|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№2' 1996 |
версия для печати
|
|
ЧЕРЕЗ УЗОР РЕШЕТКИ ТОНКОЙ... |
|
Рэм Щербаков
| Фрагмент высокой ограды Александровского сада. Архитектор Е. Паскаль. 1821 г. Чугун, сталь. |
Готические соборы принято сравнивать с "музыкой, застывшей в камне". Наш соотечественник выдающийся архитектор и тончайший ценитель высокого искусства А. К. Буров, впервые увидав на мокрой от дождя городской площади знаменитый Миланский собор, нашел другое, очень образное и точное, на наш взгляд, сравнение: "окаменевший дождь".
Глядя на прозрачные чугунные кружева каслинских и нижнетагильских мастеров, проникаешься иным ощущением холодный, казалось бы, мертвый металл словно оживает и начинает излучать тепло ... Имя этому волшебству все то же Высокое Искусство.
Откуда же произросло это умение творить кружево в металле? Издревле у русичей была необходимость отгораживаться от вора и ворога.
| Ворота и часть высокой ограды Александровского сада. |
Но шли столетия, и возникла потребность в другом: обозначить пограничные линии своей территории смотреть можно, а войти нельзя.
Достоверно известно, что в 1670 году в Кремле царский Теремной дворец соединялся с домовой церковью Верхоспасской площадкой, лестница которой закрывалась "золотой решеткой". В ее вязь были вплетены скоморошьи головы, фигуры птиц и зверей.
| Центральная часть створа ворот ограды Александровского сада |
Это была поистине "царская" решетка. Подстать разукрашенным теремам с убранством из диковинных чудищ были раскрашены в разные цвета и фигурки решетки. Художественное исполнение оказалось настолько выразительным, что позднее появилось немало подражаний. Такую же решетку отковали в 1685 году государевы оружейники Никита Морев и Алексей Ефимов для Смоленского собора Новодевичьего монастыря.
К XVII веку относится и церковь Николы в Хамовниках, описанная в романе "Война и мир". Какая ограда окружала в те времена эту жемчужину русского зодчества неизвестно, но вот на изображениях 60 70-х годов прошлого столетия видно, что высокая барочная ограда была украшена коваными листьями и цветами. В конце XIX века решетка разрушилась, и ее заменили новой, из стальных труб и прутьев. С северной стороны уцелела часть низкой ограды с таким же рисунком, но исполненной совершенно иначе. Характер ковки железных звеньев и стоек позволяет отнести ее к концу XVII века.
| Ворота особняка П. А. Демидова. Толмачевский переулок, дом. 3. Архитектор Ф. С. Аргунов. Середина XVIII века. Чугун, литье. |
В послепетровские времена заказчики часто требовали от мастеров исполнения оград на западный манер. Но самобытный русский талант все переиначивал на свой лад, а в результате рождалось новое чудо из металла. Так в 1730 1731 годах семь дворцовых кузнецов изготовили изумительную по красоте решетку для Кремля. Позже она была перенесена к церкви Екатерины на Большой Ордынке и частично сохранилась до наших дней. Простые кованые прутья венчались изящными узорами, а их переплетения украшались то солнцем с лучами, то масками зверей языческими "оберегами" с прорезными глазами и заклепками вместо носа.
В XVIII веке, как в архитектуре, так и в оградах, отчетливо начинает проступать определенный стиль барокко. Одним из удивительных примеров может служить решетка демидовского дворца в Большом Толмачевском переулке. Всякий обратит внимание на то, что красота барочной ограды не соответствует классическому стилю особняка, построенного М. Козаковым. Неужели великому зодчему изменил вкус? Но разгадка совсем проста: причудливое густосплетение чугунных цветов и стеблей растений украшало ограду ботанического сада заводчика П. Демидова в Нескучном, а сюда ее перенесли только после 1827 года. Чугунные решетки отлил на демидовском заводе крепостной мастер Д. Сизов по эскизам архитектора Ф. Аргунова.
| Фрагмент ограды церкви Ивана Воина. Ул. Якиманка, дом. 46. 1709 1713 гг. Сталь, ковка. |
Переход к новому стилю классицизму являет нам решетка на Мясницкой, 43 (бывший дом Лобановых-Ростовских). Архитектор Ф. Кампорези в 1790 году соединил в литье ритм копьевидных стержней со множеством причудливых завитков, тесно заполняющих нижнюю часть ограды. Решетка, как знак, демонстрирует нам переход Москвы к новой жизни. "Куда девались балы, пиры, чудаки и проказники все это исчезло... Купечество богатеет и начинает селиться в палатах, покидаемых дворянством", писал А. С. Пушкин.
Как всегда бывает, новый стиль не сразу вытеснил предшественника. Стремительное, как половодье, распространение классицизма в архитектуре и в декоративно-монументальном искусстве России началось после победы в Отечественной войне 1812 года. В Москве по замыслу архитектора О. И. Бове был выполнен в 1821 году Е. Паскалем проект ограды Александровского сада. Архитектурное решение явно навеяно пафосом победы русских войск. Много схожего имеют с ней ограда и въездные ворота бывших Провиантских складов, построенных на Остоженке в 1832 1835 годах архитектором Ф. М. Шестаковым по проекту В. П. Стасова. Все те же ликторские пучки, изображения воинских доспехов эллинов, но при внушительной 4-метровой высоте чугунных копий создается впечатление изящной стройности и легкости решетки за счет мастерски подобранных всех элементов.
| Колонна ограды Александровского сада. Чугун, литье. |
Одним из лучших образцов классического стиля является кованая ограда с отлитыми из чугуна декоративными деталями вокруг Слободского дворца на Яузе. Построенный в первой половине XVIII века для канцлера А. П. Бестужева-Рюмина ансамбль сильно пострадал при пожаре 1812 года. Его отстраивали в 1827 1830 годах Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьев. Ныне там находится МГТУ им. Н. Э. Баумана.
К тем же годам прошлого века относятся и два здания в Мансуровском переулке, что рядом со Старым Арбатом. Там, в тиши подвала дома № 9 поселил М. А. Булгаков своего Мастера. Рядом с соседним домом под № 11 можно увидеть ограду из переплетенных колец. Приглядитесь, кстати, к парапетам набережных и ограждениям на московских бульварах, чаще всего встретится именно этот узор. Классицизм умер, да здравствует классицизм!
На рубеже XIX XX веков российское общество, особенно в Москве, познало изобилие особого свойства. Множество стилей, течений и школ либо мирно соседствовали, либо яростно сражались друг с другом, а то и сливались воедино в эклектическом экстазе, отчего не обязательно рождаются, между прочим, уродливые дети. Одним из наиболее ярких и типичных примеров эклектики может служить дом № 1 страхового общества "Россия", что в Бобровом переулке, явное подражание итальянским палаццо времен ренессанса. Архитектор О. В. Дессин сумел смешать в проекте ворот и ограды все стили от барокко до готики.
| Картуш ограды здания МГУ. Проспект Маркса (ул. Моховая), дом 20. Архитектор Е. Д. Тюрин. 1833 1836 гг. Чугун, литье. |
В это же время в России идет непрестанная борьба двух течений русского стиля: так называемого русско-византийского, официозно-официального, и русского "народного". Последний опирался на богатейшие традиции народного творчества и широко использовал "узорочье" национальных мотивов, как, например, узоры ограды бывшего особняка купца Н. В. Игумнова на Якиманке (сейчас в нем находится посольство Франции).
Одним из наиболее ярких мастеров московского модерна стал, безусловно, Ф. О. Шехтель, прославившийся такими работами, как особняк на Малой Никитской, принадлежавший Рябушинскому (ныне музей-квартира А. М. Горького), здание МХАТа в Камергерском переулке потрясающее завершенностью воплощения творческого замысла, вплоть до таких элементов декора, как фонари и дверные ручки. Заметную лепту в недолгое, но бурное развитие модерна внесли архитекторы А. О. Гунст, Л. Н. Кекушев, А. Ф. Любимов, скульптор Н. А. Андреев и многие, многие другие, кто начертал письмена на скрижалях истории из чугуна и стали.
Может показаться, что мы обращаем внимание на мелочи, вещи незначительные: ограды, решетки, ворота... Это всего-навсего детали городского декора. Но как много они нам говорят о вкусах, стиле, эпохе и мастерстве.
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|