Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Инвестиции и финансы Проекты и предложения Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История
Проекты и предложения
№1' 1998 версия для печати

И СЕГОДНЯ ДЕМИДОВЫ РАБОТАЮТ НА РОССИЮ



Юрий Мелентьев

    Демидовское движение возникло в самом начале 90-х годов почти одновременно на Урале, прежде всего в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге, на Алтае, на Украине. Оно родилось в сложный момент отечественной истории. Ломка прежнего уклада жизни обостряла историческую память, интерес к прошлому у широких общественных кругов. Движение вызвано к жизни и постоянно подпитывается идущими в обществе напряженными поисками места России в современном мире, побуждающими к глубокому осмыслению уроков ее многовековой истории. Опираясь на них, можно ускорить возрождение нашего Отечества. Тут усилиями сидельцев президентских и правительственных дач не обойтись.
    Демидовская семья в течение двух столетий оказывала непосредственное воздействие на духовную, экономическую жизнь России, а также Италии, Франции, Англии. Первые Демидовы – Никита и его сын Акинфий – земляки легендарного тульского Левши – были не просто искусными кузнецами, оружейниками, но знали толк в выплавке металла и в горном деле. В лице Акинфия Россия обрела выдающегося организатора производства. Прежде всего ему обязан Урал подъемом горной, металлургической, оружейной промышленности, что превратило этот регион в опорный край державы. Перед смертью Акинфий Демидов владел 34 заводами, из них 30 были поставлены на Урале. Демидовы многое сделали и для промышленного развития Центральной России, и для освоения природных богатств Сибири. Они остались в памяти потомков и как покровители науки и ремесел, щедрые и просвещенные меценаты.
    Два века род Демидовых работал на Россию. На преобразование Отечества работает и демидовское движение. В 1992 году инициаторы создания Международного демидовского фонда, среди которых следует назвать президента Ассоциации содействия развитию Уральского региона Якова Рябова и председателя Уральского отделения РАН академика Геннадия Месяца, провели ряд встреч с руководителями местной администрации, представителями научных и деловых кругов Тулы, Урала, в том числе Нижнего Тагила. Все они поддержали идею объединения и созыва учредительной конференции.
    Первая Демидовская ассамблея состоялась в сентябре 1992 года. Ее работа проходила в Екатеринбурге, который во времена Демидовых был центром управления казенными заводами, и в Нижнем Тагиле, бывшей демидовской вотчине, откуда Демидовы управляли своими заводами, общее число которых со временем перевалило за 50. Ассамблея приняла устав фонда, избрала четырех его сопредседателей. В рамках учредительной ассамблеи прошли выставки товаров народного потребления. Тогда же в Нижнем Тагиле состоялась закладка памятника Демидовым.
    В устав фонда, наряду с основными его целями, идеологией деятельности, был заложен целый комплекс долговременных проектов, мероприятий, призванных, в частности, возродить «купеческие» начала в организации экономической, духовной жизни. Были намечены три направления работы фонда. Это – изучение собственно демидовского наследия, проведение регулярных демидовских чтений, мемориальная работа. Это – разнообразные проекты, связанные с поощрением и поддержкой науки, культуры, образования, искусства и ремесел. И, наконец, – оказание посильной помощи отраслям военно-промышленного комплекса, который переживает нелегкие времена.
    Чем изначально был военно-промышленный комплекс России? Это – заводы Демидовых. Все внешнеполитические акции Петра I, войны, которые он вел, были поддержаны развитием индустрии на Урале. И дальнейший прогресс российской промышленности опирался на достижения демидовских заводов. Вот почему усилия демидовского фонда направлены на то, чтобы объединить большую науку и большую культуру с ВПК. Ведь и сам военно-промышленный комплекс – плод теснейшего союза высоких технологий, высокой культуры и фундаментальной науки.
    В рамках первого направления развертываются исследования деятельности представителей демидовской династии как в России, так и за рубежом. Происходит переосмысление исторических фактов в сторону их большей объективности. Писавшие о «темном царстве» Островский и Добролюбов не грешили против жизненной правды: в купеческой среде, действительно, водились выжиги, самодуры, прожигатели жизни. Но были еще и Демидовы, Строгановы, Третьяковы, Лианозовы, Морозовы.
