Валерий Бадов Специальный корреспондент журнала "Металлы Евразии"
...Трасса газопровода Уренгой Ужгород, конец 70-х. Вертолет летит над заснеженной тундрой. Оранжевые трубоукладчики отчетливо видны на искрящемся снегу, укатанном гусеницами "Катерпиллеров". Нить газовой трубы изогнулась дугой. Мехколонны Миннефтегазстроя идут темпом более 1 км в сутки. В одном трассовом коридоре каждый строительный сезон прибавляется по одной "нитке", протянувшейся от тюменской тундры до валдайского Торжка.
Десятки тысяч стыков, каждый из которых именной просвечивается после сварки рентгеном. Помню, вызывало невольное удивление, что в полевых трассовых условиях, на сорокаградусном морозе, в болотной хляби во время распутицы, сваренные вручную стыки 1420-миллиметровой трубы с маркой "Маннесманн" при испытаниях под большим давлением оказывались без изъянов.
... Приазовье, Жданов (ныне Мариуполь), 1985 год. На заводе им. Ильича пуск прокатного стана 3000. Первый раскаленный слиток торжественно прогоняют через клети чехословацкого стана. В кооперации Азовстали, завода Ильича, трубного завода в Харцызске все по соседству осваивается производство качественного металла, штрипсов и труб большого диаметра, которые, такая цель поставлена, не должны уступать "Маннесманну". Но вскоре грянула перестройка, кризис и неразбериха в экономике, дело не заладилось, а вскоре Мариуполь и Харцызск и вовсе оказались за границей.
Трансконтинентальные газопроводы выработали свой нормативный срок. Послужили они на славу, но в ближайшие годы Газпрому работы невпроворот. Для ремонта и обновления трубопроводов уже сегодня требуется более 600 тыс. т труб ежегодно. А в следующие 10 15 лет, когда протянутся новые газопроводы, среднегодовая потребность в трубах большого диаметра в России достигнет 4 5 млн. т. Неслыханный, богатый и доходный рынок для нашей кризисной металлургии! Как тут не кусать локти, что и 20 лет спустя после постановки проблемы приснопамятным Госпланом так и не создано отечественное производство труб диаметром 1420 мм. "Маннесманн", другие западные концерны, прочно обосновавшиеся на российском рынке, уже подсчитывают будущие барыши.
А что Газпром? Эта крупнейшая акционерная компания в стране, которой безнадежно задолжали и металлурги, и энергетики, и ВПК, непоколебима в том, что касается качества труб. Импортозамещение вещь хорошая, но требования заказчика к надежности ужесточаются. Вместе с тем есть подвижки в позиции Газпрома. Руководство корпорации всерьез озабочено диверсификацией рынка труб большого диаметра, который является типичным "рынком продавца". В недрах Минэкономики зреет крупнейший отечественный инвестиционный проект стан 5000 в комплексе с ультрасовременным трубосварочным производством. Семь металлургических предприятий России оспаривают право возвести у себя этот комплекс. Среди главных претендентов и ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат". Знаменательно, что глава Газпрома Рем Вяхирев прилетел именно в Тагил обсуждать проблему размещения стана 5000. Итогом совещания стал протокол о намерениях, который можно назвать обнадеживающим. Шансы Нижнего Тагила, по почти единодушному мнению экспертов, предпочтительнее, но окончательно все решится на открытом тендере.
Заметную роль лоббиста уральцев играл депутат Госдумы Валерий Язев. Для нашего слуха слово "лоббист" порой превратно перекликается с "толкачом". Доклад Язева как раз пример лоббирования с учетом государственных национальных интересов России. Примечательно, что доклад имеет подзаголовок "Геостратегический подход к организации и размещению производства труб большого диаметра". Пересказать развернутую концепцию Язева нет возможности, сделаю лишь "ремарки на полях".
О ресурсах и технологиях. "Промышленные запасы газа в России 48,9 трлн. м3. 78 % в Западной Сибири. Транспорт газа на расстояние до 3 тыс. км, а в будущем (Уренгой Пекин) 6 тыс. км. По оценке "Ферст Либерти Груп", Газпром планирует построить
16 тыс. км магистральных трубопроводов. 22 тыс. км магистралей газа требуют замены. Морские газопроводы с давлением 250 атм."
Упадок отечественной трубной промышленности. "Мощности отечественных трубных заводов (10 млн. т) используются на 1/3. Производство труб большого диаметра до 1220 мм снизилось в 1998 году по сравнению с 1991 годом в 4,5 раза."
"Маннесманн" и другие. "Западными корпорациями реализована долгосрочная стратегия захвата перспективного российского рынка нефтегазовых труб большого диаметра. Это нормальное поведение ТНК на мировых рынках. Российским производителям предстоит или приспособиться к монополистической и олигополической конкуренции, или сдать свои позиции на рынке труб большого диаметра навсегда".
Императивы. "Все варианты размещения стана 5000 лоббируются. Однако можно избежать ошибочных ключевых решений проблемы под воздействием локальных интересов и текущей выгоды, выдвигая на первое место геостратегические, то есть геополитические и геоэкономические критерии размещения важного для России производства. Я предлагаю крупнокорпоративную форму организации этого проекта. Только так можно обеспечить успех в условиях глобальной геополитической конкуренции за топливно-энергетические ресурсы Евразии."
Интересы "мирового сообщества". "Стратегия мировых держав в контроле над евразийскими ресурсами нефти и газа, а если это затруднительно, то в контроле над кровеносной системой энергетики, евразийскими нефте- и газопроводами, над производством и рынком нефтегазовых труб большого диаметра".
Ставки высоки. "Наша собственная история в XX веке обнаруживает теснейшую связь между наращиванием стратегической мощи СССР и развертыванием системы трубопроводного транспорта национального и международного значения. Ослабление мощи нашей страны с начала 90-х годов сопровождалось упадком систем добычи и транспортировки нефти и газа."
"... В XXI веке Урал, Сибирь и российский Север, Дальний Восток станут геополитическим и геоэкономическим базисом России. Это надо учитывать, размещая жизнеобеспечивающие промышленные комплексы в центре страны. Названные факторы говорят за размещение производства труб большого диаметра на Урале."
Масштаб задачи и корпоративность. "Включение в глобальную конкуренцию на мировом рынке труб с корпорациями Германии, Италии, Франции, Японии требует равномасштабных организационно-финансовых решений. И я вижу такое решение в создании на Урале мощной ФПГ "Уральской трубно-металлургической корпорации" на базе НТМК, ЧТЗ и ММК... Знаю, что здесь есть противоречие интересов. Но мировую олигополию может победить только равномасштабная корпорация. Комплекс по производству труб большого диаметра в Тагиле только первая из задач такой корпорации. За этим должно последовать наращивание трубных производств на ММК, ЧТЗ, АО "НОСТА" вплоть до полного удовлетворения потребностей строительства новых российских магистральных газопроводов".
|