В мае в Москве состоялось очередное заседание генерального комитета Межгосударственного Евроазиатского объединения угля и металла (МЕАОУМ).
МЕАОУМ было создано 24 сентября 1993 года в соответствии с Соглашением, подписанным главами 11 государств СНГ. Однако до настоящего времени соглашение о создании МЕАОУМ не ратифицировано Арменией, Белоруссией, Азербайджаном и Киргизией, хотя они и подписали протокол, узаконивающий деятельность органов управления объединения.
Необходимость создания МЕАОУМ после распада СССР и перехода промышленности стран СНГ на рыночные отношения была вызвана тем, что металлургические предприятия, имеющие незамкнутый цикл изготовления конечной продукции, оказались оторванными от традиционных сырьевых баз и смежных предприятий. Это негативно сказывалось на использовании потенциала угольной и металлургической промышленности , привело к росту издержек производства, снижению конкурентоспособности на внешнем рынке.
В целом по СНГ уровень производства в 1995 году по отношению к 1990 году составил в угледобыче 62 %, в добыче железной руды 61 %, выплавке чугуна 55 %, по стали и прокату 52 %, коксу 57 %. А производство стальных труб сократилось почти на три четверти. Практически наполовину уменьшилось производство цветных металлов (кроме алюминия). Все годы, начиная с 1992, свертывается инвестиционная деятельность, необходимая для поддержания сырьевой базы и технического перевооружения.
В ситуации беспрецедентного кризиса экономики стран СНГ восстановление промышленности и становление интегрированных рынков превратились в двуединую задачу. Евразийское объединение должно было обеспечить создание условий для оздоровления угольной и металлургической промышленности стран СНГ, включая рациональное использование сырьевой базы, координацию в проведении научно-технической и инвестиционной политики, взаимовыгодные поставки и укрепление позиций участников на внутреннем и мировом рынках.
Для выполнения уставных задач сформированы и функционируют органы управления объединения коллегия и генеральный комитет. На очередном, пятом заседании генерального комитета объединения в докладе его президента Всеволода Генералова, одобренном членами генерального комитета для представления в качестве отчета комитета коллегии МЕАОУМ, были отмечены как первые реальные шаги, осуществляемые объединением, так и проблемы, требующие быстрейшего решения.
В частности, начато создание ряда межгосударственных финансово-промышленных групп по производству титана и титанового проката с участием предприятий России, Украины и Казахстана. Создаются ФПГ в алюминиевой отрасли с участием предприятий России и Украины, объединяются ресурсы в производстве нефтегазопроводных труб. Воссоздаются кооперационные связи Магнитогорского металлургического комбината и Соколово-Сарбайского ГОКа и ряда других.
МЕАОУМ совместно с Комитетом РФ по металлургии способствовало восстановлению и оптимизации кооперационных связей между родственными предприятиями стран СНГ. Примером является сотрудничество России с Казахстаном и Украиной в области производства алюминия. Сохранены поставки глинозема Николаевским и Павлодарским глиноземными комбинатами на предприятия России. Ведется работа по возобновлению поставок глинозема Азербайджаном.
К взаимной выгоде решен вопрос о поставках никелевой руды из Казахстана (Кимперсайский рудник) комбинату "Южноуралникель".
Генеральный комитет подготовил предложения по экономическим методам обеспечения взаимовыгодных кооперационных поставок. Предложено приравнять эти поставки к экспортным в дальнее зарубежье и освободить от налога на добавленную стоимость, ввести согласование цен на взаимосвязанные поставки продукции, а также протекционистские меры содействия производителям металлопродукции.
Пока обеспечение стран-участниц объединения необходимой металлопродукцией решается путем заключения двусторонних соглашений о взаимопоставках по внутриотраслевой кооперации. Однако многие позиции заключаемых двусторонних межгосударственных соглашений не выполняются полностью из-за отсутствия нормативно-правовой базы для контроля за их исполнением. Так, в 1995 году не выполнены поставки в Россию труб и силикомарганца из Грузии, марганцевой руды и отдельных видов металлопродукции из Украины, металлической сурьмы из Киргизии, хромового сырья из Казахстана, медных концентратов из Армении.
Полностью разбалансированы сбор и поставка на предприятия СНГ вторичного цветного и черного сырья. Эти поставки сегодня в основном идут через многочисленных посредников, что ведет к удорожанию. По мнению генерального комитета, необходимо заключение межправительственных соглашений по организации взаимосвязанных поставок важнейших видов продукции на эквивалентной основе, которые бы рассматривались как госзаказ.
Для принятия обоснованных решений по первоочередным поставкам и возможности контроля за их выполнением комитет считает целесообразным вернуться к практике разработки балансов продукции в рамках Экономического союза СНГ и готов принять участие в работе МЭК по подготовке таких балансов.
Объединением проводилась работа по взаимодействию с межгосударственными организациями в вопросах внешней торговли углем, металлом, квотирования и защиты интересов стран-участниц СНГ. С этой целью при генеральном комитете создана контактная группа МЕАОУМ по сотрудничеству с Европейским Союзом. Для решения отдельных вопросов создаются временные рабочие группы, в состав которых привлекаются специалисты стран-участников объединения.
Для уменьшения затрат на транспортировку металлургических грузов, поставляемых по кооперации, проведено совещание руководителей железнодорожного транспорта предприятий угольной и металлургической промышленности стран-участниц. Обсуждены вопросы транспортного, тарифного и таможенного обеспечения интеграционных связей между предприятиями. Соответствующие рекомендации переданы совету по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Признано целесообразным учредить Ассоциацию пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Напряженное положение сложилось со сбытом угля, сократившимся на 60 %. Межправительственные соглашения обходят эту сферу стороной. Поставки угля ведутся через прямые договора между предприятиями разных стран. Потребности не покрываются, а угольный рынок в СНГ неэффективен. Генеральный комитет МЕАОУМ предлагает предусматривать государственное регулирование поставок угля с целью сокращения дальних перевозок и эффективного использования угля, а в рамках объединения создать структуру, координирующую рациональное использование угольной базы государств-участников Объединения и ее развитие.
Поступающие предложения о строительстве новых мощностей по добыче угля и производству металлопродукции требуют серьезных обоснований. По мнению комитета, необходимо, чтобы эти обоснования проходили экспертизу в МЕАОУМ и в соответствующих органах Экономического союза СНГ.
Эффективность деятельности МЕАОУМ могла быть значительно выше, если бы не ряд обстоятельств, отмеченных на заседании генерального комитета. В 1994 1995 годах деятельность генерального комитета объединения финансировалась исключительно Российской Федерацией. Остальные государства устранились от финансовой поддержки созданного ими межгосударственного органа, что, конечно, затрудняло его работу.
Для того чтобы нормализовать деятельность рабочего аппарата МЕАОУМ, генеральный комитет значительным большинством голосов одобрил в основном Положение и Регламент работы генерального комитета объединения и Положение о рабочем аппарате объединения. Проекты были подготовлены в соответствии с Уставом МЕАОУМ. После учета в этих проектах замечаний и дополнений, сделанных членами комитета, эти документы вступят в силу. Кроме того, генеральный комитет утвердил положение о контрольной комиссии объединения.
|