Михаил Владимиров
Начальник управления внешнеэкономической деятельности Комитета РФ по металлургии
Интеграция в мировую экономику одно из важнейших и в то же время одно из самых сложных направлений структурной перестройки российской промышленности. Достижение этой цели предполагает одновременное использование многих инструментов финансовой, структурной и инвестиционной политики, мер налогового и внешнеэкономического регулирования. Несмотря на издержки и ряд негативных последствий при форсировании в России этого процесса, период сокращения внешнеторгового оборота завершился в 1994 году. Со второго квартала минувшего года наметился постоянный рост объемов производства в металлургической промышленности, значительная доля произведенной продукции которой (до 50 %) реализуется на внешнем рынке. Это позволяет поддерживать производство и сохранять преемственность технологического развития в условиях обвального сокращения внутреннего спроса, разрыва традиционных связей с республиками бывшего СССР.
В настоящее время в основном сформирован новый механизм регулирования внешней торговли, отвечающий условиям переходного периода. Он основан на локальном использовании нетарифных ограничений, применяемых в отношении стратегически важных сырьевых товаров, продукции военного и двойного применения, обязательной продажи экспортерами 50 % валютной выручки, а также использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка от разрушительной адаптации к мировым ценам. При этом нетарифные методы постепенно либерализуются. Прямое вмешательство государства во внешнюю торговлю уступает место более цивилизованным методам регулирования экспорта путем изменения ставок экспортного тарифа.
Внутренние цены на металлургическую продукцию вплотную приблизились к мировым, а в отдельных случаях превысили их. В итоге возможность массовой продажи этих товаров по дейпинговым ценам на внешнем рынке практически исключена. Необходимость в количественном ограничении экспорта этих товаров отпала. В течение 1993 1994 годов из списков квотируемых товаров были исключены все товарные группы черной и цветной металлургии, кроме первичного нелегированного алюминия, по объемам производства которого российские заводы приняли на себя обязательства, вытекающие из известного "Меморандума о взаимопонимании ситуации на рынке алюминия".
Порядок формирования и применения таможенного тарифа устанавливается "Законом Российской Федерации о таможенном тарифе", основными целями которого являются:
обеспечение условий для эффективной интеграции в мировую экономику;
создание условий для прогрессивных изменений в производстве и потреблении;
рационализация товарной структуры, соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов;
защита экономики России от неблагоприятного воздействия внешнего фактора.
Хотя во многих странах мира импорт облагается таможенными пошлинами, экспортные пошлины ни в одном развитом государстве не используются. Они встречаются в практике отдельных развивающихся стран. Наиболее разветвленная система экспортных пошлин создана в Аргентине. Другой страной, до недавнего времени использовавшей достаточно развитую систему экспортных пошлин, была Индия (25 наименований). Однако с марта 1989 года использование экспортного таможенного тарифа там было приостановлено и с тех пор не возобновлялось. Причинами, побудившими принять такое решение, стали курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности Индии и потеря экспортных рынков ряда товаров (например чая) в результате их удорожания. В Китае пошлины взимаются при экспорте восьми видов товаров. В Египте обложению пошлинами подлежат девять товарных позиций, в Колумбии семь, в Бразилии и Гонконге по две.
В России в соответствии с экспортным таможенным тарифом, вступившим в силу с 1 ноября 1993 года, обложению пошлинами подлежит вывоз 29 из 97 товарных групп. Причем таможенные платежи взимаются при вывозе ряда ведущих товаров российского экспорта и даже изделий обрабатывающей промышленности. Практика таможенного обложения экспорта в основном продиктована условиями переходного периода и носит временный характер. Количество товарных групп, облагаемых экспортными таможенными пошлинами, постоянно сокращается, как сокращается и величина самих пошлин.
Динамика снижения экспортных пошлин в металлургии протекала плавно, определялась критическими объемами необходимой промежуточной продукции, а также с учетом экономической ситуации разрушительного эффекта для производства форсированного сближения цен внутреннего и мирового рынков. Так по основным шести металлам экспортные пошлины в период 1991 1995 гг. изменялись следующим образом (в ЭКЮ):
| |