Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Путешествие из Екатеринбурга в Свердловск и обратно – 275 лет Содержание Первая линия Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Навоийский горно-металлургический комбинат – 40 лет технополису в Кызылкумах
№4' 1998 версия для печати

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО СОСЕДИ
СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ УСТРЕМЛЕН В БУДУЩЕЕ



Василий Долголев
Заместитель премьер-министра Республики Беларусь

    Шесть лет существования суверенных республик, входивших ранее в Советский Союз, позволяют обобщить результаты, сделать анализ и спрогнозировать ход развития экономических тенденций на территории Содружества Независимых Государств.

    Союз: до и после
    Разрушение СССР привело к автономизации экономик бывших союзных республик. К тому же обозначился кризис власти, который не всюду еще завершился. Иным стал уровень жизни народа. Демилитаризация экономик вызвала разрыв основных хозяйственных связей, поставила на грань банкротства мощные машиностроительные комплексы в тех республиках, где они были. Кризис банковско-финансовых систем проявился в гиперинфляции и долларизации экономик.
    Созданное на развалинах СССР новое Содружество Независимых Государств за период своего существования себя в полной мере не оправдало. Не обнадеживают и тенденции развития СНГ. Широкая критика и попытки найти новые формы интеграции и перехода к созданию общего экономического пространства, заявленные на встрече глав государств СНГ в Кишиневе, стали закономерным итогом сложившейся ситуации.
    Знаменательным моментом этого саммита явился факт, что практически все члены Содружества стали обвинять Россию в низкой эффективности работы СНГ, в отсутствии инициативы по развитию интеграции, несмотря на то, что многие руководители сами ничего так и не сделали для реализации основополагающих решений. Что заставило так резко поколебать позиции сторонников «самастiйных» суверенитетов?
    Известно, что за время существования СНГ принято свыше 1900 различных соглашений и документов, заключено множество двусторонних и многосторонних договоров. Если бы все эти решения были выполнены, то Содружество предстало бы как дееспособное межгосударственное образование. Но этого, к сожалению, не произошло.
    За годы существования СНГ обозначилась неравномерность в экономическом развитии государств Содружества. Это явилось следствием разной глубины экономического спада, обусловленного действием как объективных, так и субъективных факторов. Различия между государствами стали настолько существенными, что их сглаживание в краткосрочной перспективе не представляется возможным. Вслед за экономическими трудностями усилилась и тенденция к ослаблению межгосударственных связей. Основная причина кроется здесь прежде всего в низкой эффективности производства и низком качестве выпускаемой продукции. Она оказывается в основном неконкурентоспособной не только на рынках третьих стран, но и на рынках постсоветского пространства.
    У молодых государств за последние годы появились новые союзники и «друзья» за рубежом, которые не жалеют средств на то, чтобы глубоко проникнуть в экономику стран СНГ. Они уже инвестировали в государства Содружества более 30 млрд. долл. И это во многом определяет их политику.
    Очевидной противоположностью негативным проявлениям в СНГ явился Союз Беларуси и России. Он возник как качественно новая форма межгосударственного объединения. Образование Союза обусловлено сложившейся и действующей десятилетиями экономической и технологической взаимозависимостью народнохозяйственных комплексов обеих стран, кооперационными связями и глубокой специализацией производства.
    Сближению Беларуси и России способствуют также их географическая близость, политическая воля братских народов, поддержавших курс А. Г. Лукашенко и Б. Н. Ельцина на дальнейшее сближение.
    Белоруссия – естественный коммуникационный коридор из России в Центральную, Западную Европу и в Калининградскую область. До 70 % российского экспорта в страны ЕС осуществляется через Белоруссию.
    В республике имеется стабильная зона интересов для нефтегазового комплекса России: сооружается крупный экспортный газопровод Ямал – Европа, проходящий по территории Белоруссии; в перспективе намечается строительство еще одной ветки магистрального газопровода в Европу по более короткому (на 400 км) маршруту. Мозырский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы, входящие в состав российских нефтяных компаний, находятся вблизи границы, что удешевляет поставку продукции в Европу. Транспортный тариф в Белоруссии ниже украинского почти на 20 %.
    Для России реальный интерес представляет промышленная база Белоруссии, созданная в условиях общесоюзного разделения труда в качестве своеобразного «сборочного цеха», особенно в области автомобиле- и тракторостроения, радиоэлектроники, нефтехимии. Сегодня промышленный потенциал Белоруссии используется максимум на 70 %. Восстановление рациональных кооперационных связей с белорусскими партнерами освободит российскую промышленность от значительных затрат на развитие дублирующих предприятий и создание аналогичных производств.
    В СССР Белоруссия была одной из высокоразвитых республик и специализировалась в основном на выпуске конечной продукции. Так, в 1989 году национальный доход на одного занятого в материальном производстве в Белоруссии составил 2702 рубля, в России – 2713 рублей. Темп роста национального дохода в среднем за 1986 – 1989 годы в нашей республике был 3,8 %, в России – 2,5 %. Белоруссия производила товаров народного потребления на душу населения в сумме 1847 руб., а Россия – 1229 руб. Выпуск продукции на один рубль стоимости основных фондов в Белоруссии составлял 1,38 руб., что на 0,4 руб. выше, чем в России, а выпуск продукции на один рубль фонда заработной платы – 2,05 руб., или на 0,96 руб. больше.
    Наша республика ежегодно вкладывала в бюджет СССР порядка 3 млрд. долл. (по курсу 1989 года). При этом около 80 % производимой в Белоруссии продукции отправлялось за ее пределы, в том числе и в Россию.
    После распада Советского Союза белорусская экономика стабилизировалась в достаточно короткие сроки, а в настоящее время утвердилась тенденция к ее росту. Так, валовой внутренний продукт в 1996 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 3 %, а в 1997 году – на 10 %, при этом объем промышленного производства увеличился соответственно на 3,5 % и на 17,6 %, валовая продукция в общественном секторе сельского производства – на 1,1 % и на 2,9 %.
    В республике не закрыт ни один завод – все предприятия работают. Зарплата и пенсии выплачиваются регулярно. Белоруссия за истекшие годы укрепила управляемость государственного организма, ее экономика по ряду важнейших отраслей (машиностроение, химические волокна, телевизоры и т. д.) занимает одно из лидирующих мест в СНГ.

    Выгоды интеграции
    Союз Беларуси и России – не искусственное образование, а результат объективных тенденций. Он направлен прежде всего на углубление объединительных процессов двух государств. Союз не только стал органической частью общей системы и модели интеграции СНГ, но и заложил основу более высокого ее уровня.
    Необходимо отметить и тот факт, что экономическая интеграция – закономерность современного этапа мирового развития. В настоящее время на всех континентах земного шара насчитывается более десятка подобных объединений.
    Образование Союза Беларуси и России явилось прорывом в интеграционном процессе СНГ, продемонстрировало странам-участницам, что объединение государств, близких по экономическому развитию, не только реально, но и целесообразно при сохранении их самостоятельности. Этот путь находится в русле общемировых экономических тенденций развития и взаимовыгоден для стран-партнеров.
    Крайние точки зрения, согласно которым Союз означает для Белоруссии полное вхождение в Российскую Федерацию, угрожают ее экономическим интересам или, наоборот, Республика Беларусь получает односторонние выгоды, а Россия берет на себя неоправданные материальные затраты и теряет международный авторитет – не более чем мифы, не подкрепленные ни документами, ни объективным характером процесса.
    Анализ реальной практики свидетельствует: в результате образования Союза Россия получает большие преимущества в геополитическом плане. Появляется выход на границы Центрально-Европейского региона, усиливается стратегическое положение России на западном направлении, устраняется потенциальная угроза создания так называемого «Балтийско-Черноморского» пояса изоляции. Как Россия, так и Союз в целом получают дополнительные возможности воздействия на региональное развитие отношений с Украиной, Польшей и с государствами Балтии.
    Образование Союза Беларуси и России явилось важным фактором укрепления их обороноспособности в условиях расширения НАТО. Белоруссия имеет сегодня боеспособную и весьма мобильную, дисциплинированную армию. На территории республики развернуты отдельные объекты инфраструктуры Вооруженных Сил России: Центральный узел управления противовоздушной обороной, Центр управления связи с надводными и подводными морскими силами, включая атомные подводные лодки. После распада СССР именно в Белоруссии остались самая современная, опережающая по многим параметрам западную, военная техника и отлаженная система управления ПВО. Здесь находятся 120 современных заводов ВПК, многие из которых обладают уникальной производственной базой и являются монополистами в рамках СНГ, а также 15 научно-исследовательских институтов, специализированных на военных разработках, в том числе в области электроники.
    Россия приобретает и внутриполитическое преимущество: объединение с Белоруссией серьезно ослабляет синдром «разделенного народа» у значительной части российского общества.
    Что касается экономической интеграции, то Белоруссия не ставит перед собой цели получить односторонние выгоды за счет партнера, как утверждают некоторые оппоненты Союза. Только те интеграционные объединения имеют будущее, которые выгодны всем участникам. Сегодня экономика нашей республики располагает развитой внешнеторговой инфраструктурой, квалифицированной рабочей силой, высоким научно-техническим потенциалом, современным агропромышленным сектором. Функционируют производственные мощности по выпуску целого ряда конкурентной на российском рынке и рынке третьих стран продукции.
    Необходимо учитывать, что около 80 % российского импорта идет транзитом с Запада через территорию Белоруссии. Не следует сбрасывать со счетов и удешевление перевозок, связанных с поддержанием жизнедеятельности Калининградской области.
    Все это позволяет с полной уверенностью утверждать, что с образованием Союза у нас появляется возможность создавать общий рынок товаров, труда и капитала. Необходимы лишь политическая воля государственного руководства, а также оперативная распорядительность хозяйствующих субъектов. В Белоруссии и в России сегодня – немало предприятий, которые могли бы дополнительно поставлять на рынок пользующуюся спросом продукцию. Так, созданный в Белоруссии на базе передовых технологий завод по производству интегральных схем «Планар» когда-то обошелся СССР в 1,5 млрд. долл. Сегодня это предприятие ощущает явную недогрузку мощностей, хотя могло бы использоваться в интересах обоих государств и приносить ежегодную прибыль в пределах 100 млн. долл. Или возьмем Минский тракторный завод, который в советское время выпускал 25 % всех тракторов. Сегодня половина производимых в Белоруссии тракторов идет на экспорт более чем в 70 государств. В ближайшие два года только российский рынок потребует не менее 400 тыс. тракторов в год. Наш трактор хорошо знают в российской деревне. Он дешевле западноевропейских машин с аналогичными характеристиками. Кстати, новая машина МТЗ, прошедшая рабочие испытания на белорусских полях, на каждом вспаханном гектаре почвы экономит ведро горючего. По этому показателю ей на сегодняшний день аналогов в мире нет.
    Или, скажем, новополоцкое производственное объединение «Полимир». Это предприятие известно как крупнейший производитель акриловых химических волокон, основной поставщик сырья для предприятий легкой промышленности России. Разрыв технологических связей, перевод поставок углеводородного сырья, которое поступает из Западной Сибири, с трубопровода на железнодорожный транспорт привели к значительному росту стоимости акриловых волокон. Восстановление поставок сырья по трубопроводу в необходимых объемах позволило бы не только загрузить мощности объединения, но и восстановить свыше 2 млн. рабочих мест на предприятиях текстильной и трикотажной промышленности России.
    Образование Союза двух государств создало принципиально новые условия для ускорения интеграции на уровне не только стран, но и отдельных регионов. В настоящее время 55 субъектов Федерации России уже работают на белорусском рынке. При этом наши отношения с регионами России – даже более интенсивные и интегрированные, нежели на межгосударственном уровне.
    В качестве примера можно привести сотрудничество Республики Беларусь с Липецкой областью. Товарооборот здесь исчисляется десятками миллионов долларов. В октябре прошлого года в Липецкой области были проведены «Дни Республики Беларусь», а 14 – 17 января этого года в Минске прошли «Дни Липецкой области». Сделан еще один шаг вперед в развитии взаимовыгодного сотрудничества.
    Эффективное сотрудничество белорусских областей установилось с Воронежской, Новгородской, Псковской, Московской, Калининградской, Мурманской, Ярославской, Тюменской областями, Краснодарским краем и многими другими.
    Качественно новый этап наметился в сотрудничестве областей Белоруссии с межрегиональными ассоциациями Российской Федерации. Экономические отношения регионов в рамках ассоциаций успешно могут развиваться на основе создания лизинговых компаний, концентрации капиталов, расширения многосторонних кооперационных связей. Первые шаги в таком направлении сделаны регионами Республики Беларусь и ассоциацией «Центральная Россия», которые подписали соглашение о сотрудничестве. В настоящее время готовится соглашение о сотрудничестве Беларуси с ассоциацией «Сибирское соглашение». Активность этих двух ассоциаций в сотрудничестве с белорусскими регионами имеет принципиальное значение, поскольку на их долю приходится более 50 % внешнеторгового оборота между Белоруссией и Россией.
    Союз двух государств открывает возможность формировать единый энергетический и транспортный комплекс. Сегодня РАО «ЕЭС России» имеет в Белоруссии устойчивый сбыт электроэнергии с годовым оборотом свыше 1 млрд. руб., а белорусские потребители, используя преимущества ЕЭС, экономят ежегодно значительные средства.
    Более активное объединение нефтеперерабатывающих отраслей также позволило бы увеличить загрузку белорусских предприятий, облегчить поставку для соседних областей России более дешевых нефтепродуктов, получить дополнительную прибыль от совместных поставок на экспорт.

    Как реализуются преимущества
    Из приведенных примеров следует, что формирование общего экономического пространства объективно выгодно и Белоруссии, и России. Однако потенциальные преимущества интеграции – это еще не реальность. Необходимо согласованное экономическое развитие. Это путь к существенному повышению экономической эффективности и экономическому росту.
    Как реализуются основные задачи Союза Беларуси и России? Важным организующим документом в объединении усилий двух государств на пути экономических реформ стала утвержденная Высшим советом Союза 2 апреля 1997 года программа синхронизации и единой направленности экономических реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации, в которой предусмотрена реализация общих подходов к созданию современной экономики через стабилизацию и восстановление экономического роста.
    Основные направления достижения этой цели предполагают согласованную политику двух государств в области структурной перестройки, приватизации, антимонопольного регулирования и развития потребительского рынка, а также денежно-кредитных отношений, рынка ценных бумаг, налогообложения. Программа раскрывает направления унификации методов ценообразования, стимулирования инвестиций, согласованные действия в агропромышленном комплексе, социальной политике и регулировании внешнеэкономической деятельности.
    Исполнительным комитетом Союза принято постановление о взаимном предоставлении национального режима деятельности и гарантий субъектам хозяйствования Республики Беларусь на территории Российской Федерации; и точно такие же условия – субъектам хозяйствования Российской Федерации на территории Республики Беларусь. Минюстами двух стран, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Президенте РФ ведется работа по унификации гражданского законодательства.
    Приняты и реализуются совместные программы по дизелестроению, льну, оборудованию для производства сверхбольших интегральных схем, по созданию таможенной инфраструктуры. К реализации главных задач приступила ФПГ «БелРусАвто». В бюджете Союза на 1998 год более 90 % средств намечено направить на финансирование совместных программ, проектов и мероприятий. Продолжается работа по углублению специализации между белорусскими и российскими предприятиями промышленности, строительства, транспорта и связи, а также совместных структур на взаимовыгодной основе.
    В сфере антимонопольной политики и развития потребительского рынка удалось сблизить позиции двух наших стран. Принята и реализуется программа совместных действий по антимонопольному регулированию, подготовлена совместная программа по развитию оптовых продовольственных рынков. Формируется режим наибольшего благоприятствования в инвестиционной деятельности.
    По вопросам денежно-кредитной и валютной политики между национальным банком Республики Беларусь и Банком России подписано соглашение о координации действий в области политики обменного курса национальных валют. Сформирована совместная российско-белорусская комиссия, занятая выработкой предложений, направленных на синхронное реформирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Утверждены регламент процедуры согласования изменений в налоговом законодательстве Белоруссии и России, порядок взаимного согласования проектов решений о внесении изменений и дополнений в применяющиеся ставки таможенных пошлин, порядок взимания косвенных налогов на отдельные виды товаров.
    Исполком Союза принял ряд постановлений социальной направленности, в частности, «О равных правах на получение образования». Реализуя эти права, более 3 тыс. белорусских граждан уже обучаются в заведениях Российской Федерации, а около 600 россиян – в высших учебных заведениях Белоруссии.
    Важно продолжать разработку общих стандартов социальной защиты населения с учетом реальных экономических возможностей. Актуальными остаются оказание медицинской помощи, защита территории и населения от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы, социальная поддержка инвалидов и участников Великой Отечественной войны, улучшение пенсионного обеспечения.
    Важной вехой в углублении интеграционных процессов двух государств явились решения Исполкома Союза, заседание которого состоялось в июне 1998 года в Минске. В частности, рассмотрено соглашение о применении единых ставок ввозных таможенных пошлин в торговле с третьими странами, и, таким образом, сделан еще один важный шаг на пути создания общей нормативно-правовой базы и формирования единой таможенной территории.
    Утверждена концепция развития производства телерадиоаппаратуры на предприятиях Белоруссии и России, которая ляжет в основу программы защиты производителей радиоэлектронной продукции на территории Союза. Считаю, сделан первый шаг к построению нормативно-правовой базы возрождения и других отраслей народнохозяйственных комплексов. Это гарантированные сотни тысяч рабочих мест и, следовательно, рост благосостояния народов двух государств.
    В целом же Исполком Союза принял на этот раз шестнадцать важнейших решений в экономической и социальной сферах по дальнейшему развитию интеграционных процессов двух государств.
    Таким образом Союз Беларуси и России – это достаточно гибкое, развивающееся межгосударственное объединение, которое сохраняет суверенитет государств-участников и способствует ускоренному продвижению по всем направлениям совместной деятельности.

    Курс – на дальнейшее сближение
    Что следует предпринять для углубления интеграционных процессов?
    Прежде всего дальнейшее экономическое сотрудничество необходимо осуществлять на основе сохранения сложившейся специализации предприятий, отказа от создания производств-дублеров. Требуются согласованные действия экспортеров на рынках третьих стран, совместное финансирование научно-технических программ, формирование единого заказа на специальную технику и изделия. Необходимо также более эффективно использовать преимущества межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства для достижения стратегических и текущих целей, для поддержания плодотворного экономического сотрудничества со странами мирового сообщества.
    Совместная деятельность в ближайшей перспективе должна быть направлена на формирование условий для стабильного развития экономики обоих государств, совершенствования рыночных отношений, повышения жизненного уровня населения. Обеспечение равных возможностей и гарантий для всех субъектов хозяйствования должно сопровождаться развитием взаимовыгодной торговли, производственной специализации и кооперирования, сотрудничества с регионами России.
    Результатами функционирования Союза должны стать обеспечение доступа к товарам, трудовым, фондовым рынкам, информации, создание системы поддержки и совместного использования имеющихся стратегических ресурсов, транспортных артерий, коммуникаций, производственных мощностей. Цивилизованная интеграция подразумевает рациональное использование природно-ресурсного потенциала на основе производственной специализации и кооперирования, осуществление структурно-технологической перестройки национальных экономик. Все это в конечном счете призвано способствовать сохранению и развитию трудового и интеллектуального потенциалов, обеспечению экономической и экологической безопасности нашего Союза.
    Разумеется, достижение перечисленных целей связано с преодолением имеющихся экономических и социальных деформаций. Необходимо обеспечить сближение не только экономических, но и правовых условий функционирования субъектов хозяйствования. Белоруссия готова пойти на прямое интегрирование промышленных предприятий вплоть до создания единых органов управления. Необходимо также обеспечить сближение законодательств, создать систему государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного сотрудничества, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, обеспечить сбалансированность торгово-платежных отношений государств Союза.
    Важное значение на данном этапе приобретает задача определения приоритетов экономического развития, отвечающих интересам Белоруссии и России. Ими, без сомнения, являются улучшение использования топливно-энергетических ресурсов, транспортно-коммуникационных систем, углубление производственной специализации и кооперирования, совершенствование форм и механизмов экономического сотрудничества в обоих государствах.
    Необходимо целенаправленно добиваться расширения прав и свобод граждан. Важнейшая задача – введение института гражданства Союза, основывающегося на принципе: «Каждый гражданин Белоруссии и России является одновременно гражданином Союза». При этом будет сохраняться институт национального гражданства. В связи с реализацией положения о введении гражданства Союза необходимо обеспечить соответствующую унификацию национальных законодательств, разработать необходимые документы, закрепляющие статус гражданина Союза.
    Союз Беларуси и России должен заявить о себе более предметно на международной арене. Необходимо осуществлять меры организационного характера, обеспечивающие его признание со стороны других государств и международных организаций, прежде всего ООН, улучшить координацию внешнеполитических мероприятий, проводимых нашими государствами.
    Особое место в дальнейшем укреплении Союза Беларуси и России отводится вопросам правового регулирования отношений, возникающих в процессе политической и экономической интеграции. Для формирования правовой системы Союза принципиальным остается вопрос соотношения правовых актов Союза и национальных законодательств государств-участников, эффективное использование уже имеющихся и создание новых контрольных механизмов, обеспечивающих действенность решений высших органов Союза, обязательных для государств-участников и их органов власти.
    В целях дальнейшего согласованного социально-экономического развития Белоруссии и России основное внимание потребуется сосредоточить на унификации таможенного, налогового, финансового и банковского законодательств как приоритетного направления формирования единого экономического пространства. Унификация должна строиться на принципах правового равенства субъектов Союза, предусматривать единовременное введение в действие актов Союза на территории обоих государств, соблюдение прав граждан Белоруссии и России – граждан Союза.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение