Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Экология Проекты и предложения Наука и технологии Импэкс-металл  Российское акционерное общество «Норильский никель». Факты. Анализ. Оценки
Международное обозрение Искусства и ремесла История Инвестиции и финансы
Искусства и ремесла
№6' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2

И МЧАЛАСЬ РУССКАЯ ТРОЙКА
В ОСТРОЙ КОНКУРЕНЦИИ С ЕВРОПЕЙСКИМИ ФИРМАМИ ЮВЕЛИРЫ СТАРОЙ МОСКВЫ СОЗДАВАЛИ СОБСТВЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ



Надежда Сабурова
Эксперт Гохрана России

Скульптурное настольное украшение «Тройка».
Скульптурное настольное украшение «Тройка». Фирма «И.П. Сазиков».
Москва. 1870–1880-е гг.
Серебро, яшма, литье, чеканка.
    В течение XIX столетия Москва стала одним из центров ювелирного дела. Успехи в техническом перевооружении этой отрасли привели к необыкновенному размаху массового производства и удешевлению продукции. Небольшие фабрики и мастерские превратились в крупнейшие акционерные компании. Все это, учитывая высокую концентрацию золотого и серебряного ремесла в Москве, способствовало процветанию торговли ювелирными изделиями.
Чайница.
Чайница. Фирма «И.П. Хлебников».
Москва. 1880–1890-е гг.
Серебро, позолота, чеканка, гравировка.
    Магазины в старой столице располагались на сравнительно небольшой территории. На Кузнецком мосту, Мясницкой и Лубянке торговали такие ведущие фирмы как, «И.П. Сазиков», «П.А. Овчинников», «Махаловы», здесь же предлагали свою продукцию фабрики Георга Диллендорфа, Александра Матиссена и Александра Фульда, серебряное заведение Константина Пеца и мастерская Ивана Чичелева. В Китай-городе, на Никольской улице располагался магазин Андрея Постникова, в Верхних Торговых рядах – золотых дел мастера Николая Крашенинникова и фабриканта Ивана Салтыкова, в Теплых рядах – фирмы «И.П. Хлебников» и предприятия Ивана Захарова.
    Московские ювелиры испытывали возрастающий напор конкурентов. Знаменитые петербургские фирмы – Карла Фаберже, Александра Любавина, братьев Грачевых – открывали в Москве свои филиалы. Прочные позиции на рынке занимали ювелирные изделия из Франции, Италии, Швейцарии, немецких государств и скандинавских стран, Венгрии и Богемии, которые в значительных количествах ввозились в Россию, несмотря на достаточно жесткую таможенную политику. После либерализации таможенных пошлин в 1869 году импортные изделия буквально хлынули на внутренний рынок. Чтобы выдержать столь мощный натиск, московские мастера, которые до сих пор лишь виртуозно копировали зарубежные образцы, должны были противопоставить им оригинальную продукцию. Так появились ювелирные изделия в русском национальном стиле.
Солонка.
Солонка. Фабрика А.Х. Матиссена.
Москва. 1870-е гг.
Серебро, позолота, чеканка, гравировка.
    Значительную роль в становлении этого художественного направления сыграл интерес общественности к отечественной истории и культуре. Во второй половине XIX века появилось немало исследований по древнерусскому искусству, которые помогли ювелирам обратиться к культурному наследию прошлого.
    Первой ювелирной фирмой, выпускавшей продукцию такого рода, стала фирма Игнатия Сазикова. Оригинальность и совершенство работ были высоко оценены современниками и принесли этому предприятию громкую славу. В дальнейшем его традиции успешно продолжили Сергей Губкин, Василий Семенов, Павел Овчинников, Иван Чичелев, Иван Хлебников, Андрей Постников и многие другие.
Рекламное объявление товарищества «И.П. Хлебников, сыновья и К».
Рекламное объявление товарищества «И.П. Хлебников, сыновья и К».
    Ассортимент изделий был достаточно разнообразен. Особое место в нем занимали предметы обихода, выполненные в виде крестьянской утвари. Большим спросом у покупателей пользовались солонки в виде стульчиков, мешков, горшочков и кузовков, украшенные резьбой, гравировкой и эмалью. При изготовлении их мастера обращались к воспроизведению сложных поверхностей – полотна, бересты, лыка, дубовой коры. Популярны были сухарницы с чеканными «салфетками», которые производили полное впечатление полотняных. Появились подстаканники и кружки в виде бочонков, бадей или кадушек. Эффектно выглядели изделия, украшенные литыми фигурками русских и украинских крестьян. Излюбленным сюжетом ювелиров стала скачущая во весь опор русская тройка с седоками. Успехом пользовались и сувениры в виде пасхальных яиц.
    Учитывая интерес современников к истории, мастера и фабриканты наполнили рынок изделиями, повторяющими формы древнерусской утвари: ковшами, кружками, братинами, чарками. Нередко их украшали сюжеты, посвященные историческим событиям – Куликовской битве, междоусобным войнам XV века, правлению Ивана Грозного и Михаила Романова.
Магазин фирмы «И.П. Хлебников» в пассаже Солодовникова на Кузнецком мосту. Открытка. 1890-е гг.
Магазин фирмы «И.П. Хлебников» в пассаже Солодовникова на Кузнецком мосту. Открытка. 1890-е гг.
    Желание сделать свои изделия более оригинальными и, значит, поднять на них цену заставляло мастеров использовать такие сложные техники, как чернь и эмаль. Чрезвычайно привлекательными были для потребителей столовые приборы, украшенные черневыми изображениями архитектурных памятников Москвы: Большого Кремлевского дворца, храма Василия Блаженного, Сухаревой башни и других. Лидером в этой области считался фабрикант Василий Семенов. Аналогичные изделия выпускала и фирма «П.А. Овчинников», которая добилась больших успехов в эмалевом производстве и даже возродила особую технологию – перегородчатую эмаль, известную еще в глубокой древности и в дальнейшем утраченную.
Магазин фирмы «К. Фаберже» на углу Кузнецкого моста и Неглинной улицы в доме Московского купеческого общества. Открытка. 1890-е гг.
Магазин фирмы «К. Фаберже» на углу Кузнецкого моста и Неглинной улицы в доме Московского купеческого общества. Открытка. 1890-е гг.
    Большую прибыль приносила торговля предметами религиозного культа. Пожалуй, самый широкий выбор такого рода изделий предлагали в магазине фабриканта Андрея Постникова. Здесь продавались дарохранительницы, репиды, брачные венцы, лампады, кресты, митры.
    Заказы для церкви занимали особое место в творчестве московских ювелиров. Наиболее почетным считалось изготовление утвари для крупных монастырей, Троице-Сергиевой лавры и храма Христа Спасителя. Такая возможность выпала мастерской Ивана Чичелева, предприятиям Ивана Хлебникова, Андрея Постникова и Павла Овчинникова.
Предметы чайно-кофейного сервиза. Фирма «П.А. Овчинников» (молочник, сахарница), фабрика В. С. Семенова (чашка, блюдце, ложка, кофейник).<br>Москва. 1880–1890-е гг. Серебро, позолота, чернь, оброн, гравировка.
Предметы чайно-кофейного сервиза. Фирма «П.А. Овчинников» (молочник, сахарница), фабрика В. С. Семенова (чашка, блюдце, ложка, кофейник).
Москва. 1880–1890-е гг.
Серебро, позолота, чернь, оброн, гравировка.
    Самыми престижными заказчиками, конечно, были Императорский Дом и Кабинет Его Величества, которые поручали предприятиям изготовление царских регалий, подарков для ближайших родственников императора и коронованных особ в других государствах. Поставщиком Николая I долгое время был фабрикант Игнатий Сазиков. Фирма «П.А. Овчинников» поставляла изделия Александру III и великому князю Михаилу Николаевичу. Этой же фирмой была выполнена стопа с подставкой, предназначавшаяся в подарок персидскому принцу Рукнадину Мирзе. Немало изделий для великих князей Константина Николаевича и Владимира Александровича изготовила фирма «И.П. Хлебников».
    Поставщики Двора имели право на изображение государственного герба на своих изделиях. Эта привилегия широко использовалась в рекламных целях: приобрести серебряную утварь или ювелирное украшение у поставщика Дома Романовых считалось особенно престижным.
    Ювелиры получали заказы от различных общественных организаций на изготовление изделий по случаю юбилеев. Например, в 1875 году к десятилетию службы князя Владимира Долгорукова на посту генерал-губернатора по инициативе московского дворянства фабриканту Павлу Овчинникову была заказана скульптурная группа «Герб», а Ивану Хлебникову – жбан, увенчаный литой фигурой Георгия Победоносца.
    К началу XX столетия Москва являлась признанным лидером ювелирного производства. Произведения московских серебряников и золотых дел мастеров были высоко оценены на зарубежных выставках, что позволило современникам заявить: «Есть отрасли производства, в которых мы, русские, не находим себе подражателей нигде в Европе; это те отрасли, созданные нами лично, выросшие и усовершенствованные на русской почве и носящие отпечаток страны, их создавшей, имитировать которые иностранцам положительно невозможно. К числу таких относятся русские изящные серебряные изделия».

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение