Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Акционерное общество "Богословский алюминиевый завод" Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Рынки металлов Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Экология Искусство и ремесла
Акционерное общество "Богословский алюминиевый завод"
№2' 2000 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

УСПЕШНЫЙ ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ РЫНКА



Александр Шапуров
Директор по финансам и экономике

Александр Шапуров    Пожалуй, только сегодня после труднейшего десятилетия реформ мы начинаем осмысливать всю гигантскую сложность того пути, который прошла экономика страны за эти годы. Как и подавляющее большинство российских предприятий, вступая в рынок, Богословский алюминиевый завод столкнулся с огромным количеством принципиально новых проблем. Рыночная среда имеет ряд специфических особенностей, со многими из которых выброшенный из планового хозяйства и только-только становящийся на ноги отечественный бизнес был просто незнаком.
    Взять, например, проникновение информационных технологий буквально во все сферы хозяйственной деятельности – очевидно, что от умения эффективно использовать эти технологии напрямую зависит конкурентоспособность предприятия или фирмы. Поэтому сама жизнь побудила нас организовать на заводе новое подразделение – управление информационных технологий, перед которым была поставлена задача в сжатые сроки сформировать идеологию и принципы информационной системы ОАО "БАЗ", приступить к ее внедрению на наиболее ответственных участках, организовать подготовку кадров с учетом особенностей конкретного производства. Курс был взят на использование наиболее передовых информационных и компьютерных технологий.
    Во-вторых, современная хозяйственная среда характеризуется усилением роли инновационной деятельности на уровне фирмы. Под влиянием рыночной конкуренции, расширения рыночных и общественных потребностей способность промышленной компании к использованию новинок технологического, маркетингового и организационно-управленческого характера стала необходимым условием конкурентоспособности. Эти тенденции нашли отражение в "Программе повышения технического уровня Богословского алюминиевого завода" на период до 2005 года, где предусмотрено снижение материало- и энергоемкости производства, совершенствование основных технологических переделов, создание новых глиноземного и электролизного цехов.
    В-третьих, нынешняя хозяйственная среда отличается динамичным расширением рыночного пространства, прежде всего за счет экспортно-импортных операций. Стоит напомнить, что массированный выход российской металлургии на внешний рынок в 90-е годы существенно повлиял на состояние рыночной конъюнктуры. Руководство ОАО "БАЗ" дает себе отчет в том, что основным направлением долгосрочной рыночной стратегии предприятия должна стать ориентация на внутренние потребности российского хозяйства и неизбежный рост внутреннего спроса на металл в перспективе. Однако в нынешних условиях, когда внутренний рынок развивается довольно вяло, экспорт, безусловно, сохраняет роль важнейшего фактора, определяющего экономическое благополучие предприятия. Сегодня более 90 % своей продукции Богословский алюминиевый завод поставляет на экспорт.
    В-четвертых, либерализация внешнеэкономической деятельности оказала и определенное негативное воздействие на алюминиевую промышленность страны. Зарубежные компании, скупая пакеты акций российских заводов, далеко не всегда заинтересованы в успешном их развитии, а тем более – в создании мощных вертикально-интегрированных структур. Отсюда – необходимость тщательного, даже осторожного подхода к выбору возможных финансовых и торговых партнеров.
    В-пятых, к важнейшим особенностям современной среды развития промышленных фирм относится резкое усиление экологического фактора. Ужесточение требований к охране окружающей среды существенно изменило условия деятельности предприятий и оказывает весьма значительное влияние на выбор технологических и экономических решений. Поэтому и в сегодняшней практике завода, и особенно в перспективном планировании развития ОАО "БАЗ", экологические программы занимают весомое место.
    Наконец, исключительную важность приобрела подготовка управленческих кадров, особенно для государств, вступающих в рыночную экономику. Поставив во главу угла своей экономической политики обвальную приватизацию, люди, пришедшие к власти в России в начале 90-х годов, явно недооценили проблему управленческого обеспечения рыночных реформ. Резкий дефицит персонала, способного осмысленно и эффективно действовать в рыночной среде и понимающего к тому же специфику российского хозяйства, является, пожалуй, одним из главных препятствий реализации рыночных принципов в практической работе.
    Прошедшее десятилетие, безусловно, было переломным в многолетней истории Богословского алюминиевого завода. Стало очевидным, что возможности экстенсивного развития основного производства практически исчерпаны. Устаревший производственный аппарат основных переделов, утрата оборотных средств из-за гиперинфляции и роста тарифов на услуги естественных монополий, сокращение внутреннего спроса, развал финансовой системы, тяжелейшее бремя социальной сферы – все это требовало не просто экстренных мер, направленных на выживание предприятия, но и поиска новой стратегии, которая бы определяла долгосрочную экономическую устойчивость.
    Каковы сегодня основные факторы, позволяющие коллективу Богословского алюминиевого завода уверенно смотреть в будущее ?
    На первое место можно смело поставить разумную и гибкую экономическую политику акционерного общества "БАЗ", учитывающую все многообразие сложных и противоречивых факторов и обстоятельств, в которых сегодня функционирует предприятие. Конечно, алюминий – высоколиквидный товар, но завоевать и удерживать место на рынке без реорганизации производства, внесения изменений в работу предприятия с учетом меняющейся конъюнктуры было бы чрезвычайно сложно. Нестабильность цен, острейшая конкуренция, отсутствие многих необходимых законодательных актов в экономической и финансовой сфере создавали дополнительные сложности. Но и в этих условиях были найдены оптимальные решения, которые позволили нашему предприятию упрочить свои позиции.

Рентабельность производства продукции ОАО "БАЗ", % к 1995 году

Структура себестоимости продукции ОАО "БАЗ"

    В качестве примера можно вспомнить приватизацию завода, которая благодаря настойчивости генерального директора А.В. Сысоева прошла цивилизованно и сравнительно безболезненно. Контрольный пакет акций остался в руках коллектива предприятия.
    Другой факт. В середине 90-х годов в содружестве с наукой были разработаны и применены новые методики расчета цен и тарифов на основные услуги и продукцию естественных монополий, что позволило в дальнейшем почти всегда находить компромиссные решения в отношениях с поставщиками этих важнейших ресурсов.
    К заслугам ОАО "БАЗ" следует отнести то, что удалось обеспечить равные экономические условия для российских и иностранных поставщиков сырья алюминиевой промышленности. Благодаря использованию этой схемы, получившей название "внутреннего толлинга", была сохранена сырьевая база уральских алюминиевых заводов, развивается производство бокситов и глинозема, увеличивается экспорт, стабилизирована социальная обстановка в ряде городов региона. Неоправданная шумиха по поводу толлинга отнюдь не способствовала объективной оценке этой проблемы. Декабрьское решение Комиссии по оперативным вопросам Правительства РФ о прекращении толлинга выглядит плохо обоснованным. В руках ОАО "БАЗ" внутренний толлинг является инструментом эффективной хозяйственной политики, которая выгодна не только заводу, но и государству. На наш взгляд, эту проблему вообще нельзя решить административными методами, не предложив взамен детально обоснованной экономической альтернативы.
    Экономическая стратегия акционерного общества "БАЗ" строится с учетом требований внешних и внутренних потребителей. Существенно изменена структура управления заводом. Больше прав предоставлено цехам, которые теперь самостоятельны в поиске потребителей их продукции, повысилась ответственность за сбыт и своевременную оплату. Серьезно усилены службы сбыта, финансов, маркетинга, управления персоналом, создана служба внутреннего аудита. Заметно укрепилась финансовая дисциплина.
    Одной из ярких примет нового рыночного мышления является широкая диверсификация деятельности ОАО "БАЗ". Сегодня наше акционерное общество интегрирует в свою структуру не только подразделения, обслуживающие основное производство, но и предприятия, организации других отраслей: мощный строительный комплекс, производство товаров народного потребления и сельхозпродуктов, торговлю. Таким образом завод, во-первых, приобретает независимость от подрядных организаций, услуги которых по нынешним временам весьма недешевы, во-вторых, обеспечивает занятость населения, в-третьих, предлагает к реализации по более низким ценам достаточно широкий набор товаров и услуг и, наконец, получает дополнительную прибыль. Такая горизонтальная интеграция имеет выраженную социальную направленность, способствует росту производства и товарооборота в городе Краснотурьинске.
    Отличительной особенностью этих предприятий, ориентированных на массового потребителя, является использование самых современных технологий и материалов. Например, по лицензии фирмы "Хантер Даглас" освоено производство солнцезащитных жалюзи различных модификаций, которые находят хороший спрос на рынке. В развитии контактов с этой фирмой был начат выпуск подвесных потолков, панелей, ставень и другой продукции.
    Наиболее мощным интегрированным подразделением ОАО "БАЗ" является строительный комплекс, в котором заняты 1800 человек. Комплекс имеет в своем составе современный кирпичный завод, построенный по технологии испанской фирмы "Ажемак", завод железобетонных изделий, комбинат по производству строительных материалов из дерева. После приобретения основных фондов бывшего ОАО "Базстрой" управление строительства нашего завода превратилось в одно из крупнейших в Свердловской области предприятий данного профиля и способно производить строительно-монтажные работы практически любой сложности. Только в прошлом году в городе было введено более 3 тыс. м2 жилья.
    В 1993 году на базе городского бытового комбината было организовано новое предприятие – промышленно-торговый центр "Яса", где в дальнейшем были сосредоточены все подразделения по производству товаров народного потребления и оказанию услуг. В составе ПТЦ сегодня работают швейный цех (производит широкий ассортимент верхней одежды, в том числе рабочей), трикотажный участок, мини-типография, фотолаборатория, дизайн-студия. В нынешнем году начал работать участок по сборке компьютеров. Организация центра позволила создать около 300 рабочих мест, что очень важно для сравнительно небольшого города.
    Для реализации продукции ПТЦ в городе создана система продажи товаров, включающая дилерскую сеть, оптово-закупочную базу, службу рекламы. Кроме того, "Яса" выпускает продукты питания: в составе предприятия есть колбасный завод (проект югославской фирмы "Интерконсульт"), пивной завод (технология австрийской фирмы "Геха"), хлебозавод, а также широкая сеть общественного питания, 15 продовольственных и промтоварных магазинов на заводе и в городе.
    Вклад предприятий интегрированной сферы в общую копилку заводской прибыли не так уж и мал: за прошлый год оказано платных услуг населению на сумму около 38 млн. руб., что составляет примерно треть соответствующего городского показателя.
    Дочернее предприятие Богословского завода ООО ДСП "Совхоз "Богословский" занимается производством мяса, молока, овощей. Используются современные сельскохозяйственные технологии. Например, итальянская технология заготовки кормов позволила существенно повысить продуктивность скота. В ближайшей перспективе намечается пуск в эксплуатацию молокоперерабатывающего завода.
    Словом, Богословский алюминиевый завод успешно адаптировался к новым экономическим условиям. Однако жесткие правила рыночной экономики не позволяют успокаиваться на достигнутом. Поэтому руководство акционерного общества и сегодня продолжает искать новые возможности для повышения финансовой устойчивости БАЗа.

Статья:   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение