Анатолий Сысоев Президент Ассоциации металлургов России, генеральный директор ОАО "Богословский алюминиевый завод", шеф-редактор журнала "Металлы Евразии"
Правильно говорит Президент Владимир Путин: "Проблемы страны надо решать как можно быстрее. Надо вступить в прямой контакт с проблемами страны. Уклоняться от них и дальше много опаснее, чем если принять вызов".
Сегодня следует обозначить проблемы и пути их решения.
Промышленность в целом и металлургия в частности после длительного спада вышли в 2000 году на явно выраженный подъем производства. Это результат того, что с августа 1998 года, с приходом на пост Председателя Правительства Примакова, Степашина, Путина, из государственных кабинетов ушла идеология монетаризма пришли прагматики. Первый результат курс доллара стал рыночным, а не зависящим от воли МВФ. Оказалось (а нам это было известно еще в 1992 1995 годах), что курс доллара, приближенный к уровню инфляции, позволяет ежегодно привлекать в доход государства (если считать приток денежных средств в экономике доходом) 1 трлн. руб., или, с пересчетом курсовой разницы 1999 к 1998 году, более 50 млрд. долл.
Курсовая политика 1999 года привела к следующим результатам:
увеличился приток "живых" денег в экономику;
изменился платежный баланс страны;
сократился импорт;
на российских предприятиях увеличилось производство товаров, замещающих импорт, что дало толчок другим производителям;
бюджеты всех уровней погасили задолженность перед "бюджетниками" физическими лицами;
увеличилась доля расчетов в денежной форме, и отпали многочисленные посредники-пиявки;
доходы предприятий увеличились в разы;
увеличились объемы инвестиций;
уровень курса доллара способствовал уменьшению безработицы.
Таким образом, страна оказалась самодостаточной, способной не брать долг и не жить в долг. Запад потерял рычаги давления на российскую власть и экономику. Но осталось значительное количество нерешенных проблем, которые серьезно затрудняют движение вперед. Полученную передышку надо использовать с расчетом на более длительную перспективу и заложить основы будущего развития страны.
Существенным тормозом в развитии экономики сегодня остается блок проблем:
энергообеспечение;
трудообеспечение;
инвестиционное обеспечение;
сырьевое обеспечение;
правовое обеспечение;
обеспечение экономики оборотными средствами.
Энергообеспечение
Энергетика в ближайшие два года не сможет обеспечить реальные темпы роста промышленности. Вот причины, которые к этому привели:
отсутствие стратегической политики обеспечения промышленности топливом;
неплатежеспособность промышленности из-за отсутствия собственных оборотных средств;
невостребованность энергоресурсов в связи с большим спадом в промышленности в прошлые периоды;
отсутствие источников инвестиций и программы обновления основных фондов.
Для выхода из сложившейся ситуации необходим ряд срочных решений и действий.
1. Принять экстренные меры по возврату долгов энергетикам и газовикам в течение 3 6 месяцев на уровне Указа Президента.
2. Остановить разброд и шатания, направленные на развал единой энергосистемы.
3. Разработать систему тарифной политики в стране на уровне закона для МПС, газовиков, энергетиков.
4. Наделить отрасли, прежде всего МПС, газовиков и энергетиков, оборотными средствами. Разработать механизм пополнения оборотных средств, в том числе и для экспортеров, привлекая для этого не только коммерческие банки (в том числе за счет средств резервирования), но и Центральный банк. Предусмотреть обязательные отчисления на пополнение оборотных средств за счет прибыли с учетом инфляции и наличия собственных оборотных средств.
5. Утвердить единый по стране порядок обеспечения энергосистемы топливом для энергостанций с привязкой по регионам.
6. Утвердить систему государственного стимулирования, поощряющую тех, кто занимается энергосбережением. Не должны запускаться новые производства, если в проекты не заложены более прогрессивные технологии, дающие более значительные объемы экономии энергоресурсов по сравнению с действующими производствами.
На каждом предприятии должна быть разработана программа реконструкции, снижающей энергозатраты.
Трудообеспечение
За время неправильных экономических реформ и экономического спада закрылось большое количество предприятий, и было много таких, где люди оставались на рабочих местах, но зарплата не выплачивалась по 3, 6 и даже 12 месяцев. Был утрачен экономический интерес к производительной работе. Часть людей ушла в сферы, которых не было при плановой экономике. Налицо потеря квалифицированных рабочих и ИТР, развал системы подготовки кадров. В ближайшие 2 3 года недостаток квалифицированных кадров станет серьезным тормозом в подъеме производства.
Что надо делать?
1. Отработать механизм формирования системы заработной платы. Достойная зарплата должна побуждать работать производительно.
2. Изменить систему пенсионного обеспечения. Сделать так, чтобы каждый за время активного трудового периода зарабатывал себе пенсию сам, а не перекладывал эту заботу на следующее поколение. Каждый должен быть уверен в том, что производительная работа, высокий заработок обеспечивают ему высокую пенсию, достойную старость, и иметь соответствующую гарантию.
3. Определить государственную политику в сфере подготовки квалифицированных кадров, создать льготы для предприятий, вкладывающих значительные средства в подготовку кадров на производстве, в учебных заведениях.
4. Снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда примерно в 2 раза с целью увеличения возможности приблизить заработки россиян к уровню, достигнутому в передовых странах.
Инвестиционное обеспечение
Износ основных фондов на предприятиях страны превысил 50 %, а в металлургии на отдельных предприятиях доходит до 70 %. На самортизированные основные фонды не начисляется амортизация. Амортизационные сроки в настоящее время составляют от 15 до 25 лет. Перерасчет норм амортизации в условиях высокой инфляции не производился несколько лет. Переоценка же основных фондов приведет к росту их стоимости, увеличению налога на имущество, и вся выгода от переоценки пойдет на выплату этого налога.
Увеличение инвестиций, прежде всего за счет амортизации, приведет к росту затрат на капитальные вложения. За этим возрастет потребность в материальных ресурсах, что увеличит производство, работающее на инвестиционный рынок. Это еще один способ расширения внутреннего рынка, прежде всего металла, оборудования.
На наш взгляд, необходимо, не дожидаясь нового Налогового кодекса, принять следующие меры.
1. С 1 июля 2000 года ввести новые амортизационные нормы, заложенные в проекте Налогового кодекса.
2. Отменить взимание НДС на строительно-монтажные работы, если предприятие ведет капитальное строительство собственными силами.
3. Рассмотреть возможности развития строительного комплекса на ближайшие 5 10 лет, так как уже через 2 3 года даже при наличии источников инвестиций строители в большинстве регионов будут не в состоянии выполнить весь объем подрядных работ.
Сырьевое обеспечение
Остро ощущается отсутствие единой политики в финансировании геологоразведочных и горнокапитальных работ. В настоящее время многие горнорудные предприятия находятся в стадии банкротства: не ведутся геологоразведочные работы, нет заделов по горнокапитальным работам; предприятия находятся на грани закрытия. Причин этому несколько.
1. В период перестройки и реформ горняки часто использовались как политический инструмент в борьбе за власть. Постоянные забастовки приводили предприятия к остановке и банкротству.
2. Система инвестирования горнокапитальных работ, действовавшая в советское время, была отменена в 1992 году, что при сложившемся уровне цен лишило горняков инвестиционных средств, а значит, и условий для саморазвития. Ранее горнокапитальные работы выполнялись за счет отчисления на полную амортизацию, и плата за них бралась за счет отчислений на полную амортизацию с их потребителей.
3. Законодатели и исполнительная власть почему-то посчитали, что горняцкое дело самое выгодное, и установили для горных предприятий налоговые нагрузки, привязанные к объему реализации или внутреннему валовому продукту, в 3 4 раза выше, чем в среднем по стране. Это сразу сделало горняков банкротами, особенно с учетом штрафов и пени.
В настоящее время ряд предприятий цветной металлургии потерял свою сырьевую базу, у ряда других предприятий отрасли запасов сырья осталось на 3 5 лет.
Российский экспорт на 80 % связан с возможностями сырьевой базы страны. Не будет ее не будет экспорта, а за этим экономическая катастрофа.
Мы предлагаем.
1.В течение 1 2 месяцев рассмотреть состояние сырьевой базы страны и подготовить Указ Президента и закон "О системе налогообложения сырьевой отрасли", сделав налоговую нагрузку на горные предприятия в 2 3 раза ниже, чем в среднем по стране.
2.Ввести экспортный налог для финансирования инвестиций в сырьевую отрасль, использовать часть средств, полученных за счет экспортных пошлин, на развитие сырьевой отрасли.
3.Внести изменения в законодательство о том, что налоги на воспроизводство сырьевых ресурсов, плата за сырьевые ресурсы в объеме не менее 50 % от суммы налога должны направляться на развитие сырьевой базы налогоплательщиков горнорудных предприятий.
Правовое обеспечение
Следует законодательно установить порядок взаимоотношений и взаимной ответственности между государством, акционерами и предприятиями. Акционеры свои доходы должны получать за счет прибыли предприятия, путем выплаты дивидендов и должны нести ответственность своим имуществом или по статьям Уголовного кодекса, если они своими действиями доводят предприятие до банкротства или делают его неплатежеспособным, уводя финансовые потоки через посреднические фирмы.
Все равно придет время, когда крупные собственники станут законопослушными гражданами России, и доходы, которые они получают с предприятий, где они имеют собственность, будут оставлять в России и будут даже гордиться этим.
Проблема формирования собственных оборотных средств
Кроме вышеперечисленных проблем, долгое время не решается проблема формирования оборотного капитала. До 1999 года оборотный капитал составлял до 23,5 % от всего капитала. Основные фонды 76,5 %.
В настоящее время собственный оборотный капитал составляет не более 1,5 % в общем капитале. Отсюда неплатежи в бюджеты разных уровней, естественным монополиям, задержки в выплате заработной платы, высокая кредиторская задолженность, отсутствие реальных средств на инвестиции.
До 1992 года в стране существовал механизм пополнения оборотных средств. Он исчез, а инфляция уничтожила собственные оборотные средства. С 1992 года государство, а также естественные монополии получают свои платежи в форме взаимозачета через посредников, т.е. налоги и оплаты фактически в полном объеме не получались.
Источники оборотных средств выглядят в настоящее время следующим образом (табл. 1).
Несмотря на то что в финансовом плане 1999 год был более благоприятный, и доля собственных оборотных средств и кредитов возросла, доля дебиторской задолженности увеличилась, что во многом определяется политикой акционеров и инфляцией (табл. 2).
Поэтому созрела необходимость решения проблемы неплатежей через создание механизма формирования собственных оборотных средств, механизма кредитования, через коммерческие банки и ЦБ под оборотные средства, прежде всего экспортеров, естественных монополий; необходимо также в законодательном порядке определенную часть прибыли с учетом инфляции и финансового состояния предприятия направлять на создание собственных оборотных средств с льготным налогообложением.
Предприятиям и акционерам необходимо принять меры по встречному погашению дебиторской и кредиторской задолженностей.
Следовало бы Указом Президента установить механизм формирования источников оборотных средств за счет кредитов банков, собственных источников под определенные налоговые льготы.
Мы все ждем от Президента РФ новой экономической политики (пусть это вновь будет названо "нэп"), чтобы люди гордились, что они живут в России, что, в силу своих способностей, они богатые люди и вкладывают свой капитал (а не только капиталы приватизированных предприятий) в развитие производственных мощностей страны. Пусть будут новые Демидовы, Строгановы, Мамонтовы. Но все они также должны находить поддержку у государства.
Закон, порядок и стабильность вот чего ждут сегодня большинство промышленников России.
|