Валерий Мазур
Министр промышленности Украины, доктор технических наук, профессор
Министерство промышленности Украины является многоотраслевым промышленным комплексом. Под эгидой Минпрома черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, добыча и переработка драгоценных и редких металлов, лесохимическая, мебельная, а также все отрасли легкой промышленности.
На сегодня к сфере управления министерства относится более 1400 предприятий и организаций, а также 83 научных учреждения, где работает более 20 тыс. специалистов.
По добыче железной руды Украина занимает пятое место в мире после Китая, Бразилии, России и Австралии. На Украину приходится свыше 30 % мировой добычи марганцевой руды, которая экспортируется прежде всего в страны СНГ.
Имея развитую алюмосиликатную сырьевую базу, предприятия Украины экспортируют около 30 % огнеупорных глин и до 20 % каолинов от добытого объема.
Удельный вес продукции горно-металлургического комплекса Украины в объеме продукции, производимой в странах СНГ, составляет, в частности, по железной руде 50 %, по коксу и чугуну более 40 %, по стали и прокату 35 %.
Приоритет среди приоритетов
Программой действий правительства Украины на 1995 1996 годы и Концепцией внешнеэкономической политики развитие взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ определено как приоритетное для страны.
Министерство постоянно уделяет внимание этому вопросу. Мы считаем, что одним из условий стабилизации производства должны быть меры, направленные на удержание своих позиций на зарубежных рынках, в первую очередь в странах СНГ, которые являются традиционными потребителями нашей продукции, а также на поддержку и дальнейшее развитие взаимовыгодных научно-технических связей.
Практика работы в последние годы показывает, что рынок стран СНГ и Балтии является очень важным для наших предприятий и будет таким оставаться в дальнейшем в силу специализации, которая исторически сложилась в рамках единого производственно-технического комплекса бывшего СССР.
Анализ поставок продукции предприятиями Минпрома Украины в страны СНГ и Балтии за 1994 1995 годы показывает, что, несмотря на продолжающиеся кризисные явления падение объемов производства, неплатежеспособность потребителей и, как следствие, уменьшение заказов со стороны партнеров, поставки продукции в 1995 году по сравнению с 1994 годом в целом остались на прежнем уровне. Так, при уменьшении заказов на металлопродукцию на 25 % объемы поставок ее снизились лишь на 11 %, а объемы поставок продукции химического комплекса в 1995 году даже увеличились на 18 %.
Бесспорно, приоритетным в этом направлении является экономическое сотрудничество с Российской Федерацией. Это обусловлено, прежде всего, такими факторами, как геополитическое положение двух стран, необходимость реформирования экономик обоих государств, успех которого в значительной мере зависит от того, насколько плодотворно будут развиваться экономические связи на новых, рыночных принципах, высокий уровень промышленной взаимозависимости, сложившейся за длительный период.
Несколько примеров. Из 3 тыс. видов профилей металлопроката, производимых в бывшем Советском Союзе, Украина производила 1250. Недостающие виды проката (автолист, динамная и трансформаторная сталь, жесть, лист с покрытием и др.) поступали из России. В то же время значительная часть металлопродукции экспортировалась в Россию.
Производство труб почти вдвое превышает внутренние потребности страны, в результате чего Украина стала одним из крупных экспортеров. А основным потребителем стальных труб, особенно газопроводных и нефтяного сортамента, до недавнего времени была Россия.
Отсутствие необходимых металлов для производства легированных сталей и сплавов обусловливает необходимость ввоза, в основном из России, ежегодно более 300 тыс. т полиметаллических руд.
Мощный химический комплекс Минпрома также тесно связан с российскими предприятиями. Почти 60 % сырья, необходимого для производства, поступает из России.
Наиболее убедительно подтверждают сказанное следующие данные: товарооборот с Российской Федерацией в 1995 году составил около 49 % общего внешнеторгового оборота Украины, в том числе экспорт около 43 %, импорт 53 %.
В структуре экспорта в Россию 37 % составила продукция металлургической и химической промышленности. В структуре импорта из России продукция горнорудной, металлургической и химической промышленности занимает около 11 %.
Свобода торговли: путь к равному сотрудничеству
Руководство Украины принимает меры к восстановлению и дальнейшему расширению сотрудничества в условиях рыночной экономики. Соглашение о свободной торговле в первую очередь было подписано именно с Российской Федерацией и введено в действие в феврале 1994 года. На протяжении последних лет обе стороны постоянно возвращались к вопросам действенности договорных отношений. В феврале 1995 года было подписано соглашение о механизме реализации режима свободной торговли, и то, что мешало субъектам хозяйствования обеих стран наиболее полно осуществлять взаимовыгодное сотрудничество, практически устранено.
Если же учесть, что еще раньше со стороны Украины были устранены практически все ограничительные факторы в этом отношении, то сегодня развитие сотрудничества в основном зависит непосредственно от товаропроизводителей.
В свою очередь со стороны министерства параллельно принимались дополнительные меры по улучшению условий сотрудничества на межотраслевом уровне, а также в части обеспечения выполнения предприятиями поставок продукции в соответствии с межправительственными соглашениями.
Особое место занимает реализация Соглашения о механизме поддержки производственной кооперации, подписанное главами правительств стран СНГ в 1993 году в Ашхабаде. На Украине необходимая правовая база для исполнения этих договоренностей была создана еще в мае 1994 года. Первые соглашения в этом направлении были подписаны Минпромом Украины с Роскомметаллургией и Роскомнефтехимией. В частности, соглашение с Роскомметаллургией на 1996 год предусматривает объем поставок продукции из Украины в Россию и из России в Украину на сумму 1,2 млрд. долл. и 1,6 млрд. долл. соответственно.
Особенностью соглашения является более широкое, чем при режиме свободной торговли, применение различных льгот, в частности, это касается налогов и акцизов. Тем не менее, российская сторона медлила с отменой налога на добавленную стоимость при экспорте товаров на Украину на условиях Соглашения по производственной кооперации, несмотря на то, что и Минпром Украины, и Роскомметаллургия выступали здесь с единой позиции. Неравные правовые условия безусловно сдерживали реализацию межведомственных соглашений по кооперации в 1995 году и в первом квартале 1996 года. Сегодня положительная перспектива в этом вопросе уже просматривается.
Следует сказать, что при экспорте всех видов товаров из Украины налог на добавленную стоимость не применяется. В то же время при экспортировании из России в некоторые страны СНГ, в частности на Украину, в отличие от дальнего зарубежья, этот налог до недавнего времени применялся. Этот камень преткновения сдерживает импортеров.
Объединение интересов, как повод для партнерства
Одним из перспективных направлений развития экономического сотрудничества является создание финансово-промышленных групп, смешанных транснациональных компаний с участием украинских и российских субъектов. Таким способом достигается взаимовыгодное объединение материальных и финансовых ресурсов для повышения конкурентоспособности продукции и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, ускорения научно-технического прогресса, а также повышения инвестиционной активности. Правовое поле в обеих странах в настоящее время в значительной степени подготовлено. Есть и конкретный опыт: в частности, создание транснациональной финансово-промышленной нефтяной компании "Укртатнефть".
Чтобы конкретизировать, какие преимущества может дать объединение усилий, приведу лишь несколько примеров.
Ситуация на насыщенном высококачественными трубами мировом рынке достаточно стабильна. Германия, США и некоторые другие страны даже сокращают производственные мощности, поэтому рассчитывать в ближайшие годы на существенный прорыв производителей труб обеих стран на мировой рынок не следует. Остается обширный рынок стран СНГ.
Сегодня Украина ощущает дефицит в некоторых видах металлопродукции, до недавнего времени поставлявшихся из Казахстана и России (автолист, белая жесть и др.). В то же время на Магнитогорском металлургическом комбинате одном из крупнейших производителей белой жести, на Новолипецком и Череповецком металлургических комбинатах, которые являются производителями автолиста, не используется до 25 % мощностей.
Никто не ставит под сомнение тот факт, что лучше было бы производить дефицитную продукцию у себя. Но при сегодняшнем экономическом состоянии более эффективный путь решения проблем взаимовыгодное объединение интересов как Украины, так и России.
Сегодня в министерстве наработано более десятка проектов по созданию финансово-промышленных групп, других объединений, в которых могут участвовать предприятия горно-металлургического и химического комплексов Украины и России.
Основные направления это производство титана, добыча марганцевых руд и производство марганцевых ферросплавов, листовых штрипсов и жести, труб нефтяного сортамента, фосфорных минеральных удобрений, выпуск и переработка химических волокон и др. Всего предусматривается участие в этой работе более 20 предприятий Украины и около 40 российских.
Из всех предложений наиболее подготовлены и согласованы на сегодня проекты создания транснациональных алюминиевой компании и компании по производству и поставке труб большого диаметра для нефтегазопроводов, а также транснационального объединения по разработке и изготовлению оборудования для производства химических волокон и транснациональной финансово-промышленной группы по производству титана и титанового проката. Намечено по этим четырем объединениям не позднее середины сентября 1996 года подготовить все необходимые нормативные документы для передачи их российской стороне.
С целью последовательного решения всех вопросов экономического сотрудничества недавно создана смешанная украинско-российская комиссия, возглавляемая главами правительств обеих стран. Образовано 13 подкомиссий по различным направлениям, одна из которых координирует вопросы промышленности. Цель подкомиссии, в составе которой руководители и специалисты Минпрома и Минмашпрома Украины, оперативно рассматривать и решать все возникающие вопросы совместно с соответствующими органами управления Российской Федерации, при необходимости вынося их на правительственный уровень.
В заключение приведу только одну цифру. По итогам первого квартала 1996 года товарооборот Украины с Российской Федерацией по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 7 %. Таким образом, оценивая сделанное и то, что намечено осуществить, исходя из условий сегодняшнего дня, можно сделать вывод: совместные усилия уже в ближайшем будущем позволят более полно и эффективно реализовать взаимные интересы обеих стран.
|