Ольга Мельникова
Научный сотрудник Государственного Исторического музея
Алексей Лохов (фото)
Образ солидного делового человека прошлого века, будь то чиновник, банкир, ученый или купец, почти всегда дополнялся наличием часов на цепочке, покоящихся в жилетном кармане или лежащих на письменном столе рядом с владельцем. Существовали определенные правила, где и как носить часы. Кто моложе носил их в кармане жилета повыше, люди более степенные ниже. Цепочка набрасывалась на пуговицу либо уходила в другой карман или прикалывалась. Какая цепочка, сколько на ней брелков все имело значение и свидетельствовало о причастности к определенному слою общества. Кто не мог позволить себе часы носил только одну цепочку.
Почти все карманные часы второй половины XIX века в отличие от более ранних внешне были очень похожими друг на друга: круглая форма золоченого или посеребренного корпуса (более дорогие из золота и серебра) с традиционной для того времени декоративной техникой обработки гильошировкой (механической гравировкой в виде геометрических линий), зачастую обрамляющей полированный картуш с вензелем владельца. В это время в Швейцарии, Германии, Франции уже было налажено массовое производство карманных часов, существовали часовые фабрики с арсеналами операционных станков и широким разделением труда. Сразу надо отметить, что в России часовое производство не было налажено должным образом, хотя еще в 1769 году Екатерина II организовала две часовые фабрики карманных и настольных часов, а граф Г. А. Потемкин открыл в 1784 году часовую фабрику в своем имении Дубравна Могилевской губернии. Но эти фабрики не пережили своих владельцев. На протяжении XVIII и XIX веков карманные или зепные (от русск. «зепь» карман) часы в Россию ввозились из-за границы.
Часовые предприниматели, как правило, ранее сами были часовыми мастерами. Свое восхождение к славе они начинали с устройства небольших часовых мастерских. На белых эмалевых циферблатах запечатлены их имена: Павел Буре, Габю, Генри Мозер и др. Иногда такой чести удостаивалась местность, например, Лонжин. Все перечисленные часовые фирмы швейцарские. Знаменитое швейцарское качество часовой продукции завоевало мировой рынок еще в первой половине XIX века. Сейчас в Швейцарии существует более 1000 часовых фирм. Среди них, к примеру, фирма Бреге, еще 200 лет назад делавшая прославленные брегеты (карманные часы с боем, календарем). Сегодня она занимает одно из первых мест по изготовлению повышенно сложных наручных часов. Более молодые фирмы это Ролекс, Раймонд Уелл, Нардин и др.
Заметим, что швейцарское часовое производство несколько моложе, скажем, немецкого, английского, французского. Его зарождение и развитие связаны с последствиями религиозных противоречий XVI – XVIII веков. Тогда из католической Франции в протестантскую Швейцарию переселилось большое число гугенотов, среди которых было много талантливых мастеров. Один из них Шарль Кузен из Аутума (Бургундия) в 1587 году организовал первую часовую мастерскую в Женеве. В самой Франции, как и в Германии, часовое дело известно с XIV XV веков, а в Англии с XIII века. Появление портативных механических часов связано с именем немецкого изобретателя Петра Генлейна, сконструировавшего в начале XVI века первые механические часы с заводной пружиной, применение которой устранило необходимость гиревого привода.
Портативные механические часы тогда еще не были «карманными» в полном смысле, поскольку карман, как деталь костюма, появился лишь в XVII веке. Часы носились в качестве подвесок. Причем, чтобы блеснуть богатством, состоятельные щеголи подвешивали их в самые разнообразные места на грудь, на пояс, даже на колени, и по несколько штук. Для этого применялся специальный предмет шателен. Он представлял из себя ряд соединенных между собой широких, фигурных пластинок из золоченой латуни (или золотых, серебряных), художественно оформленных техникой гравировки или чеканки, эмали. Шателены часто украшались драгоценными камнями или цветными стеклами.
В момент своего появления часы малых размеров были скорее диковинкой, украшением, чем вещью функциональной, хотя они имели достаточно сложный механизм, основные звенья которого со временем практически не изменились. Это пружинный двигатель, колесная передача, спусковой механизм (ход), регулятор, стрелочный механизм. В XVII веке карманные часы уже снабжались механизмом боя или будильника, календарным устройством и устройством для показа фаз Луны.
Первые карманные часы имели крупные механизмы, сделанные из железа. Стекла, прикрывающего циферблат, не было его заменяла латунная ажурная крышка, сквозь прорези которой наблюдались показания только часовой стрелки, двигающейся по латунному с гравировкой и золочением циферблату. Время еще не ценилось, ритм жизни не измерялся минутами. Да и возможности часового конструирования были в ту пору ограничены. Лишь в 1670 году англичанин Даниил Кваре сконструировал часы с минутной стрелкой, сидящей на одной оси с часовой. Секундная стрелка до 1750 года применялась весьма редко, но в отдельных экземплярах карманных часов она встречается уже во второй половине XVII века. Ажурную латунную крышку, прикрывающую циферблат, вначале сменила пластина из горного хрусталя, а с 1610 года в этих целях начинают использовать стекло. Первые часовые стекла были выпуклыми и толстыми, но достаточно прозрачными, чтобы разглядеть гладкий эмалевый циферблат, пришедший на смену латунному. Правда, упоминавшаяся уже часовая фирма Бреге и по сей день является приверженцем металлического циферблата с традиционными сетчатым и волнообразным рисунками, выполненными в технике гильошировки.
Художественная обработка металлических корпусов и крышек карманных часов тесно связана с различными техниками эмальерного дела. Особенно эффектно смотрятся часовые корпуса с расписными эмалями (живописью многоцветными металлоокисными красками по эмалевой, преимущественно белой, поверхности). Более других технику расписных эмалей в оформлении часовых корпусов использовали швейцарские мастера.
Отец и сыновья Хюо были первыми художниками-эмальерами, специализирующимися на росписи часовых корпусов. Они разработали композиционный принцип расположения сюжетов. Образцами служили главным образом гравюры с живописных полотен различных художников. Античные темы черпались из работ Симона Вуэ, Питера-Пауля Рубенса. У Антуанна Ватто, Жан-Батиста Греза, Франсуа Буше и др. заимствовались модные в середине XVIII века галантные и пасторальные сцены, на смену которым приходят сентиментальные сюжеты, прославляющие добродетель и милосердие. Широкое распространение получают иллюстрации к модным романам английских писателей того времени Лоуренса Стерна и Джеймса Томсона.
Во второй половине XIX века с массовым выпуском достаточно дешевых часов исключалась возможность применения дорогостоящей техники расписных эмалей при оформлении часовых корпусов. Сюжетную композицию, украшавшую часы, оттискивали специальным штампом, а затем всю поверхность покрывали цветной прозрачной эмалью. В конце XIX начале XX веков цветная прозрачная эмаль по гильошированному фону стала самым распространенным видом техники, используемой в оформлении часовых корпусов.
Эмаль достаточно хрупкий материал, и эмалевая крышка часов нуждалась в защите. С 1640 года преимущественно в этих целях начинают применять двойные корпуса. А с 1650 года делают карманные часы даже с тремя корпусами: внутренний из благородного металла; средний декорированный английской техникой «рипузэ», т. е. выдавливанием цветочных и фигурных орнаментов на металле; наружный обтянутый кожей или выложенный пластинами из черепахового панциря. В конце XVII века для оформления корпусов карманных часов часто использовали акулью кожу галюшу. В наружные корпуса вставляли круглые матерчатые настилки из бархата, муслина, украшенные вышивками. Позже, с применением часовых крышек, их заменят бумажные листики с указанием разницы времени в разных местностях или с изображением коронованных особ, именем изготовителя и продавца часов.
Ранее только члены императорских и королевских домов могли заказать себе часы у известных, но немногочисленных часовых фирм. Например, услугами все той же фирмы Бреге, именовавшейся так по фамилии своего создателя Абрагама Луи Бреге (1747 1823), пользовались Наполеон I и Александр I. Недаром Бреге называли королем часовщиков и часовщиком королей. В XIX веке с ростом массового производства карманных часов появились и специализированные магазины (безусловно, делались и дорогие часы на заказ со сложными функциями, ювелирной работой). В России, например, существовали магазины фирм Буре, Тиссо, Борель и др.
Был и восточный рынок сбыта часового товара западноевропейских стран. Это Турция, Китай, Индия. На турецком рынке несомненным лидером была Швейцария. Женевские часовщики появились в Константинополе в 1592 году. Они входили во французскую общину и занимались производством, а также продажей часов. Часы делались согласно мусульманским традициям и вкусам: с клиновидными цифрами и красочными корпусами, в художественном оформлении которых отсутствовало изображение человека, но в избытке были цветочные и архитектурные композиции, часто окаймленные драгоценными камнями.
Почти до середины XIX века большинство карманных часов заводилось при помощи ключа, который своим квадратным отверстием на время завода соединялся с валом барабана, а в остальное время хранился на цепочке или шателене рядом с часами. Заводное отверстие изначально размещалось на циферблате (одно или два в зависимости от наличия боя у часов), а в конце XVIII века оно перемещается на плату, прикрывающую механизм.
Известны и самозаводящиеся, так называемые «вечные» часы. Автором самых ранних автоматических часов, изготовленных примерно в 1770 году, был швейцарский мастер Льюис Переллет. Однако его часы были не очень совершенны: владельцу надо было буквально бегать с ними, чтобы поддерживать завод. На протяжении всего XIX века многие часовщики обращались к идее «вечных» часов и пытались совершенствовать механизм. Даже после того, как в 1842 году в конструкции карманных часов появилась заводная головка. Первые часы с таким заводом, называемым ремонтуарным, стали выпускаться в Швейцарии фирмой «Патек Филипп».
Культурой производства карманных часов XVII XVIII веков предусматривалось не только художественное, казалось бы ненужное, оформление их невидимых деталей, но и становилось в обязанность часовщику подписываться под своим творением. На платах, прикрывающих механизмы того времени, обязательно присутствуют гравированные имена и фамилии мастеров, а также названия городов, где они жили. В дальнейшем указание авторства «изготовителя» (позже предпринимателя) перекочует на циферблат, гравированная орнаментация часовых плат исчезнет. Карманные часы из произведения ювелирного искусства превратятся в привычный и необходимый предмет.
|