Анатолий Джапаков(Екатеринбург)
Верх-Исетский металлургический завод (ВИЗ) крупнейший в стране производитель наиболее качественных марок электротехнических сталей. Он же одно из старейших металлургических предприятий страны. В нынешнем году ВИЗу исполнится 270 лет. Он выдал первую продукцию через три года после того, как пушки отсалютовали в честь рождения нового российского города Екатеринбурга, которому суждено было стать важнейшим центром отечественной индустрии. Многие его ровесники, рожденные гением Петра Великого и энергией первых наших знаменитых горнозаводчиков, обветшали и умерли, не удержались на крутых переломах истории, а ВИЗ живет и в наше "смутное время" уверен в скором своем процветании.
Дела давно минувших дней
Как и многие промышленные гиганты Урала, ВИЗ строился руками каторжников. Во главе строительства стояли такие известные организаторы уральской индустрии, как знаток горного и металлургического дела, выходец из Голландии Георг Вильгельм де Геннин и выдающийся государственный деятель, автор "Истории государства Российского" Василий Никитич Татищев. Позже завод из казенного стал частным, попал в руки одного из фаворитов императрицы Елизаветы Р. Воронцова, который, не желая и не умея заниматься металлургией, продал его коллежскому ассессору Савве Яковлеву.
Покупка предприятия вместе с окрестными лесами, рудниками, приисками, крепостными, пристанью на реке Чусовой и Успенской церковью обошлась ему в 200 тыс. руб. Новый хозяин, прозванный рабочими "Собакиным", стал основателем новой уральской династии крупных промышленников.
В XIX веке продукция завода обрела мировую славу. Современники-специалисты писали, что она "... по изящности, доброте, чистоте, ровности, легкости, гибкости своей превосходна в своем роде". Железо с клеймом, изображающим соболя, тогдашняя товарная марка ВИЗа высоко ценилось на мировом рынке. Его охотно покупали не только в Европе, но и в Америке, куда оно поставлялось в количестве от 250 до 300 тыс. пудов в год.
Вторая биография
Предприятие пережило бурную историю, знало многие взлеты и падения, не раз было на грани остановки, не раз и останавливалось, но неизменно с честью выходило из всех передряг и становилось с годами все мощнее.
В конце 50-х начале 60-х годов нашего столетия металлургам стало ясно, что в рамках существовавших тогда традиционных технологий горячей прокатки нужными марками и необходимым количеством электротехнических сталей страну не обеспечить. Не один год шла борьба заводчан, специалистов "Уралгипромеза" с Госпланом и иными высокими инстанциями за коренную реконструкцию предприятия.
Речь шла о переходе в основном на выпуск холоднокатаного листового металла. Это означало ни много ни мало строительство громадного нового цеха, по существу, нового завода, работающего по иным, самым современным технологиям.
Конечно, это требовало колоссальных затрат, но что делать, если страна остро нуждалась в резком увеличении производства электроэнергии. А строительство новых электростанций, энергоузлов, реконструкция старых требовали и повышения выпуска качественного электротехнического металла.
И вот, наконец, 10 марта 1966 года экскаваторщик Борис Гузачев вынул первый ковш земли на месте, где началось рытье котлована под цех холодной прокатки (ЦХП). Эта дата одна из самых ярких в истории завода, начало его полного преображения.
Первые рулоны стали были получены на первой очереди ЦХП 17 ноября 1973 года. С этого дня, по сути, и началась вторая биография ВИЗа. Комплекс цехов холодной прокатки ныне занимает основную часть площадей завода. На 25 гектарах одного только его главного корпуса может разместиться весь "старый ВИЗ" со всеми его мартенами, электропечами, прокатными станами и травильными агрегатами. И, разумеется, главную долю в продукции занимает холоднокатаная листовая сталь.
Сегодня ВИЗ выпускает анизотропную сталь толщиной 0,23 0,50 мм, изотропную с содержанием кремния до 1,3 % толщиной 0,50 мм, другие стали, основные характеристики которых отвечают мировым стандартам. Сохранено и горячепрокатное производство. Оно выпускает так называемую "квадратную заготовку".
Делает завод и продукцию бытового назначения: стальную посуду с антипригарным покрытием, нержавеющие столовые приборы, ванны и другие товары, изготовляемые на оборудовании итальянской фирмы "Монета". Все они отличаются современным дизайном, высокими потребительскими свойствами.
История, говорят, имеет обыкновение повторяться, и она повторилась через почти два с половиной столетия. Начинали строительство завода каторжники, а на возведении ЦХП широко использовался так называемый "спецконтингент" или попросту заключенные.
Почему останавливались
В 1919 году завод остановила гражданская война. И не просто остановила. Уходя из Екатеринбурга, колчаковцы разрушили ВИЗ, привели в негодность все его оборудование. Затем завод снова было начал работать, но в 1921 году опять встал. Теперь уже под давлением треста "Гормет", в который тогда входил. Трест посчитал ВИЗ нерентабельным и бесперспективным. Руководство "Гормета" поддержал приезжавший тогда в Екатеринбург Л. Троцкий. Он предложил вместо ВИЗа построить "гигант сельскохозяйственного машиностроения".
Была уже снесена домна, получен приказ об уничтожении мартенов. Тем не менее завод удалось отстоять. Его работники смогли пробить разрешение о взятии его в аренду. И выкрутились. Сначала прокатали на рельсы старые снарядные заготовки и обменяли их у шахтеров на муку. Нашли и иные возможности для того, что мы сегодня называем бартером. Предприятие ожило и скоро опять стало государственным.
В следующий раз ВИЗ остановился в 1993 году. Причина та же, что и у многих других предприятий. У потребителей на внутреннем рынке (а львиная доля продукции шла им) не стало денег, сократились объемы реализации, образовался острый дефицит оборотных средств.
Но уже в следующем году выход был найден. Три промышленных гиганта: ВИЗ, "Уралтрансгаз" (дочернее предприятие РАО "Газпром"), АО "Мечел" (Челябинский металлургический комбинат, традиционно поставляющий ВИЗу подкат полуфабрикат для производства холоднокатаного листа) заключили соглашение о взаимозачетах.
Схема простая. ВИЗ получает подкат у челябинцев, делает из него свою продукцию и реализует ее на внешнем рынке, после чего расплачивается за "газовые долги" челябинцев. К тому времени ВИЗ прочно завоевал место на внешнем рынке, стал направлять туда 92 % холоднокатаного листа и 70 % "квадратной заготовки".
Для проведения взаимозачетов партнеры создали объединение АО "Межотраслевой концерн "Уралметпром" по существу посредник в их деловых взаимоотношениях. Поначалу система работала вполне эффективно. Производство электротехнической стали на ВИЗе возросло с 3 3,5 тыс. т в месяц до 10 11,5 тыс. т. Но потом ...
Гримасы приватизации
В том, что произошло потом, разобраться нелегко. Концерн "Уралметпром" во всем обвиняет ВИЗ. Он, в свою очередь, концерн. Руководство "Уралметпрома" утверждает, что завод прекратил выплату по взаимозачетам и потому ему перестали поставлять подкат из Челябинска.
Заместитель же генерального директора ВИЗа В. Малков рисует ситуацию совсем по-другому. По его словам, "Уралметпром" потребовал изменения схемы, а именно: концерн сам реализует всю продукцию ВИЗа и платит ему лишь за передел ее из подката. После чего концерн рассчитывается с газовиками.
Металлургам это не подходит. Они большими трудами зарабатывали себе репутацию на внешнем рынке, наладили там связи, а теперь все это отдать в чужие руки? К тому же плату за передел "Уралметпром" предлагает низкую. Все это, говорит В. Малков, означает не что иное, как потерю независимости предприятия.
В ответ на отказ ВИЗа от этой схемы концерн остановил поставку подката. Завод рассчитывался за него после реализации своей продукции, т. е. месяца через три после получения подката. Но вот он перестал поступать. Плюс к тому "валютный коридор", сделавший убыточным производство "квадратной заготовки". Так образовалась задолженность. На нее стали расти пени и штрафы.
Теперь "Уралметпром" предъявил в арбитраж иск о взыскании с ВИЗа 150 млрд. руб. Завод признает только часть этой суммы. Поскольку подката из Челябинска нет, производство холоднокатаного листа упало до 3 3,5 тыс. т в месяц.
Интересно, что одновременно с развитием этого конфликта у заводских корпусов появился автобус, в котором сотрудники некой фирмы "Союз Т" активно скупают у рабочих акции. И многие, видя падение производства, спешат от них избавиться, тем более, что пошли, хоть и незначительные, но задержки зарплаты.
Заводчане попытались выяснить, что это за "Союз Т"? Пришли по указанному адресу и обнаружили полуподвал с несколькими швейными машинками. Руководителя найти не удалось, и откуда у этой, судя по всему, небольшой фирмы средства на кампанию по скупке акций, которые постоянно повышаются в цене, непонятно. Кроме того, она так и не представила документы, дающие ей право совершать подобные сделки, потому и не внесена в реестр акционеров, т. е., имея акции, не является акционером.
Тем не менее, недавно на ВИЗ пришла бумага, в которой "Союз Т" требует ни много ни мало переизбрания совета директоров и предлагает свой состав, в котором значатся и имена руководителей "Уралметпрома"...
Из всей этой истории ясно только одно: идет борьба за передел собственности. ВИЗ кусочек лакомый и очень многим хотелось бы прибрать его к рукам. Тем более, что сегодняшнее его положение вовсе не трагично.
Договоры о поставке подката заключены с Липецком, с немецкими и американскими фирмами. Полуфабрикат уже пошел, и поставки его будут увеличиваться. Завод, как мне сказали его руководители, рентабелен при производстве 120 тыс. т стали в год, а в нынешнем году ВИЗ планирует и имеет возможность выпустить ее в объеме 200 тыс.
Не впервой этому предприятию попадать в сложные ситуации. Не впервой и выходить из них с честью. Сейчас у ВИЗа есть все предпосылки, чтобы преодолеть нынешние трудности и снова пойти на взлет.
|