|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№4' 2003 |
версия для печати
|
ТАНК НА ПЬЕДЕСТАЛЕ |
КАК Т-34 СТАЛ ЛУЧШИМ В МИРЕ |
Анатолий Можаровский
Заместитель начальника кафедры Общевойсковой академии Вооруженных сил РФ, полковник
|
5 июля исполняется 60 лет начала сражения на Курской дуге, в ходе которого советские войска сорвали последнее крупное наступление немецко-фашистских войск и окончательно взяли стратегическую инициативу в свои руки. В грандиозной битве впервые с начала войны с обеих сторон участвовали мощнейшие танковые силы. Немцы бросили в бой семь танковых армий. Русские сосредоточили в районе Курского выступа 3600 боевых машин треть всех своих танковых сил. Атака армий фельдмаршала Моделя на северном фасе дуги захлебнулась в противотанковой обороне маршала К.К. Рокоссовского. На южном выступе 4-й танковой армии Гота удалось продвинуться в глубь нашей обороны на 20 километров. Подвергаясь ударам с флангов, немецкий полководец решил пробиться к деревне Прохоровке, откуда мог бы ударить во фланг и тыл русских войск.
Утром 12 июля 1943 года началось легендарное танковое сражение на поле под Прохоровкой. Навстречу прорвавшейся бронированной лавине Гота устремились «тридцатьчетверки» 5-й гвардейской танковой армии генерала П.А. Ротмистрова. Передовой эшелон Т-34 на полном ходу врезался в боевые порядки немецкой армады, рассекая ее и расстреливая в упор. Никогда еще танки не использовались в боях подобным образом и в таких масштабах. На узком пространстве крутились свыше 1500 наших и немецких боевых машин. В этом «рукопашном» бою 76,2-миллиметровые советские пушки пробивали толстую броню «тигров» и «пантер». За один день Гот потерял 350 танков и свыше 10 тысяч танкистов и пехотинцев. После этих боев немецкие бронетанковые войска до самого конца войны не смогли восстановить свою былую мощь, подорванную «тридцатьчетверками».
оздание танка Т-34 не просто значимый эпизод Великой Отечественной войны. Это, пожалуй, одно из выдающихся событий в истории мировой военной техники. Среди образцов вооружения, благодаря которым наша страна победила в тяжелейшей войне, легендарная «тридцатьчетверка» занимает почетное место рядом с не менее славным гвардейским минометом «Катюшей». Мнение фронтовиков о танке Т-34 хорошо выразил Маршал Советского Союза И.С. Конев: «Тридцатьчетверка» прошла всю войну от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ней в сравнение ни американский, ни английский, ни немецкий... Как мы благодарны были за нее нашим уральским и сибирским рабочим, техникам, инженерам!»
Нет, вовсе не случайно на полях былых сражений и в городах сооружены необычные памятники Т-34 на пьедестале. Это символы торжества бронетанковой техники, свидетельство мужества и героизма наших танкистов.
После скоротечной кампании 1940 года, когда бронетанковые соединения вермахта за несколько недель раздавили французскую армию, появление летом 1941 года советского танка Т-34 вызвало шок у германского командования. Ведь стратегия блицкрига в войне с СССР базировалась, в первую очередь, на превосходстве в бронетанковой технике. После первых же боев с «тридцатьчетверками» большинство немецких генералов вынуждены были признать, что те, кого нацисты пренебрежительно называли «унтерменшен» (недочеловеки), сумели создать танки, значительно опередившие по боевым качествам лучшие машины противника.
«Исключительно высокие боевые качества, заявил начальник штаба 58-го танкового корпуса генерал-майор фон Мелентин. Мы ничего подобного не имели». «Самый лучший танк в мире» это оценка фельдмаршала Эвальда фон Клейста, командующего 1-й танковой армией. Наиболее мрачный вывод сделал виднейший немецкий танковый специалист генерал-полковник Гейнц Гудериан, командующий 2-й танковой армией: «Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было отныне потеряно и перешло к противнику. Тем самым исчезли перспективы на быстрый и непрерывный успех».
Совершенно очевидно, что для создания такого технически сложного агрегата, как танк, необходимо наличие промышленной базы высокого уровня. Поэтому предпосылками развития советского танкостроения явилось создание в процессе индустриализации народного хозяйства мощной энергетики, металлургии и машиностроения, в первую очередь, автотракторной промышленности. За годы пятилеток в стране были построены несколько крупных автомобильных и тракторных заводов, в том числе Челябинский, который впоследствии стал главным производителем дизельных танковых двигателей. К 1939 году в РККА были сформированы мощные бронетанковые подразделения. При этом некоторые машины по своим боевым характеристикам не уступали лучшим зарубежным образцам.
Первоначальной базовой концепцией отечественного танкостроения явилось использование колесно-гусеничного варианта боевой машины. Эта концепция последовательно реализована в серии танков БТ. С 1931 по 1938 год вслед за БТ-1 последовали БТ-2, БТ-3, БТ-5, БТ-7 и БТ-8. Общими их чертами стали смешанная колесно-гусеничная ходовая часть, позволявшая танку в зависимости от местности передвигаться либо на гусеницах, либо на колесах, и наклонная боковая броня, увеличивающая защиту. Что исключительно важно, каждая новая серия танков БТ оснащалась более мощным оружием: 37-миллиметровой пушкой на БТ-2, 45-миллиметровой на БТ-5 и 76,2-миллиметровой на БТ-8.
Более мощные пушки появились потому, что наряду с легкими строились также и тяжелые танки. Последовательное наращивание мощи артиллерийского вооружения резко отличалось от зарубежной, в частности, английской практики, где даже самый тяжелый в то время танк «Матильда» был вооружен 40-миллиметровой пушкой. Самые крупные немецкие танки Т-IV, небольшое количество которых находилось в строю во время французской компании 1940 года, были оснащены 75-миллиметровой пушкой.
В процессе создания танков серии БТ накоплен огромный инженерно-технический и производственный опыт, который и был использован при создании знаменитого конструкторского бюро под руководством Михаила Ильича Кошкина, выпускника Ленинградского индустриального института. Ранее М. Кошкин принимал участие в разработке экспериментального колесно-гусеничного танка Т-29.
Михаил Ильич мечтал создать средний танк с более мощным оружием и сравнительно простой в производстве, чтобы его можно было серийно выпускать на заводах. Основная задача конструктора сформулирована так: необходимо создать боевую машину, эффективность которой прямо пропорциональна ее способности занять правильную позицию, чтобы наносить удары противнику с минимальным ущербом для себя. Михаилу Кошкину и его сотрудникам удалось понять, а, главное, решить эту задачу гораздо лучше, чем конструкторам других стран.
Предшественником «тридцатьчетверки» стал более тяжелый гусеничный крейсерский танк Т-32, созданный в 1939 году. В своем предварительном докладе о нем Кошкин сообщал, что «ввиду тактического нежелания использовать танки БТ в их колесной роли и дополнительных технических трудностей, связанных с производством танков, способных передвигаться как на колесах, так и на гусеницах, предлагается сосредоточить дальнейшие усилия на создании менее сложной машины на чисто гусеничном ходу».
Вместе со своими сотрудниками Александром Морозовым и Николаем Кучеренко Михаил Кошкин начал работу над проектом Т-34. Через два года он умер от воспаления легких. Но его новаторские идеи воплотились в новой боевой машине. Своим рождением Т-34 обязан людям, которые сумели увидеть поле боя середины ХХ столетия лучше, чем это смог кто-либо на Западе. Работа над танком шла быстро. Два опытных образца в марте 1940 года совершили в тяжелых зимних условиях испытательный пробег на дальность свыше 2 тыс. км, как того требовала техническая комиссия, по маршруту Харьков Москва Минск Киев Харьков.
Новый танк весил 26,5 т, его длина 610 см, высота 240 см, ширина гусеницы 47 см, клиренс (расстояние от днища до земли) 40 см. Экипаж состоял из 4 человек: механик-водитель и пулеметчик в носовом отделении, заряжающий и командир танка, выполнявший также обязанности орудийного наводчика, в башне. Силовая установка танка 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с., сконструированный в 1935 году советскими инженерами Я. Викманом и Т. Чупахиным. В Т-34 использовалась электрическая система запуска двигателя, но в качестве резервного был оборудован запуск сжатым воздухом.
Стрелок курсового пулемета сидел справа от водителя. Его оружие танковый пулемет Дегтярева (ДТ) калибром 7,62 мм. Командир вел огонь из двух систем оружия пушки 76,2 мм и спаренного с ней пулемета ДТ. В боевой комплект пушки входили как бронебойные, так и осколочно-фугасные снаряды. В последующих сериях Т-34 устанавливалось более совершенное 85-миллиметровое длинноствольное орудие. Его снаряд пробивал броню в 69 мм на расстоянии 500 м, а 54 мм на дистанции в 1,6 км, что оказалось более чем достаточно для борьбы с тогдашними танками. Установка даже 76,2-миллиметрового орудия (а тем более 85-миллиметрового) в огромной мере способствовала тому, что с момента появления Т-34 на поле боя все типы немецких танков оказались устаревшими. Великобритания, создававшая танки еще в Первую мировую войну, также осталась далеко позади, застряв на полпути между предвоенной верой в эффективность легких машин, которая была серьезно подорвана уже во время операций 1940 года во Франции, и еще более традиционной доктриной «танка сопровождения пехоты», такого, как «Валентайн» или «Матильда», вооруженных 40-миллиметровой пушкой.
Как известно, боевые качества танков определяются тремя основными характеристиками огневой мощью, броневой защитой и маневренностью. Успешное сочетание столь фундаментальных факторов в конечном итоге и определяет судьбу новинки. По каждому из этих показателей Т-34 бросал грозный вызов любому танку, находившемуся на вооружении в армиях других стран.
Особенно впечатляла маневренность, что подтвердили результаты, показанные Т-34 в ходе испытательного пробега зимой 1940 года. Они были очень высокими: важнейший показатель эффективности удельная мощность двигателя (отношение его мощности к весу машины) равнялась 18 л.с./т, максимальная скорость 55 км/час. Показатель удельной мощности Т-34 является выдающимся достижением в истории мирового танкостроения. Для сравнения: современник «тридцатьчетверки» средний немецкий танк Т-III в его позднейших модификациях имел удельную мощность двигателя в 14 л.с./т, английский танк «Матильда» 7,2, американский «Шерман» около 14 л.с./т.
Что касается брони, то Т-34 отнюдь не был самым защищенным танком, хотя имел гораздо более толстую броню по сравнению со всеми боевыми машинами, обладавшими примерно такой же скоростью и запасом хода. Максимальная толщина брони литой башни на первых серийных танках не превышала 45 мм. Корпус, сваренный из броневого листа, был тоньше, хотя прочность его брони оказалась более высокой, чем, например, у английских танков того времени. После опыта первых боев 1941 года толщину брони Т-34 увеличили, и она в скором времени достигла 65 мм на башне и 45 мм на корпусе.
Самое примечательное в броневой защите Т-34 заключалось в том, что стальные листы корпуса устанавливались под большим наклоном. На подобный способ ни английские, ни немецкие конструкторы тогда еще не обратили особого внимания. Наклонная броня значительно усиливала противоснарядную стойкость. Баллистические испытания, проведенные позднее, показали, каким дальновидным оказалось в этом отношении конструкторское бюро Кошкина. Например, броневой лист толщиной в 100 мм, установленный под углом в 60 градусов, обладает такой же противоснарядной стойкостью, как вертикально стоящая бронеплита толщиной около 300 мм, хотя это соотношение и меняется в зависимости от характеристики используемого снаряда. Лобовая броня Т-34 как раз и была расположена под углом в 60 градусов.
Военные специалисты мира считали немецкую машину Т-III «королевой» танковых сражений правда, до тех пор, пока гитлеровцы в первые же недели войны не столкнулись с «тридцатьчетверкой». Несомненно, их Т-III для своего времени был хорошим танком, но к 1941 году устарел. Легкие победы во Франции породили у германских танкостроителей самоуверенность, и они перестали заботиться об усилении качеств Т-III. Этот просчет позволительно считать роковым: данные о боевых возможностях главного немецкого танка в момент нападения на Советский Союз свидетельствуют о том шоке, который предстояло пережить гитлеровскому командованию.
Заказ на производство Т-III был размещен в 1935 году, а небольшое число опытных образцов появилось в 1936 году. Первый основной серийный тип этого танка «Модель-Ф» начали выпускать в 1940 году. Первоначально он оснащался 37-миллиметровой пушкой. Ко времени вторжения в СССР танки Т-III по большей части были перевооружены 50-миллиметровым орудием. То была короткоствольная пушка с низкой начальной скоростью полета снаряда, а, следовательно, способность пробивать броню оказалась неудовлетворительной.
Гитлер, внимательно следивший за состоянием своих бронетанковых сил, еще раньше приказал, чтобы при перевооружении танка Т-III на нем устанавливали длинноствольную 50-миллиметровую пушку, но бюро вооружений германских сухопутных сил проигнорировало этот приказ и избрало пушку с меньшей длиной ствола. Таким образом, основная масса немецких танков оказалась оснащенной малоэффективным оружием.
Вообще надо сказать, что зарубежные специалисты до начала кампании
«Барбаросса» не имели четкого представления о том, как далеко русские ушли вперед в конструировании и производстве танков. Уже во время войны Т-34 тщательно обследовали англичане. Отчет британских специалистов об этом танке и сейчас представляет особый интерес, потому что судили о нем, исходя из технологических критериев того времени.
Англичане дают высокую оценку М.И. Кошкину и его КБ: «Конструкция танка свидетельствует о четком понимании его важнейших боевых качеств и требований войны с должным учетом особенностей подготовки русского солдата, театра военных действий и имеющихся производственных мощностей. Если принять во внимание, что Россия совсем недавно создала тяжелую промышленность и что значительная часть ее индустриальных районов занята противником, создание и производство таких высококачественных танков в таком большом количестве представляет собой инженерно-техническое достижение самого высокого класса».
Огромную роль в массовом производстве Т-34 сыграли советские металлурги. На заводах были разработаны новые марки высокопрочной стали для танковой брони и освоены технологии их обработки. Так впервые в мировой практике на Магнитке и КМК броневую сталь уже через месяц после начала войны! начали варить в большегрузных 180-тонных мартенах. До этого подобную сталь плавили в специальных 10-тонных печах с кислым подом. Была освоена прокатка броневого листа на блюминге. Удалось решить еще одну сложнейшую техническую задачу отливку стальной башни. При этом не следует забывать, что в первые месяцы войны страна потеряла значительную часть металлургических и машиностроительных мощностей.
Таким образом, к моменту немецкого нападения на Советский Союз конструкторское бюро Кошкина снабдило Красную Армию бронированной боевой машиной, которая по своим техническим данным была способна успешно противостоять немецким танковым дивизиям. Однако новых танков успели выпустить сравнительно немного: к 22 июня 1941 года советская промышленность изготовила 1225 «тридцатьчетверок». А в войска они начали поступать в самом конце весны и были разбросаны по пяти округам.
В операциях во Франции немцы сделали ставку на стремительный маневр своих танковых дивизий и выиграли
кампанию. И в России гитлеровцам нужна была быстрая и сокрушительная победа. Нашей же армии требовалось выиграть время. Танкам Т-34 предстояло сыграть исключительно важную роль.
Первое боевое столкновение немецких танковых частей с неизвестным русским танком произошло 8 июля 1941 года. 17-я танковая дивизия вермахта в районе города Сено по полю медленно продвигалась к Днепру среди горящих после боя советских легких танков Т-26 и немецких Т-III. У гитлеровцев, далеко оторвавшихся от баз снабжения, были на исходе боеприпасы. Как раз в тот момент, когда танкисты получили строгий приказ экономить снаряды, из густой ржи выполз приземистый русский танк, силуэт которого оказался немцам незнакомым. Несколько фашистских танков открыли огонь, но их снаряды рикошетом отлетали от массивной башни. Неведомый танк свернул на проселочную дорогу, где стояла немецкая 37-миллиметровая противотанковая пушка. Артиллеристы открыли по приближавшейся машине яростный огонь, но танк вплотную подошел к пушке, развернулся на широких гусеницах и вдавил орудие в землю. Затем, оставив позади себя подожженный Т-III, он углубился в немецкую оборону на 15 километров, пока не был подбит с тыла снарядом из 100-миллиметрового орудия.
Незнакомый русский танк появился в первые недели войны и на других участках фронта. Слухи о новой бронированной машине стремительно распространялись в немецких частях, по всему немецкому фронту. «Чудо-оружие, говорилось о Т-34 в одном докладе, сеющее страх и ужас везде, где оно появляется».
В 1942 году советская промышленность выпустила уже более 5 тыс. танков Т-34, оснащенных 76-миллиметровой пушкой. Однако в связи с появлением более мощных немецких танков очевидной стала необходимость осуществить дальнейшую модернизацию «тридцатьчетверки». На нее установили литую башню, в которой нашлось место для наводчика орудия, и длинноствольную 85-миллиметровую пушку с примерно такими же тактико-техническими характеристиками, как у 88-миллиметрового орудия на первых моделях немецких «тигров». Более мощная пушка, утяжеленная башня и увеличение толщины брони повысили вес «тридцатьчетверки» до 32 т. Когда зимой 1943 года Т-34-85 запустили в серийное производство, он уже был самой грозной броневой машиной по сравнению с танками других армий мира.
В 1943 году промышленность произвела около 10 тыс. танков, из них примерно 60 % составляли Т-34-76. Эти машины и сыграли решающую роль в Курском сражении летом 1943 года, когда окончательно был похоронен миф о превосходстве германской бронетанковой техники. В 1944 году, даже несмотря на некоторую перестройку технологического процесса в связи с запуском новой модели танка, заводы дали фронту 11 тыс. Т-34-85. Всего за годы войны было выпущено более 40 тыс. танков Т-34 всех модификаций.
В тяжелейших боях Великой Отечественной войны танк Т-34 вселял в наших солдат уверенность в победе. И поныне народ гордится замечательным оружием, созданным умом и талантом отечественных конструкторов, инженеров, технологов и рабочих.
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|