Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Письма в редакцию Первая линия Экономика Евразия, 2005 год Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Горное дело Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Конфиденциально Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла Инвестиции и финансы
Экономика
№2' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ
РОССИЙСКАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ В КОЛЛИЗИИ МЕЖДУ НЕПЛАТЕЖАМИ И "ВАЛЮТНЫМ КОРИДОРОМ"



Леонид Шевелев
Заместитель председателя Комитета РФ по металлургии

Леонид Шевелев     Металлургию в первой половине 1995 года величали "локомотивом", который вытянет из депрессии народное хозяйство России. И в самом деле, к лету выплавка и экспорт стали демонстрировали динамизм и прибыльность. Осенью и зимой металлургические гиганты России, увы, оказались в числе крупнейших должников, понесших триллионы рублей убытков.
    Почему же "локомотив" сошел с колеи?
    Да, несмотря на продолжающийся спад производства в отраслях – потребителях металла, предприятия черной металлургии в 1995 году не только стабилизировали уровень выпуска, но и обеспечили рост производства всех видов металлопродукции на 3 – 9 % (табл. 1, 2). Подъем производства произошел в основном за счет увеличения поставок на экспорт в страны дальнего зарубежья, а также более широкого использования толлинговых операций. Однако спрос на металлопродукцию на внутреннем рынке России в 1995 году снизился по сравнению с 1991 годом по всем ее видам в 2 – 3 раза. В частности, потребление готового проката снизилось с 56,7 млн. т до 19,5 млн. т, тогда как в Японии, Китае и США оно составило 80 – 100 млн. т.
    Между тем использование производственных мощностей составило: по железной руде – 87,2 %, коксу – 83,1 %, чугуну – 76,3 %, стали – 63,9 %, прокату – 67,3 %, стальным трубам – 33,1 %. Характерен сам нисходящий порядок приведенных цифр. Техническое состояние металлургического комплекса характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (50 – 70 %) и технической отсталостью. В частности, доля прогрессивного кислородно-конвертерного способа производства стали составляет всего 35 %, в то время как в США, Японии, Германии – 75 – 83 %. Еще хуже обстоит дело с применением непрерывной разливки стали, изобретенной российскими металлургами. Доля ее в России составила 24 %, в то время как в США, Японии, Германии – 85 – 94 %. Промышленность необъятной России сегодня потребляет столько же металла, сколько государство с булавочную головку на глобусе – Тайвань.

    Эффект домино

    Подъем производства продукции металлургии в 1995 году по сравнению с 1994 годом не привел к улучшению финансового состояния предприятий отрасли. Рост цен на продукцию отраслей-монополистов съедал их прибыли вкупе с не отражающим реальной покупательной способности на оптовом рынке "стреноженным" курсом рубля к доллару США ("валютный коридор"), непомерным бременем налогов, жесткой бюджетной и финансово-кредитной политикой правительства. Общая неплатежеспособность привела к увеличению доли продукции, реализуемой по взаиморасчетам. Предприятия вынуждены строить свою финансовую систему в основном за счет привлечения дорогих кредитов. Такие предприятия, как АО "Носта", АО "Амурсталь", АО "Запсибметкомбинат" и ряд других, полностью утратили свой оборотный капитал и существуют только за счет заимных средств. В связи с этим финансовым неблагополучием на предприятиях отрасли не на что выплачивать заработную плату, погашать кредиты, делать платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
    Анализ изменения структуры затрат на металлопродукцию показывает, что доля расходов на топливо и энергию составила в 1995 г. 25,1 % против 9,6 % в 1991 г., железнодорожных перевозок соответственно 19,5 % против 6,3 %. В истекшем году тарифы на электроэнергию повысились в 2,9 раза, грузовые перевозки – в 2,4 раза, цены на коксующие угли – в 2,6 раза, природный газ – в 2,56 раза, топочный мазут – в 2,7 раза. Услуги и поставки естественных монополий (электроэнергия, транспорт, топливо) в 1995 году составили в структуре затрат 50,1 % против 17,7 % в 1991 году.
    Такого ценового натиска монополистов не выдержала бы ни одна металлургическая промышленность развитых стран. Что бы ни говорили адепты "свободной конкуренции" о "монстрах" отечественной индустрии, механика монопольного ценового диктата проста и слепа. Например, сокращение государственной дотации предприятиям угольной промышленности вынуждает их непрестанно повышать цены более высокими темпами, чем цены на металлопродукцию. Это ведет к росту затрат и, соответственно, к повышению цен в смежных отраслях (энергетика, транспорт, химическая промышленность, металлургия и др.). При этом рост цен на уголь никак не приводит к улучшению финансового положения предприятий угольной промышленности. Напротив, происходят неизбежное дальнейшее снижение платежеспособного спроса и сокращение объемов производства. В 1995 году внутренние цены на коксующие угли превысили мировые на 10 – 15 %.
    Повышение цен на уголь на один рубль приводит к своеобразному эффекту домино по всей ценовой цепочке и, в конечном счете, к росту цен на потребительские товары на 10 рублей, не достигая при этом финансовой обеспеченности, провоцируя рост заработной платы практически во всех отраслях промышленности. В этой ситуации целевая государственная поддержка угольной промышленности, как подтверждает зарубежный опыт рыночного хозяйства на примере Рура, способствовала бы снижению цен на продукцию базовых отраслей промышленности, в том числе и на сталь, а также на тарифы транспортных перевозок.

Таблица 1. Основные показатели работы предприятий черной металлургии за 1996 г.

    Правила игры менялись по ходу

    Рентабельность к себестоимости продукции в 1995 году в целом по отрасли составила 17,4 %, но в IV квартале 1995 г. упала до 5,0 %, что не позволяет выплатить налоги и платежи в бюджет. Многие неизбежные затраты из прибыли предприятий (на содержание социальной сферы, фонды накопления для инвестирования производства и налог на прибыль) оказываются невозможными из-за безденежья.
    Активная экспортная политика, проводимая предприятиями отрасли, позволила обеспечить устойчивую работу металлургии в I полугодии 1995 года. Этому способствовала проведенная Комитетом РФ по металлургии в течение 1994 – 1995 гг. работа по регулированию внешнеэкономической деятельности и защиты интересов отечественных экспортеров металлургии. Эта динамика на фоне депрессии в других отраслях обещала для экономики в целом весьма немало. Но правила игры были изменены довольно резко в условиях, когда портфели экспортных поставок были сформированы загодя и не могли быть упразднены. В результате введения "валютного коридора" и за счет совместного действия таких факторов, как снижение рублевого покрытия, опережающий рост цен и тарифов на продукцию естественных монополий, и сохранения инфляции при "твердом" рубле убытки от экспорта металлопродукции в расчете на год составили астрономическую сумму – 17 трлн. руб. Освобождение от уплаты экспортных пошлин составило менее 6%, т. е. всего около 1 трлн. руб. и не оказало существенного влияния на повышение эффективности экспорта. В результате поставки металлопродукции на экспорт стали убыточными. По листовому прокату доля убыточности колебалась от -11 до -40 %, по сортовому прокату – от -15 до -40 %. Если сохранится такая ситуация и дальше, то все предприятия металлургии, экспортирующие металлопродукцию, в I квартале 1996 года станут сплошь убыточными. Если и дальше все пойдет по наезженной колее "принудительной" убыточности, то в 1996 году, если не принять оздоровительных мер, последует спад производства на 20 – 30 %. Это и подтверждается данными по объему производства в I квартале 1996 года – спад ожидается на уровне 15 – 20 %.
    В 1994 – 1995 годах Комитет Российской Федерации по металлургии провел серьезную работу по обоснованию снижения ставок импортных пошлин. В результате от уплаты таможенных пошлин освобожден импорт отходов и лома черных металлов, марганца и изделий из него, грузовых подъемников, лебедок, специальных погрузчиков для горнорудной промышленности, компрессоров для бытовых холодильников (завод "Стинол") и др.
    Ставки ввозимых таможенных пошлин повышены на 5 – 10 пунктов на те виды технологического оборудования, импорт которого освобожден с декабря 1994 года от уплаты НДС и спецналога (21,5 %).

Таблица 2. Темпы изменения объемов производства основных видов продукции черной металлургии в процентах к 1991 году (по Роскомметаллургии)

    Горняки тянут фискальную бечеву

    В настоящее время в связи с недостатком собственных оборотных средств отдельные предприятия отрасли вынужденно работают по схеме "финансы – сырье – товар", предусматривающей привлечение иностранного капитала для оплаты сырья и транспортных расходов российским производителям с последующими "натуральными" расчетами с инофирмами продукцией собственного производства. Большая работа проделана комитетом по развитию внешних экспортных толлинговых операций, а также по освобождению курсовых разниц от налогообложения. В результате этих мероприятий предприятия металлургии получили господдержку в сумме около 12,5 трлн. руб.
    На особом месте в металлургии стоит забота о развитии ее рудносырьевой базы. Финансовое состояние в горнорудной подотрасли в 1995 году продолжало оставаться напряженным, что в значительной степени определяется продолжающимися неплатежами, ростом цен на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, оборудование и тарифами на перевозки.

Таблица 3. Производительность труда в натуральном выражении на ряде предприятий черной металлургии в 1990 и 1995 гг.

    Следует отметить, что налоги, уплачиваемые горнорудными предприятиями, значительно выше среднеотраслевых показателей. Так, если за 1994 год в целом по отрасли с каждого рубля реализованной продукции уплачено 12,7 коп., то по горнорудным предприятиям 25,4 коп. Это в значительной степени определяется тем, что горнодобывающие предприятия уплачивают еще и дополнительные специфические налоги, такие как плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за землю и др., которые составили в 1994 году 201,8 млрд. руб., а в 1995 г. их размер составил 481,8 млрд. руб., или 30 % от балансовой прибыли.
    На совместных коллегиях Минэкономики России и Роскомметаллургии, а затем и заседании Правительства рассмотрена критическая ситуация, сложившаяся на предприятиях горнодобывающей промышленности. Намечены меры по уточнению налогооблагаемой базы горнорудных предприятий, созданию централизованного внебюджетного инвестиционного фонда развития сырьевой базы металлургии на основе ускоренной амортизации, выделения кредитов для финансирования работ по развитию сырьевой базы в соответствии с мероприятиями Федеральной программы технического перевооружения и развития металлургии России (1993 – 2000 г.г.).
    Несмотря на финансовые трудности, в 1995 году выполнялись мероприятия федеральной программы. Расчетная потребность в капитальных вложениях определялась в размере 9,6 трлн. руб. Финансовое обеспечение предусматривалось в основном за счет собственных средств. В 1995 году за счет всех источников финансирования на строительстве объектов производственного и непроизводственного назначения освоено 8 трлн. руб. (83 % годового объема), в том числе за счет собственных средств предприятий – 6 трлн. руб., привлеченных средств (кредиты коммерческих банков и инвесторов, средства от продажи акций и эмиссии ценных бумаг) – 1,1 трлн. руб., бюджета – 0,1 трлн. руб., других источников – 0,8 трлн. руб. 80 % от общего объема освоенных средств пришлись на объекты федеральной программы технического перевооружения и развития металлургии.

    Выход есть

    Каким видится выход из финансового тупика, в который вовлекается российская металлургия?
    Приоритетными для отрасли на 1996 год являются следующие задачи:
    – более эффективное использование имеющихся экономических механизмов по поддержанию и наращиванию производства;
    – восполнение собственных оборотных средств предприятий;
    – активизация работы по привлечению отечественных и иностранных кредитов для осуществления мероприятий по обеспечению конкурентоспособности продукции;
    – снижение издержек на производство продукции и стабилизация на этой основе оптовых цен на металл;
    – заключение долгосрочных ценовых картельных соглашений с целью сдерживания роста цен;
    – повышение качественного уровня проработки условий контрактов на реализацию продукции с целью установления максимально возможных цен и контроля за их исполнением;
    – коррекция объемов инвестиционных программ с учетом реальных финансовых возможностей.



ДЕСЯТИКРАТНОЕ СНИЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ В 1996 ГОДУ – ПЛАТА МЕТАЛЛУРГИИ ЗА ФИНАНСОВУЮ СТАБИЛИЗАЦИЮ?
(ИЗ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЗАПИСКИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РФ)

    Рабочая группа по проведению систематического анализа состояния и прогноза конъюнктуры всех сегментов финансового рынка в 1995 – 1996 гг. с позиции экономической безопасности страны рассмотрела вопрос о влиянии динамики обменного курса рубля на ситуацию в экспортно-ориентированных отраслях.
    В июне 1995 г. имело место существенное повышение обменного курса рубля. В дальнейшем в результате действий Банка России и введения "валютного коридора" удалось приостановить дальнейшее повышение обменного курса рубля, который до конца 1995 г. практически стабилизировался. Вместе с тем рост внутренних цен, хотя и меньшими темпами, продолжался.
    Это привело к снижению эффективности экспорта, которая, по расчетам Банка России, уже в июне 1995 г. составила всего 11 % против 65 % в январе. В августе эффективность экспорта имела уже отрицательное значение (-15 %). В последующие месяцы в результате снижения с 1 сентября ставок вывозных пошлин эта отрицательная величина несколько уменьшилась, но так и не стала положительной.
    Следует подчеркнуть, что для экономики в целом оздоровляющий эффект введения "валютного коридора" благоприятно сказался на ее продвижении к состоянию финансовой и макроэкономической стабилизации. В то же время финансовое положение предприятий-экспортеров существенно осложнилось.
    Есть основание полагать, что создавшаяся ситуация существенно повлияла на динамику экспорта и положение в экспортно-ориентированных отраслях. Несмотря на то, что в целом по итогам 1995 г. стоимостной объем экспорта вырос в III и IV кварталах (после введения "валютного коридора"), наблюдалось существенное, примерно в два раза, замедление его роста по сравнению с I и II кварталами. По расчетам Банка России, начиная с июля 1995 г., проявилась тенденция снижения индекса физического объема экспорта.
    Наиболее сильно снижение эффективности экспорта сказалось на ситуации в черной и цветной металлургии, а также на ряде машиностроительных предприятий, экспортирующих свою продукцию. В существенной мере из-за этого (хотя, безусловно, были и другие причины) значительно изменилась к концу 1995 г. динамика объемов производства в этих отраслях. В черной металлургии заметно снизились темпы роста производства. В цветной металлургии рост сменился спадом, а в машиностроении ежемесячный спад производства увеличился с 2 – 5 % в I полугодии 1995 г. до 10 % в октябре и 23 % в декабре.
    Аналогичная ситуация прогнозируется "отраслевиками" и на 1996 г. Так, в металлургической промышленности, по расчетам Роскомметаллургии, вследствие убыточности экспорта продукции неизбежен спад производства в 1996 г., в частности, по металлопрокату – на 40 %, алюминию – на 25 %. В результате прибыль составит в 1996 г. 1,5 трлн. руб. против 15 трлн. руб. в 1995 г. При этом бюджеты всех уровней недополучат в виде налогов 4,7 трлн. руб.
    Глубинные причины финансовых трудностей заключаются в затратном характере отечественного производства и закрепившейся на почве монополизма инфляции издержек. Однако многие экспортеры-производители склонны видеть в введении "валютного коридора" первопричину их неприятностей.
    Настойчивые предложения об отмене "валютного коридора" и снижении обменного курса рубля до уровня 6000 – 6500 руб./долл., обеспечивающего необходимую для производителей эффективность экспорта, являются неприемлемыми.
    Стратегическое направление – повышение конкурентоспособности отечественного экспорта. Решение находится в русле снижения издержек производства, внедрения новых технологий, повышения качества продукции, оптимизации управления и использования других долговременных факторов.
    Вместе с тем все эти мероприятия требуют значительных финансовых и временных затрат. Поэтому возникает необходимость незамедлительного осуществления комплекса государственных мер по повышению эффективности экспорта.
    Правительство России уже приняло ряд срочных стабилизирующих мер государственной поддержки экспортеров.
    Во-первых, совместным решением Правительства РФ и Банка России (30 ноября 1995 г.) при продлении режима "валютного коридора" на I полугодие 1996 г. была повышена его верхняя граница с 4900 до 5150 руб. за доллар США...
    Во-вторых, Указом Президента России устанавливается, что в I полугодии 1996 г. среднемесячный рост цен на продукцию и услуги естественных монополий не должен превышать среднемесячного роста индекса цен на промышленную продукцию.
    В-третьих, подготовлена Федеральная программа развития экспорта, главной целью которой является оказание содействия формированию высокоэффективных экспортно-ориентированных секторов экономики для последовательной модернизации и повышения конкурентоспособности российской промышленности. Реализация программы рассчитана на 10 лет и включает в себя несколько этапов. В то же время в программе содержится и план мероприятий по государственной поддержке экспорта в текущем году с разбивкой по кварталам и указанием министерств-исполнителей. Правда, из-за ограниченности финансовых ресурсов государства в 1996 г. предлагаемые меры носят в основном характер нормативно-правовой и организационной поддержки.
    В-четвертых, Правительством РФ разработано и принято (20 января 1996 г.) постановление "О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг", в котором намечен комплекс конкретных мер государственной поддержки предприятий-экспортеров при использовании ими механизмов кредитования экспорта, страхования экспортных кредитов, предоставления государственных гарантий. Для предприятий, производящих экспортную машинно-техническую продукцию, предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки, касающиеся вопросов предоставления на возвратной и платной (в размере половины учетной ставки Банка России) основе средств из федерального бюджета, налогообложения прибыли от экспорта в 1996 г., уплаты таможенных пошлин и налогов.
    Необходимо, например, обратить внимание правительства на медленное решение проблем, связанных с формированием и началом работы Федеральной энергетической комиссии. В ее компетенции должны быть вопросы регулирования цен на продукцию естественных монополий, вырабатывающих электрическую и тепловую энергию.
    Целесообразно также осуществить специальные меры по регулированию цен на железнодорожные и морские перевозки экспортных грузов. В настоящее время из-за высоких тарифов транспортная составляющая в цене экспортных поставок оборудования и материалов приобрела гипертрофированные размеры. Она в 3 – 4 раза превышает аналогичные международные показатели. В этих условиях целесообразно установить лимиты стоимости железнодорожных и морских перевозок для конкретных видов экспортируемых товаров. Кроме того, в целях стимулирования экспортного производства во внутренних районах страны следует ввести дифференцированные транспортные тарифы в зависимости от месторасположения предприятия-экспортера.


"ДЕШЕВЫЙ" ДОЛЛАР КАК ГЕНЕРАТОР БАНКРОТСТВ
(ИЗ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЗАПИСКИ РОСКОММЕТАЛЛУРГИИ)

    Доля экспорта на предприятиях металлургической отрасли составляет более 50 % от объема производимой продукции.
    С введением "валютного коридора" рублевое покрытие экспортной выручки во II полугодии 1995 г. против I полугодия 1995 г. снизилось на 600 руб. на один доллар США, что при неизменном объеме экспортных поставок в натуральном выражении привело к снижению экспортной выручки в расчете на год на 6,0 трлн. руб. Кроме того, сохранились ежемесячная инфляция издержек производства в размере 5 – 6 %, а также опережающий рост цен и тарифов на продукцию естественных монополий по сравнению с ростом цен на продукцию черной и цветной металлургии. В частности, цены и тарифы на продукцию и услуги топливно-энергетического комплекса возросли в 2,9 раза, в то время как на продукцию металлургического комплекса – в 2,5 раза. При этом цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий возросли в 1995 г. по сравнению с 1994 г. на электроэнергию в 2,9 раза; природный газ – в 2,6 раза; коксующий уголь – в 2,6 раза; мазут – в 2,9 раза; железнодорожные перевозки – в 2,4 раза.
    Если сохранится такая ситуация и дальше, то все предприятия металлургии, экспортирующие металлопродукцию, в I квартале 1996 г. станут убыточными.
    Металлопродукция, реализуемая на внутреннем рынке, будет иметь цены выше мировых, купить которую отечественные потребители будут не в состоянии. Практически речь идет о полной остановке значительной части металлургических агрегатов, что в условиях круглосуточной работы, высоких температур и давлений приведет к невозможности их пуска в ближайшее время, даже при выделении необходимых оборотных средств. Негативные последствия скажутся и на смежных отраслях, прежде всего на предприятиях угольной и электроэнергетической промышленности, железнодорожном транспорте, так как сократится потребность в электроэнергии, угле и других видах топлива, в объеме перевозимых грузов. Все это приведет к сокращению рабочих мест во всех отраслях экономики и обострит социальную обстановку в регионах. В связи с чем предлагается:
    – исчисление курса рубля к доллару корректировать на уровень официальной инфляции;
    – ввести "валютный коэффициент" с дифференциацией по отраслям промышленности;
    – стимулировать производство продукции инвестиционного назначения путем налоговых льгот и дотаций;
    – предусмотреть льготное налогообложение для высокоэкономичных и экологически безопасных процессов, технологий и видов продукции, более производительного оборудования.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение