Борис Руда, Дмитрий Скучалин, Алексей Хазанов ЗАО "Маркетинг-Союз"
Обращаясь к отечественным ценам на черный металлопрокат, нельзя оставлять за скобками вопрос: а как они соотносятся с мировыми? Да, экспортные торговые операции проводятся по ценам контрактным. Однако отклонения последних от соответствующих мировых, как правило, невелики и лишь отражают конкретные аспекты сделок. Добавим, что подобные отклонения более чем на 10 % должны вызывать интерес аналитиков не нашего профиля, а совсем других ведомств правоохранительных органов или налоговых служб.
Для сравнения цен нами использовано соотношение рубля и доллара по курсу ЦБ на последние числа каждого месяца с апреля 1998 года по октябрь 1999, т. е. докризисное и послекризисное время. Указанный период был для отечественного рынка резко динамичным.
На рис. 1 представлены динамические зависимости цен на арматуру: внутренние производителей и трейдеров и мировые Западная Европа, ФОБ, продажа, перечисленные в руб./т. по текущему курсу. Здесь явно выделяются два периода. Первый до августа 1998 года, когда внутренние цены были выше мировых (период достаточно длительный, включающий в себя 1996, 1997 и первую половину 1998 года). Второй послекризисный, когда уровень мировых цен поднялся выше уровня цен внутренних. Августовский кризис, как неоднократно указывалось, значительно повысил эффективность экспорта, которая в связи с резким ростом внутренних цен с весны 1999 года постепенно снижается.
На рис. 2 тоже представлены отечественные цены на арматуру, но для сравнения взяты следующие данные Китай, СИФ, покупка. Без труда можно выделить уже три периода: первый, когда внутренние цены выше мировых, второй с августа 1998 года по май июль 1999 года, когда мировые цены выше внутренних, и третий период, когда внутренние цены в связи с их резким ростом за последние месяцы снова, как и до кризиса, становятся выше мировых.
На рис. 3 и 4 сопоставлены внутрироссийские цены на катанку и аналогичные мировые цены Западная Европа, ФОБ, продажа и Китай, СИФ, покупка. В первом случае также можно выделить три периода: докризисный, когда внутренние цены были выше мировых, послекризисный, когда Россия временно уступала место в ценовом рейтинге, и последний сентябрь октябрь 1999 года, когда они практически сравнялись. На рис. 4, более близком нам по практической сути экспортных операций, видно, что ценовое соревнование началось с сентября 1998 года, и затем внутренние цены рванулись вверх с такой скоростью, что к февралю 1999 года заводские и к маю рыночные стали выше мировых.
На рис. 5 и 6 представлены данные по листовому прокату, причем цены на горячекатаный и холоднокатаный лист приняты усредненными, что общей картины не меняет. Она адекватна той, что мы видели в сравнении цен на арматуру и катанку. Опять достаточно явно выделяются те же три периода.
То, что внутренние цены снова стали выше мировых, крайне печально. Дело даже не в том, что эффективность экспортных операций выросла лишь на определенное время. Последние события на отрицательно динамичном, с ценовой точки зрения, внутреннем рынке заставляют снова задуматься: соответствует ли реальности курс рубля к доллару? Мы настолько привыкли к стыдливому термину "у. е.", что забываем о корневом смысле понятия "условная" его скорее можно отнести не к доллару, а к рублю.
Из первичного анализа ценовых данных видно, что кризис августа 1998 года произошел в крайне невыгодной для экспортеров черного металлопроката ситуации: наблюдалась тенденция поэтапного снижения мировых цен. После российского кризиса этот процесс лишь ускорился. В последние месяцы цены, как правило, стабилизировались на уровне даже ниже зафиксированных в августе 1998 года. Явно виден ценовой провал за период с "черного" августа до лета 1999 года. Затем цены мирового рынка или стабилизировались, или выросли, но, увы, именно в это время за счет роста внутренних цен снизилась эффективность отечественных экспортных операций. Все это в значительной степени снижает наши надежды на стабилизацию курса рубля, ведь черная металлургия далеко не последний экспортер. Впрочем, это вряд ли заметно скажется на объемах экспортных поставок, поскольку на внутреннем рынке предприятия производители привычно сталкиваются с необеспеченностью платежеспособности спроса.
Таким образом, наше отставание от уровня мировых цен оказалось временным. Сегодня по данному показателю мы вернулись к докризисному состоянию, но уже на новом ценовом уровне.
|