Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Рынки металлов Наука и технологии Экология Машиностроение и металлообработка Международное обозрение Искусство и ремесла История
№1' 2000 версия для печати
Статья:   
1
2

СЫРЬЕВАЯ БАЗА МЕТАЛЛУРГИИ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА



Борис Яцкевич
Министр природных ресурсов РФ

Борис Яцкевич    В России создана мощная минерально-сырьевая база, являющаяся основой функционирования и дальнейшего развития экономики. Объемы добычи руды, размещение запасов и прогнозные ресурсы важнейших для металлургии полезных ископаемых приведены на рисунках.
    Доля России в мировых запасах железных и оловянных руд превышает 27 %, меди – 11 %, свинца – 12 %, цинка – 16 %, никеля – 36 %, кобальта – 20 %, металлов платиновой группы – более 40 %. Разведаны крупные золоторудные месторождения, а также ресурсы редких металлов и других полезных ископаемых. Даже в условиях экономического спада из российских недр извлекается до 12 % мирового объема железной руды, 22 % никеля и кобальта, значительная доля алюминиевого сырья, меди, других металлов, обеспечиваются высокие показатели производства железорудной продукции, алюминия, цинка, никеля, палладия.
    В экстремальных условиях Арктики эффективно действуют Норильский горно-металлургический комбинат и Норильская горная компания, в распоряжении которых находятся 35,8 % мировых запасов никеля, 14,5 % кобальта, 9,7 % меди, 40 % металлов платиновой группы. При этом богатые руды Норильска характеризуются самым высоким в мире содержанием никеля, меди и платиноидов. Комплексное использование этих руд (Ni, Cu, Co, МПГ, Au, Аg, а также Se и Те) еще больше повышает их ценность, обеспечивая устойчивую окупаемость производства, несмотря на более высокий уровень затрат по сравнению с мировыми конкурентами.
    К разряду уникальных по качеству руд относятся также выявленные в последнее время месторождения редких элементов – Томтор в Якутии и Чуктуконское в Красноярском крае, полиметаллических руд на архипелаге Новая Земля, в которых содержание основных компонентов выше, чем в других известных месторождениях мира.
    Железорудная промышленность обладает уникальным ресурсным потенциалом КМА, масштабное освоение которого с использованием современных технологий обеспечило бы полное удовлетворение и внутренних нужд в железорудной продукции, и потребностей экспорта. Разведанные здесь запасы (66,3 млрд. т) достаточны для экономически эффективного расширения добычи, строительства новых горнорудных предприятий, особенно по разработке богатых железных руд. Запасы последних только в Белгородском районе составляют по категориям А+В+С1 5,9 млрд. т с содержанием железа 61,1 %, по категории С2 – 22,2 млрд. т и прогнозные ресурсы – 19,6 млрд. т. В сумме это больше, чем в любой другой стране мира.
    На рубеже ХХI века Россия имеет подготовленную для промышленного освоения сырьевую базу золота и возможности дальнейшего ее расширения. Обладая крупным ресурсным потенциалом и развитыми производственными мощностями, российская золотодобывающая промышленность отличается спецификой сырьевой базы: среди основных мировых производителей золота наша страна – единственная, получающая основной объем этого металла (в среднем 67 %) из россыпей.
    За 1991 – 1998 годы разведанные запасы золота в россыпных месторождениях уменьшились на 7,3 %, а в коренных увеличились на 5,6 %. За это же время добыча россыпного золота сократилась на 47,3 %, а коренного золота увеличилась в 1,8 раза, главным образом, за счет ввода в эксплуатацию Олимпиадинского и Кубакинского месторождений, добыча на которых в 1999 году оценивается более чем в 30 т металла.
    Минерально-сырьевая база россыпного золота остается еще довольно крупной, а ее использование – временно, в переходный период – представляет наиболее привлекательный путь развития золотодобычи в связи с минимизацией капитальных вложений и эксплуатационных затрат. Потенциал россыпей, как показывают расчеты, достаточен для сохранения существующего уровня добычи в течение 10 – 15 лет – до переориентации на разработку рудных запасов.
    В настоящее время разведано более 200 коренных и 114 комплексных месторождений золота. В структуре сырьевой базы они составляют: 54 % – в запасах, 80 % – в прогнозных ресурсах и 33 % – в добыче. Расчетный уровень производства рудного золота, определяемый по состоянию разведанных запасов, обеспеченности действующих и проектируемых предприятий, позволяет прогнозировать значительный рост добычи золота уже в среднесрочной перспективе.
    На базе месторождений хромитов Карело-Кольского региона и Полярного Урала с определившимися в последние годы запасами и прогнозными ресурсами возможно создание горнорудных предприятий с суммарной годовой мощностью по добыче 750 – 800 тыс. т. Это в полтора раза выше существующего уровня потребления в стране хромоворудного сырья. Кроме того, активно изучаются и осваиваются местными металлургическими заводами многочисленные мелкие месторождения хромитов в Свердловской области и на Южном Урале.
    Получены обнадеживающие результаты по обогащению карбонатных и фосфористых оксидных марганцевых руд и по опытным плавкам их концентратов. Эти результаты позволяют прогнозировать возможность использования запасов наиболее крупных в стране месторождений -Усинского в Кемеровской области и Порожинского в Красноярском крае – для обеспечения потребностей в марганцевых концентратах металлургических заводов Урала и юга Сибири. Особого внимания заслуживают промышленные разработки Западно-Сибирского металлургического комбината по прямому легированию марганцем стали и чугуна при использовании рядовых концентратов (III – IV сортов), получаемых из местного сырья.
    Осуществляются активные меры по подготовке к промышленному освоению месторождений бокситов или их участков в Республике Коми – на Среднем Тимане и в Свердловской области. Планируемое здесь наращивание добычи обеспечивает возможность значительного – в 2 раза – сокращения существующего в стране дефицита глинозема.
    Россия располагает крупной, но пока еще слабо освоенной минерально-сырьевой базой свинца и цинка, титана и циркония, тантала и ниобия, ванадия и германия, ряда других металлов. Эти ресурсы могут полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка и значительное расширение экспорта.
    В районах, тяготеющих к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, подготовлен крупный ресурсный потенциал железных руд (Чинейское месторождение и Южно-Якутский железорудный район), меди (Удоканское месторождение), свинца и цинка (Озерное и Холоднинское месторождения), молибдена (Орекитканское месторождение), олова (Правоурмийское месторождение), редких металлов (Катугинское месторождение), золота (месторождения Сухой Лог и Куранахская группа), комплексное освоение которых с использованием уже созданной инфраструктуры обеспечивает металлургию надежной минерально-сырьевой базой и создает гарантии экономической безопасности страны.
    Несмотря на ограниченное финансирование геологоразведочных работ, достигнут сравнительно высокий уровень прироста запасов полезных ископаемых по заданиям, предусмотренным Федеральной программой развития минерально-сырьевой базы на 1994 – 2000 годы. По состоянию на 1 января 1999 года прирост запасов в % к уровню оптимального варианта Федеральной программы составил: по железным рудам – 42,7, бокситам – 211, меди – 122, цинку – 96, свинцу – 38,6, олову – 63,3, никелю – 122, вольфраму – 30,3, золоту – 223.
    На территории России учтен крупный потенциал прогнозных ресурсов большинства других стратегически важных полезных ископаемых, что обеспечивает перспективы дальнейшего развития их минерально-сырьевой базы.
    Вместе с тем существуют серьезные проблемы, сдерживающие эффективное использование имеющейся минерально-сырьевой базы, о чем свидетельствуют показатели развития металлургии в последнее десятилетие. Так, в 1998 году спад производства цветных металлов по сравнению с уровнем 1990 года составил: по меди рафинированной – 22,2 %, никелю – 30,2 %, свинцу, включая вторичный, – 15,4 %, магнию и его сплавам – 27,3 %, титану губчатому – 43,8 %, олову – 78,5 %. При этом добыча всех типов руд снизилась в среднем на 51,5 %, в том числе никеля – на 16 %, товарных железных руд, кобальта, меди и бокситов – на 20 – 30 %, цинка – в 1,5 раза, молибдена, свинца и олова – в 4 – 5 раз. Ограничены мощности по добыче хромовых руд. В России практически отсутствует промышленность по производству концентратов марганца, титана и циркония. Прекращена добыча танталовых и ниобиевых руд.

Рисунок 1. Добыча, запасы и прогнозные ресурсы железных руд

Рисунок 2. Добыча, запасы и прогнозные ресурсы бокситов

    Среди главных причин продолжающегося спада в горно-металлургическом секторе могут быть отмечены:
    – общее ухудшение экономической ситуации в стране и как следствие этого – снижение внутреннего платежеспособного спроса, сокращение производства продукции минерального сырья;
    – технологическая отсталость производства, несовершенство структуры и организации работ в шахтах и карьерах, обогатительном и заводском переделах, негативно влияющие на качество и стоимость производимой продукции;
    – снижение роли государства в регулировании деятельности горной промышленности, обеспечении взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур в решении наиболее важных экономических, технологических и социальных проблем;
    – проявившиеся в последние годы негативные тенденции на мировых рынках минерального сырья, включая резкое снижение цен на него, а также откровенно дискриминационные меры, применяемые подчас за рубежом к российским продуцентам.
    Особо следует выделить проблему крайне низкой инвестиционной привлекательности проектов минерально-сырьевого комплекса, что объясняется, наряду с общеизвестными причинами (высоким уровнем политического риска инвестиций и несовершенством механизма их законодательной защиты, фискальным характером существующей системы налогообложения горнодобывающих предприятий), "полурыночным характером" отношений, сложившихся в минерально-сырьевом комплексе. Прежде всего речь идет о несоответствии норм административного права, предусмотренных федеральным законом "О недрах", сложившегося механизма взаимоотношений в системе "рынок-государство-недропользователь" формирующимся рыночным отношениям в изучении и использовании недр, основанным на принципах гражданского права. Например, нуждается в законодательном оформлении возможность залога прав на пользование недрами как инструмента привлечения инвестиций в обширный сектор минерального сырья, не подпадающий под режим соглашений о разделе продукции. Должны быть устранены противоречия в соотношении законодательного и договорного регулирования инвестиционной деятельности в недропользовании, в том числе в части установления в законодательном порядке зависимости условий налогообложения инвесторов от объемов инвестиций и их планируемой эффективности, т.е. применения в договорах "стабилизационной оговорки".
    Целесообразно расширить права недропользователей в вопросах переоформления лицензий иному юридическому лицу без проведения конкурсов (аукционов), предусмотреть в законодательном порядке возможность получения права на недропользование юридическими и физическими лицами – владельцами горного имущества на соответствующих объектах минерального сырья. Не менее важно экономически стимулировать проведение компаниями геологоразведочных работ за счет собственных и заемных средств, предоставлять им преимущественные права на разработку выявляемых месторождений.
    Эти положения – в части упрощения процедуры переоформления лицензий, как и предоставления преимущественных прав на разработку месторождений полезных ископаемых, выявленных компаниями за счет собственных либо заемных средств, – уже учтены проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах".

Рисунок 3. Добыча, запасы и прогнозные ресурсы никеля

Рисунок 4. Добыча, запасы и прогнозные ресурсы свинца

    Кроме рассмотренных выше социально-экономических факторов, необходимо также учитывать некоторые специфические особенности минерально-сырьевой базы, снижающие эффективность ее промышленного использования. Прежде всего это размещение запасов большинства видов полезных ископаемых в малоосвоенных районах с весьма сложными природно-климатическими условиями, в то время как промышленные центры находятся преимущественно в европейской части России, на Урале и юге Сибири. В первую очередь по этой причине прекращена добыча рядовых руд олова и вольфрама в Якутии и на Северо-Востоке России, низка эффективность золотодобычи в Якутии, в Чукотском автономном округе, медленно осваиваются крупные месторождения черных, цветных и редких металлов в зоне БАМ.
    Несмотря на огромный в целом по России минерально-сырьевой потенциал, ряд крупных металлургических центров, прежде всего на Урале, испытывает дефицит в конкурентоспособном железорудном сырье. Проблему обостряет то обстоятельство, что в этом регионе сосредоточены основные мощности черной металлургии страны, а имеющаяся здесь рудно-сырьевая база металлургических комбинатов – Магнитогорского, Челябинского и Орско-Халиловского – только на треть обеспечивает их текущие потребности.
    Без достаточной сырьевой базы, на оперативных, практически ежегодно приращиваемых запасах работают предприятия цветной металлургии на Северном Кавказе, в Забайкалье, Хабаровском крае и в Приморье. Металлургия и огнеупорное производство испытывают острый дефицит циркониевой продукции. Не обеспечены собственной сырьевой базой медеплавильные заводы Урала – в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаше, Медногорске. С истощением к 2005 – 2010 годам запасов Ждановского месторождения в сложном положении окажутся металлургические комбинаты Мурманской области.
    Сохраняет остроту проблема полного и комплексного использования минерального сырья. Величина потерь при добыче и переработке достигает в настоящее время 30 – 50 % от запасов, учтенных в недрах. Решение этой проблемы связано с созданием и применением более совершенных технологий обогащения и переработки рудной массы. В частности, это касается более широкого использования методов радиометрической сортировки и сепарации, более совершенных приемов и технических средств дробления и измельчения минерального сырья для повышения извлечения полезных компонентов из тонкодисперсных руд. Сочетание современных методов предварительного и глубокого обогащения с приемами гидро- и пирометаллургического передела должно быть направлено на переработку комплексных руд, получение из них высококачественных селективных и сверхчистых продуктов. Применение новых технологий обеспечивает вовлечение в сферу промышленного использования нетрадиционных источников сырья, например, карбонатных марганцевых руд.

Рисунок 5. Добыча, запасы и прогнозные ресурсы цинка

Рисунок 6. Добыча, запасы и прогнозные ресурсы олова

    Отсутствие или недостаточное использование мощностей собственного производства по переделам комплексных руд и концентратов, в частности свинцовых и цинковых, направляемых на переработку в зарубежные страны, приводит к значительным потерям содержащихся в них попутных компонентов – золота, серебра, висмута, кадмия и других металлов – и существенным образом снижает экономическую эффективность разработки месторождений. В неоправданно ограниченных масштабах используется техногенное минеральное сырье, включая производство цветных металлов на основе утилизации их промышленных отходов.
    Решение перечисленных и других проблем повышения качества и эффективности использования минерально-сырьевой базы металлургии Министерство природных ресурсов Российской Федерации связывает с реализацией комплекса мероприятий по следующим основным направлениям.
    1. Совершенствование нормативно-правовой базы недропользования с целью экономического стимулирования геологического изучения, добычи и переработки минерального сырья и повышения на этой основе инвестиционной привлекательности месторождений полезных ископаемых, особенно в удаленных малоосвоенных районах. На современном этапе наиболее эффективным было бы существенное упрощение процедуры передачи месторождений полезных ископаемых в разработку на условиях СРП, переоформления лицензий со сменой юридического лица без проведения конкурсов, реализации других подобных мероприятий, уже отмеченных ранее, а на следующем этапе – широкое внедрение гражданско-правовых норм недропользования.
    2. Реализация комплекса мер, направленных на ускорение наращивания ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр. Эти меры предусматриваются подготавливаемой ныне Федеральной целевой программой воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 2001 – 2005 годы. Предусматривается усиление поисковых и поисково-оценочных работ с целью выявления конкурентоспособных в рыночных условиях месторождений как в освоенных (что предпочтительнее), так и в новых районах. В первую очередь ставится задача наращивания нераспределенного фонда недр по ряду высоколиквидных и дефицитных полезных ископаемых (благородных металлов, хромовых и марганцевых руд), резервный потенциал которого в настоящее время ограничен либо близок к исчерпанию.

Рисунок 7. Добыча, запасы и прогнозные ресурсы золота

    Для этого необходимы новые формы организации, высокоэффективные технологии геологоразведочного процесса, его лабораторно-аналитического обеспечения, позволяющие уже на ранних стадиях геологоразведочных работ давать объективную оценку экономической значимости и инвестиционной привлекательности вновь выявляемых объектов минерального сырья. Эти работы будут выполняться с широким привлечением сил головных и территориальных НИИ, особенно в ходе прогнозно-минерагенических исследований, изучения технологических свойств и экономической значимости минерального сырья. Потребуется совершенствование существующей системы финансирования геологоразведочных работ, внесение соответствующих изменений в нормативно-правовую базу, регламентирующую использование отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
    3. Повышение технологического уровня и экологической безопасности переработки минерального сырья. Это одно из важнейших направлений улучшения минерально-сырьевой базы металлургии, связанное с изысканием возможностей повышения экономичности продуктов извлечения из руд уже разведанных и переданных в недропользование месторождений, значительного увеличения стоимости товарной продукции или снижения себестоимости ее производства. Реализация этих мер должна быть направлена на рациональное использование недр путем вовлечения известных запасов в результате применения новых технологий добычи и переделов минерального сырья.
    4. Усиление координирующей роли государства в деятельности горных отраслей промышленности, в том числе ее горно-металлургического комплекса, организация эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, предпринимательских структур в обеспечении комплексного и полного использования ресурсов недр, решении социальных и экологических проблем. Для этих целей представляется целесообразным создание единого федерального органа, функции которого могли бы быть возложены на Министерство природных ресурсов.
    Взаимодействие геологической службы и горно-металлургического комплекса должно стать более плодотворным, ибо упомянутые структуры являются составными частями единого минерально-сырьевого комплекса России. Только совместными усилиями возможен переход базовых отраслей экономики в состояние устойчивого развития.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение