Борис Яцкевич Министр природных ресурсов РФ
В России создана мощная минерально-сырьевая база, являющаяся основой функционирования и дальнейшего развития экономики. Объемы добычи руды, размещение запасов и прогнозные ресурсы важнейших для металлургии полезных ископаемых приведены на рисунках.
Доля России в мировых запасах железных и оловянных руд превышает 27 %, меди 11 %, свинца 12 %, цинка 16 %, никеля 36 %, кобальта 20 %, металлов платиновой группы более 40 %. Разведаны крупные золоторудные месторождения, а также ресурсы редких металлов и других полезных ископаемых. Даже в условиях экономического спада из российских недр извлекается до 12 % мирового объема железной руды, 22 % никеля и кобальта, значительная доля алюминиевого сырья, меди, других металлов, обеспечиваются высокие показатели производства железорудной продукции, алюминия, цинка, никеля, палладия.
В экстремальных условиях Арктики эффективно действуют Норильский горно-металлургический комбинат и Норильская горная компания, в распоряжении которых находятся 35,8 % мировых запасов никеля, 14,5 % кобальта, 9,7 % меди, 40 % металлов платиновой группы. При этом богатые руды Норильска характеризуются самым высоким в мире содержанием никеля, меди и платиноидов. Комплексное использование этих руд (Ni, Cu, Co, МПГ, Au, Аg, а также Se и Те) еще больше повышает их ценность, обеспечивая устойчивую окупаемость производства, несмотря на более высокий уровень затрат по сравнению с мировыми конкурентами.
К разряду уникальных по качеству руд относятся также выявленные в последнее время месторождения редких элементов Томтор в Якутии и Чуктуконское в Красноярском крае, полиметаллических руд на архипелаге Новая Земля, в которых содержание основных компонентов выше, чем в других известных месторождениях мира.
Железорудная промышленность обладает уникальным ресурсным потенциалом КМА, масштабное освоение которого с использованием современных технологий обеспечило бы полное удовлетворение и внутренних нужд в железорудной продукции, и потребностей экспорта. Разведанные здесь запасы (66,3 млрд. т) достаточны для экономически эффективного расширения добычи, строительства новых горнорудных предприятий, особенно по разработке богатых железных руд. Запасы последних только в Белгородском районе составляют по категориям А+В+С1 5,9 млрд. т с содержанием железа 61,1 %, по категории С2 22,2 млрд. т и прогнозные ресурсы 19,6 млрд. т. В сумме это больше, чем в любой другой стране мира.
На рубеже ХХI века Россия имеет подготовленную для промышленного освоения сырьевую базу золота и возможности дальнейшего ее расширения. Обладая крупным ресурсным потенциалом и развитыми производственными мощностями, российская золотодобывающая промышленность отличается спецификой сырьевой базы: среди основных мировых производителей золота наша страна единственная, получающая основной объем этого металла (в среднем 67 %) из россыпей.
За 1991 1998 годы разведанные запасы золота в россыпных месторождениях уменьшились на 7,3 %, а в коренных увеличились на 5,6 %. За это же время добыча россыпного золота сократилась на 47,3 %, а коренного золота увеличилась в 1,8 раза, главным образом, за счет ввода в эксплуатацию Олимпиадинского и Кубакинского месторождений, добыча на которых в 1999 году оценивается более чем в 30 т металла.
Минерально-сырьевая база россыпного золота остается еще довольно крупной, а ее использование временно, в переходный период представляет наиболее привлекательный путь развития золотодобычи в связи с минимизацией капитальных вложений и эксплуатационных затрат. Потенциал россыпей, как показывают расчеты, достаточен для сохранения существующего уровня добычи в течение 10 15 лет до переориентации на разработку рудных запасов.
В настоящее время разведано более 200 коренных и 114 комплексных месторождений золота. В структуре сырьевой базы они составляют: 54 % в запасах, 80 % в прогнозных ресурсах и 33 % в добыче. Расчетный уровень производства рудного золота, определяемый по состоянию разведанных запасов, обеспеченности действующих и проектируемых предприятий, позволяет прогнозировать значительный рост добычи золота уже в среднесрочной перспективе.
На базе месторождений хромитов Карело-Кольского региона и Полярного Урала с определившимися в последние годы запасами и прогнозными ресурсами возможно создание горнорудных предприятий с суммарной годовой мощностью по добыче 750 800 тыс. т. Это в полтора раза выше существующего уровня потребления в стране хромоворудного сырья. Кроме того, активно изучаются и осваиваются местными металлургическими заводами многочисленные мелкие месторождения хромитов в Свердловской области и на Южном Урале.
Получены обнадеживающие результаты по обогащению карбонатных и фосфористых оксидных марганцевых руд и по опытным плавкам их концентратов. Эти результаты позволяют прогнозировать возможность использования запасов наиболее крупных в стране месторождений -Усинского в Кемеровской области и Порожинского в Красноярском крае для обеспечения потребностей в марганцевых концентратах металлургических заводов Урала и юга Сибири. Особого внимания заслуживают промышленные разработки Западно-Сибирского металлургического комбината по прямому легированию марганцем стали и чугуна при использовании рядовых концентратов (III IV сортов), получаемых из местного сырья.
Осуществляются активные меры по подготовке к промышленному освоению месторождений бокситов или их участков в Республике Коми на Среднем Тимане и в Свердловской области. Планируемое здесь наращивание добычи обеспечивает возможность значительного в 2 раза сокращения существующего в стране дефицита глинозема.
Россия располагает крупной, но пока еще слабо освоенной минерально-сырьевой базой свинца и цинка, титана и циркония, тантала и ниобия, ванадия и германия, ряда других металлов. Эти ресурсы могут полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка и значительное расширение экспорта.
В районах, тяготеющих к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, подготовлен крупный ресурсный потенциал железных руд (Чинейское месторождение и Южно-Якутский железорудный район), меди (Удоканское месторождение), свинца и цинка (Озерное и Холоднинское месторождения), молибдена (Орекитканское месторождение), олова (Правоурмийское месторождение), редких металлов (Катугинское месторождение), золота (месторождения Сухой Лог и Куранахская группа), комплексное освоение которых с использованием уже созданной инфраструктуры обеспечивает металлургию надежной минерально-сырьевой базой и создает гарантии экономической безопасности страны.
Несмотря на ограниченное финансирование геологоразведочных работ, достигнут сравнительно высокий уровень прироста запасов полезных ископаемых по заданиям, предусмотренным Федеральной программой развития минерально-сырьевой базы на 1994 2000 годы. По состоянию на 1 января 1999 года прирост запасов в % к уровню оптимального варианта Федеральной программы составил: по железным рудам 42,7, бокситам 211, меди 122, цинку 96, свинцу 38,6, олову 63,3, никелю 122, вольфраму 30,3, золоту 223.
На территории России учтен крупный потенциал прогнозных ресурсов большинства других стратегически важных полезных ископаемых, что обеспечивает перспективы дальнейшего развития их минерально-сырьевой базы.
Вместе с тем существуют серьезные проблемы, сдерживающие эффективное использование имеющейся минерально-сырьевой базы, о чем свидетельствуют показатели развития металлургии в последнее десятилетие. Так, в 1998 году спад производства цветных металлов по сравнению с уровнем 1990 года составил: по меди рафинированной 22,2 %, никелю 30,2 %, свинцу, включая вторичный, 15,4 %, магнию и его сплавам 27,3 %, титану губчатому 43,8 %, олову 78,5 %. При этом добыча всех типов руд снизилась в среднем на 51,5 %, в том числе никеля на 16 %, товарных железных руд, кобальта, меди и бокситов на 20 30 %, цинка в 1,5 раза, молибдена, свинца и олова в 4 5 раз. Ограничены мощности по добыче хромовых руд. В России практически отсутствует промышленность по производству концентратов марганца, титана и циркония. Прекращена добыча танталовых и ниобиевых руд.
Среди главных причин продолжающегося спада в горно-металлургическом секторе могут быть отмечены:
общее ухудшение экономической ситуации в стране и как следствие этого снижение внутреннего платежеспособного спроса, сокращение производства продукции минерального сырья;
технологическая отсталость производства, несовершенство структуры и организации работ в шахтах и карьерах, обогатительном и заводском переделах, негативно влияющие на качество и стоимость производимой продукции;
снижение роли государства в регулировании деятельности горной промышленности, обеспечении взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур в решении наиболее важных экономических, технологических и социальных проблем;
проявившиеся в последние годы негативные тенденции на мировых рынках минерального сырья, включая резкое снижение цен на него, а также откровенно дискриминационные меры, применяемые подчас за рубежом к российским продуцентам.
Особо следует выделить проблему крайне низкой инвестиционной привлекательности проектов минерально-сырьевого комплекса, что объясняется, наряду с общеизвестными причинами (высоким уровнем политического риска инвестиций и несовершенством механизма их законодательной защиты, фискальным характером существующей системы налогообложения горнодобывающих предприятий), "полурыночным характером" отношений, сложившихся в минерально-сырьевом комплексе. Прежде всего речь идет о несоответствии норм административного права, предусмотренных федеральным законом "О недрах", сложившегося механизма взаимоотношений в системе "рынок-государство-недропользователь" формирующимся рыночным отношениям в изучении и использовании недр, основанным на принципах гражданского права. Например, нуждается в законодательном оформлении возможность залога прав на пользование недрами как инструмента привлечения инвестиций в обширный сектор минерального сырья, не подпадающий под режим соглашений о разделе продукции. Должны быть устранены противоречия в соотношении законодательного и договорного регулирования инвестиционной деятельности в недропользовании, в том числе в части установления в законодательном порядке зависимости условий налогообложения инвесторов от объемов инвестиций и их планируемой эффективности, т.е. применения в договорах "стабилизационной оговорки".
Целесообразно расширить права недропользователей в вопросах переоформления лицензий иному юридическому лицу без проведения конкурсов (аукционов), предусмотреть в законодательном порядке возможность получения права на недропользование юридическими и физическими лицами владельцами горного имущества на соответствующих объектах минерального сырья. Не менее важно экономически стимулировать проведение компаниями геологоразведочных работ за счет собственных и заемных средств, предоставлять им преимущественные права на разработку выявляемых месторождений.
Эти положения в части упрощения процедуры переоформления лицензий, как и предоставления преимущественных прав на разработку месторождений полезных ископаемых, выявленных компаниями за счет собственных либо заемных средств, уже учтены проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах".
Кроме рассмотренных выше социально-экономических факторов, необходимо также учитывать некоторые специфические особенности минерально-сырьевой базы, снижающие эффективность ее промышленного использования. Прежде всего это размещение запасов большинства видов полезных ископаемых в малоосвоенных районах с весьма сложными природно-климатическими условиями, в то время как промышленные центры находятся преимущественно в европейской части России, на Урале и юге Сибири. В первую очередь по этой причине прекращена добыча рядовых руд олова и вольфрама в Якутии и на Северо-Востоке России, низка эффективность золотодобычи в Якутии, в Чукотском автономном округе, медленно осваиваются крупные месторождения черных, цветных и редких металлов в зоне БАМ.
Несмотря на огромный в целом по России минерально-сырьевой потенциал, ряд крупных металлургических центров, прежде всего на Урале, испытывает дефицит в конкурентоспособном железорудном сырье. Проблему обостряет то обстоятельство, что в этом регионе сосредоточены основные мощности черной металлургии страны, а имеющаяся здесь рудно-сырьевая база металлургических комбинатов Магнитогорского, Челябинского и Орско-Халиловского только на треть обеспечивает их текущие потребности.
Без достаточной сырьевой базы, на оперативных, практически ежегодно приращиваемых запасах работают предприятия цветной металлургии на Северном Кавказе, в Забайкалье, Хабаровском крае и в Приморье. Металлургия и огнеупорное производство испытывают острый дефицит циркониевой продукции. Не обеспечены собственной сырьевой базой медеплавильные заводы Урала в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаше, Медногорске. С истощением к 2005 2010 годам запасов Ждановского месторождения в сложном положении окажутся металлургические комбинаты Мурманской области.
Сохраняет остроту проблема полного и комплексного использования минерального сырья. Величина потерь при добыче и переработке достигает в настоящее время 30 50 % от запасов, учтенных в недрах. Решение этой проблемы связано с созданием и применением более совершенных технологий обогащения и переработки рудной массы. В частности, это касается более широкого использования методов радиометрической сортировки и сепарации, более совершенных приемов и технических средств дробления и измельчения минерального сырья для повышения извлечения полезных компонентов из тонкодисперсных руд. Сочетание современных методов предварительного и глубокого обогащения с приемами гидро- и пирометаллургического передела должно быть направлено на переработку комплексных руд, получение из них высококачественных селективных и сверхчистых продуктов. Применение новых технологий обеспечивает вовлечение в сферу промышленного использования нетрадиционных источников сырья, например, карбонатных марганцевых руд.
Отсутствие или недостаточное использование мощностей собственного производства по переделам комплексных руд и концентратов, в частности свинцовых и цинковых, направляемых на переработку в зарубежные страны, приводит к значительным потерям содержащихся в них попутных компонентов золота, серебра, висмута, кадмия и других металлов и существенным образом снижает экономическую эффективность разработки месторождений. В неоправданно ограниченных масштабах используется техногенное минеральное сырье, включая производство цветных металлов на основе утилизации их промышленных отходов.
Решение перечисленных и других проблем повышения качества и эффективности использования минерально-сырьевой базы металлургии Министерство природных ресурсов Российской Федерации связывает с реализацией комплекса мероприятий по следующим основным направлениям.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы недропользования с целью экономического стимулирования геологического изучения, добычи и переработки минерального сырья и повышения на этой основе инвестиционной привлекательности месторождений полезных ископаемых, особенно в удаленных малоосвоенных районах. На современном этапе наиболее эффективным было бы существенное упрощение процедуры передачи месторождений полезных ископаемых в разработку на условиях СРП, переоформления лицензий со сменой юридического лица без проведения конкурсов, реализации других подобных мероприятий, уже отмеченных ранее, а на следующем этапе широкое внедрение гражданско-правовых норм недропользования.
2. Реализация комплекса мер, направленных на ускорение наращивания ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр. Эти меры предусматриваются подготавливаемой ныне Федеральной целевой программой воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 2001 2005 годы. Предусматривается усиление поисковых и поисково-оценочных работ с целью выявления конкурентоспособных в рыночных условиях месторождений как в освоенных (что предпочтительнее), так и в новых районах. В первую очередь ставится задача наращивания нераспределенного фонда недр по ряду высоколиквидных и дефицитных полезных ископаемых (благородных металлов, хромовых и марганцевых руд), резервный потенциал которого в настоящее время ограничен либо близок к исчерпанию.
Для этого необходимы новые формы организации, высокоэффективные технологии геологоразведочного процесса, его лабораторно-аналитического обеспечения, позволяющие уже на ранних стадиях геологоразведочных работ давать объективную оценку экономической значимости и инвестиционной привлекательности вновь выявляемых объектов минерального сырья. Эти работы будут выполняться с широким привлечением сил головных и территориальных НИИ, особенно в ходе прогнозно-минерагенических исследований, изучения технологических свойств и экономической значимости минерального сырья. Потребуется совершенствование существующей системы финансирования геологоразведочных работ, внесение соответствующих изменений в нормативно-правовую базу, регламентирующую использование отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
3. Повышение технологического уровня и экологической безопасности переработки минерального сырья. Это одно из важнейших направлений улучшения минерально-сырьевой базы металлургии, связанное с изысканием возможностей повышения экономичности продуктов извлечения из руд уже разведанных и переданных в недропользование месторождений, значительного увеличения стоимости товарной продукции или снижения себестоимости ее производства. Реализация этих мер должна быть направлена на рациональное использование недр путем вовлечения известных запасов в результате применения новых технологий добычи и переделов минерального сырья.
4. Усиление координирующей роли государства в деятельности горных отраслей промышленности, в том числе ее горно-металлургического комплекса, организация эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, предпринимательских структур в обеспечении комплексного и полного использования ресурсов недр, решении социальных и экологических проблем. Для этих целей представляется целесообразным создание единого федерального органа, функции которого могли бы быть возложены на Министерство природных ресурсов.
Взаимодействие геологической службы и горно-металлургического комплекса должно стать более плодотворным, ибо упомянутые структуры являются составными частями единого минерально-сырьевого комплекса России. Только совместными усилиями возможен переход базовых отраслей экономики в состояние устойчивого развития.
|