприятий Печорского бассейна, занятости и переселения;
    – улучшения геополитического положения в мирохозяйственной системе;
    – создания третьего "северного" железнодорожного перехода через Урал;
    – формирования для России нового выхода на побережье Баренцева моря и, следовательно, нового направления связи с мировым рынком, находящегося вне контроля со стороны сопредельных государств;
    – появления у России двух новых евроазиатских транспортных коридоров для обслуживания как межрегиональных, так и международных связей.
    Субъекты Федерации получат:
    – увеличение доходной части бюджета на 1155 млн. долл. (Республика Коми – 546 млн. долл., Свердловская область – 609 млн. долл.);
    – развитие проблемных территорий путем вовлечения в хозяйственный оборот новых источников промышленного сырья;
    – повышение транспортной освоенности территории;
    – решение части социальных проблем (создание рабочих мест, повышение занятости и уровня жизни населения).
    Проблемные территории субъектов Федерации получат:
    – повышение их транспортной освоенности;
    – решение части социальных проблем (создание рабочих мест, повышение занятости и уровня жизни населения).
    Сооружение Северного хода не означает, что строительство Южного хода как элемента магистрали "Белкомур" теряет свою целесообразность. При принятии решения надо исходить из того, что, во-первых, использование Южного хода и Северного хода экономически более оправданно, чем использование участков существующих дорог; во-вторых, создание Южного хода проектно более подготовлено, но многие организационные вопросы еще не решены (финансирование строительства участка Сыктывкар – Пермь); в-третьих, создание Северного хода требует организационной и проектной подготовки. Вместе с тем интегральная экономическая отдача Северного хода более существенна, чем Южного, особенно с учетом стратегической перспективы решения проблем федерального уровня.

Статья:   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение