Серафим Афонин
Президент Союза экспортеров металлопродукции России
На страницах журнала «Металлы Евразии» неоднократно приводились данные, свидетельствующие о драматическом падении объемов производства в металлургической промышленности России. Каково же в настоящее время место России в мировом производстве и экспорте стальной продукции?
Ожидается, что в ближайшие годы мировое потребление стали будет расти на 2–3% ежегодно.
Объем производства стальной продукции в России в 1996 году уменьшился по сравнению с 1995 годом на 4,2% и составил около 49,2 млн.т, примерно в два раза меньше, чем в США или в Китае. Выплавка чугуна снизилась на 6,5% до 37,1 млн.т.
Глубочайший кризис внутреннего рынка заставил российских производителей искать сбыт своей продукции на мировых рынках. По статистическим данным, Россия в 1996 году являлась крупнейшим мировым экспортером стальной продукции. Стоимость экспорта черных металлов в 1996 году, по данным ГТК России, составила свыше 7,55 млрд. долл. Две трети экспорта составляет прокат, остальное заготовки и полуфабрикаты.
Важнейшими мировыми рынками экспорта российского стального проката в 1996 году являлись следующие страны и регионы: Китай 28%; Северная Америка 19%; Юго-Восточная Азия 23%; ЕС 13%. Коротко рассмотрим ситуацию на этих рынках.
Китай
В период с 1986 по 1995 год инвестиции в металлургическую промышленность Китая составили 29 млрд. долл., благодаря чему среднегодовой прирост производства стали был на уровне 8 %. В 1980 году Китай произвел 37 млн.т сырой стали, в 1996 году 100 млн.т.
В 1993 году китайское правительство ввело свободные цены на стальную продукцию, которые за год выросли примерно вдвое. Рост цен стимулировал производство и способствовал сокращению импорта. Одновременно, начиная с 1994 года, стал расти экспорт, который в 1995 году составил около 6 млн. т. В структуре экспорта примерно половину составляет высококачественный листовой прокат.
Несмотря на внушительный рост производства стальной продукции, продолжал сохраняться ее дефицит, который покрывался за счет импорта.
По данным ГТК России, экспорт металлопродукции в Китай в 1996 году превысил 7 млн.т. Доля китайского рынка в структуре российского экспорта металлопродукции составила: по заготовкам – 21%, по листовому прокату – 16%, по сортовому прокату – 64%. Китайский рынок является доминирующим в экспорте металлопродукции таких крупнейших российских предприятий, как «Запсиб» (85%) и «Мечел» (75%).
В период 1997-1999 годов в Китае планируется ввести в действие мощности по производству 13,5 млн.т сырой стали, в том числе 3 млн.т электростали. Министерство металлургии Китая планирует обеспечить к 2000 году за счет отечественного производства 95% потребностей страны в горячекатаной стали. Планируется произвести корректировку в структуре производства в сторону увеличения выпуска высокотехнологичной продукции. Например, в истекшем году в Китае простаивало около 25% мощностей по выпуску заготовок горячего литья, в то время как 30% потребностей в холоднокатаном листе удовлетворялись за счет импорта.
Прогнозируется, что в ближайшие несколько лет китайский рынок будет оставаться достаточно емким и, учитывая развернувшуюся в настоящее время кампанию антидемпинговых расследований в отношении российского металла, единственным крупным стабильным рынком для российских производителей.
Северная Америка
Устойчивый экономический рост, наблюдающийся в США на протяжении последних шести лет, определяет высокий уровень потребления металла, главным образом в машиностроении и строительстве. Видимое потребление стальной продукции в 1996 году увеличилось на 8,5% и составило 121,6 млн.т, что является наивысшим из когда-либо достигнутых показателей.
Отгрузки продукции со сталелитейных заводов США в 1996 году составили 100,5 млн.т, что является наивысшим показателем для отрасли, начиная с 1974 года.
По данным Американского института чугуна и стали (AISI), загрузка мощностей сталеплавильных компаний в середине декабря 1996 года составляла 90%.
Увеличение собственного производства не покрывало дефицит стальной продукции на рынке США, в связи с чем наблюдался значительный рост импорта до 26,5 млн.т в 1996 году, что на 19,5% превысило объем импорта 1995 года.
Экспорт российской стальной продукции в США увеличился с 1,3 млн. т в 1995 году до 4,8 млн.т в 1996 году.
В первом квартале 1997 года видимое потребление стальной продукции в США возросло на 9,3% по сравнению с тем же периодом 1996 года. Продолжился и рост импорта. Ввоз стальной продукции из России увеличился на 600% и составил 12% общего импорта, импорт из Украины на 40%, из Бразилии на 104%, из Мексики на 68%. Американская статистика, по данным за первое полугодие 1997 года, оценивает объем импорта стальной продукции российского происхождения в 1,935 млн. т, что в 4,9 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Экспансия импортной стальной продукции на рынках США вызвала ожидавшуюся реакцию со стороны американских производителей: в минторг США от них поступила жалоба на демпинг толстолистовой стали со стороны России, Украины и ряда других стран. Оказавшись перед угрозой введения антидемпинговой пошлины в размере 185%, что означало бы полное закрытие рынка, Россия была вынуждена пойти на заключение пятилетнего торгового соглашения, в соответствии с которым устанавливаются ежегодная квота поставок толстолистовой стали в объеме 100 тыс.т (уменьшение в 2,2 раза) и минимальная цена продажи 300 долл. за тонну на условиях ФОБ. Учитывая, что в США вводятся мощности по производству 14,1 млн.т электростали и 7,9 млн.т горячекатаной продукции, следует ожидать дальнейших дискриминационных действий в отношении российского экспорта.
Другая крупная страна североамериканского континента Канада в отличие от США находится в состоянии умеренного роста (примерное увеличение валового национального продукта составляет 1,5% в год). Тем не менее, видимое потребление стальной продукции за 7 месяцев 1997 года выросло почти на 20 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Что касается структуры российского экспорта стальной продукции в Канаду, можно отметить увеличение в два раза объемов экспорта горячекатаного листа и резкий рост экспорта холоднокатаного листа. К сожалению, цены, по которым продается российская сталь, по оценке канадских экспертов, на 20–25 % ниже среднерыночных, что дает предлог для возбуждения антидемпинговых расследований. Так, в конце октября 1997 года была введена антидемпинговая пошлина на российскую толстолистовую сталь в размере 25,2%.
Европейский Союз
Экспорт российского чугуна в страны ЕС в период 1994 1996 годов увеличился, по статистическим данным ГТК России, на 45%. Экспорт проката в 1995 году вырос на 12%, но в результате введенных ограничений снизился в 1996 году на 15,5%. При этом доля полуфабриката в структуре экспорта возросла с 31% до 50%, а доля листового проката упала с 57,6% в 1994 году до 37,6% в 1996 году.
Импорт ЕС стальной продукции в 1996 году составил 69,1 млн.т, что на 11% ниже уровня 1995 года. В период с января по август 1996 года наблюдалась стагнация европейского рынка, сопровождавшаяся падением цен на плоский и сортовой прокат. Импорт сортового проката и заготовок упал на 45% в сравнении с 1995 годом, однако импорт плоского проката сохранился на прежнем уровне. Экономическая стагнация и падение курса валют европейских стран по сравнению с крепнущим долларом обусловили тенденцию к увеличению экспорта металлопродукции из этих стран на рынки США и Юго-Восточной Азии. ЕС является ведущим экспортером на рынке США. В 1996 году экспорт из стран ЕС в США увеличился на 48% и достиг 8 млн.т.
В течение первых четырех месяцев 1997 года производство стали в ЕС увеличилось на 4% по сравнению с тем же периодом прошлого года за счет возросшей активности в машиностроительном, электротехническом и автомобильном секторах промышленности, в то время как в строительном секторе подъема активности не было.
Экспансия российской стальной продукции на европейский рынок вызвала резкое противодействие со стороны местных производителей, которые побудили КЕС ввести количественные ограничения на поставки из России. В январе 1995 года между ЕС и Россией было подписано соглашение о торговле стальной продукцией на период до 30 сентября 1997 года. С 1 октября действует новое соглашение, которое будет регулировать торговые отношения в этом секторе на период до конца 2000 года.
Юго-Восточная Азия
От 60 до 70 % стальной продукции, импортируемой странами этого региона, потребляется в строительном секторе. Это арматурная сталь, фасонный прокат, тяжелые профили и плиты. Значителен спрос на гофрированный лист, а также на штрипс для производства сварных труб.
Потребление арматурной стали в регионе (включая Китай и Японию) в 1996 году составило около 50 млн. т. Ожидается, что в 2001 году оно возрастет до 68 млн.т. Для сравнения можно указать, что потребление этой продукции в 1996 году в Северной Америке составило около 7 млн. т, а в ЕС – около 10 млн.т. По экспертной оценке, дефицит производства арматурной стали в регионе в 1996 году составил около 5 млн.т и возрастет до 8–10 млн.т в 2001 году. Полагают, что около половины этого количества будет импортировать Китай. Примерно аналогичную ситуацию ожидают по импорту в регион стальной катанки. Ожидается, что дефицит этой продукции возрастет в 2001 году до 7 8 млн. т, и основным ее импортером также будет Китай.
Прогнозируется рост потребления фасонного проката с 17 млн.т в 1996 году до 22 млн.т в 2001 году. Спрос будет удовлетворен в основном за счет новых мощностей на Тайване (1994 г.), в Таиланде (1995 г.) и в Малайзии (1996 г.). В результате ввода новых мощностей Южная Корея в 1998 году станет экспортером этой продукции, а после 2001 года и Китай. По оценкам аналитиков, только Малайзия будет оставаться емким и растущим импортером фасонного проката.
Увеличение мощностей по производству горячекатаного листа ожидается в объеме около 23 млн.т в год, что приведет к уменьшению объемов импорта этой продукции с 2,5 млн.т в 1996 году до примерно 1 млн.т в 2001 году. Полагают, что дефицит будет покрываться импортом горячекатаного листа из Японии.
Значительно меньший рост мощностей около 10 млн.т прогнозируется по холоднокатаному листу. Дефицит этой продукции в регионе будет оставаться на уровне 4 млн.т в год, а дефицит потребности в листовом прокате с поверхностным покрытием на уровне 2,5–3 млн.т в год.
Рост российского экспорта в страны Юго-Восточной Азии начинает вызывать организованное противодействие со стороны местных производителей. В текущем году антидемпинговые пошлины на российский экспорт ввели: Индонезия и Таиланд на горячекатаные рулоны, Республика Корея на широкополочную балку. На условиях принятия российской стороной ценового обязательства приостановлено расследование по широкополочной балке на Тайване. Существует угроза возбуждения антидемпингового расследования по российскому экспорту арматурной стали и катанки на Филиппинах.
Индия
По данным ГТК России, российский экспорт стальной продукции в Индию в 1996 году составил 104 тыс.т, в том числе горячекатаных рулонов 57,3 тыс. т.
По информации министерства стали Индии, существующие мощности по выплавке стали оцениваются в 28,3 млн.т. В текущем году будет произведено около 22,5 млн.т стали. Импорт оценивается на уровне 1,65 млн. т, экспорт 1,7 млн.т.
В соответствии с IX пятилетним планом (1997–2002 гг.), общее производство стали планируется довести до 32,7 млн.т и увеличить экспорт до 6 млн.т. В течение этого периода планируется инвестировать около 4,2 млрд. долл. в модернизацию и расширение производства стали на крупнейших заводах государственного сектора экономики. Более 60% этих инвестиций направляется на комбинаты в Бхилаи и Бокаро. Политика правительства направлена на удовлетворение потребностей страны в металле за счет собственного производства.
Возросший в апреле июле 1997 года на 34 % импорт горячекатаных рулонов заставил официальные власти под давлением местных производителей начать антидемпинговые расследования, в том числе и против российского экспорта этой продукции.
Ценовая политика и дискриминация российского экспорта
Вынужденный рывок на мировой рынок, который после 1993 года совершили российские производители стальной продукции, из-за отсутствия опыта и координации действий, незнания рынков сопровождался значительными издержками и вызвал естественное противодействие производителей аналогичной продукции в странах-импортерах российского металла. Приведенные выше примеры показывают, что любое резкое увеличение объемов экспорта российского металла в какую-либо страну, как правило, вызывает незамедлительную реакцию в виде возбуждения антидемпинговых расследований. Финансовые проблемы, характерные для российской экономики переходного периода, искажающие ценообразование (бартер, использование псевдовекселей, взаимозачетов и прочих платежных суррогатов), дают нашим конкурентам предлог для обвинений в демпинге. Число антидемпинговых расследований в отношении российского экспорта стальной продукции к настоящему времени достигло 18. Их география охватывает практически все промышленные регионы мира (за исключением Австралии).
Введение антидемпинговых пошлин, как правило, делает российскую стальную продукцию неконкурентоспособной и фактически закрывает для нее соответствующий рынок.
Антидемпинговое «чистилище», через которое проходят российские экспортеры, выявило прежде всего недостатки в работе трейдерской сети, выражающиеся в продаже российского металла по существенно заниженным ценам.
До вступления России в ВТО возможны варианты урегулирования торговых споров путем заключения соглашений о принятии обязательств по добровольному ограничению объемов экспорта и (или) минимальной цене продаж. Введение количественных ограничений возможно лишь по отношению к стране не члену ВТО.
Принятие количественных и ценовых ограничений, пусть с определенными (порой, значительными) потерями, позволяет сохранить присутствие на рынках. Поэтому необходимо активно использовать переговорные процессы для превентивного устранения угроз возбуждения антидемпинговых расследований. Это является одним из важнейших направлений деятельности Союза экспортеров металлопродукции России.
|