Клара Хафизова
Доктор исторических наук (Алма-Ата)
Парадоксы Казахстана
Казахстан, как и другие молодые государства Центральной Азии, находится на переходном пути превращения из объекта геополитики в ее полноправный субъект. Мировое сообщество благожелательно приняло его в свои ряды. Не будучи европейской страной, но являясь одним из важных мостов между Европой и Азией, Казахстан стал членом ОБСЕ. Он также вошел в Организацию экономического сотрудничества (наряду с другими государствами Центральной Азии, а также Афганистаном и Азербайджаном), созданную в 1985 году Ираном, Пакистаном и Турцией, и в Организацию исламской конференции. Наконец, Казахстан является равноправным членом ООН, членом международных финансовых организаций, а также наблюдателем в АСЕАН.
Казахстан участвует в программе НАТО «Партнерство во имя мира», болезненно воспринимаемой Россией как доказательство проникновения этого порождения «холодной» войны к ее южным границам и традиционным сферам влияния. В то же время Казахстан совместно с Россией, Киргизией и Таджикистаном с энтузиазмом заключает с Китаем Шанхайское и Московское коммюнике о мерах доверия на границе.
Но этим казахстанские парадоксы не исчерпываются. Казахи искренне считают себя мусульманами, но исповедуемый ими ислам особенный, уживающийся с поклонением душам предков (аруахов), в которые они верят больше, чем в Мухаммеда. В историческом прошлом народы, населяющие Казахстан, исповедовали шаманизм, буддизм, несторианство, манихейство, ислам. Возможно, исторической многоконфессиональностью объясняется общеизвестная толерантность казахов. Это подтверждают все: поляки, западные украинцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, немцы, корейцы и другие народы, депортированные в Казахстан в годы советской власти, а также участвовавшие в поднятии целины. В прошлом в разные исторические периоды протоказахские племена и сами казахи испытывали мощное влияние мусульманской, славянской, монгольской, китайской культур. Языками правящей элиты наряду с тюркскими были монгольский, персидский, арабский, китайский, русский.
Для Казахстана является жизненно важным не попасть в ловушку пантюркизма и панисламизма. Важно учитывать, что чуть меньше половины граждан Казахстана составляют русские. Кроме того, ортодоксальный ислам никогда не был силен в казахских степях, в отличие, скажем, от Узбекистана и Таджикистана. До сих пор недостроена Соборная мечеть возле Центрального базара, несмотря на существенную помощь мусульман восточных стран и подношения прихожан в первые годы образования Республики Казахстан. В новое время ислам был привнесен к нам извне по воле русской императрицы Екатерины II, а теперь его начали проповедовать миссионеры мусульманских стран. При этом верующий казах слушает проповеди арабских или иранских проповедников на языке «христиан» русском. На арабском молитвы он не понимает, а казахский Лютер еще не родился. Это еще один из казахских парадоксов. Одновременно все вышеупомянутое подтверждает прочность русского присутствия в Казахстане.
Численность казахов невелика и составляет 50 % от общего числа населения республики. В то же время Казахстан занимает территорию в 2724,9 тыс. км2. Это десятое место в мире, после Австралии.
Ни одна республика СНГ не имела столько столиц за последнее столетие: это были Оренбург, Кзыл-Орда, Алма-Ата, а с 10 декабря 1997 года столицей стала Акмола.
Казахстан обладает огромными природными ресурсами (из 105 элементов таблицы Менделеева 70 разведано, из них 60 добываются), однако остается одной из бедных и слаборазвитых стран мира (сегодня уже в хвосте сотни).
Казахстан зажат между двумя державами, с одной из которых (Китаем) имеет границу протяженностью в 1700 км, а с другой (Россией) 3000 км. В древности и в средневековье государства, созданные тюрко-монгольскими и тюркскими племенами, включали территории современного Казахстана, Киргизии (иногда Узбекистана), Сибири, Монголии, а также северо-западные территории КНР. Современный казах во всем противопоставляет себя ханьцам, забывая, что их объединяют многовековые историко-культурные связи. Он испытывает чувство страха перед возможностью демографической экспансии Китая и считает, что Казахстану реально грозит китайская ассимиляция. Парадокс, однако, заключается в том, что именно ханьцы для защиты своего государства воздвигли небывалую в мире Великую стену, чтобы отгородиться от своих северных и северо-западных соседей. А все основные народы региона Центральной Азии, несмотря на почти двухтысячелетнюю историю отношений с Китаем, сохранили свою этническую самостоятельность и самобытность, в то время как сила ассимилирующего воздействия западной цивилизации, подкрепленной техническим прогрессом, является очевидной.
Конкуренты Транссиба
На наших глазах идет восстановление Шелкового пути и возрождение давних торгово-экономических, культурных связей, которые способствовали процветанию городов вдоль этого маршрута, развитию ремесел и промышленности, диалогу Запада с Востоком.
Главной транспортной артерией между Казахстаном и Китаем остается трансконтинентальная Евроазиатская железная дорога, где быстро возрастают грузовой и пассажирский потоки. Если всего два года назад на весь вагон было только 1 2 пассажира, то теперь поезда переполнены. Так же, как и салоны самолетов, в связи с чем осенью 1997 года добавился еще один авиарейс Алма-Ата Урумчи Пекин.
На оживление этой транспортной линии надеются 7 провинций Китая, расположенных от Ляньюньгана до пограничного Алашанькоу, а также другие страны АТР. В Китае ведется большая подготовительная работа. Завершено строительство второго пути Ланьчжоу Урумчи. В сентябре 1996 года начато строительство ветки от Корлы, соединенного с Урумчи, до Кашгара. Это крупнейшая стройка всекитайского значения по плану девятой пятилетки. Общая протяженность магистрали составляет 1470 км, из них 495 км действуют. Оставшиеся 975 км должны быть проведены в течение трех лет. Объем грузоперевозок составит более 10 млн. т. Богатая и густонаселенная Кашгария пока не соединена с Центральной равниной и со всем миром железной дорогой. Проблема коммуникации выглядит особенно актуальной в связи с нефтеразработками в Таримской долине и с волнениями, время от времени вспыхивающими в Кашгарии. Строящаяся магистраль выйдет к Каракорумскому шоссе, имеющему важное стратегическое значение, а также облегчит доступ в Тибет. В будущем эта дорога неизбежно соединит железнодорожной связью Кашгар с Бишкеком и далее с Ташкентом.
Здесь Китай следует традициям, установившимся почти 300 лет назад, когда торговля северо-западных территорий Цинской империи была районирована следующим образом: с Россией через Кяхту (далее Иркутск), с Казахстаном через Кульджу и Чугучак, а с Кокандским ханством через Кашгар.
Железнодорожная магистраль Ляньюньган Ланьчжоу является одной из четырех главных скоростных магистралей КНР, где в 1997 году значительно возросла скорость грузовых перевозок, а пассажирских уже достигла 110 140 км/ч, в то время как средняя техническая скорость китайских поездов составляет 58,3 км/ч.
Железнодорожная магистраль, проходящая из Китая по территории Казахстана, сегодня имеет конкурента в лице Сибирской железной дороги (участок Турксиба), а в будущем Кашгарско-Среднеазиатской. Поэтому необходимо тщательно изучить надвигающуюся ситуацию и разработать план привлечения транзитных грузопотоков по казахстанскому участку магистрали. Здесь важна не только техническая сторона дела, но и соответствие работы казахстанской таможни международным стандартам с учетом опыта таможен Юго-Восточной Азии. Пока повсюду слышишь нелестные отзывы зарубежных партнеров и «челноков» о деятельности наших таможен.
Развиваются и другие коммуникации. Так, недавно построенный канал оптико-волоконной связи Сиань Ланьчжоу Урумчи отличается самой большой емкостью по сравнению с другими каналами. Интенсивно идет прокладка кабеля оптико-волоконной связи Пекин Хух-Хото Иньчуань Ланьчжоу Урумчи, который свяжет Китай с 14 азиатскими и европейскими странами.
По обе стороны Великой стены
На 4-й сессии ВСНП 8-го созыва, состоявшейся в марте 1996 года, приняты «Девятый пятилетний план экономического и социального развития и перспективно целевая программа до 2010 года», в которых большое внимание уделяется развитию северо-западных районов КНР. И это связывается с расширением экономических отношений с республиками Центральной Азии.
В региональном «Плане экономического развития Северо-Запада Китая» упор сделан на освоение «двух зон» и «четырех районов». Вот как распределены зоны:
экономическая зона вдоль Евроазиатской железнодорожной магистрали;
открытая экономическая зона вдоль всей северо-западной пограничной линии китайского государства.
Четыре микрорегиональных района с центрами в городах:
Сиань, традиционно исторический центр отношений Китая с Центральной Азией, откуда начинался Шелковый путь, и крупный промышленный центр Северо-Запада КНР;
Ланьчжоу, бурно развивающийся город провинции Ганьсу главного прохода из Центральной равнины в Синьцзян;
Урумчи, административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), связанный с Казахстаном автомобильными, железнодорожными и воздушными путями;
Лхаса, административный центр Тибетского автономного района.
Район с центром в Урумчи непосредственно примыкает к территории Казахстана. В экономической политике СУАР Казахстан рассматривается как источник сырья и рынок сбыта китайских товаров. В пограничных городах открыты рынки, а в Урумчи строится крупнейший в Синьцзяне торговый центр, который будет ориентирован на покупателей СНГ и куда устремятся качественные товары со всего Китая. Частью его является оптовый рынок «Бяньцзе» («Граница») со складами и гостиницей, специально предназначенный для предпринимателей и «челночников» из Центральной Азии и России. Здесь везде вывески на русском языке, повсюду звучит русская речь, а товары рассчитаны на наш вкус, наши объемные размеры. И здесь не чувствуется параноидального страха перед чужим письмом и чужим языком. Между тем китайские торговые люди в Казахстане предпочитают как можно меньше прилюдно говорить на своем родном языке.
Урумчи, самый отдаленный от моря административный центр самого большого по территории автономного района КНР, получил право на введение льгот по типу приморских открытых городов.
Географический парадокс заключается в том, что Синьцзян-Уйгурский автономный район более доступен из Центральной Азии, чем из Срединной китайской равнины. Природные условия также схожи со среднеазиатскими. В СУАР 10 национальных округов, 33 уезда и города являются приграничными, но их население составляет 60 % от 13 млн. населения всей провинции. Улучшение жизни этого населения зависит от торгово-экономических связей с Центральной Азией. К примеру, Хоргосский приграничный базар, занимающий 30 тыс. км2, построен в местности, которая пять лет назад была пустыней. В этот проект было вложено 20 млн. юаней. Теперь ежедневный объем торговых сделок только по китайским товарам составляет здесь 400 тыс. юаней.
Всего Синьцзян имеет 15 пограничных переходов, из них воздушных 2, сухопутных 13. На границе с Казахстаном в настоящее время активно работают три перехода: в Хоргосе и Бахты автомобильные, а в Дружбе железнодорожный и автомобильный. Годовая пропускная способность товаров в Хоргосе составляет 3 млн. т, через Дружбу она должна составить в XXI веке 20 млн. т. Они все открыты для третьих стран. Торговые люди из России, Белоруссии, Украины и других стран СНГ осваивают также старинный торговый переход через Бахты в Восточно-Казахстанской области. В 1994 году здесь проходило по 45 машин в день; зарегистрировано 52 493 человеко-перехода, из них в Китай 26 184, в Казахстан 26 309. Теперь эти цифры значительно выросли.
Китайская сторона на реконструкцию своего таможенного пункта Бакэту затратила, как и на Хоргос, 20 млн. юаней. Кроме того, предполагается открытие трех переходов из Казахстана в Синьцзян: Нарынкол Музарт, Кольжат Дулаты, Алексеевка Актюп, а переход Майканчагай Зимунай уже начал действовать.
В целом, таможенные пункты КНР лучше подготовлены, чем казахстанские. Для реконструкции станции Достык (Дружба) Япония, одна из стран доноров, решила предоставить льготный кредит на 25 лет в размере 72,36 млн. долл.
С 1992 года в Урумчи проведено шесть ежегодных внешнеторговых и экономических ярмарок, на которые съезжаются зарубежные бизнесмены. Объем торговых сделок превысил 10 млрд. долл., однако средний коэффициент выполнения договоров составляет пока 40 %.
Общий объем торговли республик Центральной Азии с Китаем растет с каждым годом. В 1997 году он составил почти 0,5 млрд. долл.
Китайские экономисты, воодушевленные итогами развития экономических зон в приморских районах, в особенности Гонконг Шэньжэня, разработали грандиозный план создания свободных экономических зон на пограничной территории:
на Юго-Востоке на стыке границ КНР, Вьетнама, Лаоса и Бирмы;
на Северо-Востоке (район реки Туманцзянь) на стыке границ КНР, России и КНДР;
на Северо-Западе на границе КНР и Республики Казахстан.
На различных уровнях китайской стороной поднимался вопрос о создании и треугольника развития: Урумчи Актогай Алма-Ата. Таким образом, китайские экономисты тесно увязывают планы экономического подъема СУАР с экономическим подъемом Республики Казахстан. Это свидетельствует о глубинной взаимозависимости экономик двух регионов и жизненной необходимости добрососедского сотрудничества двух стран. Этот факт предполагает обстановку политической стабильности, национального согласия в условиях полиэтничности и многоконфессиональности Казахстана и Синьцзяна. Для еще неокрепшего суверенитета молодого государства, каким является Казахстан, восстановление и строительство его экономики являются приоритетными. Он не может позволить себе роскошь вмешательства в национальную политику КПК и правительства КНР.
Станет ли Шелковый путь нефтяным?
Китай, Япония и другие дальневосточные страны являются весьма перспективными рынками нефтепродуктов. В связи с этим возник грандиозный проект строительства нефтепровода Западный Казахстан Западный Китай. Как и все другие нефтяные проекты, он имеет международный характер, т. е. в его реализации заинтересованы многие страны, среди них Япония. Тем не менее у некоторых специалистов этот проект вызывает отрицательные эмоции и определенный скептицизм. Сомнения вызывают:
необычайная протяженность трубопровода более 3 тыс. км;
проблематичность его полной загрузки, поскольку для этого по нему должны перекачивать 20 млн. т нефти ежегодно;
дороговизна эксплуатации трубопровода, что отразится на стоимости нефти;
боязнь демографического проникновения китайцев.
Различные слои казахстанского общества выражают сомнение в том, что строительство суперпровода создает стимул для развития различных регионов страны, будет способствовать развитию инфраструктуры и еще более в том, что это создает дополнительные рабочие места. Все почему-то уверены, что китайцы предпочтут своих рабочих для своевременного завершения строительства, на которое отведено 60 месяцев. Предпочтут и своих буровщиков для добычи нефти на нефтепромыслах, выигранных в международном тендере. Выигрыш этот был предопределен готовностью Китая финансировать проект и принять участие в строительстве супернефтепровода. Как известно, Китайская национальная нефтяная компания приобрела контрольные пакеты акций трех нефтяных месторождений в Актюбинской области, а также стала владельцем Узеньского месторождения общей стоимостью 4,5 млрд. долл. Безусловно, нефти, добываемой на них, недостаточно для заполнения нефтепровода. Таким образом, к транспортировке нефти в Китай (АТР?) может безболезненно подключиться и Россия. Тюменские нефтепромыслы расположены гораздо ближе к Западному Казахстану, чем к Европе. Это одно немаловажное преимущество. Есть и другие положительные стороны, отмеченные специалистами: трубопровод будет проходить по территории только двух стран; договор Казахстана заключен с государственной компанией, что предусматривает гарантию со стороны такой супердержавы, как Китай.
Крупные компании самой современной страны Азии Японии выражают стремление к сотрудничеству в области геологоразведки, добычи и переработки нефти в Казахстане. В перспективе некоторые из них могут принять участие в строительстве трубопроводов Западный Казахстан Западный Китай, а также Западный Китай Восточное побережье Китая.
А пока СП «Тенгизшевройл», 80 % всех сотрудников которого составляют казахстанские граждане, подписало соглашение о доставке пробной тенгизской нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Синьцзян. В случае получения положительных результатов СП намерено доставить в Китай значительную партию нефти 2 железнодорожных состава с общим объемом в 7 тыс. т. Кстати, канадская компания «Харрикейн Хайдрокарбонс», образованная в 1996 году, создала СП по строительству терминала на границе с Китаем для перекачки нефти из казахстанских железнодорожных цистерн в китайские. Компания намерена направить в это дело 6,7 млн. долл. Пропускная способность терминала должна составить 1 млн. т нефти в год.
Руководство Национальной нефтегазовой компании «Казахойл» при спонсорской поддержке «Шеврона» осенью 1997 года участвовало в XV Всемирном нефтяном конгрессе в Пекине, откуда привезло 50 кг технической документации. Как говорится, дай Бог ей хорошего применения. Китайские нефтяники там заверяли, что трубы для нефтепровода будут приобретаться, исходя из их цены и качества, только при этом условии можно будет выиграть тендер. Ожидается, что российская сторона также выразит желание участвовать в тендерах на строительство отдельных участков нефтепровода, на поставку оборудования для него, а в последующем в загрузке нефтепровода.
Менее всего нам хотелось бы, чтобы ослабление позиций России в Республике Казахстан рассматривалось в прямой зависимости от усиления позиций КНР и наоборот. Напротив, Казахстан стремится быть надежным мостом между Россией и Китаем, между Азией и Европой. Для экономического сотрудничества с Китаем и Россией требуются инвестиции третьих стран и их многосторонняя помощь.
|