|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№4' 2003 |
версия для печати
|
ОТРАСЛЬ В СИСТЕМЕ ОГРАНИЧЕНИЙ |
ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ НАКАНУНЕ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ |
Игорь Буданов, Николай Суворов
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
роблемы развития российской черной металлургии приобретают все более фундаментальный характер на фоне процессов в мировой экономике и нарастающих противоречий на рынке металлопродукции, которые, по-видимому, сохранят свою остроту в обозримой перспективе. Согласно прогнозам ведущих консалтинговых организаций, в предстоящем десятилетии можно ожидать незначительного роста мирового спроса на сталь (1 1,5 % в год) при увеличении производства металла в странах-импортерах и фактическом отказе ведущих металлопроизводящих держав от сокращения избыточных мощностей. Это неизбежно повлечет за собой дальнейшее усиление ограничений в мировой торговле и, безусловно, ухудшит положение российской металлургии, решающей проблемы главным образом за счет экспорта. Меры общеэкономического характера, скажем вступление России в ВТО, вряд ли смогут кардинально изменить ситуацию.
Экспорт металлопродукции обеспечил российским производителям относительно стабильное существование на протяжении всего периода реформ. Так, в 1992 2002 годах практически не изменился объем добычи железной руды (82,1 млн т в 1992 г. и 84,2 млн т в 2002 г.), производства кокса (30,9 млн т), что во многом обеспечило экономическую устойчивость металлургических комбинатов, что проявлялось и в финансовом положении, и в уровне оплаты труда. Средняя заработная плата в черной металлургии в 2002 году на 37 % превышала общероссийский уровень. Другой важный показатель расширение экспорта, что говорит о достаточно высокой конкурентоспособности отечественной металлургии на внешних рынках.
Более того, даже в сравнении с промышленно развитыми странами ситуация на крупнейших металлургических предприятиях России выглядит благополучной. Последние годы отмечены рядом крупных банкротств. Спасение металлургических компаний США и Западной Европы во многом было обеспечено резким усилением протекционизма в мировой торговле. Расширилось использование разного рода нетарифных ограничений. Усилился процесс концентрации металлургического бизнеса в ведущих странах, что является одним из ключевых направлений повышения эффективности производства и защиты внутреннего рынка.
До последнего времени приоритет в конкурентных преимуществах отечественной металлургии отдавался в основном ценовым факторам (заниженный курс рубля по отношению к доллару, низкий, по западным меркам, уровень заработной платы, невысокие тарифы на топливно-энергетические ресурсы и т.п.) при явной недооценке производственных. Сравнительный же анализ показывает, что из-за технологического отставания удельный расход ресурсов на российских заводах на 10 20 % выше, чем на зарубежных. При этом отечественные предприятия вынуждены использовать сырье более низкого качества по содержанию железа и по горно-геологическим условиям добычи. Уровень производительности труда даже на лучших заводах в 2 3 раза уступает зарубежному. Из-за существенного отставания в использовании вторичного сырья инвестиционные потребности российской металлургии в 1,5 2 раза превышают западные. В последние 10 лет, несмотря на высокий объем российского экспорта, технологическое отставание отрасли возросло. В агрегированном виде это проявляется, например, в динамике соотношения выпуска чугуна и проката (cм. рисунок). Не следует забывать, что результатом технологических и структурных процессов в мировой металлургии 90-х годов явилась отчетливая тенденция снижения мировых цен на металлопродукцию (около 2 % в год в последние 10 лет), что также снижает эффективность российского экспорта.
Таким образом, анализ ситуации в мировой металлургии и конкурентных преимуществ отечественных производителей позволяет утверждать, что консервация современного положения в металлургической отрасли России чрезвычайно неблагоприятна с точки зрения возможных перспектив отечественной экономики. Главная, на наш взгляд, проблема заключается в том, что, ориентируясь на экспорт металла как основу развития черной металлургии, предприятия в 90-х годах обеспечивали внутренний спрос «по остаточному принципу». Концентрация ресурсов на эффективных мощностях и сокращение переделов позволили повысить эффективность производства. Однако более половины экспортируемой в настоящее время металлопродукции (окатыши, чугун, заготовки) предназначены для дальнейшей металлургической переработки. Это оборотная сторона экспортного успеха. Структура отечественной металлопродукции, в том числе экспортируемой, не отвечает потребностям технического прогресса в экономике. По мере расширения внутреннего спроса на металл закономерно возникнет структурный дефицит. Металлургия не сможет обеспечить рост экономики в качестве поставщика важнейших конструкционных материалов. Поэтому, в частности, почти не снижается потребление импортного металла на внутреннем рынке. Вместе с тем при усилении протекционистских мер на внешнем рынке отрасль не обеспечит экономический рост даже косвенно, то есть посредством роста доходов от внешнеторговой деятельности.
Анализ экономического развития России позволяет рассматривать два основных варианта изменения макроэкономических условий: в рамках нынешних тенденций и при переходе к активному росту. Как в первом, так и во втором случае черной металлургии придется столкнуться с серьезными проблемами.
Итоги 1999 2002 годов показывают, что процессы экономического роста в России (общее увеличение ВВП более чем на 20 %) оказали на черную металлургию незначительное влияние. Отрасль смогла обеспечить прибавку выпуска продукции, прежде всего, путем увеличения экспортных поставок, а не за счет расширения внутреннего рынка. Особо настораживают итоги 2002 года.
Во-первых, во многих базовых ресурсообеспечивающих отраслях исчерпан потенциал роста на основе использования свободных мощностей. Сократилось производство в электроэнергетике и угольной промышленности. Добыча коксующихся углей уменьшилась на 4,7 %.
Во-вторых, резко замедлились темпы развития металлопотребляющих отраслей. В машиностроении в 2002 году рост составил всего 2 % по сравнению с 7,2 % в 2001 году, в промышленности строительных материалов соответственно 3 % и 5,5 %. При этом важны даже не показатели изменения темпов, а их структура. Из металлоемких машиностроительных отраслей рост наблюдался только в железнодорожном машиностроении, в то время как произошло сокращение производства в тракторном и сельскохозяйственном (22,4 %), металлургическом (17,4 %), подъемно-транспортном машиностроении (9,9 %) в станкостроении (18,3 %) и даже в автомобилестроении (2,2 %). В промышленности строительных материалов производство сборных железобетонных изделий и конструкций снизилось на 9,1 %.
В-третьих, дальнейшее замедление экономического роста фактически предопределено резким снижением инвестиционной активности и ростом импортных поставок на российский рынок. Если в 2001 году вложения в основной капитал увеличились на 8,7 %, то в 2002 году рост составил всего 2,6 %. При повышении отечественного производства на 3,9 % увеличение импортных поставок составило 12,5 %. Иными словами, свои производители вытесняются с внутреннего рынка. В последние годы в нашей экономике фактически сформировался новый воспроизводственный процесс: металл и металлолом поставляются на Запад, где из них производится оборудование, покупаемое в России. Для металлургии такой процесс разорителен, так как доходы от экспорта металла не покрывают потребности в средствах для воспроизводства основных фондов.
Весьма тревожит то, что при нынешних тенденциях можно ждать дальнейшего ухудшения финансового состояния черной металлургии. По итогам 2002 года сохранилось отставание в росте цен на металлопродукцию (23,3 %) от роста цен в электроэнергетике (27,3 %), газовой промышленности (30,2 %) и номинальной заработной платы (35 %). Есть основания считать, что в 2003 году ценовая ситуация также ухудшится. Компенсировать потери за счет технологических изменений в металлургии будет крайне сложно. Так, в рамках действующих программ модернизации производственного аппарата снижение ресурсоемкости ограничено 10 15 %. Сортаментные изменения в экспортируемой металлопродукции сдерживаются квотами и тарифами, принятыми в последние годы на основных рынках. Исходя из экономических и ресурсных ограничений, уже в ближайший год в металлургии может начаться сокращение производства.
Как ни странно, ситуация в металлургии в условиях экономического роста может оказаться даже более драматичной, чем при сохранении нынешних тенденций, особенно если не предпринимать никаких действий для приспособления к новым условиям. Об этом говорит опыт большинства стран, обеспечивающих экономический рост в рамках инновационных процессов развития. Отметим основные моменты.
Прежде всего, экономический рост в рамках инновационных стратегий предполагает рост эффективности использования ресурсов, а следовательно, выдвигает требования по снижению ресурсоемкости производства. Для металлургии развитых стран это означало, в частности, сокращение удельного потребления энергии почти в 2 раза за последние 20 лет.
Эффективный рост предполагает высокую отдачу от инвестиций. Иными словами, металлургия вступает в конкуренцию с другими отраслями на рынке финансов, а для этого должна обеспечивать высокую прибыльность деятельности. Такая задача оказалась не по силам многим компаниям развитых стран, определявшим облик мировой металлургии 20 лет назад.
Инновационный рост связан с переходом к новым видам техники и оборудования. Обновление выпуска машинотехнической продукции, как правило, сопровождается повышением ее эксплуатационных характеристик и значительным снижением металлоемкости. Поэтому внедрение технологических инноваций неизбежно будет сопровождаться относительным сокращением спроса на металл, особенно на продукцию низких переделов.
Мировой опыт показывает, что в условиях инновационного роста резко обостряется конкуренция различных видов конструкционных материалов. Так, замена стали пластмассами и легкими цветными металлами наиболее вероятный путь повышения технического уровня продукции и технологий. Достаточно отметить, что актуальную для России 2003 года проблему замены водопроводных труб в основном решали путем использования пластмассовых, обладающих несомненными эксплуатационными преимуществами.
И, наконец, для российской металлургии, как и для мировой, неизбежной станет проблема квалифицированных трудовых ресурсов. В отечественных условиях роль этого фактора усиливается с реформированием социальной сферы. Так, снижение налоговой нагрузки на предприятия за счет сокращения государственных расходов на социальную сферу неизбежно скажется на изменении уровня заработной платы. Реально это означает не только потерю металлургией важного конкурентного преимущества, основанного на дешевой рабочей силе, но и обострение социальных проблем, особенно в тех регионах, где металлургические предприятия являются градообразующими.
Комплексный характер всех этих проблем означает, что представление о перспективах развития металлургии может быть получено лишь при анализе межотраслевых связей и сравнительной оценке эффективности использования металлопродукции на внешнем и внутреннем рынках. Необходимо осознание того, что структурная перестройка отрасли вопрос не желаний, а выживания, ибо значительная часть металлургических предприятий подошла к порогу рентабельности. Однако, несмотря на то, что отрасль испытывает дефицит инвестиционных средств для развития, ситуация не кажется безысходной. Есть ограничения, но есть и предпосылки к их преодолению.
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|