Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Международное обозрение Редкие и редкоземельные металлы Драгоценные металлы и камни Экология Вторичное сырье Наука и технологии История Навоийский горно-металлургический комбинат. Плацдарм промышленного роста
Специальный выпуск
Навоийский горно-металлургический комбинат. Плацдарм промышленного роста
№4' 2003 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5
6

УЗБЕКИСТАН НАРАЩИВАЕТ ДОБЫЧУ ЗОЛОТА



Николай Кучерский
Генеральный директор Навоийского горно-металлургического комбината

Николай Кучерский
Николай Кучерский
    – В минувший период отмечался значительный подъем мировых цен на золото, которые достигали пиковых отметок. Как ваше предприятие воспользовалось столь благоприятной конъюнктурой?
    – Цены на мировом рынке действительно были выгодными для производителей. Если в 2000–2001 годах золото стоило 250–270 долл. за унцию, то в первой половине этого года его цена несколько раз поднималась до 370 долл. и выше, а однажды была зафиксирована на отметке 385 долл. за унцию. Нас это, конечно, радует. Недавно продукция и система пробирного контроля НГМК успешно прошли переаттестацию в Лондоне: арбитражная лаборатория LBMA вновь подтвердила репутацию нашего золота как самого чистого в мире. Мы вполне удовлетворены тем, что эта продукция наконец-то находит достойную рыночную оценку.
    Благодаря росту цен значительно увеличились валютные поступления Республики Узбекистан, и государство смогло активно поддержать нас в решении задач, связанных с дальнейшим развитием производства. Под гарантии правительства мы получили возможность приобрести более мощную горную технику на сумму 30 млн долл. Фирма «Терекс» поставляет нам два экскаватора с емкостью ковша 26 м3, а компания «Катерпиллар» – десять карьерных автосамосвалов грузоподъемностью 190 т.
    Повысилась инвестиционная привлекательность нашего комбината. Это помогло успешно завершить переговоры с иностранными банками об открытии кредитной линии на 200 млн долл. для строительства горно-металлургического комплекса на объединенной сырьевой базе двух золоторудных месторождений – Кокпатас и Даугызтау. Сегодня мы добываем здесь 5 т золота в год, но уже через два года сможем выйти на показатель 20 т. Гарантом этой сделки, в которой участвуют «Эксимбанк» (США) и «Берлинбанк» (Германия), также выступает правительство Узбекистана.
    Все это свидетельствует о высоком уровне доверия зарубежных инвесторов к Навоийскому комбинату, к экономической политике нашего государства в целом.

    – По данным экспертов Gold Fields Mineral Services, мировое производство золота в 2002 году уменьшилось вследствие закрытия ряда рудников и снижения объемов добычи руды. Каково положение дел в Узбекистане? Какой вклад вносит НГМК?
    – Закрытие рудников – результат неблагоприятной рыночной ситуации предыдущих лет, когда золото стоило слишком дешево. Заранее было известно, что при цене менее 300 долл. за унцию многие фирмы не смогут поддерживать необходимый уровень рентабельности золотодобычи. Что и подтвердилось. Тысячи предприятий обанкротились и прекратили свое существование. Этим воспользовались мировые лидеры, которые активно скупали мелкие предприятия. В результате американская компания «Ньюмонт» вышла на первое место в мире по добыче золота, а канадская «Баррик» – на второе.
    Узбекистан благополучно пережил этот непростой период. Мы не только сохранили объемы добычи, но и наращиваем их из года в год. Навоийский комбинат вместе с СП «Зарафшан-Ньюмонт», отрабатывающим забалансовые руды Мурунтау, произвели в 2002 году столько же золота, сколько вся республика 5–6 лет назад.
    Дальнейшее увеличение объемов мы связываем со строительством новых предприятий. Об одном из них, которое через два года даст нам прирост добычи на 15 т, я уже говорил. Кроме того, мы рассматриваем проект создания с участием австралийской компании «Мультиплекс» совместного предприятия для разработки крупного месторождения золота на руднике Зармитан. Согласно предварительному ТЭО, годовая производительность этого предприятия по добыче и переработке золотосодержащей руды составит 1 млн т. На полную мощность оно должно выйти в 2006 году. С участием компаний «Интегра» и «Интертек» выполнен комплекс научно-исследовательских работ по технологии предварительного обогащения бедных и забалансовых руд автоматическими методами рудосортировки и технологии глубокого гравитационного извлечения золота. В перспективе эти методы позволят существенно улучшить технико-экономические показатели предприятия.
    Рудник Зармитан был передан НГМК в мае 2002 года. Тогда же в состав комбината вошли еще несколько объектов: Марджанбулакский рудник с золотоизвлекательной фабрикой, перспективное золоторудное месторождение Гужумсай, запасы которого оцениваются сотнями тонн золота, рудник Каракутан, разрабатывающий группу мелких золоторудных месторождений. Эти предприятия мы буквально подняли из руин и вывели на уровень нормальной работы. Теперь они начали давать такое же количество золота, как в лучше свои годы.
    Принимаются стратегические решения и в отношении других месторождений золота на территории республики. Большой интерес зарубежных компаний вызывает Ангренский проект. Среди тех, кто захотел быть допущенным к тендеру на право его разработки, – уже упомянутая компания «Баррик». Они даже обращались к нам с просьбой о содействии.
    Так что могу твердо сказать: наша золотодобывающая промышленность на подъеме, и в ближайшие годы в Узбекистане ожидается бурный рост добычи золота.

    – Какое развитие получили новые технологии производства золота – например, предварительная сортировка золотосодержащих руд, метод биовыщелачивания?
    – В октябре прошлого года мы запустили на Кокпатасе опытно-промышленный рудосортировочный комплекс мощностью 1 млн т руды. Сегодня можем сказать, что проектные показатели подтвердились: предварительное механическое обогащение позволяет увеличить содержание золота в окисленных рудах в 1,5 раза. И мы пошли дальше. Уже опробована новая схема, предусматривающая переработку смешанных руд. Рудосортировка и в этом случае хорошо себя зарекомендовала, что лишний раз говорит о широких возможностях созданной в НГМК технологии.
    На месторождениях Кокпатас и Даугызтау предстоит отрабатывать упорные сульфидно-мышьяковистые руды. Золото будет извлекаться методом бактериального окисления сульфидов или, проще говоря, биовыщелачиванием. Но поскольку сама по себе эта технология еще не позволяет достичь рентабельности всего производственного процесса, она дополняется предварительным механическим обогащением. Именно в комплексе с рудосортировкой это предприятие, базирующееся на крупных запасах золота, сможет работать экономически эффективно.

    – Удастся ли вам сохранить рентабельность, если цены на золото вновь упадут?
    – Мы рассчитали, что даже при уровне цен 250 долл. за унцию предприятие «Кокпатас-Даугызтау» будет рентабельным. А если взять весь золотопромышленный комплекс НГМК, включая Мурунтау, то и при 230 долл. за унцию он будет приносить прибыль. Современные научные разработки, которые мы за последние годы внедрили, высокопроизводительная техника на наших рудниках, новые технологические агрегаты на гидрометаллургических заводах – все это позволяет работать более эффективно, резко повысить коэффициент использования оборудования.

    – Десять лет назад начало действовать совместное предприятие «Зарафшан-Ньюмонт». За это время из отвалов карьера Мурунтау извлечено 100 т золота. А что получил в результате сотрудничества с «Ньюмонт Майнинг» ваш комбинат?
    – Действительно, 1 мая мы отметили как рубежное событие – получение первых ста тонн золота СП «Зарафшан-Ньюмонт». Но уже на этот день было выдано не 100 т, а 104 т – работа продолжается, и цифра постоянно растет. Предприятие превосходит проектные показатели как по объему производства, так и по качеству извлекаемого золота.
    Сотрудничая с компанией «Ньюмонт», наш комбинат получает валюту за счет продажи забалансовой руды и дивиденды в сумме 25 млн долл. в год. Таким образом, первый проект с участием иностранных инвесторов, который был предпринят в независимом Узбекистане, полностью себя оправдал, показав высокую работоспособность и надежность.
    В отношениях с американскими партнерами у нас есть полное взаимопонимание на профессиональном уровне. Поэтому не возникает никаких препятствий в обмене опытом. Пользу от этого сотрудничества получают и американцы. Они рассматривают наши научные достижения в горном деле прежде всего такие, которые улучшают качество отработки месторождений, и стараются применить на предприятиях, принадлежащих компании «Ньюмонт».
    Так что интерес есть и с той, и с другой стороны.

    – Навоийский горно-металлургический комбинат представляет собой многопрофильную, широко диверсифицированную компанию и осуществляет практически весь спектр производственной деятельности на западе Узбекистана. Можно ли в этой ситуации достичь высокой экономической эффективности, не прибегая к таким распространенным в бизнесе мерам, как реструктуризация, продажа части активов, создание дочерних фирм и т.д.?
    – Не будем забывать, что наш комбинат находится в центре пустыни Кызылкум. Это – специфика, с которой нужно считаться. Если бы мы решили сосредоточиться только на добыче золота, урана, фосфоритов, а всю остальную деятельность отбросить как «непрофильную», ничего хорошего из этого бы не вышло. Скажу больше: в первую очередь пострадало бы основное производство. Экономика страны пока не развилась до такого уровня, чтобы в необходимых объемах, качественно и в нужные сроки обеспечивать весь спектр потребностей комбината. Возьмите самую повседневную функцию – например, доставку продуктов питания в города, где расположены предприятия НГМК. Между ними – расстояния в сотни километров. Требуется множество специально оборудованных машин, холодильников, рефрижераторов. Ни одна коммерческая структура не в состоянии содержать такое сложное хозяйство, и значит, мы не можем передоверить эту задачу рынку. Подобным образом мы подходим к вопросам организации здравоохранения, образования, не говоря уже о тех сферах, от которых напрямую зависит нормальная жизнедеятельность комбината.

    – Очевидно, одна из таких сфер – ремонт и обслуживание оборудования. Вместо обычного ремонтно-механического цеха у вас действует целый машиностроительный комплекс, способный выполнять самые сложные виды работ, вплоть до создания собственных металлообрабатывающих станков. Что заставило расширить круг задач?
    – Навоийский машиностроительный завод создавался для того, чтобы обеспечивать запчастями нашу горную технику и оборудование. Если все, что нам требуется, закупать в России, на Украине, одни только транспортные расходы составят внушительную сумму. Добавьте риск нарушения графика поставок, который, учитывая огромную номенклатуру необходимых деталей и запчастей, весьма вероятен. Это может привести к еще большим экономическим издержкам. Мощности литейного и металлообрабатывающего производства НМЗ позволяют ежегодно выдавать 26–30 тыс. т продукции в год. Сколько вагонов потребовалось бы, чтобы перевезти такую массу металла? Заводу по силам изготовление даже таких крупногабаритных деталей, как венцовые шестерни для 7-и и 9-метровых мельниц, он способен выполнять ремонтные работы любой сложности вплоть до капитального ремонта двигателей, редукторов и гидрокоробок самосвалов большой грузоподъемности. Производственное объединение «НМЗ», как структурное подразделение комбината, решает все задачи, связанные с поддержанием работоспособности имеющегося у нас оборудования.

    – Правительство Узбекистана заявляет о заинтересованности в росте иностранных инвестиций. Не могли бы вы назвать в качестве примера некоторые из проектов, привлекательные для осуществления совместно с инвесторами из России?
    – Да, правительство республики и лично президент везде, на всех уровнях подтверждают заинтересованность нашего государства в иностранных инвесторах. Привлекательные инвестиционные проекты существуют во всех важнейших отраслях национальной экономики – в нефтедобыче, геологоразведке, горном деле, металлургии, машиностроении, а также в непроизводственной сфере – вплоть до образования и здравоохранения.
    О сотрудничестве нашего комбината с иностранными банками и компаниями я уже говорил, но можно назвать еще несколько перспективных проектов. Вместе с английской компанией «Оксус» создано совместное предприятие «Амантайтау-Голдфилз». С израильской компанией «Метал-Тек» согласованы основы стратегии по проекту горно-металлургического комплекса на базе месторождений вольфрама, серебра и золота в Учкудукском районе. С этой же компанией продолжаем переговоры по освоению урано-редкометалльных месторождений в ураноносных углеродистых сланцах. С группой компаний «Бэйтман» мы занимаемся проектом второй очереди Учкудукского горно-металлургического комплекса по добыче и переработке золотосульфидных руд и строительством второй очереди Кызылкумского фосфоритного комплекса.
    К сожалению, не могу привести ни одного примера, связанного с потенциальными инвесторами из России. Все мои попытки вывести личные контакты на уровень деловых переговоров успехом пока не увенчались. Все, чего удалось добиться, укладывается в общую договоренность с Министерством атомной энергетики РФ о том, что мы будем рассматривать возможность создания совместного предприятия по добыче урана ориентировочно в 2005 году, а может, и позднее.
    Мы официально предлагали российской стороне создавать совместные предприятия и по урану, и по золоту, но отклика не получили. И нас удивляет, что значительно больше заинтересованности к совместным проектам мы находим у американцев, у немцев, у японцев, чем у России. Хотя именно с российскими коллегами мы могли бы очень эффективно сотрудничать, поскольку понимаем друг друга с полуслова. Вероятно, есть препятствия общего порядка, и я думаю, что в скором времени они будут преодолены.

    – В таком случае можно задать вопрос о техническом сотрудничестве: например, какую технику предпочитает закупать НГМК?
    – Мы в основном пользуемся механизмами, которые изготавливаются в России и на Украине. Возьмем обогатительное оборудование. Все имеющиеся у нас на сегодня мельницы поставил Сызранский машиностроительный завод. Были ведь и другие предложения. Фирмы «Крупп» и «Сведала» пытались доказать, что их мельницы значительно эффективнее. Мы глубоко изучили этот вопрос. Оказалось, что сызранские мельницы работают примерно на том же уровне по удельному съему нагрузки с 1 м3, что и оборудование фирмы «Крупп», но как минимум в 3–4 раза дешевле. Какой смысл приобретать дорогостоящее оборудование у всемирно известных фирм? К тому же для его эксплуатации у нас нет ни оснастки, ни возможности по изготовлению запчастей – значит, за каждой деталью придется обращаться к изготовителям и платить втридорога. А для обслуживания российского оборудования у нас подготовлена вся необходимая база – есть и технологии, и оснастка, и обученный персонал. Поэтому я уверен, что у нас существуют превосходные возможности для развития и укрепления сотрудничества во всех формах, включая создание совместных предприятий.
    С Украиной дела тоже идут неплохо. Сейчас мы заказали целый комплекс оборудования для крутонаклонных конвейеров, которые позволят вести отработку месторождения Мурунтау до глубины 800 м, а возможно и до 1 км. Новые мощные дробилки будет поставлять Ново-Краматорский машиностроительный завод. Мы уверены, что это оборудование сможет эффективно и надежно работать. До сих пор украинские машиностроители нас не подводили. Что бы ни говорили конкуренты, я считаю отвалообразователь, сделанный в Краматорске, лучшим в мире. Ни у японцев, ни у немцев пока нет оборудования такого класса. У нас работают два отвалообразователя НКМЗ, они уже почти в два раза превысили нормативный срок эксплуатации, и за все это время – ни одной поломки. У них универсально решена проблема хода. Эта махина, которая весит 1,5 тыс. т, спокойно перемещается по отвалам, где рыхлый грунт. Превосходное оборудование. Имея таких партнеров, мы, конечно, сможем создать комплекс крутонаклонных конвейеров для золотодобычи. А в перспективе эта технология позволит отрабатывать открытым способом и железные руды, и запасы угля, и другие месторождения, где требуется строить глубокие карьеры, не переходя на подземные работы. 

Статья:   
1
2
3
4
5
6
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение