Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Путешествие из Екатеринбурга в Свердловск и обратно – 275 лет Содержание Первая линия Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Навоийский горно-металлургический комбинат – 40 лет технополису в Кызылкумах
Путешествие из Екатеринбурга в Свердловск и обратно – 275 лет
№4' 1998 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5
6
7

ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ НАЛОГА НА КУЛЬТУРУ



    Третьяковская галерея и венецианские музеи, парижские вернисажи и Лондонская галерея Тейт, ростовская финифть, хохломская роспись, федоскинские радости, тульские самовары
    с пряниками и многое-многое другое. Какое место в этом – слава Тебе – все еще богатом ряду занимает уральская культура? Ответ известен – первое место. Почему? Давайте сначала вместо ответа посмотрим на то, что имеем.

    И много-много радостей Валерия Уфимцева
    Какие новости на Урале? Генеральный директор Свердловского областного музея Валерий Уфимцев улыбается, как родной, и начинает перечислять.
    Похоронили царские останки – начали восстанавливать дом Ипатьева, где не стало последнего монарха и его семьи. Тем более, что к этому дому Валерий Уфимцев и его команда имеют самое прямое отношение. Когда поступила команда Ельцину уничтожить к чертям собачьим этот дом, Валерий Уфимцев "со товарищи" потихоньку с недельку таскали из этих развалин хоть какие экспонаты – дверные ручки, обломки ступеней... Сегодня эти экспонаты легли в основу новой экспозиции.
    – Как вы думаете, Валерий Константинович, для чего было нужно уничтожать этот дом? – Уфимцев размышляет вслух:
    – Очевидно, все дело вот в чем. Свердловск был известен всему миру именно убийством монарха. Нужно было уничтожить эту память. Ломать – не строить...
    И еще новость от Уфимцева.
    В конце XIX – начале XX века на территории Шигирского торфяника (теперь это район г. Кировограда Свердловской области) при работах, связанных с добычей золота, в торфе и подстилающих его слоях были обнаружены многочисленные древние изделия из кости, рога, дерева, камня, глины. Эти предметы составили знаменитую в научном мире Шигирскую коллекцию, включающую уникальные скульптурные изображения, сотни костяных наконечников стрел и гарпунов разных типов, костяные кинжалы с гравированным орнаментом, лук, весла и многое другое. Коллекция знаменита не только составом великолепно выполненных памятников древнего искусства, но и тем, что консервирующие свойства торфа позволили донести до нашего времени деревянные и костяные изделия того периода, от которого до нас обычно доходят только камень и керамика.
    Но, безусловно, ярчайшая находка – это Большой шигирский идол. Он был найден 110 лет назад в разрезе 2-го Курьинского золотого прииска на северо-восточном берегу Шигирского озера в торфе на глубине 4 м. И вдруг оказывается, что уральский идол годится в дедушки египетским пирамидам.
    В 1997 году из-за разрушения верхних слоев производилась консервация идола. Пропитка консервирующим составом могла затронуть внутренние слои дерева, что сказалось бы на результатах радиоуглеродного анализа. Поэтому было решено до консервации взять на анализ древесину внутренних слоев идола.
    Были проведены две независимые экспертизы по определению возраста идола (одна в лаборатории Института истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге, другая в лаборатории Института геологии РАН в Москве). Результаты совпали и вызвали подлинное изумление специалистов – возраст Большого шигирского идола – 9,5 тыс. лет! Идол неизмеримо древнее и египетских пирамид, и Ноева ковчега! На сегодняшний день Большой шигирский идол – самая древняя и самая крупная деревянная скульптура, известная в истории мировой цивилизации.

    Позвоните Марине Востриковой: 512-308
    Сегодня на Урале – подлинный бум народных промыслов!
    Лоза. В 13-м году в стране было 44 школы лозоплетения, 32 тыс. крестьян занимались этим делом. Сегодня уральские мастера Леонтий Тельминов, Андрей Булатов плетут свою ивовую вязь в Верхней Салде и Егоршино, в Екатеринбурге.
    Керамика. Первый керамический завод появился здесь в селе Нижние Таволги Невьянского района. Керамика потеснила дорогую медную посуду. Дорогую майолику вытесняли фаянс, фарфор. Все это знают керамисты Малышев, Некрасов, Сотников...
    Уральский поднос. Тагильские подносы были картинны и цветочны. На заводах Демидова изобрели хрустальный лак. Да и теперь в Тагиле работает – да! – училище мастеров таких подносов.
    Береста. Все начиналось с дерева. Берестяной промысел представляли бураки и туеса. Сегодня особо известна этим делом мастерская "Артель".
    Ювелиры. Этим словом сказано все! С 1668 года, когда Михайло Тумашев открыл самоцветные камни в районе Мурзинки, мир знает уральских ювелиров, как главных мастеров самоцветных богатств. Именитые Устьянцев, Ветров, Храмцов, а рядом зарабатывающие такие же имена Устюжанин и Кондратьев, Кочетов и Пономарев.
    Отдельная статья разговора – камнерезы...
    Мы побывали в гостях у молодого Володи Абрамовских – смотрите, какие часы он обрамляет змеевиком и малахитом! Правда, малахит уже не уральский, а из Заира, но все-таки...

СПРАВКА

    Уральский центр народных промыслов и ремесел – достаточно молодая организация и переживает период своего становления.
    Созданный по решению управления культуры администрации Свердловской области в 1992 году, он стал ядром большой и целенаправленной работы по пропаганде лучших достижений народного искусства на Урале – того неиссякаемого творчества мастеров декоративно-прикладного искусства, которое на протяжении столетий отражало характерные особенности края.


    Еще одна молодая команда. Андрей Русских, Николай Колесников, Саша Сергеев, Дима Павлов и Сергей Глухов. Проблем у них – масса. Камня – меньше, чем проблем. Умеют классно работать – не умеют торговать. А могут сделать все – даже визитку из камня, такая визитка есть у Росселя: тонкая пластина, на которой лазером пишется имя – заказывайте, господа!
    Все эти названные и неназванные мастера объединяются в единый центр – Уральский центр народных промыслов и ремесел под руководством Марины Востриковой.

    Урал в истории России – явление уникальное.
    Именно здесь получили свое развитие традиции самобытной художественной обработки металла (чугунное и бронзовое литье, ковка, чеканка, гравюра, роспись), камня, дерева, керамики.
    Немало делается для комплектования фондов Центра лучшими образцами изделий народного творчества, работает выставочный салон.
    Особое внимание уделяется организации выставок в России и за рубежом.
    Стало традицией проводить международные фестивали детского творчества в Екатеринбурге.
    Поддерживаются тесные контакты с областным художественно-экспертным Советом по декоративно-прикладному искусству, ведущими научными и учебными заведениями.
    Проводится целенаправленная работа по созданию на территории Свердловской области домов ремесел и детских студий, в которых планируется обучение детей основам художественного ремесла.
    Уральский центр народных промыслов и ремесел – это центр возрождения и сохранения традиционных видов народного искусства, поддержки и развития промыслов и ремесел.
    А теперь главное – почему народные промыслы Свердловской области оказались на подъеме. Об этом уже говорил вкратце губернатор Россель, но эту новацию нужно повторять, повторять и повторять, пока она не войдет в головы наших налоговых инспекторов и законодателей. Россель освободил мастеров народного промысла от НДС и налога на прибыль: примерно 30 коп. с рубля не нужно отдавать в казну. Эти 30 коп. останутся в кармане у мастера. И все. И мастера взялись за ум да за резцы. Учитесь у свердловцев, господа-товарищи!

Статья:   
1
2
3
4
5
6
7
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение