Геннадий Селезнев
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания России
Уважаемый Геннадий Николаевич! На недавнем «круглом столе» вы выступили с инициативой объявить 1998 год годом СНГ. Найдет ли ваша инициатива широкое понимание во властных структурах России и других государств СНГ? Не будет ли она выглядеть только добрым, но романтическим пожеланием в условиях, когда Содружество переживает серьезный кризис?
Мое предложение объявить нынешний год годом СНГ не следует воспринимать как очередную новомодную инициативу. Оно продиктовано озабоченностью состоянием дел в Содружестве, стремлением активизировать усилия по повышению его эффективности.
Вне зависимости от того, будет или нет формально это объявлено, и для России, и для других членов СНГ сегодня наступает время осмысления опыта сотрудничества и обновления стратегии дальнейшего взаимодействия. Заметьте, никто из его членов не выступает против Содружества, наоборот, та критика, которая прозвучала на саммите в Кишиневе, свидетельствует о заинтересованности в сохранении СНГ как субрегионального межгосударственного объединения.
Я не был бы объективен, если бы не сказал о наличии центробежных тенденций в Содружестве. Главы государств, правительства в своей политике руководствуются в первую очередь прагматическими целями. Посмотрите, какая сложная интрига закручена вокруг каспийской нефти, туркменского газа, проектов их транспортировки. Сегодня никто в знак приверженности исторической дружбе не хочет сотрудничать и торговать себе в убыток. Это естественно. Возникает вопрос, почему же становится невыгодно сотрудничать в рамках Содружества, почему так неэффективна работа многочисленных органов СНГ? Мы часто говорим о недостатке политической воли глав государств для решения проблем СНГ. Это действительно так. Но первопричиной, на мой взгляд, является проводимая экономическая политика. Состояние экономики России и стран СНГ вынуждает их делать ставку на получение кредитов, поиск инвесторов, распродажу по дешевке госсобственности и так далее. Такая политика не нацелена в завтрашний день. Производственная, научно-техническая интеграция стран СНГ, всемерное развитие межрегиональных связей, создание условий для восстановления единого экономического пространства, если хотите, единого общего рынка стран СНГ вот путь выхода из кризиса.
Сейчас модно стало говорить о близкой кончине Содружества. Но я с оптимизмом смотрю в его будущее. В составе делегаций Государственной Думы я побывал почти во всех странах СНГ, и везде мы видели глубокую заинтересованность в развитии отношений с Россией простых людей, руководителей предприятий, бизнесменов. Межрегиональные связи убедительно показывают взаимовыгодность такого сотрудничества. Благодаря межгосударственной программе «Развитие дизельного автомобилестроения», разработанной при участии членов Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, тысячи рабочих предприятий Ярославля и Белоруссии получили работу, снижена социальная напряженность. Белорусские автомобили с ярославскими моторами станут конкурентоспособной продукцией и на западных рынках. Но есть силы, которые не заинтересованы в таком развитии дел. Вспомните хотя бы срыв визита президента Белоруссии А.Г. Лукашенко в Липецкую и Ярославскую области.
Не потому ли администрация США выступает против Союза России и Белоруссии, что упрочение этого Союза явится адекватным ответом на продвижение НАТО на Восток? Как на самом деле обстоят дела в Белоруссии, в ее отношениях с Россией? О чем наши СМИ предпочитают умалчивать? Есть ли противники Союза в самой России?
Было бы абсолютно неверным считать, что образование Союза России и Белоруссии является ответом на расширение НАТО на Восток. Эти два события совпали по времени. На самом деле мы являемся участниками объективного и неизбежного процесса сближения двух братских народов, временно разделенных по злому умыслу или недомыслию политиков. К сожалению, не только в США, но и в России есть противники этого Союза. При этом никто открыто не выступает против Союза. Сегодня, когда очевидно стремление народов к единению, такое признание было бы равнозначно политическому самоубийству. Поэтому действуют они изощренно, под маской радетелей о национальных интересах. Много рассуждают о необходимости изменения курса реформ, восстановления демократических норм в Белоруссии и тому подобное. Здесь мы имеем дело с двойным стандартом. Для Прибалтики, где нарушаются права сотен тысяч наших соотечественников, одни мерки демократии, для Белоруссии иные.
О чем умалчивают российские СМИ? О позитивном. Задумайтесь. За прошлый год товарооборот между нашими странами вырос на 40 %! А, к примеру, с Казахстаном упал на 20 %. Это ли не лучшая агитация за Союз. По итогам 1997 года ВВП Белоруссии вырос на 10,5 %, а российский лишь на 0,4 %. Есть политический заказ на дискредитацию нынешнего руководства республики, и он добросовестно отрабатывается. Я далек от мысли, что в Белоруссии нет проблем. Белоруссия не райский остров среди бушующего океана, там так же, как и в других странах СНГ, происходят сложные процессы. Тем более, что республику пытаются сегодня изолировать и экономически, и политически. Примером тому является, например, попытка исключить делегацию Национального Собрания Белоруссии из членов Международного парламентского союза. Лишь благодаря скоординированным усилиям парламентариев стран СНГ на 98-й конференции МПС в Каире в прошлом году членство Белоруссии в этой авторитетной организации снова было восстановлено.
В настоящее время разработан и реализуется целый ряд межгосударственных экономических и социальных программ. Создание Союза России и Белоруссии полностью отвечает интересам обоих народов.
Как вы оцениваете наметившиеся подвижки в отношениях России и Украины? В какой мере уровень, характер этих отношений отвечает коренным интересам, нынешним устремлениям двух народов?
Отношения между Россией и Украиной это не просто отношения двух стран. Это геополитический вопрос. Характер и уровень отношений между ними могут серьезно изменить ситуацию и в СНГ, и в мире. Это понимают не только наши друзья. Вполне очевидно, что любые подвижки, способствующие укреплению доверия, развитию торгово-экономических, культурных и иных связей, в полной мере отвечают интересам двух народов. Приведу лишь один пример. С 1 февраля 1998 года отменяется взымание НДС на украинские товары, ввозимые в Россию, и, соответственно, на российские в Украину. Ожидаемый эффект рост товарооборота почти на 25 % в год. Разве такое развитие событий не отвечает интересам народов?
Необходимо в первую очередь восстановить доверие друг к другу, устранить искусственные препятствия, мешающие развитию добрососедских отношений. Уже второй год действует совместная группа по сотрудничеству между парламентариями двух стран. Ее главной задачей является не ведение бесплодных дискуссий на исторические темы, а конструктивное решение ряда жизненно важных для людей проблем: это и Чернобыль, и социальная защита соотечественников, и проблемы получения образования и информации на русском языке в Украине и, соответственно, украинском в России и многое другое.
Государственная Дума приступает к ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, открывающего новый этап в отношениях наших государств.
В чем вы усматриваете основные причины сильных центробежных тенденций в мусульманских странах Центрально-Азиатского региона, формально входящих в СНГ? Каким видится вам будущее отношений с ними России?
Конечно, страны региона в различной степени участвуют в СНГ. Налицо своеобразие и специфика проводимой ими политики. В то же время я бы не стал преувеличивать центробежные тенденции в регионе. У наших южных соседей достаточно своих проблем, и стремление решать их за столом переговоров это нормальный процесс. Здесь я не вижу угрозы развитию добрососедских отношений с Россией или противопоставление центрально-азиатских региональных организаций Содружеству.
С другой стороны, нельзя не признать, что Запад в полной мере воспользовался пассивной политикой России, и в первую очередь экономической, в этом регионе. Скупаются крупнейшие промышленные и топливно-энергетические комплексы и предприятия, активно продвигаются альтернативные проекты строительства газо- и нефтепроводов, выделяются значительные средства на подготовку специалистов, в том числе и военных, в учебных заведениях США, Западной Европы и Азии.
Все это на фоне неудовлетворенности уровнем сотрудничества в СНГ заставляет всерьез думать о необходимости обновления всей конструкции отношений со странами региона.
В текущем году мы планируем осуществить официальные визиты делегаций Государственной Думы практически во все страны региона. Надеюсь, что по их итогам у нас сложится более полное представление о происходящих там процессах и мы используем парламентские возможности для дальнейшего укрепления и развития взаимовыгодных, традиционно дружеских отношений России со странами Центральной Азии.
Первый месяц года, похоже, явился убедительным ответом на прозвучавший в Кишиневе вопрос о том, нужно ли нам Содружество? Что бы вы могли сказать об итогах состоявшихся в один день заседаниях Высшего Совета Союза Белоруссии и России и Межгосударственного совета четырех стран, входящих в Таможенный союз, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России?
На Высшем Совете Союза произошло событие, которое еще до конца не оценено. Мы впервые приняли бюджет Союза. Я понимаю, что бюджет этот пока недостаточен, но сам факт его принятия очень важен. Мы начинаем таким образом строить отношения как государства, которые действительно видят в перспективе возможность объединения, скажем, в форме конфедерации. На заседании Совета была принята единая военная доктрина по охране внешних рубежей России вместе с Белоруссией. О совместных действиях договорились и министерства внутренних дел. Они тоже приняли совместную программу по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков. Министерства иностранных дел наших стран тоже приняли совместную программу до 2000 года по координации деятельности своих ведомств в области внешней политики.
Больше того, на заседании Высшего Совета прозвучала мысль о том, что Россия должна сделать все возможное и необходимое, чтобы преодолеть ту изоляцию, которая создана вокруг Белоруссии европейскими странами. Убежден, что и наши дипломаты, и наши парламентарии над этим поработают. Тем более что один раз, как я отмечал выше, мы Белоруссии уже помогли, она вернулась в Межпарламентский союз полноправным членом. Сейчас стоит задача, чтобы положительно решить вопрос о членстве Белоруссии в Межпарламентской ассамблее ОБСЕ и Совете Европы.
Мне кажется, что заседание Высшего Совета в какой-то степени повлияло и на ход заседания «четверки». На совещании глав четырех государств членов Таможенного союза как раз очень много говорилось об общем таможенном пространстве, о создании единой торговой зоны. О многих инициативах, с которыми выступил на заседании Нурсултан Назарбаев, можно сказать, что Россией и Белоруссией эти вопросы уже решены. Поэтому, если уж всерьез говорить о том, чтоб и «четверка» набирала силы, то у нее сегодня есть реальные шансы присоединиться к документам, которые имеет «двойка», в первую очередь, к уставу нашего с Белоруссией союза. И развиваться на более динамичной основе. Убежден, граждане любой из стран «четверки» только бы приветствовали действия своих президентов и председателей парламентов, которые решат присоединиться к «двойке». Предложенную Нурсултаном Назарбаевым концепцию единого экономического пространства на заседании «четырех» было решено рассмотреть в апреле. Но еще раз повторяю: многие из предложений, прозвучавших на Межгосударственном совете, российско-белорусским союзом уже решены, и страны «четверки» могли бы примкнуть к нему. В этом случае можно было бы говорить о серьезных подвижках в плане укрепления и Союза, и Содружества Независимых Государств в целом.
Какой конкретно работой, в том числе законодательной, будет наполнен год СНГ в сфере укрепления правовой базы Содружества?
Это сложный вопрос, требующий отдельного и обстоятельного рассмотрения. Работа предстоит большая. Правовое поле интеграции формируется непрерывно. И, соответственно, Госдума Российской Федерации уделяет ей постоянное внимание. Должен сказать, что из всех международных договоров, соглашений и других актов, ратифицированных Думой в 1994 1997 годах, почти половина приходится на те договоры и соглашения, которые направлены на углубление интеграции России с другими государствами участниками СНГ. Договорная форма права по самой своей природе призвана стать и уже становится важным инструментом укрепления и развития Содружества, ибо договор, соглашение между его членами носят добровольно-согласительный, стимулирующе-побудительный, а не формально-принудительный характер.
Вот один тому пример. Я уже говорил выше, что в Думе на ратификации находится большой договор с Украиной. Мы решили, что будем рассматривать его вместе с договором по Черноморскому флоту. Вы знаете, что украинский парламент ратифицировал только большой договор между нашими двумя странами, а договор по флоту в Верховную Раду еще даже не внесен. У нас же оба документа находятся в Государственной Думе. Я убежден, что большой договор нам нужно обязательно поскорее ратифицировать. Всегда ведь легче работать с тем государством, с которым такой договор уже заключен. И все вопросы, связанные с защитой прав русских, русскоязычного населения, можно решать намного проще при наличии ратифицированного двумя странами большого договора, тем более что рядом статей решение всех этих вопросов предусмотрено.
Сегодня же у нашего украинского партнера есть основания обижаться: не ратифицировав пока договор, мы как бы не признаем Украину в качестве независимого государства. Это, разумеется, не так. Мы признаем Украину самостоятельным государством. Но правда и то, что, будучи ратифицированным, большой договор еще больше сцементирует наши страны. В этом случае будет легче заключать и более частные соглашения, которые пойдут следом в его развитие.
По Черноморскому флоту документ выверен. По крайней мере, никто не слышал, чтоб в последнее время возникали какие-то скандалы в Севастополе или на самом флоте. Идет притирка взаимодействия, проведены совместные учения. Некоторые, правда, говорят, будто договор о разделе флота несправедлив в том плане, что Россия-де получила больше. Но я думаю, что сейчас сидеть с бухгалтерскими счетами и скрупулезно высчитывать, у кого больше, у кого меньше, наверное, смысла нет. Надо закрепить те позиции, по которым уже достигнута договоренность. Думаю, что с этим документом больше проблем будет у Верховной Рады, чем у Государственной Думы. Есть такое мнение на Украине, что якобы по этому договору они очень многое теряют. Мы же постараемся, не затягивая, эти документы рассмотреть и ратифицировать. Затем, опираясь на эти основополагающие документы, решать все другие вопросы, возникающие во взаимоотношениях с Украиной.
Кропотливая работа ведется сейчас и по унификации законодательства России и Белоруссии.
У нас пока что не до конца отработана процедура принятия законов в рамках Союза России с Белоруссией. Мы будем принимать законы «в параллель» законы, принятые Парламентским Собранием Союза, будут направляться затем в Государственную Думу и в Парламент Белоруссии. В шапке закона уже будет значиться, что это не закон Союза, а закон Российской Федерации или Белоруссии. Но они будут идентичны, они будут регулировать одни и те же правовые вопросы. Конечно, мы надеемся, что в перспективе у Союза появится постоянно действующий парламент. Но для этого нам еще нужно будет принять поправку к Конституции РФ, наделяющую этот орган правом принимать законы прямого действия. Сейчас мы готовим для Парламентского собрания закон о гражданстве, который предусматривает, что на гражданина Союза, который одновременно является гражданином России или Белоруссии, распространяются все те права, которые будут указаны в союзном законе о гражданстве.
Рассматривается сейчас и закон о социальных гарантиях, пока что в России и Белоруссии эти законы разнятся. Поэтому здесь тоже надо сделать выверку. Поскольку граждане Белоруссии беспрепятственно приезжают в Россию, а российские в Белоруссию, они должны одинаково страховаться, одинаково пользоваться медицинским обслуживанием в случае необходимости, получать все необходимые консультации, они не должны подвергаться дискриминации при приеме на работу.
Нам предстоит внести необходимые поправки в целый ряд других действующих законов, а также принять новые законодательные акты.
В сплочении Содружества свою конструктивную роль призваны, по моему убеждению, сыграть так называемые модельные (типовые) законы, которые широко используются в мировой практике и получают все большее распространение у нас, в СНГ. Напомню, что осенью 1992 года Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ приняла «Основные направления сближения законодательств государств участников Содружества Независимых Государств». В этом документе рекомендуется основывать деятельность по сближению национального законодательства на общих концепциях. Думаю, события последних месяцев, о которых мы вели речь, сообщат этой работе дополнительные импульсы.
В заключение хотел бы выразить свою убежденность в том, что на рубеже двух тысячелетий мы с вами станем свидетелями и участниками коренных изменений в Содружестве Независимых Государств, и изменения эти будут соответствовать чаяниям наших народов.
Интервью взял Владимир Кадулин
|