Николай Чернохлебов, Александр Исаев (Таганрог)
Конечно, продукция Таганрогского металлургического завода и в доперестроечные времена направлялась за рубеж. В цветном буклете, относящемся к тому периоду и посвященном предприятию, об этом говорится так: "Продукция завода стальные трубы, лист, железнодорожные бандажи экспортируется более чем в сорок стран мира". Тогда экспорт был строго централизован и сосредоточен целиком в руках государства. Выдачей разрешений занималось внешнеторговое объединение "Промсырьеимпорт".
Александр Игоревич Жилин, нынешний начальник отдела внешнеэкономических связей АО ТМЗ, хорошо помнит то время. Когда экспортерам дали вольную, на Таганрогском металлургическом не было профессионалов по внешнеторговым сделкам. Жилин пришел к генеральному директору и предложил ему организовать собственный отдел внешнеэкономических связей.
Сегодня под его началом 16 сотрудников, поддерживающих постоянные деловые отношения с иностранными фирмами. Круг этих фирм ограничен, но в их надежности и платежеспособности не сомневаются. Одни, например турецкие фирмы, предлагают 100-процентную предоплату, другие выставляют суммы за продукцию таганрожцев на инкассо, на аккредитивы. Но всегда это реальные деньги и всегда оплата гарантирована.
Продукция направляется за рубеж различными путями. Удобнее всего морем, благо Таганрог крупный морской порт. Со временем его намереваются еще больше расширить и обустроить. Вынашивается проект создания в Таганроге свободной экономической зоны. Для перевозок продукции, прежде всего стальных труб, акционерное общество образовало свою транспортную фирму. Расширяются контакты с пароходствами Волго-Донским, Дунайским, что в Измаиле. Приходят в Таганрог за металлом и трубами суда под греческим и мальтийским флагами.
Как же выглядит динамика экспорта металлопродукции "Тагмета" с тех пор, когда он стал акционерным обществом? В 1994 году за рубеж было отгружено более 11 тыс. т бесшовных труб и 8 тыс. т газовых. Адреса стран поставок: Италия, Германия и Швейцария. К этой "тройке" импортеров позже прибавились Израиль, Англия, Австрия, Турция и Венгрия.
Увы, мощности завода используются лишь на 35 %. И лишь 5 % продаж на экспорт. Не густо, естественно, но перспектива есть. "Немцы знают о качестве наших труб, просят: дайте, дайте еще!", говорит Александр Жилин. Забота теперь о том, чтобы закрепиться на западном рынке, на который удалось пробиться с большим трудом, прежде всего за счет повышения качества.
Главное требование сегодняшнего дня сертификация продукции по международным стандартам, утверждает главный инженер АО Владимир Шанилов. Без этого экспорт не имеет надежных видов на будущее. Завод уже готов к сертификации водогазопроводных труб.
Ожидают аудиторов из Германии. Они освидетельствуют систему качества продукции на ТМЗ, ее соответствие международным стандартам. Идет подготовка к сертификации труб нефтяного сортамента. Окончательный аудит за одним из американских нефтяных институтов.
У нас не вызывает сомнений, что проверка пройдет благополучно и бесшовные трубы обязательно получат сертификат, уверен Шанилов.
Для того чтобы заводская продукция вышла на уровень мировых стандартов, потребовалась длительная и кропотливая работа всего многотысячного коллектива. Вместе с иностранными фирмами на заводе было подготовлено специальное "Руководство по качеству". Разработано более 400 инструкций с учетом требований международных стандартов для многих цехов, лабораторий. Был усилен контроль сварных, водогазопроводных труб, проводятся гидроиспытания обсадных труб. Пущены в эксплуатацию станки фирмы "Хайд" для изготовления муфт на обсадные трубы, используемые в нефтедобыче, где надежность особенно важна. Более добротной стала упаковка труб.
Заметно расширен на заводе сортамент бесшовной продукции, готовится выпуск насосно-компрессорных труб, на которые немалый спрос. Есть резервы повышения надежности. Это связано с перспективой внедрения защитных покрытий и термообработки.
Насколько выгоден экспорт для предприятия? Ведь не секрет, что на внутреннем рынке продукция АО идет по более высокой цене, чем на внешнем. Рентабельность понижают до критической отметки все растущие тарифы на железнодорожные и иные перевозки, неуемные аппетиты монополистов-энергетиков. Жилин привел красноречивый пример: погрузка тонны труб в порту обходится в 6 долларов США, а перевозка с завода в порт по подъездным путям за несколько сот метров на ту же погрузку "съедает" еще доллар. Выгодней возить трубы в порт заводскими машинами-длинномерами, чем железнодорожными вагонами. Но это же нонсенс! А как иначе обуздать аппетиты "железки"?
Сегодня экспорт ценен для АО "Таганрогский металлургический завод" прежде всего тем, что дает работу сотням людей, которые в противном случае вынуждены были бы пополнить армию безработных. Экспорт выручает и тем, что дает вместо долговых расписок (неплатежи) живые деньги, позволяет вовремя выдавать людям зарплату. Добавим, что благодаря экспорту находятся деньги и на социальные нужды выплаты пособий ветеранам, содержание заводского санатория-профилактория, который ТМЗ сохранил, несмотря ни на что.
Можно понять государство и его чиновников, которые стремятся не упустить из-под своего контроля ни один доллар экспортной выручки предприятий. Контроль ужесточается, делает все более густыми ячейки сита, через которые эти доллары поступают на счета трубников. Одно дело, когда для контроля и оформления необходимых документов непосредственно на заводе создан таможенный пост из 10 человек. И совсем другое, когда производственников по рукам и ногам вяжут бюрократическими веревками. Все это для заводчан оборачивается головной болью и денежными потерями, в том числе и штрафами. Бывало не раз, что фирма-покупатель производила предоплату за часть продукции или за транспортные расходы без изменений в согласованном до того документе, а потом, при окончательном расчете за продукцию эта сумма, естественно, из платежей исключалась. Но налоговые и иные службы все равно допытывались: почему не выплачена вся сумма? Да потому, что эти деньги заплатили раньше! "Тогда изменяйте договор".
А нам, замечает Жилин, проще штраф заплатить, чем документы менять на одну переписку и телефонные переговоры сколько денег и времени уйдет!
Надо, однако, признать, что таможенный кодекс совершенствуется, отмечает Жилин, из него недавно убрали наиболее обременительные для производственников статьи. И все же, надо сделать еще многое, чтобы упростить экспортные процедуры.
... Когда-то, на заре экономических реформ, генеральный директор Алексей Шулежко по возвращении из Соединенных Штатов, где он обучался в Высшей школе бизнеса в Калифорнии, доказывал: "Некоторые говорят, что мы плохо работаем. Это неверно. Дело свое мы знаем. Просто мы пока не вправе распоряжаться своей прибылью. Экономические свободы вот недостающий ресурс".
С тех пор много утекло воды, многое изменилось. Пришла экономическая свобода, хотя ей теперь далеко не все рады и не все знают, как ею лучше распорядиться... Получил свободу на рынке и Таганрогский металлургический, ныне акционерное общество "Тагмет". У рынка на российский лад нрав оказался крутой. Сейчас одна из острейших забот таганрожцев найти инвесторов, в том числе и зарубежных, для дальнейшего развития производства, получить финансовую поддержку государства. Здесь не теряют надежды, что правительство выделит им часть средств из кредита Европейского банка развития. Но больше всего надежд все-таки на свои силы.
ТМЗ, продираясь через "медные трубы" рыночной экономики, учится работать и зарабатывать по-новому.
|