Виктор Остапенко Главный редактор журнала «Морской сборник»
Велики заслуги флота в истории России. Но флот, как и армия, отражает состояние государства. В периоды упадка державы флот утрачивал активность, становился сугубо оборонительным, а то и вовсе превращался в аморфную структуру с неопределенными функциями и задачами. Именно тогда Россия теряла свои геополитические позиции и влияние в мире.
В летописи Российского флота немало трагических страниц. После окончания Крымской войны в жертву были принесены более ста кораблей, затопленных по условиям Парижского договора 1856 года. Политический кризис накануне русско-японской войны привел к бездействию флота и падению Порт-Артура, а затем к разгрому русской эскадры при Цусиме. Октябрьская революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война практически уничтожили эскадры на Черном и Балтийском морях. Жестокому сокращению подвергся флот в 50 60-е годы: сотни кораблей, включая строящиеся, были уничтожены. Тяжелейшие последствия вызвал распад Советского Союза: военно-морские силы остались без полноценной ремонтной базы и ресурсов топлива, с ослабленной системой базирования и полуразваленной кораблестроительной промышленностью.
Но история знает и другие периоды, когда после, казалось бы, полного упадка российский флот заново возрождался. Он становился самым парусным (паровым, атомным), самым артиллерийским (ракетным, ядерным). Во что это обходилось экономике страны, да и всему народу, врядли кто подсчитает. Ясно одно: флот был, есть и остается одним из самых дорогих инструментов государственной политики. Поэтому и обращаться с ним нужно бережно.
Эта мысль, которую командование ВМФ постоянно доносит до политического руководства России, похоже, уже находит понимание. Недавние заявления Президента РФ, подписанные им указы говорят сами за себя. В Государственной Думе, в Совете Федерации создаются объединения в поддержку флота. Однако обществу еще предстоит изжить своего рода «континентальную зашоренность».
То, что Россия должна развиваться как морская держава, стало ясно во времена Петра Великого. А новое время бросает новые вызовы. Смещение экономической деятельности на океанские и морские акватории, связанный с этим раздел не только прибрежной зоны, но и дна Мирового океана, ведет к возникновению противоречий и споров, а перспективы их урегулирования во многом определяются могуществом того или иного государства. Ведущие мировые державы усиленно осваивают и юридически закрепляют за собой все большие акватории, демонстрируя при этом решимость защищать свои интересы всеми доступными средствами. Ключевым фактором политики становится обеспечение нормального функционирования, расширение возможностей всех составляющих морской мощи как совокупности военного, транспортного, торгового, промыслового флотов, их научного и промышленного потенциалов, системы базирования, судостроения и ремонта.
Отметим значение флота как своеобразного локомотива индустрии. В отдельные периоды он сыграл роль, возможно, не меньшую, чем автомобиль. В 60 70-е годы XX века, в период форсированного создания кораблей нового поколения, возникла потребность в большом количестве коррозионно-стойких конструкционных материалов с высокой удельной прочностью и в сплавах со специальными свойствами. Тогда были созданы высокопрочные свариваемые титановые сплавы для корпусов подводных лодок, обитаемых и необитаемых глубоководных аппаратов, для подводных крыльев, гребных винтов и др. Появились сплавы с уникальными свойствами с эффектом памяти формы, вибропоглощающие и т.д. Затем пришел черед новых высокопрочных свариваемых сталей для корпусов атомных лихтеровозов, ледоколов, танкеров, судов-газовозов, морских плавучих самоподъемных и полупогружных буровых установок, уникальных стационарных ледостойких платформ и т.д. Без преувеличения можно сказать: флот аккумулирует лучшие достижения металлургии. Создавая новейшие корабли, государство тем самым поднимает металлургическую промышленность на более высокий качественный уровень.
По своему статусу Россия не может оставаться в стороне от мировых политических и экономических процессов. Наша страна должна оказывать на них определенное влияние, с тем чтобы это создавало благоприятные условия для ее собственного развития.
В этом свете перед командованием ВМФ стоит сложнейшая проблема: как увязать возрастающую значимость Мирового океана и вытекающую отсюда потребность России в мощном военно-морском флоте с той ничтожно малой ресурсной базой, которую государство способно сегодня предоставить? Понятно, что следовать прежним экстенсивным путем строить с запасом, исходить из задач полного удовлетворения всех потребностей уже нельзя. Приходится планировать в соответствии с реальными материальными и финансовыми возможностями. Выражением современных подходов стала новая Морская доктрина. Теперь важно добиться, чтобы этот и другие концептуальные документы были подкреплены соответствующими ресурсами.
Морская деятельность может и должна быть выделена в самостоятельный раздел расходов федерального бюджета. Это соответствует Бюджетному кодексу и Закону о бюджетной классификации, которые определяют расходование средств на выполнение функций государства. Морская деятельность, безусловно, является таковой. Тем не менее в федеральном бюджете она не обозначена, в отличие, скажем, от космической деятельности. Космос, безусловно, очень перспективная область, но при всей значимости и престижности космических проектов они гораздо меньше влияют на положение государства в мире, чем морская деятельность. Выделение в бюджете такого раздела особенно актуально в связи с созданием Морской коллегии при Правительстве РФ.
Военные моряки высказывают предложения о пересмотре раздела «Национальная оборона». Исходя из стремления к прозрачности бюджета, в качестве возможной меры предлагается разбить подраздел «Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации» на несколько подразделов соответственно трехвидовой структуре ВС.
В качестве иного варианта возможно введение отдельного подраздела, конкретизирующего направление бюджетных средств на выполнение функций военно-морской деятельности государства в рамках национальной обороны. Сюда могут быть отнесены наиболее ресурсоемкие расходы Минобороны, связанные с кораблестроением, судоремонтом, строительством и поддержанием объектов береговой инфраструктуры, а также расходы по государственной поддержке соответствующих отраслей промышленности. Подраздел можно назвать так: «Единая государственная программа военного кораблестроения и судостроения для оборонных нужд».
Командование ВМФ не первый раз пытается обратить внимание, что в рамках бюджетного раздела «Национальная оборона» финансируется деятельность, не связанная с укреплением боеспособности флота. Средства расходуются в том числе на международную деятельность (визиты кораблей, миротворческие миссии), защиту госграницы в подводной среде, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций на море, навигационно-гидрографические задачи и даже на образование и культуру. От всего этого вроде бы невозможно отказаться, но дополнительные расходы еще больше уменьшают оборонный потенциал.
При планировании бюджета и разработке гособоронзаказа представители флота постоянно пытаются доказать государственным органам управления, что доля ВМФ в бюджете Министерства обороны должна быть увеличена как минимум до 30 40 %. Это объясняется тем, что военно-морской флот является одним из самых дорогих видов Вооруженных Сил.
Вот показательный расчет. Если разделить общую численность ВМФ на количество боевых кораблей, то на каждый из них приходится около 500 военнослужащих, включая собственно экипаж, личный состав всех видов и систем обеспечения и органов управления. Это и огромные материальные ценности: стоимость боевого корабля колеблется от нескольких сот миллионов до миллиардов рублей. Для сравнения: в Сухопутных войсках стоимость техники и вооружения, приходящаяся на 500 человек, на несколько порядков меньше.
Настало время переходить к комплексной системе строительства Вооруженных Сил. Она должна объединить оперативно-стратегическое, программное и бюджетное планирование, как это принято другими мировыми державами. Только в рамках такой системы можно выстроить цепочку от постановки перед ВМФ определенных задач до предоставления всех средств и ресурсов, необходимых для их решения. При ином варианте распределение «бюджетного пирога» так и будет подвергаться влиянию посторонних факторов.
В конце 2001 года был разработан и утвержден план строительства и развития военно-морского флота до 2005 года. Некоторые эксперты и практики оценивают этот документ скептически. Конечно, о резком скачке говорить не приходится. Но можно рассуждать и по-иному: если нет денег, лучше временно пожить в хижине, чем оставаться в ветшающем дворце, пока на голову не рухнет его крыша. Так и в нашем случае: предпочтительнее на время уйти в ближнюю морскую зону и сохранить флот, чем возлагать на него непосильные задачи.
Процитирую документ столетней давности. Императорский рескрипт от 29 июня 1905 года, определявший последовательность восстановления материальных сил флота после Цусимы, гласил: «Что касается выработки и выполнения будущих программ судостроения, то первейшей, священной обязанностью морского ведомства я считаю безотлагательное обеспечение морской обороны отечественных берегов во всех наших водах, а затем уже, в зависимости от средств, постепенное воссоздание боевых эскадр». План строительства и развития ВМФ до 2005 года имеет в основе такую же логику. Основная деятельность флота переключается на ближнюю морскую зону, при этом сохраняется его способность решать задачи мирного времени в дальней морской и океанской зонах.
Планом предусматривается сохранение основных организационных структур ВМФ четырех оперативно-стратегических флотов, а также оперативного объединения Каспийской флотилии. Не меняется и внутривидовая структура: морские стратегические ядерные силы и морские силы общего назначения со всеми родовыми составляющими подводными и надводными силами, морской авиацией и ПВО, сухопутными и береговыми войсками. Вместе с тем предусматривается оптимизация, в том числе сокращение, организационных структур нижестоящего уровня, в частности управленческих. Это обусловлено уменьшением общей численности Вооруженных Сил, стремлением снизить расходы на их содержание. Зато увеличивается доля средств на строительство и развитие ВМФ. Этот процесс уже начат.
Облик ВМФ в более дальней перспективе до 2016 года можно определить так: ракетно-ядерный, способный выполнить весь объем задач мирного времени в пределах всех зон применения (океанская, дальняя и ближняя морская), а объем задач военного времени в пределах ближней морской зоны на минимально достаточном уровне. Флот должен иметь в своем составе морские стратегические ядерные силы и морские силы общего назначения, сбалансированные применительно к родам войск, видам и системам обеспечения.
Основным направлением строительства и развития морских стратегических ядерных сил станет последовательный ввод в боевой состав ВМФ четвертого поколения ракетных подводных лодок, вооруженных соответствующими комплексами. С учетом максимальной концентрации усилий флота морские стратегические ядерные силы при необходимости смогут гарантированно выполнить возложенные на них задачи.
Основные направления строительства и развития морских сил общего назначения состоят в следующем.
1. Исключение из состава ВМФ кораблей, катеров и подводных лодок резерва, ремонт которых экономически нецелесообразен, а дальнейшее содержание приводит к неоправданным финансовым затратам. По этим критериям боевой корабельный состав ВМФ в ближайшее время будет уменьшен еще на одну пятую часть. Большинство исключаемых кораблей никогда не смогли бы выйти в море, даже при существенном увеличении финансирования ВМФ.
2. Поддержание состава и боевой готовности кораблей, катеров и подводных лодок, обеспечивающих выполнение задач на минимально допустимом уровне. Иначе говоря, необходимо сохранить «живые» корабли и на их потенциале продержаться до лучших времен.
3. Повышение боевых возможностей морских сил общего назначения путем глубокой и частичной модернизации основных видов вооружения и военной техники. На ближайшие десять лет основа флота сегодняшние корабли, вооружение и техника. Но требуется их модернизировать в соответствии с требованиями нового века. Для этого планируется завершить приоритетные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
4. Развитие многоцелевых подводных лодок и надводных кораблей с учетом минимально достаточного состава группировок по зонам действий. Их сооружение будет осуществляться поэтапно, с использованием модульного принципа модернизации, с возможностью малозатратной замены вооружения. На основе передовых технологий будут созданы новые многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, многоцелевые надводные корабли и катера.
В целом новый корабельный состав будет способен нанести критические потери любому возможному агрессору и его союзникам как в море, так и на суше, как вблизи, так и на значительном удалении от границ России.
Планом предусматриваются мероприятия по строительству и развитию всех родов войск, совершенствованию систем всестороннего обеспечения ВМФ. План строительства и развития ВМФ является своеобразным «закладным камнем» будущего флота России.
Будем надеяться: финансирование ВМФ рано или поздно выйдет на должный уровень. Однако все острее встает вопрос: кто будет выполнять стоящие перед флотом задачи? Уже не удается укомплектовать личный состав кораблей офицерами. Обстановка улучшается только сезонно с выпуском молодых лейтенантов. Падает уровень боевой подготовки: моряки не ходят в море. Специалисты не имеют практического опыта, чтобы стать настоящими профессионалами. Так что помимо финансовых задач, в деле возрождения военно-морского флота во главу угла нужно ставить и сохранение корпуса кадровых офицеров.
Второе десятилетие подряд Россия сокращает свою морскую деятельность и теряет морской потенциал. Видимо, страна полагается на континентальные природные богатства. Слов нет, они у нас действительно велики. Однако стоит помнить, что Мировой океан содержит не только огромные биологические, топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы. Возрастает роль морского транспорта. В прибрежной полосе шириной около 500 км сконцентрировано около 75 % промышленного потенциала и населения Земли. Хозяйственная, научная и военная активность крупнейших государств на море стремительно расширяется. Сюда смещаются центры экономической конкуренции и геополитической стратегии.
Со временем Россия обязательно повернется лицом к океанским просторам. Главное, чтобы этот поворот произошел не слишком поздно. Во всяком случае раньше того момента, когда три четверти планеты, покрытые водой, будут поделены между более дальновидными и расторопными соседями.
|