Леонид Котов
Корр. ИТАР-ТАСС специально для журнала «Металлы Евразии» (Дели)
Экспорт российской горячекатаной стали в Индию столкнулся с серьезными препятствиями. Причина вполне объяснима. Крупнейшие индийские производители стали пытаются отстоять отечественный рынок от иностранных конкурентов. Металлургические комбинаты России стараются сохранить за собой возможности для продолжения поставок в республику ряда наименований своей продукции. В Индии полагают, что она сбывается по демпинговым ценам. В России не соглашаются с подобными утверждениями, которые тем временем все более становятся похожими на прямые обвинения. В результате ситуация с экспортом горячекатаной стали из России в Индию начинает превращаться в конфронтацию, когда стороны пытаются доказать собственную правоту, не слишком прислушиваясь к доводам друг друга.
Бхилаи, Бокаро знакомые названия
По мнению индийских сталелитейных корпораций, сейчас настало время защищать от российских конкурентов интересы крупнейших металлургических предприятий в Бокаро и Бхилаи, тех самых, которые были построены, а потом и модернизированы с помощью бывшего Советского Союза. Утверждается, в частности, что они терпят убытки по причине выброса на индийский рынок по заниженным ценам российской стали.
Дело уже зашло столь далеко, что корпорация «Стил аусорити оф Индиа» (САИЛ), которой принадлежат комбинаты в Бокаро и Бхилаи, а также несколько других компаний, занимающих ведущие позиции в сталелитейной промышленности Индии, обратились в антидемпинговый комитет республики с жалобой на российские металлургические комбинаты, а также на аналогичные предприятия Казахстана и Украины, обвинив их в поставке горячекатаной рулонной стали по демпинговым ценам.
Индийские производители стали не в первый раз пытаются привлечь внимание официальных властей республики к напористой экспортной практике россиян. Так, по данным печати, с апреля 1996 года по март 1997 года расследование аналогичной петиции этих компаний осуществляло министерство финансов Индии. Однако, как сейчас утверждают инициаторы жалобы, пока суд да дело, поставщики горячекатаной стали из стран СНГ «еще больше увеличили экспорт этой продукции на рынок республики». В результате снизились доходы индийских сталелитейных корпораций. По утверждениям САИЛ и других индийских компаний, это может привести к «значительному депрессионному эффекту» и снижению стоимости горячекатаной рулонной стали на рынке Индии. Авторы жалобы также подчеркивают, что экспортная продукция из России, Казахстана и Украины поставляется в Индию по значительно более низким ценам, чем ее реальная себестоимость. Это подтверждается изучением цен на рулонную сталь, реализуемую производителями в России на внутреннем рынке. Аналогичные данные по Казахстану и Украине отсутствуют, но, сообщают индийские СМИ, примерный анализ авторитетных международных организаций показал, что цена на экспортную продукцию меньше той, по которой горячекатаная сталь продается внутренним потребителям.
Оперируя этими данными, министерство финансов Индии пришло к выводу о несомненном демпинге со стороны экспортеров этого вида стали из России, Казахстана и Украины, что было зафиксировано в специальном уведомлении этого индийского ведомства. Теперь обоснованность жалобы индийских корпораций должна подтвердить или опровергнуть антидемпинговая служба республики.
Дели: «либерализация» не поспевает
В демпинге подозреваются Магнитогорский, Новолипецкий и Череповецкий металлургические комбинаты. У индийской стороны аналогичные претензии есть также к поставкам российской рулонной стали, которые осуществляются через внешнеэкономическое объединение «Тяжпромэкспорт». Как следует из источников в российском МВЭС, до октября нашей стране удавалось путем дипломатических маневров сдерживать натиск индийской стороны в вопросе о демпинге. Однако удастся ли это делать в будущем, зависит от многих факторов. Предварительные переговоры о «статусе-кво» в экспортных ценах на горячекатаную рулонную сталь, которые проводились на уровне Союза экспортеров металлопродукции России и самих предприятий, обвиняемых в демпинге, не увенчались успехом. Судя по всему, потребуется дальнейшая кропотливая работа всех российских организаций для поиска выхода из создавшегося положения.
По мнению руководителей торгового представительства РФ в Индии, проблему с демпингом необходимо урегулировать путем «терпеливых и спокойных» переговоров, на которых российской стороне необходимо демонстрировать желание понять позицию индийских представителей. Это, считает российский торгпред в Индии Евгений Исаев, позволит избежать обострения вопроса об экспорте из России горячекатаной рулонной стали и создать условия для нормальной конкуренции со сталелитейными корпорациями Индии.
Однако не секрет, что проблема родилась не на пустом месте. Речь идет прежде всего о том, что в условиях либерализации своего рынка и особенно после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) Индия вынуждена прибегать к мерам по защите своих производителей, которым пока что трудно тягаться в конкурентной борьбе с иностранными, прежде всего западными, корпорациями. Антидемпинговые меры оказываются в такой ситуации одним из наиболее эффективных средств защиты индийского рынка.
До сих пор правительство Индии не испытывало особых трудностей в обеспечении интересов внутренних производителей. И сейчас в этой стране действуют количественные ограничения на импорт 3 тыс. наименований продукции, а целый ряд потребительских и сельскохозяйственных товаров вообще запрещены к ввозу в республику. Пообещав в рамках ВТО устранить в основном все ограничения на импорт в течение ближайших семи лет, Дели вынужден не спешить с «обвальным» демонтажом торговых барьеров и искать новые возможности для защиты среднего и малого бизнеса, который в условиях наплыва заморской продукции просто не выживет. И антидемпинговая борьба тут опять же оказывается все той же спасательной мерой, только во много раз более важной и необходимой для индийского министерства торговли. Таким образом, антидемпинговым мерам в Индии все больше придаются функции инструмента по регулированию доступа на индийский рынок иностранной продукции. Экспортеров принудят приспособиться к новой ситуации.
Бумага, поташ, сталь...
Можно сказать, что у российских экспортеров и специалистов в области внешней торговли есть уже приличный опыт парирования обвинений Индии в демпинге. Так, недавно в индийских официальных структурах рассматривались жалобы на импорт из России по сниженным ценам газетной бумаги и одного из видов калийных удобрений поташа. Тогда индийскими компетентными органами, в частности, проводилось разбирательство относительно практики экспортеров газетной бумаги из России, Канады и США. В отдельные годы объем российских поставок газетной бумаги, по данным торгпредства РФ в Дели, составлял до 40 % потребностей в ней Индии. Нетрудно представить, что санкции в отношении поставщиков этого товара били прямо по сердцевине экспорта нашей страны в Индию. Кстати, газетная бумага, калийные удобрения, продукция черной и цветной металлургии составляют основу поставок России в республику Индия.
Но вернемся к газетной бумаге. Считалось, что в 1996 1997 годы цена на газетную бумагу в Индии составляла 715 долл. за 1 т. Обвинив в демпинге российских поставщиков, индийские власти определили размер демпинговых пошлин, которые колебались от 70 до 175 долл. Они были установлены, но, к счастью, не введены на практике. Газетная бумага дефицит для Индии. Страна полностью зависит от ее импорта, и поэтому протесты со стороны индийских потребителей газетной бумаги, главным образом СМИ, не дали тогда разгореться антидемпинговой войне. Ее раскаты удалось заглушить и в случае с попытками изменить величину пошлины на поташ из России, продававшийся в Индию по низким ценам одним из экспортеров из Германии. В интриге с российской бумагой и поташом Индия еще раз продемонстрировала, что контроль за импортом у нее налажен отлично.
Едва в этом успели убедиться продавцы из России, как разгорелся сыр-бор вокруг горячекатаной рулонной стали. По данным российского торгпредства в Индии, качество нашего горячекатаного листа выше индийского. Его поставки составляли 56 тыс. т, но только 4 % этого объема экспорта по-настоящему затрагивали интересы индийских производителей.
От плана к рынку
Тем не менее ясно, что в новых условиях, создающихся на рынке Индии, экспортерам из России надо и торговать с республикой по-новому. Этот правильный вывод был сделан еще в те времена, когда ветры либерализации только начали дуть и в России, и в Индии, осуществлявших переход к рыночной экономике. Этот переход протекает в двух странах по-разному. Разница, как представляется, в продуманности реформ и их темпах, что ведет к различным результатам и последствиям как для национальных экономик России и Индии, так и для их населения. В условиях таких различий, возможно, и кроются трудности в «стыковке» торговых интересов России и Индии, которые наблюдаются с 1991 1992 годов и по настоящее время.
Испокон века в торговле продавец и покупатель всегда преследовали собственные интересы. Это было присуще и торговым отношениям бывшего СССР со своим традиционным партнером Индией. Однако сейчас, в условиях децентрализации торговли, конкурентная борьба и групповые интересы обострились в значительно большей степени. Соперничество за рынки сбыта стало явным.
Что касается упреков Индии в продаже ряда видов российской продукции по демпинговым ценам, то эта история только начинается. Но уже сейчас возникшая в связи с этим проблема стала беспокоить российское руководство. На состоявшихся в Москве в октябре переговорах с министром финансов Индии П. Чидамбарамом российская сторона специально затронула вопрос об антидемпинговых мерах в отношении российской стали и высказалась за его решение в рамках межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Спокойное и деловое обсуждение этой проблемы, судя по всему, также устраивает и Дели. Во всяком случае, за такой подход высказался и П. Чидамбарам, подчеркнувший, однако, что по новому индийскому законодательству правительство не может игнорировать жалобы местных товаропроизводителей на демпинг из-за рубежа. При этом министр заявил о готовности руководства Индии содействовать дальнейшему экспорту в республику горячекатаной рулонной стали из России, но при наличии доказательств, что цены на нее не являются демпинговыми. На предстоящих переговорах нашей стране необходимо показать важность сохранения и увеличения объема двусторонних торговых отношений с республикой, не позволить им еще дальше скатиться вниз. Ведь взаимный товарооборот упал до 1,4 млрд. долл. При этом нельзя забывать и о поиске убедительных контраргументов на претензии и требования индийской стороны. России придется по-новому взглянуть на возможности упорядочения экспорта, рассмотреть вопрос о разумном контроле за ним со стороны государства.
|