Владислав Загашвили Доктор экономических наук, ИМЭМО РАН
По мнению ряда экспертов, если не произойдет чрезвычайных обстоятельств, Россия уже в текущем году вплотную приблизится к членству в ВТО. Однако трехлетний подготовительный этап и предварительные переговоры показали, что для вступления в эту авторитетную международную организацию Россия должна будет ввести ряд односторонних торговых ограничений. Это может затормозить процесс реформирования российской экономики и нанести серьезный удар по интересам отечественных производителей. Наиболее сложными являются переговоры о тарифной политике в отношении промышленных товаров, о доступе в сферу услуг и о мерах по поддержке сельского хозяйства. Западные партнеры хотят, чтобы Россия приостановила внесение изменений в свой внешнеторговый режим уже на время ведения переговоров («стэндстил», по терминологии ВТО), что совершенно неприемлемо при равноправном партнерстве.
Тарифные предложения России, которые она выдвигает в качестве точки отсчета на переговорах, включают почти 10 тыс. товарных позиций. Средняя ставка таможенного тарифа, согласно этим предложениям, в два раза превышает уровень, принятый в развитых странах. На двусторонних переговорах набор товарных позиций будет варьироваться в зависимости от заинтересованности наших партнеров.
Плюсов не так уж и много
Присоединение к ВТО принесет России ряд практических выгод. Расширится доступ товаров на внешние рынки. Появится возможность использовать механизмы ВТО для защиты своих интересов. Более стабильными и предсказуемыми станут экономические отношения с другими странами. Россия сможет участвовать в выработке международных торговых правил. Повысится инвестиционная привлекательность России, поскольку инвесторы смогут рассчитывать на более стабильные условия и на облегчение экспорта продукции своих предприятий, расположенных в России, на рынки третьих стран. Главное Россия получит возможность участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных условиях.
Наоборот, оставаясь вне ВТО, Россия столкнется с еще более высокими торговыми барьерами на зарубежных рынках. В этих условиях труднее будет преодолеть тенденцию к усилению сырьевой специализации российского экспорта. А если эта задача не будет решена в ближайшее время, реальностью станет угроза потери потенциала в высокотехнологичных отраслях и консервации всей промышленной структуры.
Правда, выигрыш от вступления в ВТО может оказаться не столь значительным, как ожидается. Перспектива расширения доступа нашей продукции на рынки других стран имеет реальное значение лишь для 5 % экспорта. Основная его часть, представленная энергоносителями и сырьевыми товарами, без особых трудностей реализуется и сейчас, когда Россия находится вне рамок ВТО.
Не столь широки, при ближайшем рассмотрении, и наши возможности влиять на формирование правил мировой торговли, в объеме которой на долю России приходится около 1 %. Не следует, видимо, тесно связывать с присоединением к ВТО и увеличение притока иностранных инвестиций. О том, что членство в ВТО не является в этом плане решающим, говорит пример Китая. Эта страна не присоединилась к ВТО, но тем не менее успешно привлекает инвестиции.
Вступление России в ВТО приведет к изменению хозяйственной, правовой, торгово-политической среды, в которой действуют не только участники внешнеэкономических связей, но и все российские компании. В конечном итоге новая среда окажется более приемлемой для отечественных компаний, ориентированных на деятельность в условиях справедливой конкурентной борьбы. И в принципе, принятие Россией обязательств по поддержанию конкурентной рыночной среды будет способствовать изживанию многих негативных черт, присущих сегодня российской хозяйственной бюрократии и законотворческому процессу. В выигрыше от снижения таможенных барьеров окажутся российские потребители, которые получат доступ к более качественной и дешевой импортной продукции.
Но ощутить эти благоприятные последствия Россия сможет только в том случае, если ее ослабленная кризисом промышленность выживет, не захлебнется под напором растущей конкуренции со стороны иностранных производителей. Ведь, вступив в ВТО, Россия будет вынуждена в еще большей степени открыть свой рынок для товаров из других стран.
Минусов не так уж и мало
Перечень требований к России, выдвигаемых в связи с предполагаемым вступлением в ВТО, обширен. Он включает снижение импортных тарифных ставок; сокращение субсидирования отдельных отраслей; упрощение норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле. Некоторые из наших партнеров по переговорам настаивают на присоединении России к так называемым секторальным соглашениям ВТО, регулирующим международную торговлю определенными товарами, хотя участие в этих соглашениях не является обязательным условием вступления в ВТО.
Едва ли мы готовы, в частности, выполнять соглашения ВТО о государственных закупках, в соответствии с которыми страна должна объявлять открытый тендер для компаний стран-членов ВТО при каждой госзакупке на сумму более 300 тыс. долл. И российские авиастроители не готовы к полной отмене государственных субсидий для отечественных производителей авиатехники и устранению импортных пошлин, как того требует другое соглашение ВТО. Многие российские предприятия не готовы к конкуренции с иностранными товарами, поставки которых в нашу страну после снижения тарифа увеличатся. Присоединение России к соглашениям о беспошлинной торговле авиатехникой, компьютерами, сельскохозяйственным, медицинским и научным оборудованием, о либерализации рынков информационных технологий и снятии барьеров в торговле финансовыми услугами и некоторым другим соглашениям преждевременно. Оно может привести к сокращению производства и потере рабочих мест.
СПРАВКА | |
Всемирная торговая организация (ВТО), правопреемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала функционировать 1 января 1995 года и представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется большая часть мировой торговли товарами и услугами. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются около 130 стран, на которые приходится более 90 % оборота международной торговли. Еще 27 государств находятся на различных стадиях присоединения к ВТО, в их числе Россия, Китай, Тайвань, Саудовская Аравия, государства Балтии, а также большинство стран СНГ.
ВТО регламентирует такие стороны торговой политики, как стандартизация и сертификация продукции, лицензирование импорта, оценка товаров в таможенных целях, субсидирование экспорта, антидемпинговые меры, тарифные ограничения и т. д. Наконец, главное члены ВТО обязаны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников ВТО, которая проводит сессии каждые два года. Между сессиями по необходимости созывается Генеральный совет (ГС), состоящий также из представителей участников ВТО. Кроме того, ГС исполняет обязанности органа по урегулированию споров и органа по обзору торговой политики.
| |
Не вполне готова Россия и к полной либерализации торговли услугами. В настоящее время наши позиции на этом рынке крайне слабы: Россия устойчиво выступает в качестве нетто-импортера, имея большое отрицательное сальдо. В этих условиях положительные последствия либерализации прежде всего возможность расширения экспорта и развитие инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами могут оказаться недостаточными для того, чтобы компенсировать вероятные потери, в том числе увеличение дефицита в торговле услугами, вытеснение слабых отечественных компаний мощными зарубежными конкурентами, потеря государственного контроля за состоянием рынка услуг, что особенно вероятно по причине отсутствия отработанной системы государственного регулирования внешних связей в этой важной и быстрорастущей сфере.
В подвешенном состоянии оказывается и судьба экономической интеграции в рамках СНГ. Проблема заключается в том, что страны, входящие в Таможенный союз СНГ, ведут переговоры о присоединении к ВТО независимо друг от друга. Как показывает анализ тарифных предложений, поданных в ВТО Казахстаном и Киргизией, обязательства, которые готовы принять на себя эти страны и Россия, могут существенно отличаться. Так, Казахстан и Киргизия выразили намерение предоставить иностранцам неограниченный доступ на свои рынки услуг. Но Россия связана с этими странами аналогичными обязательствами. Это означает, что Россия стоит перед выбором: или вопреки своему желанию открывать рынок услуг для западных стран или закрывать его для партнеров по Таможенному союзу СНГ. Практически это ставит под угрозу существование Таможенного союза, поскольку унификация внешнеторговых режимов стран Содружества после присоединения к ВТО будет сопряжена со значительными экономическими издержками.
О торгово-политических уступках
В отличие от других стран Россия не имеет опыта применения мер нетарифного протекционизма и не располагает торгово-политическим аппаратом, необходимым для отстаивания своих прав и осуществления антидемпинговых процедур в соответствии с нормами ВТО. Поэтому, став равноправным членом ВТО, Россия на практике будет обладать меньшим уровнем защиты внутреннего рынка по сравнению с другими странами.
Тенденция к ослаблению тарифных барьеров возникла во многом благодаря относительному уменьшению значения цены как фактора конкурентоспособности товара и увеличению роли технических и других качественных характеристик. Понятно, что она выгодна странам, производящим более качественную, но и более дорогую продукцию, и, напротив, невыгодна экспортерам менее качественных и дешевых изделий. В настоящее время Россия может претендовать на место именно во второй группе стран.
Вытеснение тарифов более изощренными средствами протекционизма происходит и сегодня. Так, страны Запада выступают за то, чтобы при определении торгового режима в той или иной стране наряду с прочими показателями учитывались бы действующие в ней трудовые и экологические стандарты. Их аргументы основаны на том, что страны, применяющие заниженные стандарты, получают «нерыночные» преимущества за счет низких издержек производства. Признание ВТО такой нормы существенно подорвало бы позиции развивающихся государств и России, где производство трудо- и экологоемкой продукции существенно дешевле, чем на Западе. Поэтому они решительно выступают против данной инициативы, считая, что трудовые и экологические стандарты относятся к сфере деятельности других международных организаций и не входят в компетенцию ВТО.
В целом переход России на международные стандарты, на чем особенно настаивают страны Запада, будет означать, что отечественные производители окажутся в собственной стране на положении иностранцев, а иностранные поставщики, напротив, будут чувствовать себя в России «как дома».
Маловероятно, что будущие партнеры по ВТО учтут сложное экономическое положение России и согласятся с тем, чтобы она имела хотя бы на первых порах повышенный уровень таможенного тарифа. Об этом свидетельствует резкая реакция МВФ и ЕС на предложение России начать переговоры об условиях вступления России в ВТО со стартового уровня, в два раза превышающего уровень тарифной защиты промышленно развитых стран ВТО (уровень импортных тарифных ставок развивающихся государств значительно выше).
Либерализация торговли и структурная перестройка экономики
Либерализация торговли оказывает влияние на структурную перестройку экономики как по линии экспорта, так и через импорт. Роль экспорта в облагораживании структуры российской экономики может оказаться не столь значимой, как ожидается. Во всяком случае, на первом этапе либерализации, начавшейся на рубеже 80 90-х годов, должную конкурентоспособность продемонстрировал лишь сырьевой сектор. Попытки российских производителей проникнуть на рынки высокотехнологичных товаров (атомные реакторы, ядерное топливо для электростанций, вооружения, запуск коммерческих спутников) встречают ожесточенное сопротивление ведущих стран Запада. Надо учесть и тот факт, что вступление в ВТО не только облегчает доступ российских товаров на мировые рынки, но и накладывает определенные ограничения, которые ставят Россию в невыгодное положение.
Негативная роль импорта в ухудшении структуры российской экономики несомненна. Вытеснение отечественных производителей с внутреннего рынка продолжится и на новом этапе либерализации. Причем, поскольку процесс межотраслевого перелива капитала и рабочей силы в России по целому ряду причин затруднен, существует опасность, что структурная перестройка выразится не в перераспределении ресурсов от стагнирующих отраслей к перспективным, а ограничится лишь отмиранием первых. Таким образом последовательное применение принципа свободы торговли, лежащего в основе норм ВТО, может привести в недалеком будущем к полной утрате Россией основной части обрабатывающей промышленности.
Некоторые эксперты рассчитывают на то, что привлечение капиталов из-за рубежа могло бы компенсировать недостаточную подвижность внутренних факторов производства и тем самым смягчить негативные последствия дальнейшей либерализации внешнеэкономических связей. Однако при этом упускается из виду важный момент: иностранный капитал будет рационализировать распределение, во-первых, не только российских ресурсов и, во-вторых, не в российских интересах. В этом случае ресурсы России будут более активно, чем теперь, включены в процесс глобальной рационализации, осуществляемой западными ТНК в своих собственных интересах, которые совершенно не обязательно должны совпадать с интересами России. В результате структурные проблемы российской экономики еще более усугубятся.
Что ж, если мы не в состоянии самостоятельно решить наши проблемы (в данном случае структурные) и хотим, чтобы это сделал за нас кто-то другой, надо быть готовым заплатить за оказанные услуги. Вот только принять работу нам придется в том виде, в каком она будет сделана, без претензий.
Выводы
Новый этап либерализации внешнеэкономических отношений, связанный со вступлением в ВТО, будет иметь для России неоднозначные последствия. С одной стороны, Россия станет полноправным участником международного экономического обмена, с другой значительная часть ее экономики, ослабленная кризисом, может потерпеть поражение в открытой конкурентной борьбе. Это приведет к неблагоприятным изменениям в структуре ее хозяйства, в том числе к дальнейшему увеличению доли отраслей с низкой степенью переработки сырья, ослаблению научно-технического потенциала промышленности, утрате большой части внутреннего рынка в пользу иностранных поставщиков товаров и услуг.
Есть опасность, что, приняв на себя многочисленные обязательства, связанные с участием в ВТО, Россия окажется не в состоянии извлечь предоставляемые ей в результате этого участия выгоды.
Ведущие страны ВТО не ставят перед собой задачу осуществить либерализацию торговли как можно быстрее и любой ценой. Напротив, они идут на либерализацию лишь в той мере, в какой она отвечает их собственным интересам, и не останавливаются перед применением торгово-политических инструментов сдерживания конкурентов. Многочисленные случаи торговых конфликтов, в которые в последние годы оказалась втянута Россия, вновь и вновь подтверждают необходимость проведения твердой внешнеэкономической политики. Нужно учитывать, что международные экономические организации защищают интересы прежде всего своих лидеров, к которым относятся США и другие страны Запада.
Видимо, интересам России отвечало бы поэтапное присоединение к соглашениям ВТО, осуществляемое в течение довольно продолжительного периода, необходимого для решения задач реструктуризации и модернизации российской промышленности, реформирования отечественной корпоративной структуры, создания действенной системы государственного регулирования внешних и внутренних хозяйственных отношений.
Принцип постепенности в принятии Россией обязательств, связанных с участием в ВТО, входит в переговорную платформу нашей делегации. Россия намерена отстаивать право на постепенное открытие своего рынка в течение определенного периода, который может продлиться 6 7 лет. Но одной постепенности мало. В идеале сам график переходного периода должен стать составной частью общегосударственной программы повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.
|