Али Махдави
Председатель группы компаний "Воралко"
Питер Драгадзе
Специально для журнала "Металлы Евразии"
"Воралко" не самая крупная иностранная компания, торгующая металлами с Россией, но она тем не менее одна из самых опытных и динамичных в этой сфере. В нынешнем году "Воралко" отметит пятую годовщину своего сотрудничества с республиками бывшего Советского Союза.
Работать в России нелегко, ситуация часто непредсказуема, заявил Али Махдави, председатель группы компаний "Воралко". Существует ряд как позитивных, так и негативных моментов. Но эта страна имеет великое будущее. Мы пришли сюда, чтобы остаться.
Али Махдави, выходец из Ирана, а в настоящее время британский подданный, необыкновенно проницательный и дальновидный руководитель. Он быстро принимает решения, которые, как правило, оказываются верными, в чем убеждаются его коллеги и партнеры финансисты. Свидетельство тому ежегодные многомиллионные поставки товаров во все страны мира. Хорошие результаты его устраивают. С плохими он смиряется. И если сделка завершается не самым лучшим образом, он принимает это как нечто неизбежное, подобно игроку.
Если всякий раз, когда у вас возникают проблемы в бизнесе с металлами, вы будете плакать, считайте, что через пять минут ваша песенка спета, замечает он, пожав плечами.
Мы сделали несколько снимков Али Махдави в его московском офисе, беседовали с ним в штаб-квартире "Воралко" в Лондоне, чей штат состоит из специалистов самых разных национальностей, в том числе иранцев, австралийцев, англичан, ирландцев, греков, поляков, русских, грузин, индийцев, югославов и китайцев.
u u u
Г-н Махдави, расскажите, пожалуйста, о "Воралко" и о себе.
Я начал сотрудничать с русскими в 1975 году, будучи в Иране. Российско-иранские торговые отношения в то время были очень хорошими, чему способствовало наше соседство с Азербайджаном. Я занимался импортом стали и цемента из России в Иран на постоянной долгосрочной основе. Я переехал в Лондон в 1983 году и основал "Воралко", которая в то время занималась в основном торговлей цветными металлами с Ближним Востоком. С тех пор наша группа успешно переросла в международный торговый дом со штаб-квартирой в Лондоне, представительствами в Москве и агентствами по всему миру. Число партнеров и география нашей деятельности значительно расширились. В настоящее время мы занимаемся бизнесом в Европе, США, Канаде, Венесуэле, Индии, Африке, Австралии, Китае, а также в России и других странах СНГ. Основной вид деятельности торговля цветными металлами и металлоломом, а также поставки сырья для плавильных и рафинировочных производств. Кроме того, мы торгуем некоторыми редкими металлами, сталью и продукцией легкой промышленности. "Воралко" также осуществляет техническую и финансовую экспертизу металлургических предприятий, помогая им производить металлы более высокого качества и более эффективным способом, путем предварительного финансирования для приобретения нового оборудования и модернизации технологических процессов. В конце 1991 года, в начале эпохи гласности, ряд предприятий российской алюминиевой промышленности обратился к нам с просьбой оказать содействие в поддержании работоспособности производственных мощностей. "Воралко" откликнулась и с тех пор оказывает такую поддержку. Это относится не только к металлургической промышленности. К примеру, мы разделяем увлечение русских футболом и планируем поставить новые футбольные мячи и формы, специально сшитые для наших друзей в Российской Федерации.
u u u
Вы начали сотрудничать еще с Советским Союзом, а сейчас сотрудничаете с Российской Федерацией. Что вы можете сказать по поводу произошедших изменений, тех позитивных и негативных моментах, о которых вы упоминали ранее?
С 1986 по 1990 год мы сотрудничали с "Разноимпортом", в то время одной из самых передовых компаний по торговле цветными металлами. И хотя мы имели дело с несколькими металлами, в том числе алюминием и медью, мы зн али только "Разноимпорт". Мы не имели представления о самой отрасли и даже не знали названий предприятий. Мы просто подписывали контракты с "Разноимпортом". Сотрудничество налаживалось долго, но нам было легко работать в то время. Затем ситуация изменилась. В 1992 году опытным торговым фирмам удалось установить прямые связи с производителями. Они начали работать с заводами по толлингу, и ситуация на определенном уровне контролировалась. Поставлялось сырье, а металлы вывозились. Если Россия хочет остаться на мировом рынке металлов, только государство должно определять ситуацию на предприятиях. Должны быть найдены конкретные решения для российской металлургии, где существует слишком большая зависимость от многих других обстоятельств, прежде всего из-за проблем с задолженностями и налогами. Как вы знаете, производители металлоизделий зависят от сталеваров, сталевары от горнодобытчиков, те в свою очередь от шахтеров и энергетиков. Заводы находятся в огромном напряжении, расплачиваясь с долгами и продолжая непрерывно работать. Более того, на большинстве заводов 10 000 работников выполняют работу, которую могут выполнить 2 000. Добавьте к этому слабое социальное обеспечение. Это вопрос не только денег. Развал коммунистической системы привел к разрушению инфраструктуры, возник вакуум. Лишь сейчас постепенно происходит переход от ситуации, в которой мы, иностранцы, могли общаться только с "Разноимпортом", к рыночным связям.
u u u
Что же иностранные компании теперь делают?
Многие иностранные компании, в том числе и наша, пытаются приобрести акции, чтобы затем приступить к инвестициям. В этом случае инвестиции будут надежными, а заводы получат возможность совершенствовать производство.
u u u
Что вы можете сказать по поводу проблемы рабочей силы? Ведь всему миру известно, что в российской промышленности избыток рабочей силы.
Я думаю, что рабочая сила в той или иной степени должна быть пропорциональна уровню технологии. Поскольку вы не можете просто убрать работников из России, вы должны совершенствовать технологию в соответствии с западными стандартами и постепенно сокращать численность рабочей силы на конкретных предприятиях. Но сами по себе новые технологии в металлургии привнесут большее число технологий в другие российские отрасли, создавая цепь предприятий, делая их производство более эффективным и обеспечивая новые рабочие места.
u u u
Мы говорили о некоторых недостатках, связанных с бизнесом в России. Что вы можете сказать о позитивных моментах?
В горно-металлургической отрасли России работают великолепные специалисты: инженеры, технологи и квалифицированные рабочие. Могу без преувеличения сказать, что в России самое большое количество образованных специалистов в мире. Это основной капитал для иностранных компаний, которые приходят в Россию с целью делать инвестиции. Во многих странах мира не знаешь, откуда взять специалистов, в то время как в России такой проблемы не существует. Вот здесь и должна начать функционировать технологическая цепочка. В России много квалифицированных и опытных специалистов, которые могут переходить с одной работы на другую.
u u u
В России нередко выражают неудовольствие по поводу деятельности иностранных компаний в металлургии. Что вы думаете по этому поводу?
Среди иностранцев, равно как и среди русских, есть слишком жадные люди. В конце концов, это может погубить Россию на международном рынке. Я имею в виду следующее. Иногда крупные иностранные торговые дома, имея солидный доступ к денежным фондам, создают монополию, при помощи которой они способны разрушить многие предприятия металлургической отрасли. Это не приватизация. Это монополия, создающая другую монополию с привлечением значительного иностранного капитала. Вместо этого русским следовало бы создать здоровый конкурентоспособный рынок и таким образом поддерживать собственную индустрию и привлекать больше иностранных инвестиций.
u u u
Нам известно, что "Воралко" планировала осуществить инвестиции в крупный металлургический завод в России. Но этот проект был отложен до тех пор, пока его стоимость будет более реалистичной. Это правда?
Абсолютно верно. И в этом в большей степени повинно государство, нежели руководители завода. Иностранному капиталу необходимо предоставлять больше налоговых привилегий, скажем, пятилетний льготный период, как это практикуется, например, правительствами Уэльса и Северной Ирландии. Только и всего.
u u u
Вы часто говорите о "Воралко" как о компании средней руки, но ваши конкуренты в Лондоне утверждают, что вы преуменьшаете возможности вашей компании?
Что касается оборота и качества металлов, да, мы котируемся на средне-высоком уровне. И не только в России, но и в мире. Мы много раз рисковали, за что были вознаграждены. Наша сила в цветных металлах, особенно алюминии, никеле, а также углеперерабатывающей промышленности. Мы помогаем нашим партнерам и одновременно растем сами. Мы проводим особенно активную деятельность в Таджикистане, но хотели бы расширить ее также в России.
u u u
Очевидно, что вы не боитесь делать инвестиции в России. Можете ли вы рекомендовать более скептически настроенным коллегам последовать вашему примеру?
Я бы рекомендовал это сделать смелым, но не слишком нервным бизнесменам. Российский потребительский рынок расширяется в каждой отрасли. Рынок теперь открыт, а русские очень быстры и умны. Они овладевают западными технологиями, западным опытом, западными экономическими методами, которые они сочетают с русским талантом. Да, в начале была неразбериха, но сейчас пыль оседает. Я думаю, что бы ни произошло на политической арене, кто бы ни пришел к власти, какие бы изменения ни произошли в ближайшие два-три года ничто драматически не повлияет на финансовый рынок. Я оптимистичен в том, что Россия имеет богатые возможности, что Россия очень хороший потенциальный рынок для людей, занятых в бизнесе металлов, как и мы.
|