    Все мы – дети своего времени. Такими были и Демидовы, крестники и сподвижники Петра, поднявшего Россию на дыбы и на дыбу. Конечно же, они нещадно эксплуатировали своих работных людей. Но ведь и крепостное право в России было отменено почти через полтора столетия с той поры, когда Никита и Акинфий Демидовы ставили на Урале заводы.
    Демидовское железо с маркой «Старый соболь» пользовалось во всем мире столь доброй славой, что его даже пытались подделывать. Уральское железо работало на промышленное развитие Англии, шло в Германию и Швецию, за океан – в Америку. А царь Петр запретил использовать для нужд строящегося российского флота всякое другое железо, кроме демидовского.
    Писатель Павел Бажов, знаток истории Урала, собирался написать роман «Демидовы». Он и поставил точку в споре историка Василия Татищева, управляющего казенными заводами Урала, и Акинфия Демидова, установив, что бегства с демидовских заводов не было, что бежали работные люди с казенных заводов. Условия жизни на частных демидовских заводах были лучше благодаря тому, что семьям рабочих выделяли земельные участки, покосы. Демидовы строили для своих мастеровых дома, больницы, открывали школы. Ребят учили грамоте, а затем готовили из них литейщиков, живописцев, архитекторов, строителей. Демидовы дали путевку в жизнь многим талантливым уральским самородкам, в том числе Ивану Ползунову, отцу и сыну Черепановым.
    Не без участия фонда родилась и была реализована идея, продолжающая одну из добрых демидовских традиций. В златоустовском филиале Челябинского политехнического института был организован факультет художественной обработки металла. Выпускники факультета понесут дальше эстафету знаменитых уральских ремесел – каслинского литья, златоустовской гравюры по металлу, уральской резьбы по камню, тагильской росписи подносов, родившейся на сто лет раньше жостовской.
    Поучительна история приватизации казенного Невьяновского чугунолитейного завода. Указом Петра I этот завод был передан в полную собственность Никите Демидову и на 5 лет освобожден от уплаты налогов. Указ обязывал нового владельца расплатиться с казной поставками оружия по более низкой цене, чем в среднем по России. Демидов выплатил стоимость Невьяновского завода за три года вместо предписанных пяти. А себестоимость производимого на нем оружия была в 6 раз ниже, чем на других предприятиях.
    Актуальны, на мой взгляд, и уроки демидовского меценатства. Сыновья Акинфия Демидова поддержали талантливого русского самородка Федота Шубина – помора, земляка Михайлы Ломоносова, помогли ему стать скульптором мирового уровня. Они взяли его в Европу, где Федот Шубин изучал античное искусство, работы современных скульпторов.
    Анатолия Демидова, князя Сан-Донато, женатого на племяннице Наполеона Бонапарта, людская молва представляла снобом и щеголем. А между тем этот «сноб» организовал первую в России серьезную экспедицию для изучения сырьевых ресурсов Донбасса и Урала. В ней работало два десятка виднейших ученых. Вышедшие в свет труды экспедиции составили несколько томов. Знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» была заказана и щедро оплачена тем же Анатолием Демидовым, который дружил с великим художником.
    На протяжении прошлого столетия Демидовы вложили в Московский университет столько же, сколько и государство. Не многие знают, что университетские здания на Моховой почти полностью были крыты железом, подаренным Демидовыми. Они же передали в дар университету огромнейшие, ценнейшие коллекции. Дело в том, что представители демидовского рода серьезно занимались наукой, состояли в переписке с виднейшими учеными Европы. Шведскому естествоиспытателю Карлу Линнею, например, пришлось кое-что менять в своей системе растительного и животного мира под воздействием замечаний Григория Акинфовича Демидова. Их переписка будет издана фондом.
Иванов Андрей. Чайки
Иванов Андрей. Чайки
    В наши дни Ярославcкий университет назвали именем Павла Григорьевича Демидова. Это его заботами в Ярославле был создан первый в России факультет юридического образования – практически филиал МГУ, который полтора века существовал на деньги Демидовых. В значительной степени на их средства были созданы Киевский и Томский университеты.
    Не все, наверное, знают о том, что задолго до Нобеля в России была своя престижная премия – Демидовская, которая с 1832 по 1865 год присуждалась на конкурсной основе комиссией Российской Академии наук. Этой премии были удостоены многие ученые, среди которых – филолог Востоков (дважды), физик Якоби, хирург Пирогов (трижды), мореплаватели и географы Литке, Крузенштерн, Врангель, молодой Менделеев. Премию присудили и Анатолию Демидову, князю Сан-Донато – за вклад в изучение производительных сил России, но от дележного вознаграждения он отказался.
    В 1993 году стараниями нашего фонда Демидовская премия была возрождена. В настоящее время попечительский совет Научного демидовского фонда, возглавляемый академиком Геннадием Месяцем и Николаем Тимофеевым, президентом Уральской золотоплатиновой компании обрел своего куратора в лице губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. В сентябре 1995 года губернатор своим указом поддержал инициативу Уральского отделения Российской Академии наук, ряда предприятий и организаций области об учреждении ежегодных Демидовских премий наиболее выдающимся ученым России. Руководствуясь идеей возрождения исторических традиций Урала, он обязал правительство Свердловской области, финансовое управление ежегодно выделять средства на выплату четырех Демидовских премий в размере, эквивалентном 10 тыс. долл. каждая, за счет внебюджетных средств. Премии за минувший год вручаются в январе.
    В 1997 году лауреатами общенациональной неправительственной Демидовской премии стали: академик Александр Скринский – за выдающийся вклад в развитие физики высоких энергий, физики и техники ускорителей и создание крупной научной школы в этих областях науки; академик Николай Ватолин – за исследования в области физической химии, теории расплавов и металлургических процессов; академик Николай Лаверов – за крупный вклад в создание сырьевой базы радиоактивных элементов России и стран СНГ, за открытие и освоение новых нетрадиционных источников минерального сырья; академик Андрей Зализняк – за выдающиеся достижения в области языкознания.
    Вторая ассамблея, состоявшаяся в октябре 1996 года в Туле, подвела итоги четырехлетней деятельности демидовского движения. Был торжественно открыт мемориальный комплекс – усыпальница Демидовых, церковь и колокольня, памятник Никите Демидову. Прошли демидовские чтения, приуроченные к 850-летию Тулы. Состоялась встреча российских промышленников. Впервые, пожалуй, на российской земле, а не где-нибудь в арабских эмиратах, прошла выставка-ярмарка вооружения, производимого тульскими предприятиями. Интерес к выставке был огромным, на нее приехали 44 военных атташе. Она вызвала не только международный резонанс, но и произвела большое впечатление на жителей Тулы. Люди, впервые увидевшие собранные воедино плоды своего труда, естественно, испытали гордость за себя, за свой город, за державу.
    Успешно прошла и третья демидовская ассамблея, собравшаяся в августе 1997 года в Нижнем Тагиле, который праздновал свое 275-летие. Очень внушительно – и по содержанию, и по составу участников – выглядела традиционная научная конференция. На этот раз в демидовских чтениях приняли участие директор Эрмитажа академик Борис Пиотровский, директор московского Политехнического музея Гурген Григорян, представители Третьяковки, Исторического музея, Русского музея в Санкт-Петербурге. Приехали и зарубежные гости, в их числе – потомки Демидовых: Татьяна Демидова-Сеген из Канады, Александр Тиссо из Франции. Были посланцы Флоренции и Тосканы, где жили несколько поколений Демидовых. Они представляли там российскую дипломатию, живо участвовали в культурной жизни, занимались благотворительностью. В ходе ассамблеи была достигнута договоренность о создании зарубежных отделений Международного демидовского фонда в Париже, Флоренции, Монреале. Все эти отделения уже работают.
    И в Нижнем Тагиле нам удалось организовать выставку-ярмарку военной техники, где были представлены новейшие танки, САУ, ракетные установки. Гости увидели там и машины сопровождения, предназначенные для эвакуации с поля боя поврежденной техники, для передвижения через зону радиации и через минные поля. И как тут было не вспомнить о том, что уже почти три столетия отделяют их от первых демидовских пистолетов и ружей. И все это время, из поколения в поколение, в заложенном Демидовыми Нижнем Тагиле его жители наращивали потенциал российской промышленности и российского оборонного могущества.
    Международный демидовский фонд передал в дар Центральной городской библиотеке Нижнего Тагила тысячу лучших книг по искусству, изданных в России. Получил город и еще один подарок, о котором следует сказать особо. Это тоже книга, но весьма необычная – «Евангелие в красках Палеха». Изданная в 1995 году с благословления Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II она стала затем трехкратным лауреатом – Государственной премии России, премии первопечатника Ивана Федорова и как «Лучшая книга года».
    И создание, и презентация книги – всего лишь звенья реализации большого проекта по сохранению всемирно известного искусства Палеха. Наш нецивилизованный рынок, к сожалению, профанирует народное искусство. Не избежал этого и Палех. И там начали преуспевать далеко не лучшие мастера, которых прибрали к рукам дельцы, паразитирующие на народном промысле, пытающиеся во имя наживы поставить его «на поток». Создание творческой мастерской «Палешане» имело целью защитить подлинных мастеров, поддержать их, объединить вокруг решения художественных сверхзадач. Одной из таких сверхзадач и стало создание «Евангелия в красках Палеха», работа над которой заняла пять лет. Вместе с народным художником России Борисом Кукулиевым над иллюстрациями работала его жена заслуженный художник России Калерия, внучка одного из основателей палехской лаковой миниатюры Ивана Зубкова. Вместе с ними работали художники Сергей Адеянов, Владимир Бушков, Николай Кукулиев, Василий Макашов.
    В рамках названного проекта художники творческой мастерской «Палешане» создали триптих к 850-летию Москвы, на досках которого красочно представлена история столицы нашей Родины, начиная с жития Святого Даниила Московского. А к 275-летию Екатеринбурга, который будет отмечаться в 1998 году, мастера-палешане распишут одну из комнат в городском музее камнерезного искусства по мотивам сказов Павла Бажова. Одну из 12 досок, составляющих роспись, будет украшать его портрет. Идея эта, как и многие другие инициативы фонда, поддержаны Эдуардом Росселем.
    При участии демидовского фонда осуществлена культурная программа, связанная с пушкинскими местами. В стадии реализации – проект «Ратное поле России». Предусмотренные этим проектом массовые, красочные мероприятия уже проведены в Бородино, Прохоровке – центре самого крупного и ожесточенного танкового сражения в истории Второй мировой войны. На очереди – Куликово поле.
    Одно из важнейших направлений в деятельности фонда – работа с детьми. В числе международных проектов – организация и проведение конкурса юных скрипачей. Регулярно проводятся выставки детского рисунка, где можно встретить множество потрясающе интересных, талантливых работ. Только 16 таких выставок нам удалось предварить изданием красочных каталогов, многие другие выставки прошли без них – просто не удалось найти денег.
Позолотина Настя. Дождливый денек
Позолотина Настя. Дождливый денек
    Несколько лет назад достигнута договоренность с Министерством общего и профессионального образования об организации при активном участии и помощи демидовского фонда трудового обучения школьников 5 – 11 классов. Девочек – кройке и шитью, вышиванию, вязанию, ребят – владению современными инструментами, азам малярного, плотницкого, столярного дела, электротехники и т.п. Создан творческий коллектив, который подготовил сборник программ. Написан и соответствующий учебник. Несколько десятков классов, в которых уже идут занятия, оснащены современным оборудованием. Интерес у детей, родителей, учителей – огромный. Проводятся региональные семинары преподавателей.
    Итоги сделанного, планы на будущее, новые проекты мы обсудим, а некоторые из них и непременно реализуем в ходе очередной, четвертой демидовской ассамблеи. Ее предполагается провести в Москве или Санкт-Петербурге и, как это было в Туле и в Нижнем Тагиле, в ассамблее примут участие потомки Демидовых.

Публикацию подготовил Владимир Кадулин

К прискорбию, Юрий Серафимович Мелентьев, сопредседатель Международного демидовского фонда, не увидит эту статью напечатанной. Он скоропостижно скончался на 66-м году жизни.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение