Юрий Комратов
Генеральный директор АО "Нижнетагильский металлургический комбинат"
Каждый человек получил равные правовые возможности для предпринимательства, инициативы и творчества. Однако абсолютизация либерально-романтического курса реформ привела в тому, что социальная цена намного превысила положительные моменты шоковой терапии. Постепенное самоустранение государства от функций управления, резкое сужение возможностей государственного регулирования в условиях переходного периода привели к значительному снижению устойчивости хозяйственного комплекса.
Мы, российские металлурги, вторые в мире по объему экспорта. По меркам мирового бизнеса достижение. Еще год назад АО НТМК твердо рассчитывало финансировать свою программу реконструкции за счет экспортных поступлений. Комбинат подтвердил качество своей продукции международными сертификатами. Половина нашего металла поступает в Юго-Восточную Азию, США, Канаду. Захват экспортных ниш ударил бумерангом, когда правительство ввело "валютный коридор". Экспорт стал в основном убыточным, а покупатели нашего металла, которые способны оплатить живыми деньгами, а не бартером, в нашем Уральском сверхиндустриальном регионе перевелись. Покупатель наш за тридевять земель, терять его нам не след. И все-таки никакими благими намерениями финансовой макроэкономической стабилизации нельзя оправдать "накат" на отечественную металлургию. Слишком наши хозяйственные риски оказались замешаны на политических.
Опыт практического менеджмента и накопленные в ходе реформ знания в сфере управления крупным производством, его экономикой и финансами позволяют утверждать, что выживание предприятия невозможно без соответствующих благоприятных общеэкономических, юридических и политических условий.
Сегодня таких условий нет.
Более того, очевиден разрыв между темпами и результатами политического и экономического преобразования общества. В политической сфере за последние годы мы совершили значительный шаг вперед, заложены основы правового демократического государства. Достигнуты определенные результаты и в экономической области. Исчез тотальный дефицит, произошло насыщение потребительского рынка, удалось серьезно обуздать инфляцию. Обеспечена реальная внутренняя конвертируемость рубля. Коренным образом изменились отношения собственности. Каждый человек получил равные правовые возможности для предпринимательства , инициативы и творчества. Однако абсолютизация либерально-романтического курса реформ привела к тому, что социальная цена намного превысила положительные моменты шоковой терапии. Постепенное самоустранение государства от функции управления, резкое сужение возможностей государственного регулирования в условиях переходного периода привели к значительному снижению устойчивости хозяйственного комплекса, возникновению многочисленных угроз и рисков, препятствующих стабилизации ситуации.
Идет неуправляемое социальное расслоение людей, растет безработица. В процессе структурных изменений зачастую происходит разрушение секторов экономики, особенно наукоемких. По существу блокирован приток отечественного и зарубежного капитала в экономику страны.
В этих условиях вместе с президентом "Инкомбанка" Владимиром Виноградовым, президентом Российской финансовой корпорации Андреем Нечаевым, губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, генеральным директором предприятия "Интерурал" Александром Тихоновым, вице-спикером Государственной Думы Михаилом Юрьевым мы выступили в начале мая 1996 года с обращением к бизнесменам и политикам с предложением активизировать созидательную работу, а чтобы определиться с ее конкретными планами собраться на экономический форум.
Собраться решили в провинции, в Екатеринбурге. Это символично. Во-первых, потому, что, как выходить из смуты, в России всегда решали, собираясь в "глубинке", где меньше политической суеты, больше реальной жизни и делового настроя, а проблемы обнаженнее и видятся яснее. Во-вторых, в Свердловской области создан не только мощный промышленный потенциал, но и солидный комплекс рыночных структур: 48 коммерческих банков, 92 страховые компании, 24 инвестиционных фонда. На долю негосударственного сектора приходится половина основных капитальных вложений, 80% товарооборота.
Нас поддержали 942 представителя экономической и политической элиты из 63 регионов. Трезвомыслящие и серьезные люди, участвовавшие в работе форума, озабоченные будущностью промышленности России, разговаривали не на идеологическом жаргоне, а на точном языке реальной экономики. Все, кто выступал на форуме, ратовали за коррекцию хода реформ, придание им более выраженной социальной направленности.
Идея социальной направленности реформ не нова. Не нова и инициатива объединения предпринимателей и политиков. Но нашу инициативу отличают несколько существенных особенностей. Во-первых, движение идет не "сверху", а "снизу". Во-вторых, с трибуны форума во весь голос заговорили представители регионов, руководители крупнейших региональных предприятий, которые более не желают быть безгласными участниками сомнительных экспериментов над экономикой. Кардинальные решения правительства, которые погасили долгожданную тенденцию уверенного роста в российской металлургии, были приняты явочным порядком без консультации с промышленностью. Нигде в странах с развитой рыночной экономикой дела так не ведут. Напротив, правительство обслуживает интересы работодателей и национальной промышленности, а не наоборот. Впредь именно так должно наладиться и у нас в России. Экономический форум и призван создать неформальный механизм выработки зрелой национальной политики в реальном секторе экономики, но не в виде рекомендаций и челобитных, а в более обязывающей форме, чтобы исключить конъюнктурные импровизации в коридорах исполнительной власти. В-третьих, форум показал, что интересы региональной управленческой и политической элиты, местных промышленников и предпринимателей смыкаются с интересами финансового капитала, сконцентрированного в Москве, тех лидеров банковского сообщества, которые чувствуют исчерпанность чисто монетарных подходов к проблеме возобновления экономического роста. Банкиры и финансисты поняли, что время спекулятивных операций прошло, на инфляции и на разнице валютного курса уже не обеспечишь себе будущего. Пора обращать пристальное внимание на инвестиции в регионы, которые, в свою очередь, кровно заинтересованы в притоке финансовых ресурсов из центра.
Форум в Екатеринбурге будет иметь долгосрочные последствия для деловой России. Возникла завязь, из которой могут вырасти узы корпоративной ответственности промышленного и финансового капитала за исход реформ. Мы высказались за коррекцию реформаторских преобразований в направлении оздоровления экономической, социальной и духовной жизни, обеспечения политической стабильности в стране и повышения жизненного уровня российского народа. Основой стратегии реформирования российского общества должны стать принципы социальной защищенности со стороны государства и экономической целесообразности. В самой сжатой форме эти идеи нашли отражение в девизе национального экономического форума "За социально-экономический прогресс России".
Решения, принятые на форуме, будут с пониманием восприняты законодательными и исполнительными органами, помогут в выработке экономической стратегии и коррекции курса реформ. Большую роль может сыграть и Национальный экономический совет, который избран на форуме и впервые собрался в конце июня в Москве. В нем представлена наша экономическая и деловая элита.
В политике российских реформ происходят положительные сдвиги, идет формирование оригинальных программ в регионах. Форум отразил эти процессы и активно содействовал их усилению. Вот почему необходимо, чтобы он стал регулярным.
|