В эти дни он празднует 40-летие рабочей деятельности. Но это только по паспорту. На самом деле Николай Иванович Тимофеев, генеральный директор Екатеринбургского завода по обработке цветных металлов, выглядит и действует гораздо моложе своих лет. Шутит, как юноша. Вкалывает, как молодой мужик. В волейбол два раза в неделю играет, как мастер спорта. Выпьет никто не заметит. И к тому же у него еще 24 должности в компьютере записано. Это те должности, где он зарплату не получает, но отвечает за дело полной мерой. Ученый. Акционер. Изобретатель. Лауреат госпремии.
Разговаривать с ним одно удовольствие. Пример «навскидку»:
Николай Иванович, вы оптимист, или как?
Знаете, как говорят англичане? Сколько нужно бомбочек, чтобы победить Англию? Оптимисты считают три бомбы. Пессимисты шесть.
Ну хорошо, вы оптимист. Но когда рухнула «оборонка» (а вы в основном специализировались на платине для «оборонки), вы что не страдали, не переживали, ночами не мучались?
Зато теперь все у нас нормально! 1000 человек работало ни одного не сократили. Зарплату не задержали ни разу. Отвоевываем рынки, отданные недавно. Сохранили социальную сферу. Разве этого мало?
История вопроса
Рассказ Н. И. Тимофеева:
У нас, в России, аффинажного завода платиновых металлов не было. Вся платина в основном добывалась на Урале, отправлялась в Германию, там аффинировалась, частью возвращалась в Россию. Все же платиновые спутники (а их, кроме платины, еще пять: палладий, родий, иридий, рутений, осмий) оставались там, за рубежом, как примеси и не возвращались. Но нашелся такой человек, который болел за интересы России, Барабошкин Николай Николаевич, горный инженер. Он обратился к царю с просьбой построить аффинажный завод на родине. Разрешение было получено, завод в Екатеринбурге построили, и в 1916 году он был пущен. Технологию аффинажа разрабатывал сам Барабошкин, и платина уральская потекла на аффинаж сюда, на наш завод.
Когда началась конверсия оборонной промышленности (а платиновые изделия в основном идут на оборонную промышленность, золотые изделия высокой точности тоже: в приборостроение, в оборонную промышленность), у нас объемы производства снизились. Но появились возможности аффинировать и сырье, которое добывается на Урале, и специальное сырье, которое привозилось из Якутии (загрязненное радионуклидами) мы научились перерабатывать все это, у нас сегодня экологически чистая технология переработки сырья.
Но профиль завода в основном металлургический, а в последнее время он, кроме того, стал еще и ювелирным. Мы сегодня в принципе можем производить ювелирные изделия подобные тем, которые изготавливаются на ювелирных заводах. Недавно мы запустили участок по огранке изумрудов. Мы реально решили показать, что металлурги все могут. Потому и такой смешанный профиль нашего завода: аффинажное производство, переработка вторичного сырья, производство изделий из платиновых металлов, золота и серебра для промышленности, производство полуфабрикатов для ювелирной промышленности и собственно ювелирных изделий, ну и огранка драгоценных камней. По сути дела полный комплекс на одном заводе. Это нам помогает работать более эффективно.
Честно говоря, мы предвидели те изменения, которые произошли в стране. Об этом я писал в статье, опубликованной в местной городской газете «Вечерний Свердловск» еще четыре года назад. Там был дан верный прогноз тому, куда мы идем и что с нами будет. Статья называлась «Что делать?, или В защиту директорского корпуса». Ну, а предвидели мы, что наступит развал экономики в связи с неуправляемой перестройкой. И мы решили создавать структуры, которые бы помогали нам выживать. Завод был инициатором создания Уральской золото-платиновой компании. Мы создали сеть ювелирных магазинов (порядка сорока), где реализуем нашу ювелирную продукцию.
Далее. Мы создали финансово-промышленную группу «Драгоценности Урала». Это первая в России финансовая группа, которая была зарегистрирована правительством, хотя она имеет номер 2 первый номер никому не присвоен. Вот эти созданные нами структуры и дали нам возможность легче переносить те беды, о которых вы упомянули в вопросе: развал экономики, разрыв экономических связей.
Вследствие распада СССР (а наша продукция поставлялась в основном на Украину, в Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Грузию, Армению, Киргизию) полтора два года мы ничего не могли поставить в страны СНГ не было законодательных актов, документов, на основании которых мы должны были поставлять туда продукцию. Нам легче было торговать с Бельгией, Соединенными Штатами, Японией, чем с нашими вчерашними родными республиками, ставшими самостоятельными государствами. Теперь вроде бы все более или менее нормализовалось.
Сейчас особой конкуренции нет. Дело в том, что в тот период, когда были разорваны экономические связи, наши заказчики, покупатели нашей продукции обращались к зарубежным фирмам. По сути дела были созданы все условия для того, чтобы все наши зарубежные конкуренты завоевали рынок стран СНГ (это фирмы «Хереус», «Дегусса», «Энгельгардт», «Джонсон Мэтти» и другие, которые попытались проникнуть на рынок СНГ, и это им удалось). Но в принципе многие заказчики снова возвращаются к нам, потому что мы умеем работать лучше. И дешевле. И быстрее.
Н.И. Тимофеев является автором девиза «От благородства металлов к благородству взаимоотношений.»
Н.И. Тимофеев:
Завод исторически был единственным в СССР, остается таким и в России. Мы знали, что если мы заказчикам нашим будем отказывать, то никто, кроме нас, им ничего не сделает. Первый наш девиз был такой: удовлетворять все заказы, исполнять заказы, находить способы исполнения заказов. Хотя мы могли в свое время заявить: «Мы не умеем это делать, мы не знаем, как делать, мы не делаем». Но у нас сохранился такой стиль: если производство что-то не умеет делать, то у нас есть мощная научная база, наши кадры специалистов. Все, что производится или можно произвести на планете из благородных металлов, мы практически умеем делать. Когда меня спрашивают: «Вы можете?», я отвечаю: «Заказывайте, мы все сделаем». Вот это в крови у наших работников. А дальнейшее благородство отношений во всех наших личных контактах.
Послесловие
Легко ли быть хозяином золотого, платинового гиганта? Денег полно... Золота навалом. Так думает каждый. Каждый, кто не знает жизни.
Мне не легче, мне тяжелее, улыбается Николай Иванович. Мои налоговые поборы в тысячи раз выше, чем у «простых людей». Умножьте свои личные заботы в тысячи раз, и вы станете, как Тимофеев.
И еще одно. У него есть главное понимание коллективом того, что он именно такой, а не эдакий. Открытый. Ясный.
Меня спрашивают об отношении к власти. В Екатеринбурге. В Москве... Отвечаю: я поддерживаю власть, которая находится у власти, у руля... Мне нужна стабильность.
... Говорят, все к чему прикасается Тимофеев, превращается в золото, в платину. И, наверное, это правда.
Хотите лично удостовериться? Звоните и приезжайте!
620014, г. Екатеринбург, проспект Ленина, 8. Контактные телефоны: Секретариат: (3432) 51-25-01. Факс: (3432) 58-07-09, 51-32-25. Служба маркетинга, телефакс: (3432) 58-06-53. Отдел внешних экономических связей: (3432) 58-06-90
|