Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Инвестиции и финансы Проекты и предложения Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История
Экономика
№1' 1998 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

ЛИЗИНГ ПО ПРАВИЛАМ
ГОСУДАРСТВО СОЗДАЕТ ЮРИДИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИИ



Игорь Линев
Начальник отдела регулирования инвестиционной деятельности Минэкономики России

    Отсутствие финансовых источников в настоящее время является основным фактором, сдерживающим развитие промышленности, в том числе металлургического производства. Лизинг является эффективным финансовым инструментом, позволяющим в определенной степени решить эту проблему.
    Следует отметить, что начало применения лизинга как финансового инструмента относится к концу ХIХ века, когда телефонная компания « Белл», не надеясь на покупательный спрос, стала передавать телефонные аппараты в аренду.
    В начале пятидесятых годов была зарегистрирована первая лизинговая компания « Юнайтед Стэйтс корпорейшн».
    Развитие лизинга связано с ускорением технического прогресса, появлением эффективных, но дорогостоящих видов оборудования.
    В зарубежной практике резкое увеличение объемов лизинговых сделок связано с тотальным внедрением электронно-вычислительной техники на рубеже 60 – 70-х годов. По данным Ассоциации европейских лизинговых компаний, общий объем лизинговых операций в 25 странах Ассоциации составляет около 100 млрд. экю в год. Около 20 % промышленного оборудования в этих странах приобретается по лизингу, в том числе во Франции – 15 – 17 %, в Германии – 15 – 16 %, в Италии – 14 – 15 %.
    Первое место по удельному весу лизинга в общем объеме инвестиций занимает Ирландия. В отдельные годы доля лизинга в общенациональных инвестициях Ирландии составляла более 40 %. Из стран бывшего соцлагеря лидером по объему лизинговых операций является Чехия, страна, где рыночные отношения были наиболее развиты.
    В 60-е годы лизинг вышел за рамки национальных границ, и лизинговые отношения стали практиковаться между фирмами разных стран. Предоставляемые при этом льготы создали условия для использования лизинга в качестве финансового инструмента. Это вызвало и финансовые нарушения в сфере лизинговых операций. С целью их пресечения применяются различные меры. В США, например, для получения налоговых льгот требуется доказать, что в основе сделки лежит фактическое производство товаров.
    В России лизинговые отношения до 90-х годов строились на принципах формальной аренды.
    В Указе Президента России от 17 сентября 1994 года № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» лизинг признается видом предпринимательской деятельности (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 22, ст. 2463). С принятием постановления Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» развитие лизинга в России становится одним из направлений государственной политики поддержки эффективных финансовых инструментов в условиях рыночной экономики.
    Привлекательность лизинга заключается в том, что налог на имущество не оплачивается лизингополучателем, имущество переходит в его владение после совершения сделки, лизинговые платежи соизмеряются со сроками амортизации. Приобретение оборудования через финансовый лизинг, по некоторым источникам, на 15 – 20 % выгоднее, чем за счет кредита.
    Нельзя не отметить, что лизинг обеспечивает оперативность в получении средств и гибкость в оплате расходов арендодателю.
    Созданы весьма благоприятные условия в отношении лицензирования лизинговых компаний. Для получения лицензии лизинговая компания представляет в лицензионный орган:
    а) заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии;
    б) копии учредительных документов лизинговой компании;
    в) копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;
    г) справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о постановке лизинговой компании на учет;
    д) документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;
    е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах финансовой деятельности за указанный период;
    ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органом Государственной налоговой службы Российской Федерации;
    з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.
    В случае отсутствия нотариально заверенных копий учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании представляются их оригиналы.
    Вновь создаваемые лизинговые компании освобождаются от представления документов, указанных в пунктах «е» и «ж».
    Лицензионный орган не вправе требовать от лизинговой компании представления иных документов, кроме указанных.
    В этом же плане особое значение приобретает постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 года № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997 – 2000 годы». В соответствии с этим постановлением планируется проведение целого ряда мероприятий, которые по направлениям можно сгруппировать следующим образом (см. таблицу).
    В настоящее время уже разработаны методические указания по проведению международных лизинговых операций, согласованные с ГКРП России, ГТК России и утвержденные МВЭС России. Они направлены в правительство. Там же находятся и предложения о порядке валютного регулирования и валютного контроля за осуществлением лизинговых операций в России.
    Министерством общего и профессионального образования РФ и Госкомвузом изданы приказы, в которых определены головные организации по реализации мероприятий данного постановления. Созданы лизинговая компания « ЛИЗИНГ-ВУЗ» и Высшая школа лизинга, которыми разработан ряд программ обучения основам лизинговой деятельности.
    Сформирован оргкомитет по созданию Лизинговой конфедерации Содружества Независимых Государств (СНГ-ЛИЗИНГ), определен состав учредителей, разработан и направлен на согласование пакет учредительных документов. 24 декабря 1997 года состоялось Учредительное собрание, на котором сформированы совет и правление Лизинговой конфедерации СНГ.
    Проводятся работы по формированию агентской сети Лизинговой конфедерации, оформлению договоров и формированию адресной базы кандидатов в члены конфедерации.
    Образован Национальный фонд содействия развитию лизинга – «ЛИЗИНГ-ФОНД». Он зарегистрирован Московской регистрационной палатой 14 мая 1997 года. Высшим органом фонда является попечительский совет, учредитель – Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг«.
    Что касается реализации постановления в сфере малого бизнеса, то следует отметить, что в настоящее время создано ОАО «Национальный лизинговый центр» для координации и предостановления лизинговых услуг субъектам малого предпринимательства, которому поручена разработка концепции создания межрегиональных лизинговых центров для малого предпринимательства, а также методических материалов с целью проведения межрегиональных семинаров по вопросам использования лизинга для поддержки и развития малого предпринимательства. Учредитель Центра – ГКРП России.
    При содействии ГКРП и Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в рамках целевой программы в течение 1997 года созданы 22 региональные лизинговые компании, специализирующиеся на лизинге услуг субъектам малого предпринимательства.
    Разработан проект Положения о создании и развитии рынка лизинговых услуг для субъектов малого предпринимательства.
    Крупным шагом в развитии лизинговых отношений станет принятие федерального Закона «О лизинге». Он уже прошел два чтения и в ближайшее время станет основным законодательным актом в этой области.
    Лизинг определяется как тип инвестиционно-предпринимательской деятельности, связанной с приобретением имущества и передачей его в полное пользование по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок за определенную плату.
    Наиболее важным моментом проекта Закона является расширение спектра регулируемых лизинговых отношений за счет применения не только финансового, но оперативного и возвратного лизинга. Подтверждено, что лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции.
    Следует отметить, что в металлургической промышленности интерес к лизинговой проблеме весьма высок. Об этом свидетельствует проведенный в апреле 1997 года отраслевой семинар, в котором принимали участие представители Минэкономики России, крупнейших и наиболее заинтересованных предприятий (РАО «Норильский никель»), фирмы – продуценты машиностроительной продукции (компания «Дженерал Электрик» и др.), ведущие лизинговые компании, а также фирмы, связанные с осуществлением лизинговых операций.
    Обращение к лизингу как к эффективной форме обновления капитала не является случайным.
    Современное техническое состояние металлургического комплекса характеризуется высокой степенью изношенности (износ составляет 44 %) и технической отсталостью. Энергетические и трудовые затраты на производство продукции на 15 – 20 % превышают зарубежные показатели. В результате не все виды черных металлов, выпускаемых отечественной промышленностью, могут конкурировать на мировом рынке. Что касается цветных металлов, то при достаточно высоком качестве первичного металла только 30 % получаемого из него проката конкурентоспособно на внешнем рынке. На внутренних рынках России сохраняется состояние низкого платежеспособного спроса на металлопродукцию в отраслях-потребителях – машиностроении, оборонном комплексе, капитальном строительстве. С другой стороны, на основании прогнозов и проведенных расчетов можно ожидать увеличения металлопотребления к 2000 году на 20 – 30 % против 1995 года. В этих условиях крайне важно решить проблему финансовых ресурсов, среди которых применение лизинга может занять заметное место.
    Современное состояние промышленности характеризуется недоиспользованием техники в связи с неполной загрузкой производственных мощностей, сопровождаемым ростом стоимости оборудования. В этой связи следует обратить внимание на лизинг имущества, уже бывшего в эксплуатации. В этом случае объект лизинга продается в пользование не по первоначальной, а по остаточной стоимости.

Мероприятия по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997 – 2000 годы

    Обращение к этому виду лизинга выгодно как поставщику, так и пользователю. Владелец самостоятельно или через лизинговую компанию предоставляет в лизинг бывшее в эксплуатации, но в данный момент простаивающее оборудование. После окончания действия договора собственник оборудования получит его для дальнейшей эксплуатации.
    Развитие лизинговых отношений в металлургии соответствует общему направлению экономической политики, связанной с расширением сферы применения новых финансовых инструментов. Важнейшей задачей является доведение к 2000 году уровня приобретения оборудования в лизинг до 20 % от осуществляемых инвестиций.
    Лизинг может занять достойное место в обновлении парка транспортных средств, включая автотранспорт и подвижной железнодорожный транспорт крупных металлургических предприятий, парка горного самоходного оборудования (автосамосвалы подземные, погрузочно-доставочные машины, буровые установки, системы дистанционного управления), вычислительной техники новых поколений.
    Решение этих вопросов требует специально разработанных схем лизинга для тяжелой промышленности, использования новых приемов и методов амортизационной политики, а также целого ряда других подходов, связанных со спецификой базовых отраслей индустрии.

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение