Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Письма в редакцию Первая линия Экономика Евразия, 2005 год Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Горное дело Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Конфиденциально Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла Инвестиции и финансы
Импэкс-металл
№2' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5

НЕ ТАК-ТО ПРОСТО ПЕРЕХВАТИТЬ ПОДРЯД У "МАННЕСМАННА"
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРОТЕКЦИОНИЗМ – ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ГАЗОПРОВОДНЫХ ТРУБ



Валерий Бадов

    ...Этот рынок оценивается до одного миллиарда долларов в год. Речь идет о высококачественных трубах для магистральных газопроводов и внутрипромысловых сетей. В 70 – 80-е годы технический прогресс и маркетинг на этом рынке определял главный покупатель – Советский Союз. А основным производителем труб и листового проката для магистральных газопроводов были немцы и японцы. Не в последнюю очередь из-за жестких, опережающих стандарты мирового рынка, требований к эксплуатационным качествам и надежности труб, которые диктовал наш Газпром и сибирские инженеры-строители, на новые высоты технологии поднялись фирмы – производители труб, в особенности "Маннесманн".
    С началом глубокого спада в нефтегазовом комплексе России эти фирмы тоже понесли ущерб.
    Почему? Да потому, что нигде в мире больше не строились трансконтинентальные газопроводные системы такой мощности – до 75 атмосфер – и диаметром до 1420 мм. Одна такая труба, по которой уренгойский метан со скоростью курьерского поезда мчится через географические широты и границы к потребителю, может "перекрыть" энергетические потребности такой страны, как Австрия. И таких магистралей во время тюменского газового бума мы строили по полторы – две в год. Эти многожильные газовые артерии, протянувшиеся от Надыма, Уренгоя, Ямбурга на Запад и Юг, бесперебойно питают энергетику России, Украины, Белоруссии, Германии, Италии, Греции и других стран. И, несмотря на острейший экономический кризис России и эрозию промышленных инфраструктур, эта континентальная газовая "аорта" не дает сбоев. Десятки компрессорных станций – от тюменской тундры до южных морей, оснащенных мощными турбинами "Роллс-Ройса" и Сумского машзавода, днем и ночью перекачивают сотни миллионов кубометров метана – самого дорогого и экологичного топлива современности. Газ составляет 40 %-ную долю в энергетическом балансе России. В крупных мегаполюсах России и Украины большинство теплоцентралей работает на сибирском газе. Немногие, даже развитые страны, могут позволить себе покрывать свои энергетические потребности за счет природного газа: цены кусаются.
    Газовая инфраструктура России – это не "остатки роскоши" времен экстенсивного развития экономики. Вся экономика сегодня оказалась в жесткой и все растущей зависимости от сибирского газа и работоспособности магистральных трубопроводов. В условиях обвального падения добычи нефти и угля Газпром стал главным кормильцем всего российского хозяйства. И экспорт, и внутреннее потребление голубого топлива зависят от "живучести" системы магистральных трубопроводов. Насколько она надежна? Николай Курбатов, возглавлявший в 70 – 80-е годы Главсибтрубопроводстрой в Тюмени и построивший на своем веку немало газовых магистралей, начиная с памятной трассы Бухара – Урал, склонен считать, что надежность удовлетворительна. Проекты газовых магистралей были подкреплены глубокой научной и технологической проработкой, а трубы, которые шли в дело, поначалу испытывались на запредельные нагрузки на полигонах ВНИИСТа. Даже в полевых условиях, в морозы и распутицу, велась рентгеноскопия каждого стыка. А где-то в аналах бывшего Миннефтегазстроя, а ныне АО "Роснефтегазстрой", хранится документация, где помечены фамилии сварщиков каждого стыка на трассе.
    В самом деле, всегда поражал контраст между неустроенным суровым бытом на трассах строящихся газопроводов и высокой технологической культурой в механизированных колоннах, прокладывавших в сутки по два и более километра "нитки". Когда на вертолетах и вездеходах госкомиссия и пресса отправлялись на сварку очередного "красного" стыка на газопроводе, это было зрелище! Сначала громкий гул в трубе, в которую под громадным давлением закачивался воздух, столбы густого рыжего дыма и окалины, поднимавшиеся в морозное небо, а в кульминационный момент из жерла трубы, как пушечное ядро, вылетал "пыж" – скребок весом с тонну.
    Два неумолимых требования предъявлялись к "трубачам" правительством: предельные темпы и высокое качество работ. Ведь магистральный газопровод – стратегический объект повышенной опасности. Да и, к слову сказать, случавшиеся все же, весьма редко, аварии на действующих газопроводах, как правило в безлюдных местах, потрясали масштабом бедствия.
    Как бы то ни было, Россия накопила огромный опыт в строительстве магистральных трубопроводов. Вокруг этого создана сложная инженерная наука, в том числе в металлургии. Труба должна выдерживать сорокаградусные морозы, агрессивную среду болотных грунтов и быть защищена от блуждающих токов высоковольтных линий передач, которые зачастую проходят в том же трассовом коридоре. Все эти грозные стихии подтачивают стальное тело газовой артерии.
    Чтобы обеспечивать надежность "ниток", надо вкладывать сотни миллионов долларов ежегодно в профилактические ремонты, в строительство резервных "ниток", словом, нести неизбежные амортизационные расходы. С началом экономического кризиса в стране Газпром вынужденно сокращает инвестиции. "Неплатежи" подрывают весь воспроизводственный цикл в империи Газпрома. Между тем газопроводы стареют, а новые не строятся. По мнению многих строителей, в бывшем Миннефтегазстрое магистральные трубопроводы надо "лечить" и восстанавливать. Здесь заждались подрядов на строительство новых трасс. Газопроводное строительство в России уже не первый год как свернуто. Спрос на стальные трубы, выпускаемые российскими заводами, крайне низок. В Сибири, Европейской части расформировываются коллективы "трубачей", теряется бесценный опыт. В связке "заказчик – подрядчик – поставщик" труб произошли разрывы, утрачивается обретенная в былые годы единая техническая политика.
    Но как не гнетет всеобщее безденежье, а жизнь берет свое: Газпрому надо возобновлять работы по ремонту магистральных сетей газопроводов и строить новые "нитки" с Ямала в Европу. Уже проведен ряд тендеров среди подрядчиков. Потребители газа в Западной Европе раскошеливаются на кредиты. В 1996 году возобновляются крупные закупки газовых труб большого диаметра – на сотни миллионов долларов. На февральском совещании в Комитете РФ по металлургии называлась такая впечатляющая цифра: Газпрому потребуются сотни тысяч тонн труб диаметром 1420 мм, рассчитанных на давление до 84 атм. Бесспорным лидером на этом рынке является концерн "Маннесманн". У Газпрома с ним давние тесные отношения. И качество труб с маркой "Маннесманна" – ничего не попишешь – отменное. Но на российском рынке появился и товар поплоше: трубы аргентинского и турецкого производства. По мнению ряда экспертов, они как следует не сертифицированы и не испытаны. Но в свободных рыночных условиях покупателя больше всего завораживает приемлемая цена. И это вызывает озабоченность профессионалов газопроводного строительства, а не только понятную ревность российских производителей труб. В последние годы, предшествовавшие кризису, немало сделано для того, чтобы освоить новые марки хладостойких сталей для труб большого диаметра, добиться крупных технологических сдвигов, чтобы поравняться в качестве с импортным стальным листом и трубами. Эти свершения подтверждены сертификатами Ллойда. Но у покупателя свои резоны и прежде всего – цены.
    Между тем правительство не может сложа руки смотреть, как "Маннесманн" и другие экспортеры прибирают к рукам российский рынок газовых труб, в то время как отечественные цехи простаивают. В Выксе, Челябинске, на Ижоре готовы предложить газовикам трубы хорошего качества, но нужны встречные кредиты. Конечно, безвозвратно канули времена, когда крупный подряд можно было получить по разнарядке. Теперь заказчик волен сам выбирать и "табачок врозь". Но нигде в странах с развитой рыночной экономикой такие узловые вопросы, возникающие на стыках отраслей, не отдаются на произвол рыночной стихии и "короткой" выгоды. Начали осознавать это и у нас после угара примитивного монетаризма. Поэтому в Правительстве России принято решение поддержать отечественных производителей. Возможности по импортозамещению на рынке газовых труб действительно существуют. Правительство дало соответствующее поручение Комитету РФ по металлургии. В феврале под председательством Серафима Афонина прошло совещание заинтересованных сторон, в котором приняли участие ведущие российские производители и их коллеги с Украины.
    Обмен мнениями со всей ясностью выявил, как много утрачено после распада Союза и единого горно-металлургического комплекса в кооперации и выгодных схемах разделения труда. Оказались невольно обесценены крупные государственные инвестиции целевого характера, которые были предприняты на заводах "Азовсталь", Харцызском трубном, Орско-Халиловском комбинате и других для того, чтобы создать технологическую цепочку, обеспечивающую мировое качество газопроводных труб. И рынок был постепенно заполонен импортерами. Газпром, как заправский субъект рынка, умеющий считать копейку, склонен добиваться отмены ввозных пошлин на импортные трубы, чтобы облегчить для себя финансовое бремя. Демарш Газпрома в правительство по поводу пошлин, как явствует, был поддержан лишь выборочно, чтобы не загонять в угол отечественных производителей. На межведомственном совещании весь реестр труб разного сортамента был поделен надвое. В первый раздел зачислены трубы, которые Газпром по необходимости из-за неготовности отечественных аналогов закупит за границей. В остальном РАО "Газпром" готов, как явствует из протокола, "учесть сортамент труб, принимаемый трубными заводами к исполнению на 1996 год, с условием их конкурентоспособности с импортными трубами". Впервые жестко поставлена как государственная и приоритетная задача импортозамещения газовых труб. Намечены механизмы воссоздания кооперации с Украиной: поставки через РАО Газпром листового проката с Мариупольского меткомбината "Азовсталь" для изготовления газопроводных труб диаметром 720 – 1020 мм группы прочности К60 на АО "Выксунский металлургический завод" с характерным примечанием: "С обеспечением их конкурентоспособности по стоимости". Достигнуто также согласие по заказам РАО "Газпром" на его предприятиях опробования в промышленных масштабах бесшовных труб для транспортировки газа с малым содержанием сероводорода. А в Минэкономике будут рассмотрены "быстро окупаемые проекты" производства стальных труб взамен импортных для последующего участия в конкурсе за право получения централизованных кредитов.
    Самая уязвимая сторона этих инициатив правительства протекционистского характера – скудность финансовых ресурсов. Трубники уже стали забывать, когда продавали свой товар за "живые деньги". Коммерческим банкам заявленные масштабы инвестиций, хотя бы для пополнения оборотных средств отечественных производителей труб, вряд ли по плечу. И все-таки, не слишком обольщаясь, что отечественные производители с первой попытки перехватят подряды у "Маннесманна", получив только благословение правительства, но не денег взаймы, можно предвидеть, что меры косвенного регулирования внутреннего рынка газопроводных труб дадут ограниченный эффект. Какую-то часть рынка, в самом деле, есть возможность оставить за собой.
    "Металлы Евразии" намерены уделять пристальное внимание проблеме импортозамещения сталепрокатной продукции, предоставлять слово компетентным экспертам, экономистам, продавцам и покупателям, банкирам... В этом номере мы предложили высказаться на заданную тему техническому директору Выксунского завода Борису Антипову. Затем дадим слово уральцам, сибирякам, украинцам...
    ... Когда-то давно, еще в 60-е годы, большую огласку имел скандал вокруг проекта Газ – Трубы. Западные немцы из политических пристрастий наложили эмбарго на поставку в Союз газопроводных труб. Тогда отечественная инженерная мысль и промышленность с честью ответили на вызов. В кратчайший срок на Урале было организовано производство нужных для газовой промышленности труб. Теперь мы встретились с вызовом иного рода: технологии, мощности, спрос на отечественные трубы наличиствуют. Осталось решить экономический ребус – импортозамещение в вольных рыночных условиях.


В ВЫКСЕ ГОТОВЫ КАТАТЬ ПЕРВОКЛАССНЫЕ ТРУБЫ, НО... НА ПУТИ КООПЕРАЦИИ ВОЗНИК ПОЛОСАТЫЙ ШЛАГБАУМ


    Борис Антипов
    Технический директор АО "ВМЗ"
    Известно, что значительная доля труб большого диаметра для строительства и ремонта газонефтепроводов поставляется по импорту, в то время как отечественные цехи по выпуску таких труб простаивают.
    Рассмотрим один из аспектов указанной проблемы на примере трубоэлектросварочного цеха № 4 АО "Выксунский металлургический завод".
    После завершения реконструкции с практически полной заменой оборудования цех с 1991 года приступил к выпуску труб диаметром 530 – 1020 мм, толщиной стенки 7 – 32 мм, с одним продольным швом. Основное предполагавшееся назначение труб – для строительства и ремонта магистральных газопроводов северного исполнения, а также транспортирования газа, содержащего сероводород. Производственная мощность цеха – до 1 млн. т труб в год.
    Трубы в цехе изготавливаются на новом трубоэлектросварочном агрегате с применением традиционного, широко используемого в мировой практике UOE – процесса. Высокое качество формовки трубных заготовок обеспечивает прессовая линия, в состав которой входят два пресса для подгибки кромок листа усилием 50 МН каждый, пресс для предварительной формовки трубных заготовок усилием 31,5 МН и один из крупнейших в мире пресс окончательной формовки усилием 500 МН.
    Сварка трубных заготовок осуществляется на трубосварочном агрегате, включающем:
    – сборочные станы для сварки технологического шва одной дугой в среде защитного газа;
    – внутренние станы для сварки внутренних швов труб двумя дугами под слоем флюса;
    – наружные станы для сварки наружного облицовочного шва четырьмя дугами под слоем флюса.
    Современные оборудование и технология сварки, а также используемые сварочные материалы позволяют получить качественные сварные соединения труб. А многоступенчатый поэтапный неразрушающий контроль гарантирует их качество и надежность.
    На первом этапе, непосредственно после сварки, осуществляются автоматический ультразвуковой контроль (АУЗК) сварных соединений, контроль сварных соединений на рентгенотелевизионных установках фирмы "Филлипс", ручной ультразвуковой контроль (РУЗК) участков, отмеченных АУЗК, на которых дефекты не подтверждены РТК.
    На втором этапе, после калибрования и гидроиспытания труб, производятся контроль сварных соединений по всей их длине и ультразвуковой контроль концевых участков труб по периметру с целью выявления расслоений основного металла.
    На третьем этапе после механической обработки торцы труб подвергаются магнитолюминесцентному контролю. Система контроля качества включает в себя также визуальный осмотр, измерения, гидроиспытания каждой трубы.
    С 1991 года по настоящее время цехом освоен выпуск газопроводных труб диаметром 530, 630, 720 и 1020 мм из стали класса прочности К52, К56 и К60.
    В 1994 году цех получил сертификат Американского нефтяного института на производство труб по стандарту API 5L с правом нанесения соответствующей монограммы. Получение сертификата подтвердило возможность цеха выпускать трубы мирового уровня качества. По стандарту API 5L ТЭСЦ-4 способны в настоящее время производить газопроводные трубы диаметром 508 и 1016 мм.
    В современных кризисных экономических условиях АО "ВМЗ" смогло создать достаточную базу для изготовления в кратчайшие сроки при наличии заказа технологического инструмента и организации производства труб высокого качества.
    Специальные технологии, освоенные в Выксе, позволяют получить столь мелкое зерно феррита, которое обеспечивает высокую хладостойкость стали.
    ТЭСЦ-4 строился в основном из расчета поставки листового металла для высокопрочных труб группы прочности К60 с предприятий Украины. Однако из-за известных обстоятельств существовавшие кооперационные связи были нарушены, а начавшийся процесс технологической отработки стали прерван.
    В настоящее время основными поставщиками листового проката для изготовления газонефтепроводных труб в ТЭСЦ-4 являются АО "НЛМК", АО "НОСТА"-ОХМК, АО "Северсталь", МК "Азовсталь".
    Надо отметить, что в условиях разрыва сложившихся связей на металлургических предприятиях России при участии специалистов ЦНИИЧМ разработана и освоена технология производства листовой и рулонной стали групп прочности до К56 на АО "Носта"-ОХМК и АО "Северсталь", группы прочности К60 на заводе "Ижорасталь" – из слябов поставки АО "НЛМК".
    Комплекс исследований качества листовой стали и электросварных труб, проведенный металлургическими предприятиями, АО "ВМЗ", ЦНИИЧМ, а также ВНИИГаз и ВНИИСТ, подтвердил соответствие качества выпускаемых ТЭСЦ-4 труб требованиям технических условий и ГОСТа, возможность их применения для строительства магистральных газопроводов на рабочее давление 5,5 – 7,5 МПа.
    Однако в целом вопрос обеспечения цеха металлом необходимого качества остается нерешенным. Во многом по этой причине снижается его загрузка, особенно когда речь идет о выполнении перспективных требований заказчика. Даже при возможности удовлетворения нами всех прочих требований заказчика от заключения контракта часто приходится отказываться из-за необеспеченности металлом.
    Оценивая сложившуюся ситуацию, можно констатировать, что для увеличения загрузки отечественных трубных заводов требуется решить вопрос их обеспечения металлом. В этих целях необходимо восстановить кооперационные связи по поставке листовой стали с заводов Украины, а при отсутствии у них металла с заданными свойствами решать вопрос его закупки по импорту.

Статья:   
1
2
3
4
5
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение