Теодор Рубинштейн
Доктор экономических наук
Недавно в печати сообщалось, что одна сравнительно небольшая горнорудная компания в Канаде была перепродана за 700 млн. долл. Такой порядок цифр, привычный в мировом инвестиционном бизнесе, в СНГ неведом. Иностранные инвесторы "серьезных" денег у нас не вкладывают.
Почему?
Наличие в России и ряде стран СНГ богатых и разведанных месторождений цветных металлов при сравнительно высокой конъюнктуре на мировом рынке, казалось бы, должно было разжечь аппетиты. Иностранный капитал (не считая приобретения акций приватизированных предприятий по явно заниженной стоимости) весьма вяло реагирует на блестящие возможности инвестирования средств в металлургическую промышленность.
Чем же объясняется этот парадокс, учитывая выгоды инвестора и страны, принимающей инвестиции? Причины, конечно, веские, и одна из самых существенных лежит в нормативно-законодательной плоскости. И речь должна идти не об отдельных недостатках законодательства, а о принципиально иной постановке вопроса, опирающегося на мировой правовой и экономический опыт.
Налог не дышло
Впервые законодательные акты, открывающие возможность инвестирования иностранного капитала, были приняты в 1987 г. (Постановлением СМ СССР № 49 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм из капиталистических и развивающихся стран"). В дальнейшем законодательство об иностранных инвестициях совершенствовалось и расширяло поле деятельности иностранных инвесторов.
В 1991 г. был принят закон "Об иностранных инвесторах в РСФСР", которым разрешалось создавать предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. В законе "О недрах", принятом 21.02.1992 г., и законе "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О недрах" были уточнены сроки пользования недрами для геологического изучения до 5 лет; для добычи полезных ископаемых до 50 лет; распределены платежи за пользование недрами: местный бюджет 50 %, бюджет субъекта РФ 25 %, Федеральный бюджет 25 %. Законом, принятом Госдумой 24.02.1995 г., были отменены льготы, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин. В Законе "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" установлены ставки в процентах от стоимости первого товарного продукта: по железным и хромовым рудам 3,7 %, по рудам цветных и редких металлов 8,2 % (кстати, наивысший процент в сравнении с другими полезными ископаемыми).
Для инвесторов предсказуемость налоговой и финансовой политики государства определяет вектор поведения. Она сужает или, напротив, расширяет инвестиционные потоки. По зарубежным данным, если налоги превышают 30 40 % размера прибыли, то инвестиционная деятельность снижается до критического минимума. Еще более жесткие зависимости наблюдаются в сырьевых отраслях. Например, в 1995 году совершенно неожиданно были ликвидированы отраслевые инвестиционные фонды, сыгравшие выдающуюся роль в поддержании инвестиционной активности металлургического комплекса. Они-то и не дали отрасли кануть в пучину кризисных явлений 1991 1994 годов. Инвестиционный потенциал этих фондов далеко не исчерпан. Они могли бы сыграть значительную роль в реализации Федеральной программы технического перевооружения и развития отрасли до 2000 года. Дальнейшее совершенствование системы инвестиций может быть достигнуто при реализации предложений Л. Н. Шевелева о создании отраслевого фонда инвестиций (ОФИ) с учетом особенностей формирования паевых фондов в странах ЕС. Без достаточных компенсационных мер для сырьевых отраслей неожиданно был введен "валютный коридор", резко снизивший инвестиционные ресурсы цветной и черной металлургии.
Ниже приводится привязанная к действующим нормативам таблица, отражающая бремя основных налогов, влияющих на инвестиционную деятельность, включая иностранные инвестиции.
У инвесторов правовые основы российского законодательства порождают неуверенность, так как в процессе, допустим, освоения месторождения (6 8 лет) могут на основе правительственных актов многократно меняться размеры налогообложения и прибыльности инвестиций.
Новая стратегия для XXI века
Все правовые акты, действовавшие в нашей стране до настоящего времени, построены на основе публичного права, в соответствии с которым договорные отношения устанавливаются путем властно-распорядительных, административных актов государства.
Существует и другая форма законодательных актов, основанная на гражданско-правовой базе. При этом государство и инвестор выступают в качестве равноправных сторон. Такой порядок обеспечивает в сфере природопользования более широкомасштабное привлечение капитала, чем при нормах публичного права. Это в наибольшей степени относится к металлургической промышленности, что объясняется значительной капиталоемкостью инвестиционных процессов, длительными сроками их осуществления, а следовательно, и более высокой ценой риска. Инвестор заинтересован в стабильности и устойчивости договоров. Замечено, что серьезные иностранные инвесторы стремятся иметь дело именно с государством и его структурами. Гражданско-правовой статус делает это возможным в большей степени, чем при правовых актах, основанных на публичном праве, о которых говорилось выше.
Инвестору особенно выгодно иметь дело непосредственно с государством при освоении крупного месторождения. Этот интерес усиливается одним важным обстоятельством, остающимся в тени, но на котором заостряют внимание иностранные экономисты. По их стратегическим оценкам, на рубеже XXI века иностранные инвестиции преследуют стратегическую цель не увеличения объемов производства и даже не снижения издержек производства, а прорыв на рынки сбыта продукции стран, принимающих инвестиции. В свете этого государственная политика должна быть дальновидной и взвешенной.
В этой связи следует отметить принципиальное значение для металлургии федерального Закона "О соглашениях о разделе продукции", принятого Государственной Думой, одобренного Советом Федерации и подписанного Президентом.
На свой страх и риск...
В основу этого закона положена так называемая "индонезийская схема", по которой соглашение о разделе продукции, заключенное между государством и инвестором, является договором. Государство представляет инвестору, на возмездной основе и на оговоренный срок, исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, который указан в соглашении. Инвестор берется за дело за свой счет и на свой риск.
Соглашение заключается государством с победителем конкурса или аукциона не позднее чем через год со дня объявления результатов. Законом учитываются интересы иностранных инвесторов, которые приступили к подготовке и реализации соглашений о разделе продукции, не дожидаясь появления Закона.
Раздел продукции происходит по формуле:
Пр = Пк + Пи + Пн, где Пр произведенная продукция; Пк компенсационная продукция; Пи прибыльная продукция; Пн платежи за пользование недрами.
Законом "О соглашениях о разделе продукции" предусматривается упрощенная схема налогообложения. Взимание налогов полностью заменено разделом продукции, за исключением налога на прибыль, пользование недрами, платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников граждан России и платежей в фонд занятости.
Условия соглашения инвестора и государства сохраняют свою силу в течение всего срока действия. Изменения не допускаются (кроме двух случаев по согласованию сторон и существенного изменения обстоятельств).
Примерная схема раздела продукции при освоении крупного месторождения цветных металлов приведена на схеме.
В ближайшее время следует ожидать принятия нового пакета федеральных законов в области международного инвестиционного сотрудничества. Эти шаги законодательной власти направлены на повышение привлекательности вложений в экономику России, особенно в объекты рудной базы.
Три модуля
Улучшение инвестиционного климата для иностранных инвесторов обусловлено устранением внешних барьеров на пути российского экспорта металлов и услуг. Видимо, новая система законодательства будет представлять собой структуру "зонтичного" типа, состоящую из трех видов основных производственных соглашений между государством и инвестором: собственно конфессионные договоры (или соглашения типа "налог + ройалти") различного типа; контракты о предоставлении услуг (с риском или без риска) и соглашения о разделе продукции (СРП).
Переход к новым правовым основам природопользования особенно важен для цветной металлургии, где удельная составляющая сырья в стоимости продукции составляет 30 50 %. Заключение конфессионных договоров исходит из покрытия расходов по освоению месторождений за счет привлекаемых средств и практически не ведет к дополнительным расходам из государственного бюджета. Как правило, договор предполагает размещение заказов на оборудование на отечественных предприятиях, создание мощной промышленной и социальной инфраструктуры, новые рабочие места, заказы российским строителям за счет компенсационной продукции и ройалти.
Металлургическая промышленность Евразии, видимо, наконец получит важный стимул инвестиционной активности. Однако внедрение новых законов, их реальное воплощение будут зависеть от того, насколько глубоко и тщательно теперь будет подготовлена методическая база с учетом отраслевых особенностей.
|