Георгий Давыдов
Исполнительный директор Грузовладельческой Ассоциации (ГРАССО)
Железнодорожный транспорт продолжает играть ключевую роль в народном хозяйстве страны. Для базовых отраслей промышленности он был и остается основным средством доставки как сырья, так и готовой продукции. Эта особенность стала причиной того, что железные дороги попали в категорию "естественных монополистов". В настоящее время железнодорожники в основном справляются с объемами перевозок массовых (в том числе и рудно-металлургических) грузов. Однако нередки случаи неподачи вагонов из-за дебиторской задолженнности или подачи под погрузку неисправных вагонов. Продолжается неблагоприятное воздействие на экономику предприятий роста грузовых тарифов, а также вопиющего неравенства имущественной ответственности железных дорог и клиентуры.
Зарубежный да и отечественный опыт последних лет показал, что найти эффективные рыночные заменители мерам государственного контроля за состоянием транспорта общего пользования сложно. Конкурентный рынок перевозок на громадных просторах России сложится еще не скоро. Поэтому грузовладельцы постоянно сталкиваются с ценовой и неценовой дискриминацией и другими проявлениями монополизма со стороны перевозчиков.
Поэтому Грузовладельческая Ассоциация считает своим долгом поддерживать вновь создаваемую Федеральную службу по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ) в решении ею непростых задач, определенных законом РФ "О естественных монополиях", Указом Президента РФ № 276 от 26. 02. 96 и Постановлением Правительства РФ № 358 от 01. 04. 96.
Учитывая, что в настоящее время ведется подготовка Положения о ФСЕМТ, совет Грузовладельческой Ассоциации рассмотрел перспективы взаимодействия с новой федеральной службой и, опираясь на коллективное мнение пользователей услуг транспорта, сформулировал ряд конкретных предложений, предлагая, тем самым, свои знания, опыт и заинтересованность в скорейшем построении эффективной системы правового регулирования транспортного рынка.
1. В соответствии с положениями закона РФ "О естественных монополиях" грузовладельцы будут ждать от ФСЕМТ решения следующих задач:
проведение экономической политики Правительства Российской Федерации в области железнодорожных перевозок грузов на основе государственного регулирования тарифов на железнодорожные перевозки;
определение принципов формирования тарифной политики на рынке железнодорожных перевозок, установление критериев для их частичного изменения и пересмотра;
обеспечение баланса экономических интересов предприятий-грузовладельцев и Федерального железнодорожного транспорта;
анализ и обобщение практики государственного регулирования рынка железнодорожных перевозок грузов, а также взаимодействия железных дорог и грузовладельцев по перевозкам грузов и другим видам услуг.
Практическое решение этих задач, по нашему мнению, потребует от ФСЕМТ выполнения следующих функций:
координации разработки и согласования проектов правовых актов Российской Федерации по вопросам, касающимся взаимодействия железных дорог и грузовладельцев и направленным на согласование их законных прав и интересов;
утверждения тарифов на железнодорожные перевозки грузов;
рассмотрения разногласий между предприятиями и органами федерального железнодорожного транспорта, с одной стороны, и предприятиями-грузовладельцами, с другой, по вопросам тарифов на перевозки;
подготовки предложений Правительству Российской Федерации по вопросам ценообразования на федеральном железнодорожном транспорте, в том числе по использованию средств федерального и местных бюджетов для дотирования отдельных видов перевозок;
анализа и прогноза эффективности государственного регулирования рынка железнодорожных перевозок грузов;
совершенствования нормативно-методической базы регулирования тарифов на железнодорожные перевозки;
проведения социально-экономического мониторинга на железных дорогах и среди грузовладельцев о состоянии государственного регулирования рынка железнодорожных перевозок грузов в Российской Федерации и взаимодействия между грузовладельцами и железными дорогами;
подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии государственного регулирования рынка железнодорожных перевозок грузов в Российской Федерации и взаимодействия между грузовладельцами и железными дорогами;
координации международных проектов по согласованию и унификации тарифного регулирования железнодорожных перевозок грузов, а также представления по поручению Правительства Российской Федерации интересов российской стороны при сотрудничестве с международными неправительственными и межправительственными организациями.
2. Среди первоочередных проблем, в решении которых предприятия промышленности рассчитывают на активную позицию ФСЕМТ, необходимо отметить:
а) подготовку поручения Правительства РФ по комплексному совершенствованию системы тарифов с целью разработки нового, удовлетворяющего рыночным условиям тарифного руководства, обеспечивающего взаимовыгодные и эффективные условия перевозок грузов. При этом большое значение имело бы определение конкретных сроков подготовки и ввода нового тарифного руководства.
По мнению наших предприятий, в основу новой государственной тарифной политики целесообразно положить следующие принципы:
тарифы на грузовые перевозки должны стимулировать оптимизацию производства и доставки продукции, включая развитие внутреннего товарного рынка и производства экспортной продукции;
уровень тарифов на железнодорожные перевозки грузов должен определяться на основе установления стандартов качества перевозок (по срокам доставки, сохранности грузов, условиям подачи и уборки вагонов, уровню сервисного сопровождения перевозок), устанавливающих соответствие между условиями перевозок и уровнем их оплаты и предоставляющих грузовладельцам возможность выбора необходимой услуги по перевозкам за приемлемую цену;
при сохранении стабильности основных принципов построения тарифов целесообразно предусматривать механизм их периодического уточнения и пересмотра;
б) активное включение ФСЕМТ в работу по подготовке проекта Устава железных дорог РФ и Правил перевозок грузов. ФСЕМТ, отвечая по закону за разработку и регулирование тарифов, с неизбежностью должна принять на себя и определенные функции по регулированию Правил перевозок грузов или в качестве утверждающей инстанции, или в качестве органа, обобщающего предложения заинтересованных ведомств и организаций для последующего утверждения указанных Правил Правительством РФ;
в) внесение существенных коррективов в действующий порядок индексации тарифов, которая, в конечном счете, должна производиться в строгом соответствии со структурой расходов на перевозки по элементам затрат в меру реального их роста под влиянием инфляции. Важнейшим пожеланием грузовладельцев остается заблаговременное оповещение о предстоящем изменении тарифов;
г) создание достаточной информационной базы по затратам на перевозки в разрезе применяемых видов провозных плат.
Эта проблема, которой уделяется недостаточно внимания, порождает большие искажения при очередных индексациях. Необходимо добиться, чтобы основанием для повышения регулируемых тарифов мог служить лишь рост затрат на те перевозки грузов, которые оплачиваются этими регулируемыми тарифами. А те изменения в затратах железных дорог, которые связаны с перевозками и другими услугами, оплачиваемыми свободными тарифами, Международным или Европейским транзитным тарифом, должны компенсироваться повышением эффективности перевозочной деятельности, а не ростом регулируемых тарифов.
В этой связи необходимо ввести раздельную отчетность о затратах на выполнение соответствующих перевозок;
д) создание эффективной специализированной аудиторской службы;
е) учитывая значительную степень самостоятельности отдельных железных дорог и соответствующую долю вопросов применения тарифов, определяемых на местах, ФСЕМТ необходимо создавать сеть собственных региональных подразделений (что предусмотрено и законом РФ "О естественных монополиях"). В решении этой задачи ГРАССО в лице ее членов и региональных структур готова оказывать ФСЕМТ всемерную поддержку;
ж) ФСЕМТ совместно с ГРАССО следует привлечь внимание Правительства РФ к необходимости усиления поддержки железнодорожного транспорта. В частности, за счет дотирования убытков, связанных с пассажирскими перевозками, предоставления государственных гарантий для финансирования инвестиционных программ, а также сокращения налогов, выплачиваемых железными дорогами в бюджетную систему.
Наряду с указанными мерами следует добиваться включения в государственные программы на 1997 и последующие годы мер по поддержке железных дорог и предприятий, располагающих парком собственных и арендованных вагонов, а также предприятий, которые ведут разработку новых и совершенствование действующих типов специализированных вагонов, используемых на железных дорогах России.
Осуществление этих мер должно предусматривать полную или частичную отмену НДС и при закупках подвижного состава предприятиями промышленности и транспорта, предоставление государственных гарантий финансовым структурам, оказывающим лизинговые услуги по указанным закупкам и другие меры.
3. Организационное развитие и кадровое наполнение ФСЕМТ будет определяться прежде всего составом ее правления.
Вызывает определенные опасения, что постоянная сменяемость членов правления, предусмотренная законом РФ "О естественных монополиях", чревата соблазном коррупции. Зная, что через три года все равно придется искать другую работу, некоторые члены правления могут вместо эффективного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий переключиться на установление "неформальных контактов" с представителями этих субъектов для получения от них в дальнейшем "теплых мест".
Грузовладельцы надеются на формирование в составе ФСЕМТ высококвалифицированного экспертного совета с участием специалистов транспорта и промышленности.
Наши предложения отражают лишь некоторую часть принципиальных вопросов деятельности ФСЕМТ. Для организации постоянного взаимодействия между ФСЕМТ и ГРАССО целесообразно в дальнейшем, при формировании программы и планов работы ФСЕМТ, подготовить развернутую программу совместных действий ФСЕМТ и ГРАССО, а также предусмотреть механизм регулярных консультаций и обмена информацией между ними.
|