Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Атомная промышленность Экология Наука и технологии Проекты и предложения Импэкс-металл
Международное обозрение Искусства и ремесла История
Экономика
№2' 1998 версия для печати
Статья:   
1
2

ОТ ОБЩЕГО КОРНЯ
РОССИЯ И БЕЛОРУССИЯ ВОЗРОЖДАЮТ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ



Петр Иванцов
Начальник главного экономического управления Исполкома Союза Беларуси и России, доктор экономических наук, профессор

    Шесть лет прошло с момента распада СССР. Период по историческим меркам очень короткий, но в жизни наших народов чрезвычайно насыщенный. Республики бывшего Союза обрели государственную самостоятельность, начали перестраивать свою экономику на рыночных основаниях, формируя модель экономического развития, которая бы отвечала их национальным интересам и устремлениям. Республика Беларусь вот уже четвертый год в своей внутренней и внешней политике исходит из заявленных перед выборами Президентом А. Г. Лукашенко принципа единства славянских народов и задачи построения социально ориентированной рыночной экономики.

    Белоруссия сегодня
    Что сегодня представляет собой Республика Беларусь? Наглядный и аргументированный ответ на этот вопрос дают статистические данные о выполнении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики на 1997 год:
    Кстати, уровень роста ВВП в 1997 году подтверждает и Международный валютный фонд (МВФ). Для полноты картины добавим, что заработная плата и пенсии выплачиваются своевременно, а уровень безработицы снизился за год с 3,9 до 2,8 %.
    Однако немало и проблем. Это – и существование убыточных предприятий во всех отраслях народнохозяйственного комплекса, и низкий уровень инвестиций, и, наконец, инфляция, уровень которой превысил прогнозные цифры более чем в 2 раза.
    Для России интерес представляет промышленная база Белоруссии, созданная в условиях общесоюзного разделения труда в качестве своеобразного «сборочного цеха», особенно в области станкостроения, автомобиле- и тракторостроения. Поэтому имеет смысл подробнее остановиться на этой сфере материального производства.

1997 г. в % к 1996 г. (в сопоставимых ценах)

    При общем росте производства промышленной продукции в 1997 году на 17,6 % производство проката черных металлов в Белоруссии возросло на 39,3 % и достигло 1071,9 тыс. т.
    Основной производитель металла – Белорусский металлургический завод, построенный в 1984 году фирмой «Фест-Альпине» в сотрудничестве с «Даниели». Сегодня это современное предприятие производит свыше 1 млн. т стали, около 750 тыс. т сортового и конструкционного проката, 70 тыс. т металлокорда и проволоки различного назначения. Качественный состав продукции завода насчитывает более 50 легированных, низколегированных, конструкционных и углеродистых марок стали. При этом 60 % изделий завод поставляет на экспорт – в Россию, Украину и дальнее зарубежье. Основное сырье для БМЗ поступает из Московского региона, а огнеупоры, ферросплавы, металлизированные окатыши – из Старого Оскола. В силу высокой технологичности завод, на котором работает свыше 12 тыс. человек, за все минувшие с начала реформ годы не допустил спада производства.
    Однако объемов производства БМЗ явно недостаточно для нужд республики. Поэтому, являясь основным торговым партнером России, Белоруссия в 1997 году импортировала 1218440 т металлов на сумму 338921,3 тыс. долл. Основными поставщиками являются Москва, Самарская, Белгородская, Липецкая, Орловская и Челябинская области, экспортировавшие в Белоруссию соответственно 567,3; 99; 87; 74; 60 и 54 тыс. т металлов.
    Все они пошли в дело, обеспечив рост производства практически во всех металлопотребляющих отраслях. Так, выпуск автобусов в прошлом году увеличился в 5,7 раза, грузовых автомобилей – на 21,8 %, автомобильных прицепов и полуприцепов – на 20,4 %, тракторов – на 2,3 % и металлорежущих станков – на 4,8 %.
    Эти экономические результаты оцениваются в республике как свидетельство положительных тенденций, которые наметились в развитии народнохозяйственного комплекса и которые необходимо закрепить в качестве одного из важных направлений развития интеграционных процессов с Российской Федерацией.

    Фундамент интеграции
    За период существования Сообщества, а затем, со 2 апреля 1997 года, Союза Беларуси и России его Исполнительным комитетом рассмотрено около ста тридцати вопросов, по которым приняты соответствующие решения в социально-экономической области, в сфере внешней политики, культуры, военной политики. Приоритеты были отданы взаимодействию двух государств в экономике. Базовым документом является «Программа синхронизации и единой направленности экономических реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации». Программа предусматривает конкретные разработки в области приватизации, антимонопольной политики и развития потребительского рынка, денежно-кредитной и валютной политики, реформы налоговой системы, политики цен, формирования инвестиционной политики, продовольственных рынков, социальной политики, внешнеэкономической деятельности. Правовой основой проведения экономических реформ явится унифицированная нормативно-правовая база.
    Жизнеспособность принятой программы подтверждается практикой уже реализуемого российско-белорусского проекта стабилизации и развития дизельного автомобилестроения. Этим проектом предусмотрено модернизировать в ближайшие два года серийные базовые модели двух- и трехосных автомобилей семейства МАЗ-64221 и других моделей. Они должны соответствовать международным требованиям по токсичности – Евро-2, обеспечивать снижение расхода топлива не менее чем на 5 – 8 % и снижение уровня шума до 80 дБ. Выполнение данных нормативов будет обеспечено за счет применения более совершенных двигателей и коробок передач, новых конструкций подвесок, ведущих мостов, антиблокировочных и противобуксовочных систем тормозов. Разработка и совершенствование этих систем стали возможными благодаря тому, что участники новой организационной структуры сохранили научно-технический потенциал, а Правительство России своевременно выделило кредитные ресурсы. Кроме того, органы власти на местах своевременно обеспечили реструктуризацию задолженности предприятий нового объединения и приняли от них на баланс учреждения социальной сферы.
    Реализация программы дизельного автомобилестроения уже дала положительные результаты. Так, выпуск грузовых автомобилей в 1997 году по сравнению с 1996 годом составил 121,8 %. Однако потенциальные возможности вновь созданного объединения значительно выше. Сдерживает развитие автомобилестроения недостаток у заводов собственных средств. Один из возможных вариантов привлечения инвестиций в отрасль – конкурс по продаже пакета акций образованной предприятиями двух стран финансово-промышленной группы.
    В связи с проблемой инвестиций необходимо отметить, что нынешняя неопределеннность промышленной политики очень дорого обходится всем. Ведь ни для кого не секрет, что и промышленный, и агропромышленный потенциалы наших стран приближаются к критической отметке. Масштабы морального и материального износа основных производственных фондов непомерно велики. Между тем объем инвестиций в эти важнейшие отрасли продолжает уменьшаться. Вот почему привлечение средств, формирование источников инвестирования, необходимых для реализации Программы синхронизации и единой направленности экономических реформ, рассматриваются в Исполнительном комитете Союза Беларуси и России как одно из важнейших направлений работы.
    Новая экономика будет развиваться постепенно, по мере роста инвестиций в реальный сектор, потенциал которого достаточно велик. Возможности поэтапного развития народнохозяйственных комплексов наглядно просматриваются на примере сотрудничества правительства Москвы с заводом «Могилевтрансмаш». Данное предприятие смогло не только избежать сокращения объемов производства продукции по сравнению с 1990 годом, но и увеличило ее выпуск. В 1997 году прирост составил 14 % по отношению к 1996 году. При этом ассортимент выпускаемой продукции по сравнению с 1990 годом изменился более чем на 80 %. Основным стабилизирующим фактором в работе предприятия явилось тесное сотрудничество с правительством Москвы. Завод уже получил 20 млрд. руб. и поставил в российскую столицу панелевозы, краны, автоприцепы – всего 30 единиц техники. Дополнительно к данному заказу «Могилевтрансмаш» готовит поставку 100 рефрижераторов, которые стоят дешевле зарубежных аналогов, не уступая им по качеству.
    Чтобы такое сотрудничество стало системой, необходимо наладить вексельное обращение между российскими и белорусскими предприятиями, развивать рынок лизинговых услуг, поддерживать торгово-посредническую деятельность по продвижению белорусских товаров на российский и российских товаров на белорусский рынок, расширять инвестиционную активность.
    В связи с тем, что в Российской Федерации превышен порог продовольственной безопасности, Союзу Беларуси и России необходимо разработать новую аграрную политику, основанную на взаимных интересах. Ведь не так давно Белоруссия была для России крупнейшим поставщиком мяса, молока, картофеля, овощей. Сегодня же объемы этих поставок составляют 10 – 18 % от прежнего уровня. На углубление интеграционных процессов в сельском хозяйстве направлены совместные программы, которые в настоящее время рассматриваются Исполкомом Союза.
    Одновременно рассматриваются предложения по повышению экспортных возможностей продовольственного комплекса двух государств. Организационной формой такого взаимодействия станут финансово-промышленные группы.

Динамика товарооборота между Россией и Белоруссией, млн. долл.

    Первые результаты
    В соответствии с соглашением о Таможенном союзе постановлением Правительства РФ от 25 мая 1995 года был отменен таможенный контроль на границе России с Республикой Беларусь. Введение режима свободной торговли благоприятно отразилось на объемах товарооборота между двумя странами (см. таблицу). В 1997 году по сравнению с 1995 годом этот показатель возрос в 1,8 раза.
    В январе 1998 года товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Беларусь достиг, по оценке, 771,4 млн. долл., увеличившись по сравнению с январем 1997 года на 22 %, при этом экспорт составил 385,9 млн. долл. (14%), а импорт – 385,5 млн. долл. (32%).
    Основу российского экспорта составляют товары минерально-сырьевой группы: нефть, газ, уголь. Почти треть в общем объеме экспорта занимают продукция химической промышленности (в основном каучук), машины и оборудование. В составе российского импорта из Белоруссии преобладают машины и транспортные средства, продукция химической промышленности, продовольственные товары и продукты нефтепереработки.
    В 1997 году по сравнению с 1996 годом число российских регионов, участвующих во взаимных поставках продукции, увеличилось с 37 до 79. Наибольшую активность здесь проявляют Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Тюменская, Московская, Курская, Кемеровская, Волгоградская, Свердловская области. На их долю приходится более 50 % товарооборота.
    Более двух десятков субъектов Российской Федерации имеют соглашения о сотрудничестве с министерствами, Правительством Республики Беларусь. И на региональном уровне происходит реальное экономическое сближение двух государств. Примером может служить сотрудничество Московской и Минской областей. Они быстро восстановили многие утраченные ранее связи. И как результат – увеличились встречные товарные потоки. Поставки продукции предприятий Московской области в Минскую область в 1996 году возросли в 2,5 раза по сравнению с 1995 годом. Товарооборот в январе – июне 1997 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 1996 года более чем в 1,5 раза и составил 12,6 млн. долл. Значительную долю здесь занимает продукция производственного назначения (в экспорте Московской области – 83 %).
    Белоруссия является емким рынком для российских товаров, в чем убедились, например, многие предприятия Тульской области: объем их поставок в январе-августе 1997 года составил более 15 млн. долл. Сотрудничество туляков с белорусскими партнерами является взаимовыгодным, позволяя сократить дублирующие производства, более эффективно использовать материальные и финансовые ресурсы, а создание совместных предприятий дало возможность дополнительно организовать 1,5 тыс. рабочих мест, поднять уровень и качество услуг.
    Начало устойчивым хозяйственным связям с Мурманской областью было положено в 1994 году. Большегрузная транспортная техника белорусских предприятий шла на Кольский полуостров в обмен на поставки апатитового концентрата, феррито-стронциевых порошков. В настоящее время в этих связях участвует третья сторона – Череповецкий металлургический комбинат. Его продукция, получаемая предприятиями Мурманской области и затем поставляемая белорусским предприятиям, позволила ввести в обращение новые виды товаров.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение