Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Путешествие из Екатеринбурга в Свердловск и обратно – 275 лет Содержание Первая линия Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Навоийский горно-металлургический комбинат – 40 лет технополису в Кызылкумах
№4' 1998 версия для печати

РАБОЧИЕ АРТЕЛИ НА ПРИИСКАХ СИБИРИ



Надежда Сабурова
Научный сотрудник Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства

    К концу XIX столетия по добыче золота Россия занимала третье место в мире, уступая лишь Североамериканским Соединенным штатам и Австралии. Наиболее успешно разработка золотоносных месторождений велась на Алтае, в системах рек Кия, Чульм и Амысл, в Нерчинском округе и на Урале, где располагались знаменитые Миасские промыслы, а также в Пермской, Оренбургской, Томской и Иркутской губерниях, в системах рек Лена и Енисей, в Приамурской области и в Забайкалье.
    В системе золотых разработок было задействовано значительное число людей. По занятости эти промыслы не отставали от других горнодобывающих отраслей. Например, на Уральских приисках во второй половине прошлого столетия насчитывалось почти 44500 человек.

Поисковая партия Верхне-Амурской компании, состоящая из служащего, пяти рабочих и двух проводников. 1890-е гг.

Поисковая партия Верхне-Амурской компании, состоящая из служащего, пяти рабочих и двух проводников. 1890-е гг.


    На золотых месторождениях в Сибири в 1820 – 1830-е годы большинство рабочих состояло из вольных бродяг, которые могли покинуть прииск в любое время и потому доставляли хозяевам немало беспокойства. Наиболее «удобной» рабочей силой оказались ссыльно-поселенцы, которых стали присылать из некоторых округов Сибири по ходатайству заводчиков и золотопромышленников. Просьба же о направлении на прииски крепостных крестьян из Европейской части России так и осталась без внимания со стороны правительства. Привлечение рабочих из других регионов началось немного позже – с 1840 года, когда были открыты месторождения в Олекминском, Верхнеудинском и Енисейском округах. Слухи о якобы сказочных заработках привлекли туда жителей главным образом Нижнего Новгорода и его окрестностей. Не случайно поэтому всех рабочих, прибывших из Европейской части, называли на приисках «нижегородами». К середине XIX века по численности они почти сравнялись с ссыльно-поселенцами.
    Наем рабочих на золотые промыслы осуществлялся в первой половине XIX века согласно положениям и постановлениям, изданным в 1822, 1838 и 1843 годах, и мог быть оформлен как письменно, так и словесно. Срок его в то время не превышал одного года. С 1838 года в связи с участившимися волнениями и беспорядками ссыльно-поселенцев принимали на работу по специальным билетам, а остальных – по паспортам. Зачисление производили с ноября и длилось оно в течение всей зимы. Сезон открывался в конце апреля или в начале мая и заканчивался в середине октября. Однако на некоторых приисках были устроены теплые помещения, и промывка золота продолжалась даже зимой.
    По прибытии на место рабочие делились на артели со старостой и двумя выборными лицами во главе. Несколько дней отводилось на строительство жилищ. Затем вновь прибывшие приступали к своим непосредственным обязанностям, обещая добросовестно выполнять норму, никуда не отлучаться с прииска и никого не принимать у себя, а также быть готовым в любое время по распоряжению администрации переехать на другой участок, принадлежащий тому же хозяину. Семьи рабочим разрешалось перевозить только с согласия золотопромышленника.
    На приисках работали забойщики, чернорабочие, обязанностью которых было вскрывать турф, шурфовщики, плотники, кузнецы, конюхи, нанимали также и проводников, хорошо знавших местность.
    День начинался в 4 – 5 часов утра и заканчивался после заката солнца. Позже, уже во второй половине прошлого века, рабочее время ограничивали 11 с половиной часами в будни и 10 – по субботам и накануне праздников. На завтрак, обед и вечерний чай отводилось по два часа в день.

Станция Овсянка по дороге на прииски Верхне-Амурской компании. 1890-е гг.

    Рабочим назначался урок, согласно которому они должны были ежедневно вырабатывать по полторы сажени грунта. Считалось, что при таком задании можно закончить работу даже раньше установленного времени. Если урок не выполнялся, то администрация прииска имела право задержать артель в разрезе или в шахте до выработки нормы.
    После выполнения задания каждый из рабочих мог с разрешения владельца промысла заняться так называемой старательской работой за отдельную плату. Найденное золото и самородки рабочие обязаны были сдавать по два рубля за золотник. Цены на другие драгоценные металлы и камни устанавливались администрацией.
    Старатели были хорошо оплачиваемой и многочисленной частью приисковых рабочих. Месячные размеры заработной платы достигали в 1840-х годах 100 рублей для цеховых рабочих и 30 рублей для остальных. Во второй половине XIX века жалование составляло у мужчин – 20 – 35, у подростков и женщин – 12 – 20 рублей в месяц.
    Тяга к легкой наживе подталкивала на хищение золота. В 1896 году журнал «Вестник Европы» сообщал, что на Александровских приисках в южной части Енисейского округа, несмотря на усиленную охрану, регулярно взламывались запертые шахты. Сбывать золото злоумышленникам не составляло особого труда, так как этот прииск находился на пересечении трех дорог и сюда часто под предлогом продажи продовольствия и одежды заглядывали мелкие торговцы. Однако и после удаления этих «коммерсантов» с территории разработок золото продолжало уплывать, правда, уже в меньшем количестве.
    Провизия выдавалась администрацией и размеры пайка оговаривались при найме. Обычно рабочие получали два пуда ржаной муки, семь фунтов крупы и один фунт сала в месяц, мяса полагалось по полтора фунта на человека в день. Однообразная, скудная пища приводила к возникновению цинги, которой, по статистике, страдал едва ли не каждый второй рабочий.
    Медицинское обслуживание на разработках было далеко от совершенства. Госпитали на приисках представляли собой тесные избы, где на несколько человек приходилась одна кровать.

Станция Овсянка по дороге на прииски Верхне-Амурской компании. 1890-е гг.

    Время от времени, в качестве профилактики, рабочим полагалось выдавать спиртное. Несмотря на строгие запреты, управляющие приисками организовывали подпольную водочную торговлю. Это, однако, не приносило им больших барышей и рано или поздно оборачивалось трагедией. На страницах пятого номера «Вестника Европы» за 1896 год отмечалось, что на одном из приисков Енисейского округа в 1884 году после запрета торговли спиртным рабочие ворвались в дом хозяина, избили его жену и детей и устроили погром. В том же округе при аналогичных обстоятельствах был убит брат одного из богатейших золотопромышленников Сибири, имя которого, по понятным причинам, не оглашалось.
    Массовые волнения не были редкостью. После участившихся бунтов рабочих золотых приисков в 1838 году появилось на свет обращение генерал-губернатора Восточной Сибири В. Я. Руперта к министру финансов графу Е. Ф. Канкрину, в котором он просил разместить по всему большому Сибирскому тракту от Томска до Енисейской губернии пять эскадронов казаков для предупреждения беспорядков. Казачьи отряды действительно представляли собой силу, способную длительное время обеспечивать порядок на местах разработок.
    Служащие приисков и представители вышестоящих департаментов не переставали удивляться смелости и самообладанию казаков, которые во время бунтов оказывали сопротивление толпам озлобленных рабочих.

Прииск Богоявленский. Вид стана и разреза с восточной стороны. 1890-е гг.

Прииск Богоявленский. Вид стана и разреза с восточной стороны. 1890-е гг.


    Волнения вспыхивали по различным причинам: из-за нарушения договоров о найме, из-за продовольственных кризисов в неурожайные годы, из-за суровых климатических условий. Например, на прииске Баландина в Енисейском округе был совершен массовый побег – продолжать добычу золота при плохой погоде показалось рабочим невозможным. Снаряженному в погоню казачьему отряду стоило немалых усилий заставить беглецов повернуть назад. В ноябре 1890 года Енисейский губернский суд приговорил двадцать семь человек к четырем годам тюремного заключения за подстрекательство к бунту и нанесение увечий управляющему прииском Петру Рязанцеву. Хотя из материалов расследования было очевидно, что агрессивные действия со стороны осужденных потерпевший сам спровоцировал регулярными побоями и другими нарушениями законов о найме, приговор не был пересмотрен.
    После завершения срока найма и расчета рабочий должен был незамедлительно отправиться на прежнее место жительства. Добраться же до дома удавалось не всем, поскольку сибирские дороги были небезопасны для путешествий. Неприятности возникали не только из-за бродяг и грабителей. Часто, оказавшись на воле, бывшие рабочие теряли контроль над собой, учиняли пьяные ссоры и разбой. Во избежание этого с конца 1840-х годов после расчета рабочих стали разделять на партии и отправлять под присмотром казачьего отряда. Правда, такие меры не всегда оказывались эффективными. Случалось, что рабочих задерживали на прииске дольше положенного срока. Причиной чаще всего являлась задолженность хозяину за одежду и некоторые продукты питания.
    В 1850-е годы на приисках произошли серьезные изменения, связанные с заменой ручного труда машинным. На перевозке песков или турфа стали использовать лошадей, а при промывке все чаще обращались к технике. Рабочий день удлинился, а заработная плата неумолимо снижалась. Сильный удар в эти годы был нанесен по труду старателя, так как с введением механизмов он стал невыгоден золотопромышленникам. По старинке человек, занимающийся старательскими работами, промывал песок вручную, что подразумевало увеличение платы. Между тем платили по-прежнему мало, и старатели неохотно брались за внеурочные. Золотопромышленники вынуждены были предложить выработку полуторных уроков, причем плата за переработку выдавалась в повышенном размере. Спустя время труд старателя перестал быть внеурочным не только по будням, но и в выходные, и в праздничные дни.

Приисковые рабочие Верхне-Амурской компании. 1890-е гг.

    После внедрения машинного труда на золотых разработках число рабочих заметно сократилось и в последующие годы продолжало уменьшаться. В 1850-е годы на один промысел приходилось в среднем около 130 человек, а спустя десять лет – всего 66. Однако такое снижение численности рабочих объяснялось не только улучшением технической базы, но и истощением месторождений, а в 1860-е годы – частыми продовольственными кризисами. В то же время появлялись самостоятельные старательские артели на собственном содержании. В 1869 году такие образования составляли 15 % всех рабочих Енисейского округа.
    С утверждением частного предпринимательства в золотодобывающей промышленности были созданы новые и существенно изменены старые правила, регламентировавшие труд и быт приисковых рабочих. Во второй половине XIX века прибывавшие на прииск получали расчетный лист, на котором отмечались все денежные выдачи и задолженности. Рабочие делились на отдельные партии. В каждой из них золотопромышленник назначал старосту, а сами рабочие – двух выборных лиц, которые все вместе составляли «партийную расправу», обладавшую достаточно широкими полномочиями. Она подвергала должников денежным взысканиям, назначала наказания, в том числе и телесные, следила за порядком на прииске.
    Высший надзор за соблюдением изданных правительством постановлений возлагался на Присутствия по горнозаводским делам, которые потребовали от золотопромышленников соблюдения элементарных норм безопасности на приисках и регламентировали порядок продажи продовольствия.
    В конце прошлого столетия положение приисковых рабочих привлекло внимание представителей крупного капитала и общественных деятелей. В 1894 году в Томске было создано общество Вспоможения рабочим горных и золотых промыслов Томского округа. Тогда же потомственный почетный гражданин И. М. Сибиряков пожертвовал 420000 рублей на пособия приисковым рабочим, получившим увечья, а также семьям погибших. Деньги выплачивались независимо от продолжительности пребывания на промыслах и вероисповедания в течение нескольких лет или постоянно – в виде пенсии.
    Учитывая ту роль, которая отводилась добыче золота в российской промышленности, правительство, предприниматели и общественность стремились взять эту отрасль под строгий контроль. С тем и вошли в XX век.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение