Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение  АО «Нижнетагильский металлургический комбинат»
Искусства и ремесла История
Искусства и ремесла
№4' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2
3

САМОВАР – РУССКОЕ ЧУДО



Лариса Петрова

    Как неразделимы для России понятия "чаепитие" и "самовар", так и традиционно главный предмет чайных застолий связан с Тулой. Обращаясь к тульскому самовару, ставшему на два с половиной века символом этого края, невольно изумляешься богатству художественного вкуса и искусству металлообработки мастеров.

Самовары из собрания Государственного Исторического музея.
Самовары из собрания Государственного Исторического музея.

Купцы Лепешкины за чаем в Валуево. 1870-е годы.
Купцы Лепешкины за чаем в Валуево. 1870-е годы.
    Русские самовары – бесспорно, самобытное явление в истории отечественной бытовой культуры. Своим рождением самовар обязан эпохе великих преобразований, эстетические увлечения которой обусловили появление в XVIII столетии многих неизвестных ранее предметов. Некоторые из них давно вышли из употребления, забыты их название и назначение. Но самовар из новомодного предмета XVIII века стал неотъемлемой частью русского быта.
Самовар-"кухня". Центральный район России. 2-я половина XVIII века.
Самовар-"кухня". Центральный район России. 2-я половина XVIII века.
    В национальной сокровищнице – Государственном Историческом музее – хранится одно из лучших собраний самоваров, позволяющих проследить развитие этого детища неистощимой русской смекалки. Не перестают удивлять гармония и красота ранних образцов, безудержная фантазия, воплощенная в формах и причудливых декоративных деталях. Есть среди них и раритеты – самовары, принадлежавшие русскому полководцу М. И. Кутузову, историку И. Е. Забелину, писателю М. М. Пришвину.
Тульские самовары. Фабрика Александра Маликова и фабрика Николая Воронцова. 2-я половина XIX века.
Тульские самовары. Фабрика Александра Маликова и фабрика Николая Воронцова. 2-я половина XIX века.
    Новый вид сосуда особой конструкции, названного самоваром, известен в России с середины XVIII века. Принцип его использования как "самонагревающегося" прибора был знаком грекам и римлянам. Бронзовые сосуды в форме вазы употреблялись для кипячения воды, которой разбавляли вино. Издавна известен на Востоке вид самоварящей посуды для бульона, который отличается обликом от привычного нам самовара, но имеет аналогичную ему конструкцию. Однако эти предшественники самовара не были связаны с традицией чаепития.
    В сложившейся в России во второй половине XVIII века чайной церемонии самовару отводилась особая роль. Первые упоминания о нем относятся к 40-м годам XVIII века. Одними из ранних вариантов принято считать самовары в форме чайника с трубой для углей и поддувалом. Они часто имеют клейма с датой изготовления. Местом их производства в 60-е годы XVIII века были уральские мануфактуры.
Борис Кустодиев. "Чаепитие".
Борис Кустодиев. "Чаепитие".
Подобные самовары-чайники известны в музейных собраниях под названием сбитенников, так как кроме кипячения воды использовались для приготовления специфически русского напитка из лечебных трав с медом – сбитня, употреблявшегося в горячем виде.
    Другой разновидностью, необходимой в век путешествий, были самовары-кухни, внутренняя емкость которых имела перегородки для одновременного кипячения воды и приготовления горячей еды. Помимо общей крышки имелась отдельная на каждое отделение, что делало кухонный "комбайн" XVIII века незаменимым в пути по бескрайним российским просторам.
Самовар-кофейник. Москва. 1-я треть XIX века.
Самовар-кофейник. Москва. 1-я треть XIX века.
Несколько позднее появились самовары в виде бочонка и дорожных гранных сундучков со съемными ножками.
    История самоварного производства, неразрывно связанного с искусством обработки металла, находилась в непосредственной зависимости от успехов металлургической промышленности России. Освоение рудных богатств Урала, отразившееся на всех сферах жизни государства, привело к развитию этого вида художественного ремесла в исторически сложившихся центрах изготовления медной посуды – Москве, Вологде, Костроме, Ярославле, Холмогорах и Архангельске. В самоварном деле, связанном с посудной традицией формообразования, сохранялась преемственность технических основ ремесла и художественных приемов – ковки, чеканки, гравировки, литья. Не случайно самовары второй половины XVIII века традиционно выполнялись в форме древнерусской посуды – братин и чаш.
Самовар в форме опрокинутых братин. Тула. 2-я половина XVIII века.
Самовар в форме опрокинутых братин. Тула. 2-я половина XVIII века.
    На протяжении всей истории существования самовара его декор и форма изменялись в соответствии с переменчивостью общественного вкуса и стилистической направленности эпохи. К концу XVIII столетия самобытный водогрейный прибор уже имел основные конструктивно-функциональные особенности, знакомые нам и сейчас, что независимо от дизайна и размера делало его всегда узнаваемым. Укоренившийся обычай употребления чая и кофе повышал спрос на "чайную машину", популярность которой росла во всех слоях российского общества. Небольшие самоварные мастерские оказались наиболее приспособленными для производства столь многодетального прибора, особенность которого состояла в том, что даже при массовом его изготовлении трудно найти двух "близнецов". В значительной мере этим объясняется разнообразие самоварных форм, характерное для первой половины XIX века.
Самовар-"банка". Наследники В. С. Баташева в Туле. Конец XIX века.
Самовар-"банка". Наследники В. С. Баташева в Туле. Конец XIX века.
    Наиболее ранние сведения об изготовлении самоваров почти одновременно связываются с тремя металлургическими центрами России – Уралом, Москвой и Тулой. В начале прошлого столетия Тула стала лидировать в этом новом для нее виде производства, сохранив на два с половиной века звание "самоварной столицы". Славу Тулы – одного из крупных центров металлообработки в Московском государстве с конца XVII века – составили искусные мастера, специализировавшиеся на изготовлении оружия и бытовых художественных изделий из стали. С середины XVIII столетия по мере спроса на чайную и кухонную посуду они стали основывать частные медеобрабатывающие предприятия.
    В 40-е годы прошлого века, когда потребность в главном предмете чайных застолий – самоваре – была особенно высока, в Туле появляются крупные фабриканты, положившие начало династиям самоварных "королей" России: Баташевых, Маликовых, Воронцовых, Капырзиных, Шемариных, Сомовых, Балашевых.
Чаепитие в мещанской семье. г. Богородск Московской губернии. 1900-е годы.
Чаепитие в мещанской семье. г. Богородск Московской губернии. 1900-е годы.
Во второй половине века была принята практика клеймения изделий крупных фабрик, передававшихся от отца к сыну, что способствовало известности самоварных фирм на всю Россию и далеко за ее пределами.
    К числу самых известных династий принадлежат Баташевы. Особой известностью пользовалась фабрика Василия Степановича Баташева, преобразованная впоследствии в фирму "Наследники В. С. Баташева", первая в России завоевавшая высшую награду на Всероссийской Нижегородской выставке – Государственный Герб Российской Империи.
Самовар-чайник. Суксунский завод Акинфия Демидова. Урал. 1763 год.
Самовар-чайник. Суксунский завод Акинфия Демидова. Урал. 1763 год.
Крупные фабрики имели возможность технически совершенствоваться. На них применялись машинное производство, нефтяные и паровые двигатели, осуществлялся переход на штамповку отдельных деталей, покрытие самоваров никелем. Производители рассчитывали на самого широкого потребителя. Работали и по специальному заказу, изготавливали штучные образцы, экспонировавшиеся на отечественных и международных художественно-промышленных выставках, где получали золотые и серебряные медали.
Самовар-"петух". Тула. Изготовлен к Всемирной выставке в Вене в 1873 году.
Самовар-"петух". Тула. Изготовлен к Всемирной выставке в Вене в 1873 году.
    Помимо жаровых именно в Туле стали выпускать керосиновые самовары, отличавшиеся быстротой закипания воды. Размеры и емкости водогрейных машин были чрезвычайно разнообразны – от самовара-малютки на одну чашку до самоваров-буданов на несколько ведер. Традиционно самовары делали из меди и ее сплавов – латуни и томпака, реже из драгоценных металлов. Их полировали, серебрили, золотили, патинировали, никелировали. Отсюда такая многообразная гамма их оттенков. О степени популярности самоваров говорит и тот факт, что встречаются их образцы из функционально не оправданного материала – фарфора, хрусталя и глины.
    Оттого так дорого русскому человеку это замечательное изобретение, что имеет самовар живую "душу" и олицетворяет бережно хранимую веками традицию хлебосольного национального гостеприимства.

Редакция журнала "Металлы Евразии" благодарит сотрудников Государственного Исторического музея за помощь в организации фотосъемки.

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение