Леонид Шебаршин
Президент Российской национальной службы экономической безопасности (РНСЭБ)
Шесть лет, прошедшие со времени развала Советского Союза и начала российских реформ, позволяют оценить обстановку, в которой функционирует экономика нашей страны, отметить основные факторы, определяющие ее развитие, и проследить источники угроз предпринимательской деятельности.
На мой взгляд, главный итог прошедшего периода заключается в том, что частная собственность, частная инициатива стали главным элементом национальной экономики. Цифры, приводимые различными источниками официальными и неофициальными, разнятся. Но с определенной долей уверенности можно сказать, что в частном секторе сейчас производится более 2/3 валового внутреннего продукта. Процесс приватизации государственной собственности интенсивно продолжается. Создается впечатление, что общество приняло неизбежность приватизации. Ни одна из солидных партий или групп, ни один из лидеров, претендующих на власть, не ставят под сомнение институт частной собственности. Думается, что никакие мыслимые изменения в расстановке политических сил, даже в случае прихода к власти оппозиции, не будут угрожать этой основе. Возможны и даже неизбежны изменения в подходе к вопросу о степени и формах вмешательства государства в экономику. Концепция абсолютно свободного рынка, которой придерживались реформаторы первой волны во главе с известным теоретиком Гайдаром, не выдержала испытания. Проблема государственного регулирования экономики привлекает все большее внимание и правительства, и оппозиции. Судя по всему, названная проблема будет решаться с учетом чисто экономических, но не идеологических обстоятельств. Таким образом, и отечественные, и иностранные бизнесмены могут чувствовать себя в этом отношении достаточно спокойно.
Но, пожалуй, только этой принципиальной уверенности в постоянном характере частной собственности для бизнеса недостаточно. В самом общем плане его развитие зависит от социально-политической ситуации в стране и состояния ее экономики в целом.
Время для оптимистических оценок положения дел в этих сферах, к сожалению, еще не пришло. Политические бури 93 96 годов сменились определенным затишьем, эпицентр явных конфликтов сместился до поры в самые верхние слои нынешнего российского общества в среду финансовых олигархий. В основе конфликтов борьба за раздел остающейся государственной собственности и передел того, что уже было приватизировано. В этой борьбе можно усмотреть идейные мотивы, но суть ее от этого не меняется.
Главный же конфликт между нищающим обществом и слоем сверхбогатых не разрешен, и следует ожидать, что именно его проявления будут сотрясать страну. Положение остается напряженным.
По оценке директора Института экономического анализа А. Илларионова, «за 4 года (92 96 гг.) произошло рекордное падение национального производства за всю историю страны. Спад уже невозможно списать на «тяжкое наследие коммунистического режима». Беспристрастный анализ требует признать: продолжение кризиса это результат проводившейся в стране политики... За прошедшие годы не была решена ни одна из средне- или долгосрочных проблем, стоящих перед страной, не была осуществлена ни одна из назревших реформ...» Это аналитик писал в конце 1996 года.
В марте прошлого года, обращаясь к Федеральному собранию, уже не аналитик, а сам президент говорил: «В 1997 год Россия вошла с тяжелым грузом проблем. Более половины граждан страны страдают от задержек выплаты зарплат и пенсий; удавка неплатежей парализует экономику; государственный аппарат разъедает коррупция; власть слабо обеспечивает выполнение законов и указов... Усугубились многие дефекты недостроенного экономического механизма, обострились социальные проблемы. Кризис неплатежей приобрел черты хронического. Продолжается снижение инвестиционной активности и, следовательно, откладывается начало экономического роста. Регулярно воспроизводятся бюджетный кризис и кризис пенсионной системы. В первую очередь за это ответственно государство.»
Эти проблемы носят отнюдь не частный характер, они затрагивают общество в целом.
Вот что пишет о ситуации в нашей стране влиятельная американская организация Центр стратегических и международных исследований (заметим, что Центр объединяет друзей нынешней российской власти и бесспорных сторонников демократических реформ): «Четверть населения России борется за выживание, находясь ниже черты бедности... Продолжительность жизни сократилась с 69 лет в 90 году до 57,7 в 96. Демографы предсказывают, что население России сократится со 147 млн. до 123 млн. в ближайшие 30 лет, что является уникальным падением численности населения в мирное время.»
Перекликается с вышеперечисленной оценкой и мнение доктора экономических наук С. Глазьева: «Фактически процесс (превращения России в колониальную страну Л. Ш.) уже запущен. Параллельно росту государственного долга расширяется передача под контроль иностранных компаний ключевых отраслей хозяйства страны: приборостроения, цветной металлургии, электроэнергетики, фондового рынка, рынка страховых и информационных услуг, телекоммуникаций, добывающей промышленности...»
Картина получается чрезвычайно мрачной. Неужели в ней нет просвета? Возможно, есть. Вновь сошлюсь на Илларионова, его самые свежие оценки: «Последние данные о развитии отечественной экономики, обобщенные Институтом (экономического анализа Л. Ш.), показывают, что один из самых затяжных и глубоких в истории страны кризисов приближается к концу, уступая место началу хозяйственного подъема». И министр экономики Я. Уринсон считает, что в минувшем году страна вступила в период стабилизации с явными признаками экономического роста. Но примечательно, что «сам показатель роста, закладываемый правительством на уровне 2 % (на 98 г.), вполне вписывается в размер возможной статистической погрешности. И пока никто... не представил доказательства того, что мы действительно выходим из экономического кризиса, а не имеем дела с обычными статистическим просчетами или, что хуже, с фальсификацией фактических данных.»
Очевидно, что ключ к общей стабилизации обстановки в стране лежит в сфере экономики. При любых обстоятельствах это дело долгое, рассуждения о возможности экономического чуда приятны, но ориентироваться на него едва ли стоит. Таких рассуждений и обещаний мы наслушались вдоволь. Предпринимателю приходится работать в тех условиях, которые существуют сегодня.
Здесь, на мой взгляд, самое время перейти к более специфическим рискам и угрозам, которым подвергается предпринимательство в России.
В первые годы реформ главной угрозой бизнесу считалась быстро растущая преступность, которая приняла невиданные для нашей страны формы и масштабы. С течением времени, однако, оказалось, что основная опасность предпринимательству грозит с другой стороны.
Демократические реформаторы нажили в свое время немалый политический капитал на лозунге борьбы с бюрократией. Общество довольно наивно ожидало, что они сократят бюрократический аппарат и поставят его под публичный контроль. Эти ожидания не оправдались. Число чиновников в России значительно превышает их общую численность в Советском Союзе и РСФСР. Почти каждый день создаются новые комитеты, управления, комиссии и т. п. Административные институты и отдельные чиновники превращаются в самостоятельные центры силы, процветающие в условиях полного отсутствия какого-либо контроля. Если российское общество в целом стало более открытым, то официальный мир закрыт от общественности более плотной пеленой секретности, чем это было в советское время.
В начале 1996 года в послании парламенту Б. Ельцин говорил: «Людей возмущает безнаказанность преступников, произвол и коррупция чиновников, бессилие властей в борьбе с этими отвратительными явлениями. По-прежнему хозяйственная деятельность в России сопряжена со значительным риском... Разрушительным, опаснейшим фактором становится бюрократия во всех ее проявлениях. Разложение административного аппарата и рост преступности неразрывно связаны друг с другом. Не случайно в официальных заявлениях они стоят рядом: преступность, взяточничество, злоупотребление служебным положением среди государственных служащих, факты прямого предательства со стороны работников правоохранительных органов. Низкая исполнительская дисциплина, преобладание групповых интересов в ущерб интересам страны...»
От одного послания до другого расстояние в год. Обращаясь в 1997 году к тем же парламентариям, президент констатировал: «Абсолютное большинство возникших проблем в России порождено, с одной стороны, пренебрежительным отношением к правовым нормам, а с другой неумелыми действиями власти или ее пассивностью... Настоящим бичом остается необоснованное раздувание штатов. С 1991 года общая численность государственного аппарата возросла в полтора раза... Нередко работники контрольных и надзорных органов используют свои полномочия не для выполнения своих функций, а для поборов. Особенно страдает от этого малый бизнес... Вместо упорядочения контрольной функции растет число контролирующих служб и ведомств, наделяемых правом взыскивать штрафы... Главный способ навести порядок начать с власти, коренным образом усовершенствовать систему управления страной, начиная с ее верхних эшелонов.»
Уже в мае 1997 года президент начал очередную (по некоторым подсчетам, шестую) кампанию по борьбе с коррупцией, издав Указ о предоставлении декларации о доходах. Должностные лица такие декларации представили. Эта мера, равно как и вводимая практика продажи госсобственности на открытых аукционах, никаких видимых результатов не имела. Только внутривидовая борьба в финансово-политической верхушке позволяет иногда увидеть размах этого разрушительного явления в нынешних российских верхах. Что же говорить о бесчисленной армии рядовых чиновников? Издержки же коррупции несет предприниматель, а в конечном счете, все общество.
Таким образом, с сожалением и тревогой приходится признать, что одним из основных источников угрозы предпринимательству, а следовательно, всему обществу является отечественная бюрократическая машина. И дело здесь не только в коррумпированности или низкой квалификации должностных лиц. Отсутствие четких правовых норм создает условия для произвола, порождает, особенно у иностранных инвесторов, чувство неуверенности в завтрашнем дне.
Национальным бедствием, затрагивающим в первую очередь предпринимателей, стала преступность во всех ее проявлениях. Вот слова министра внутренних дел России, сказанные в 1995 году: «Ускоренными темпами идет ее (организованной преступности Л. Ш.) проникновение в сферу экономики. Криминальное сообщество продолжает развивать и активно использовать коррумпированные связи в структурах государственной власти и управления...». А вот что говорил министр в 1996 году: «Криминальная ситуация продолжает осложняться и встала в ряд основных проблем национальной безопасности.
Преступное насилие приобретает характер криминального террора, все чаще оно становится средством расправы с неугодными конкурентами по бизнесу... Участились бандитские нападения и другие особо опасные посягательства, в том числе разбойные нападения на жилища, похищения граждан».
Еще в мае 1994 года президент подписал Федеральную программу борьбы с преступностью. Этим документом намечалось проведение комплекса мероприятий, предписывалось увеличить штаты правоохранительных органов, выделить необходимые средства. Однако, по словам заместителя секретаря Совета безопасности, «требуемых средств на реализацию программы так и не удалось найти».
«Слабость государства, говорил в уже цитировавшемся выше послании президент, долгое время сказывалась на эффективности борьбы с преступностью. Теперь могу сказать, что по всем этим направлениям (взяточничество, злоупотребление служебным положением Л. Ш.) борьба резко усилена». Слова ободряющие. Хотелось бы ощутить реальные результаты.
В нескольких словах о перспективе. Осенью прошлого года стало известно, что подготовлен проект Федеральной целевой программы по борьбе с преступностью на 1998 2000 годы. Эта борьба потребует от государства огромных усилий. Сошлюсь на обнародованные в печати суждения на этот счет специалистов: «Неутешительны прогнозы МВД на будущее. Эксперты предполагают, что в дальнейшем может быть установлен криминальный контроль за целыми отраслями экономики, включая финансовую сферу, малое, среднее и крупное предпринимательство. Усилится и вторжение преступных авторитетов в политику, где они будут лоббировать свои интересы путем подкупа представителей власти и проталкивания на руководящие посты своих людей. При этом не исключается провоцирование ими в своих интересах межнациональных конфликтов и политических скандалов. Все это может повлечь за собой массовое недовольство населения результатами борьбы с преступностью, отток иностранных инвесторов, замедление процесса перехода к рыночным отношениям».
Так что угроза бизнесу со стороны преступного мира едва ли уменьшится.
Угрозы честному предпринимательству постоянно возникают и внутри самого делового сообщества. Бреши в сфере регулирования экономических отношений, которые все еще очень обширны, отсутствие прочных традиций цивилизованного бизнеса, построенного на доверии и взаимной выгоде, и многие другие, прекрасно всем известные, обстоятельства привели к широкому распространению неплатежей, прямого мошенничества, аферных сделок, заведомо рассчитанных на обман и ограбление партнера. Можно быть уверенным, что по мере становления нормального современного бизнеса, а этот процесс, несомненно, идет, и стабилизации общей обстановки в стране эти негативные проявления будут ослабевать, хотя едва ли исчезнут вообще. Пока же они отравляют существование добропорядочных деловых людей.
Частный российский бизнес еще очень молод, он появился на свет божий в весьма своеобразной обстановке. С одной стороны колоссальные, беспрецедентные возможности, с другой столь же огромные риски и опасности, порожденные во многом российской спецификой перехода к рыночной экономике. Государство оказалось явно не в состоянии обеспечить безопасность предпринимательства в его новой, непривычной форме. Инерция мышления, нехватка материальных ресурсов, глубоко укоренившееся в обществе и особенно в государственных органах предубеждение в отношении «капиталистов», лавина других проблем, обрушившихся на страну, все это и многое другое отодвигало на второй план вопросы защиты нового бизнеса. Надо сказать, что далеко не все новые бизнесмены и сами были готовы искать себе защиту под крылом государства. Причины этого достаточно очевидны.
Как ответ на требование времени возникла и энергично развивается непривычная для России, хотя давно принятая во всем мире, частная деятельность по обеспечению безопасности предпринимательских структур. О ее масштабах свидетельствуют хотя бы следующие цифры: в России зарегистрировано 5 тыс. охранных и детективных компаний, в которых работает более полумиллиона человек.
В целом едва ли можно выделить какой-то отдельный аспект безопасности и заниматься только им. Это комплексная проблема, все компоненты которой взаимосвязаны. Хорошо поставленная система безопасности должна быть в состоянии предоставить предпринимателю правовую помощь; обеспечить сохранность коммерческих секретов техническими средствами и путем четко организованной работы с персоналом; наладить проверку партнеров и клиентов; обеспечить (что чрезвычайно важно) постоянное взаимодействие с правоохранительными и административными органами.
Создание собственной службы безопасности в полном объеме дело дорогостоящее и долгое, но крупным перспективным предприятиям заниматься им следует.
Сейчас уже очевидно, что безопасность предпринимательства не может обеспечиваться любительски, от случая к случаю. Это задача для профессионалов. Именно исходя из этого, Российская национальная служба экономической безопасности (РНСЭБ) выступила учредителем Института безопасности предпринимательства, который впервые в России будет готовить специалистов этого профиля.
|