Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Международное обозрение Редкие и редкоземельные металлы Драгоценные металлы и камни Экология Вторичное сырье Наука и технологии История Навоийский горно-металлургический комбинат. Плацдарм промышленного роста
Международное обозрение
№4' 2003 версия для печати

НА ПУТИ К НОВОМУ ПАРТНЕРСТВУ
ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА В РУМЫНИИ



Надежда Фейт
Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН

И
зменение геополитической ситуации, системные преобразования в мире и Европе диктуют принципиально новые условия для экономических отношений между Россией и Румынией. Ослабление влияния нашей страны в восточноевропейском регионе, разрушение экономического взаимодействия между странами-членами бывшего СЭВ поставили всех его участников перед выбором новых приоритетных направлений и партнеров.
    Для румынского бизнеса, как и для предпринимателей других стран Центральной и Восточной Европы, наиболее привлекательным стал стабильный рынок стран Запада. Уже в 1993 году правительство Румынии подписало Европейский договор об ассоциировании, который вступил в действие в начале 1995 года. В том же году подано ходатайство о присоединении к Европейскому Союзу. В 1997 году Румыния признана кандидатом в его члены.
    Уже к середине 90-х годов западноевропейский рынок стал для Румынии основным, а в 2001 на страны ЕС приходилось 67,8 % ее экспорта и 57,3 % импорта. Однако открытость экономики, создание условий для выхода на европейский рынок не смогли обеспечить Румынии решения сложных проблем социального и экономического характера. Страна остается малопривлекательной для международного капитала, который направляется в более благополучные страны ЦВЕ – Польшу, Венгрию, Чехию.
    В силу объективных причин, прежде всего отставания в экономическом развитии, низкого уровня жизни населения, структурных диспропорций, процессы экономической трансформации в стране осуществлялись непоследовательно. Фактические итоги реформ оказались далеки от предполагавшихся. С начала преобразований ВВП страны сократился на 25 %, промышленное производство – наполовину по сравнению с дореформенным периодом. Внешний долг, которого у страны к 1990 году не было, достиг в 2001 году 11,1 млрд долл. По рейтингу инвестиционной надежности ведущие агентства мира числят Румынию, в отличие, например, от стран Центральной Европы, в зоне «нестабильной национальной экономики», что ограничивает возможности ее интеграции в мировую.
    Доля России во внешнеторговом обороте Румынии упала в 2001 году в импорте до 8,1 %, в экспорте – до 0,7 %. И все же Россия остается одним из основных торговых партнеров этой страны. В свою очередь Румыния является самым крупным торговым партнером России среди стран ЦВЕ на Балканах. Объем товарооборота между нашими странами составил в 2001 году 1,35 млрд долл. 94 % этого объема пришлось на российский экспорт. Дисбаланс в торговле (88 % всего товарооборота) – важнейшая проблема двусторонних отношений, результат отсутствия сбалансированной политики сотрудничества. Дефицит покрывается румынской стороной за счет прямых валютных платежей через кредитующие западные посреднические фирмы.
    Ориентация на западные рынки существенно меняет структуру румынского производства. Основными экспортными статьями стали текстиль, кожаные изделия, металлопродукция, на что приходится около 70 % вывоза страны в ЕС. Румыния не имеет возможностей для традиционных поставок в Россию изделий легкой промышленности. Сокращаются поставки продукции животноводства.
    Российский бизнес в Румынии определяется ее потребностями в энергоносителях. Поставки из России обеспечивают 100 % импорта природного газа и 60 % – нефти и нефтепродуктов. В других областях наше присутствие незначительно. На западный рынок переориентированы авиастроение, электроника, легкая промышленность. К сожалению, позиции России утеряны даже в тех отраслях, которые создавались при нашем техническом содействии, – в энергетике и металлургии. Не находят спроса предложения России по модернизации предприятий этих секторов экономики. Система тендеров, оплачиваемых западными коммерческими банками, нередко предусматривает оговорки об использовании средств на закупку товаров в пределах ЕС.
    Российской стороной заключен лишь один крупный контракт на поставку фирмой «Термоэлектрика» оборудования для модернизации блока на ТЭС «Минтия-Дева». Переоснащение других электростанций осуществляют немецкие концерны «Сименс», «АВВ», греческие и итальянские фирмы. Наметился интерес Запада к металлургическим предприятиям, построенным по советской документации, крупнейшим из которых является комбинат в Галаце, контрольный пакет акций которого приобрела англо-индийская компания LNM Holding. Практически завершилось вытеснение продукции российского машиностроения с румынского рынка: в здешнем импорте машин наша доля снизилась до 0,3 % при росте поставок из ЕС до 64,1 %.
    Моноструктура российского экспорта в Румынию ставит его в зависимость от колебаний экономической конъюнктуры, политики Евросоюза, требующего от своих ассоциированных членов и претендентов на вступление диверсификации источников снабжения сырьем, а также от платежеспособности страны. В развязке назревших проблем заинтересованы обе стороны.
    В 2001 году около трети отрицательного внешнеторгового сальдо Румынии приходилось на торговлю с Россией. Дисбаланс, достигший, по сути, критического уровня, требует новых подходов к развитию отношений двух стран. Дополнительным стимулом стало некоторое оживление в их экономике. Ассоциация предпринимателей, поддержавшая на выборах 2000 года в Румынии социал-демократов, поставила своей целью восстановление былого партнерства с Россией. Развитию отношений способствовал визит в Москву премьер-министра Румынии А.Нэстасе, его переговоры с российским руководством о расширении экономического сотрудничества. Вместе с премьером прибыло более 80 румынских бизнесменов, которые участвовали в форуме деловых кругов двух стран.
    Без улучшения организационного и правового поля трудно рассчитывать на повышение деловой активности румынских бизнесменов, адаптированных к условиям западного рынка – свободному передвижению товаров. В отношениях же с Россией они вынуждены преодолевать многочисленные таможенные и административные барьеры. Трудности испытывают и российские экспортеры несырьевой продукции, так как поставлены в неравные условия конкуренции по сравнению с поставщиками из стран ЕС и других государств, на которые Румыния распространяет преференциальный таможенный режим. На правительственном уровне предпринимаются шаги, направленные на разрешение этих проблем: достигнута договоренность о расширении кооперации, особенно в энергетике и металлургии, создании смешанных фирм. Их деятельность на территории Румынии позволила бы реализовать на рынках Европы российские товары по таможенным правилам соглашений о свободной торговле, заключенных Румынией. А для Румынии создание смешанных фирм в РФ открывает рынки СНГ.
    Возможности для углубления отношений открывает участие российского бизнеса в приватизации румынских предприятий. Начало приватизации в этой стране относится к 1994 году, но в силу ряда причин процесс до сих пор не получил должного развития. Инвесторы не проявляют интереса к предприятиям со стареющей материально-технической базой, обремененным долгами перед бюджетом и банками. В 1998 – 1999 годах был взят курс на ускорение приватизации с максимальным привлечением иностранного капитала. Однако позже многие сделки были аннулированы правительством из-за выявленных злоупотреблений.
    Новое руководство страны, пришедшее к власти в 2000 году, подошло к приватизации с большей ответственностью. На продажу выставлены крупнейшие предприятия металлургии, нефтепереработки, энергетики и других отраслей. Это открывает доступ к производственным мощностям, которые традиционно работали на российский рынок, в частности к выпуску проката, труб нефтяного сортамента, мебели.
    К настоящему времени в руки иностранных инвесторов перешло более 250 румынских предприятий. Но это лишь небольшая часть приватизируемых объектов. На продажу выставлены два алюминиевых, ряд трубных заводов, а также нефтеперерабатывающие – «Арпеким» в Питеште (мощность 2,4 млн т) и «Петробразь» в Прахове (мощность 2,8 млн т).
    Интерес предпринимательских структур России к процессу ускоренной приватизации в Румынии способствовал бы наиболее эффективному оживлению связей в традиционных отраслях. Но пока участие российского бизнеса ограничено. Наибольший интерес проявляют компании, для которых Румыния является одним из звеньев их транснациональной деятельности. «Лукойл» приобрел за 52 млн долл. 51 % акций нефтеперерабатывающего завода «Петротел» в Плоешти. Это предприятие мощностью 4,5 млн т нефтепродуктов глубокой переработки рассматривается как плацдарм для расширения сбыта продукции в странах ЦВЕ. Компания претендует на место стратегического инвестора в нефтеперерабатывающем комплексе Румынии. В планах «Лукойла» – восстановление связей с румынскими заводами нефтепромыслового оборудования, участие в разведке и добыче нефти, проектирование нового нефтепровода Констанца-Триест, создание сети автозаправочных станций. Новые проекты рассчитаны на переработку в Румынии 20 млн т нефти в год и реализацию этой продукции в черноморско-дунайской зоне. А новый нефтепровод позволит транспортировать в Западную Европу 30 млн т нефти.
    Холдинг «Русский алюминий» приобрел акции глиноземного завода Cemtrade в г. Орадя мощностью 240 тыс. т в год. Российская компания обеспечила расширение своей сырьевой базы. Румынии эта акция позволила вывести предприятие из состояния банкротства. Продукция завода составляет 60 % румынского экспорта в Россию.
    Рост финансовых возможностей российских фирм способствует появлению спроса на продукцию традиционных румынских партнеров. С 1999 года «Северсталь» ежегодно закупает металлургическое оборудование на комбинате в г. Клуже, что стало важным условием реабилитации этого предприятия, повышения его шансов на эффективную приватизацию.
    Наибольшие шансы для активного делового партнерства имеют крупные российские компании, развертывающие транснациональную деятельность. Для активного развития мелкого и среднего предпринимательства, пока еще достаточно слабого как в России, так и в Румынии, необходима существенная государственная поддержка. 

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение