Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Атомная промышленность Экология Наука и технологии Проекты и предложения Импэкс-металл
Международное обозрение Искусства и ремесла История
Международное обозрение
№2' 1998 версия для печати
Статья:   
1
2

ВЕЛИКАЯ «ЧЕЛНОЧНАЯ» ТРОПА НА БОСФОР
МАСШТАБНЫЕ КОНТРАКТЫ «ГАЗПРОМА» В ТУРЦИИ СОЗДАЮТ СОВЕРШЕННО НОВУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБМЕНОВ



Андрей Степанов
Специальный корреспондент (Анкара – Москва)

    ...Спустившись на машине со старого анкарского базара, что прилепился к склону горы под городской цитаделью, вскоре оказываешься у дверей суперсовременного торгового комплекса «Карум» рядом с башней отеля «Шератон». Этот разительный контраст старины и модерна и образует облик Анкары. Турция несомненно рвется вперед со скоростью, почти вдвое превышающей средние темпы развития Европейского Союза. Это и ввод современных технологий, и экспортный бум, и меняющийся облик городов, и новые туристические комплексы. Наряду с этим сохраняются очаги традиционных социально-экономических укладов – мелкотоварное сельское хозяйство, базарная торговля, ремесленное производство, которые и порождают исламскую реакцию отторжения политики экономического либерализма.
    Со времен военного переворота 1980 года в этой мусульманской стране идет непростой, но последовательный процесс становления рыночной экономики западного образца. Темп модернизации вызывает расслоение электората и острые коллизии. Турецкая демократия выдержала даже испытание прихода к власти исламистской партии благоденствия во главе с Неджеметтином Эрбаканом в коалиции с либеральной партией нынешнего президента Сулеймана Демиреля.
    Из бесед и встреч в Анкаре я вынес впечатление, что представители нынешнего трехпартийного правительства считают, что только 10 % избирателей составляют устойчивый электорат исламистов. Другие 10 % голосовали в знак протеста против негативных социальных последствий экономической политики, заложенной еще в 80-х годах тогдашним премьером, а затем и президентом, технократом Тургутом Озалом. Основные ее направления – приватизация госсектора, привлечение западных капиталов и технологий, либерализация экспорта и импорта, стимулирование частного сектора, инфляционная накачка экономики. Последствия хорошо известны – быстрые темпы роста производства, прежде всего в легкой промышленности, что дало основание говорить о «турецком экономическом чуде», бурное развитие туризма, ориентированных на экспорт отраслей, расширение среднего класса, но... Хроническая инфляция, колеблющаяся от 70 до 90 % в год, снижение реальных доходов значительной части трудящихся, раскрестьянивание деревни, коррупция в верхних эшелонах власти стали притчей во языцех.
    Правительство Эрбакана повело дело к ползучей исламизации общества. Образно говоря, четки набожного правоверного и портативный компьютер «новых турок» не могли ужиться. Исламисты восстановили против себя деловые круги. Кончилось это жестким меморандумом Совета национальной безопасности, возглавляемого военными. Коллективное давление вынудило правительство Эрбакана уйти в отставку.
    Сформировался нынешний кабинет во главе с Месутом Йылмазом, где участвуют и правые – либералы, и левые – демократы. Особую роль армии в защите принципов светской власти и сохранении стабильности отметил в интервью вашему корреспонденту вице-премьер, министр обороны Исмет Сезгин.
    Среди стоящих перед нынешним кабинетом задач другой вице-премьер
    Б. Эджевит выделил реформу налоговой системы с целью более справедливого распределения бремени. В то же время шкала налогов должна стимулировать развитие производства.
    В экономике правительством ставятся задачи: несколько сбавив темпы роста – с 6 до 4 % в год, увеличить официальный экспорт до 35 млрд. долл., а неофициальный, т. е. «челночный», до 20 млрд. Кроме того, предстоит снизить уровень инфляции, которая изматывает население, но одновременно сохраняет высокую конкурентоспособность турецких товаров за рубежом. Однако дело осложняет непомерно выросший (до 30 млрд. долл.) внутренний долг. МВФ вроде бы не прочь предоставить кредиты на 15 млрд. долл., но требует обуздать инфляцию и ликвидировать внутренний долг. Перспективы нового промышленного рывка, как мне поведали в Государственной плановой организации, связывают с поставками российского природного газа и со структурным сдвигом к техно- и наукоемким видам производства.
    «Будучи евразийской страной, мы наглядно опровергаем пророчества о неизбежности столкновений и конфликтов между основными мировыми цивилизациями, – говорит министр иностранных дел Исмаил Джем. – Мы принадлежим и к Европе, и к мусульманскому миру. Нам досадно, что Европейский Союз отказал нам в членстве. Эту цель ни в коем случае не снимаем с повестки дня. Мы стремимся улучшить отношения с ближайшими соседями – Ираном, Грецией, Сирией. С Россией у нас прекрасные экономические отношения. К нам приезжает из вашей страны в год более полутора миллионов туристов, деловых партнеров и просто «челноков». Турецкие фирмы очень много строят в России. Теперь к нам из России протянется энергетическая газовая артерия под названием «Голубой поток». Так давайте создавать самые разнообразные совместные предприятия как в наших странах, так и по всему миру. Я неоднократно предлагал открыть для совместных инвестиций сферу туризма. Я убежденный сторонник дружеских отношений с Россией. Еще в позапрошлом году я написал статью, где утверждал, что если бы на протяжении хотя бы последнего столетия Россия и Турция были друзьями, то история Европы развивалась бы иначе».
    Турки часто говорят, что Бог наградил их страну прекрасным климатом, богатой природой, выгодным географическим положением, разнообразными полезными ископаемыми, но явно обделил энергетическими ресурсами и добрыми соседями. Ныне Россия как бы компенсирует этот недостаток, совмещая в себе доброго соседа и основного поставщика энергоносителей, прежде всего природного газа.
    После визита в Турцию в декабре прошлого года российского премьера В. С. Черномырдина все чаще для описания нашего нынешнего и особенно будущего партнерства турецкие политики и масс-медиа стали употреблять слово «стратегическое». Основу для таких ожиданий заложил пакет соглашений, подписанный в Анкаре обеими сторонами. Здесь – соглашения об избежании двойного налогообложения, поощрении инвестиций, строительстве электростанций, разработке угольных месторождений... Но, безусловно, их стержень – соглашение о поставках российского газа.
    Если сейчас по газопроводу, проходящему по Украине, Молдавии, Румынии и Болгарии, Турция получает 6,5 млрд. м3 газа в год, то после завершения проекта «Голубой поток» – прокладки двух ниток газопровода по дну Черного моря стоимостью 3,3 млрд. долл. – ежегодный объем поставок достигнет 16 млрд. м3. Дальше маячит перспектива еще большего роста объемов. Турецкие эксперты рассчитали, что после 2010 года потребности страны в газе с учетом ее динамичного развития составят примерно 50 млрд. м3, 30 млрд. м3 планируется закупать у России, а остальные 20 млрд. – из других источников, в частности, за счет строительства газопровода из Туркменистана через Иран в восточную Анталию. Тендер на этот проект уже объявлен.
    Естественно, масштабы сделки между «Газпромом» и Турецкой трубопроводной компанией «БОТАШ» говорят о надежности деловых отношений и их стабильности. Ведь это факт, что реальный турецкий экспорт в Россию с учетом «челночной» торговли превысил весь экспорт этой страны в государства Европейского Союза. «Давайте посмотрим на цифры, – говорит в беседе со мной министр промышленности и торговли Ялым Эрез, который был одним из пионеров первого соглашения об импорте советского газа еще в 1980 году. – Наш официальный экспорт в ЕС в истекшем году достиг 11,5 млрд. долл., а в Россию – 7 млрд. с учетом строительных подрядов. Добавим к этому объем «челночного» экспорта, составлющего более 6 млрд. долл. Я говорю об этом потому, – подчеркивает министр, – что иногда задают вопрос о способности Турции исправно оплачивать поставки газа. Не было ни одного случая, когда бы мы задерживали платежи. Поставки «Газпрома» имеют для нас жизненно важное значение. Без них наша промышленность просто не может развиваться. Соглашение об инвестициях открывает возможность взаимных капиталовложений, а это намного важнее, чем просто торговый обмен. Для России у себя мы можем предложить такие сферы, как туризм, потенциал которого, как мы считаем, освоен всего лишь на четверть, энергетику, транспорт, строительство плотин и ГЭС, реконструкцию железных дорог. В России же турецкие фирмы вкладывают деньги в фармацевтику, переработку сельхозпродукции, банковское дело, систему современной оптовой и розничной торговли. Крупнейшее турецкое инвестиционное предприятие «Рамстор» – детище ведущего холдинга «Коч» и хорошо известной у вас строительной компании ЭНКА. «Рамстор» – сеть современных «гипермаркетов» в Москве, а затем и в других городах России».
    О некоторых совместных проектах мне рассказал первый вице-президент АО «ЭНТЕС» Фетхи Аралп: «Мы ведем строительные работы и монтаж оборудования в Москве, Краснодаре, в Сибири. За счет более низких цен, высокого качества и быстрых сроков строительства турецкие компании выигрывают тендеры не только на российском, но и на мировых рынках. Мы и строители, и инвесторы бизнес-центра на площади Восстания в Москве. Кроме того, возводим нефтеперерабатывающий завод в Тюмени и нефтехимический в Тобольске. Для упорядочивания «челночной» торговли, на чем особо настаивал премьер Черномырдин, совместно с ЭНКА будем инвесторами и строителями турецкого центра оптовой торговли в Москве рядом с МКАД, станциями электричек и метро. Там будет все – и таможенный пункт, и склады, и выставка-продажа, и сеть ресторанов и кафе. Недаром одна из турецких газет писала: «Лалели (известный оптовый рынок в Стамбуле) переезжает в Москву». «Успешно мы работаем и с «Газпромом», – продолжил Фетхи Аралп. – Сейчас в работе два проекта. Один – строительство ТЭС на газе в Дензли мощностью 1400 МВт. Другой – совместное участие в строительстве газопровода от российской границы до Румынии стоимостью 900 млн. долл. Для россиян могли бы представить интерес реконструкция и расширение Искендерунского металлургического комбината, построенного с помощью СССР. К сожалению, выступая совместно с рядом российских организаций, мы не смогли выиграть несколько весьма выгодных тендеров, в частности на строительство газопровода на территории Турции, из-за слишком высоких цен, предложенных российской стороной. Но в целом у нас сложились очень хорошие деловые отношения. У нас схожий менталитет, ведь и мы, и вы – евразийцы».

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение