Владимир Рудаков
Исполнительный директор АМРОС
Предприятия металлургического комплекса России в той или иной степени испытывают затруднения, вызванные развалом традиционной системы подготовки квалифицированных кадров. Позволит ли предстоящая реформа системы образования изменить эту тенденцию? Размышляя об этом, исполнительный директор Ассоциации металлургов России В.С. Рудаков предлагает более широкий взгляд на проблему, поскольку выбор той или иной модели образования затрагивает фундаментальные основы общества.
Один из важнейших факторов современной жизни научно-технический прогресс. Его влияние проявляется на всех сторонах материальной и культурной жизни общества. Он способствует превращению науки в непосредственно производительную силу. Многие социальные процессы ускоряются, притом с головокружительной быстротой. На наших глазах происходит супериндустриализация, глобализация мира.
Однако машина технического прогресса потребляет все больше и больше "высококачественного топлива". Радио, телевидение, газеты, Интернет с возрастающей силой обрушивают на общество целое море закодированной информации. Стремясь передать все более насыщенную образами информацию со все большей скоростью, работники масс-медиа, специалисты PR-технологий заставляют каждую строку, каждую секунду вещания нести максимальную информационную и эмоциональную нагрузку.
Нарастание ускорения, а также ускорение темпов перемен одно из самых существенных социальных явлений нашего времени. Это также и психологический фактор. Нарушается наше душевное равновесие. Для того, чтобы выжить и избежать шока от столкновения с будущим, человек должен стать намного более приспособляемым и пластичным, чем раньше. Многим людям достаточно трудно выработать разумный и цельный личный стиль поведения. Приходится изыскивать совершенно новые способы сохранения жизненной устойчивости, потому что прежние устои религиозные, национальные, семейные и профессиональные трещат под ураганным напором ускоряющегося темпа перемен.
Стали реальностью разительные мировые контрасты, когда могущественные факторы способствуют установлению политического господства техно-управленческой и финансовой элиты, а широкие массы людей лишены права участвовать в осознанном принятии решений. Об этом свидетельствуют и недавние трагические события, всколыхнувшие, дестабилизировавшие весь мир. Нельзя больше допускать самотека событий. Их надо заранее предвидеть, прогнозировать, оценивать. Можно ли спокойно жить в обществе, вышедшем из-под контроля? Неумолимая реальность состоит в том, что многие социальные процессы становятся неуправляемыми: урбанизация, этнические конфликты, миграция, рост населения, преступность. Особенно остро все эти лавинообразные проблемы отражаются на формировании молодого поколения: ведь психика молодых людей наиболее подвержена стрессам и депрессиям.
На парламентских слушаниях по проблемам молодежи приводились цифры: в России среди безработных 38 % молодежи; 1 % роста безработицы среди молодежи порождает 8 % увеличения преступности.
Формирование общества, в котором главным средством господства является манипуляция сознанием, в огромной степени зависит от типа школы. Это один из самых устойчивых, консервативных общественных институтов. В прежние времена школа, основанная на христианской традиции, вышедшая из монастыря и университета, ставила задачей воспитание личности, обращенной к Богу (шире к идеалам). Она стремилась дать целостный свод принципов бытия. А новому западному обществу требовался манипулируемый человек массы, сформированный в "мозаичной" культуре. Таким образом на Западе исторически сложилась социально разделенная школьная система, направляющая поток детей в "два коридора". Для большинства кому надлежало стать контролируемой рабочей силой подразумевается определенный набор знаний, формирующий не личностей, а "субъектов". Из такой школы должен был выйти добропорядочный гражданин, работник и потребитель, и выходил самодовольный, считающий себя образованным, "специалист", часто являющийся полным невеждой во всем, что не входит в ограниченный круг его служебных обязанностей. В то же время существует образование для элиты, основанное на совершенно иных принципах. В такой школе дается фундаментальное и целостное, по-настоящему университетское образование, цель которого воспитание сильных, спаянных корпоративным духом личностей.
Советская школа (в целом) была основана на традиционных принципах воспитания личности и единой общеобразовательной системе. Сегодня в России в процессе всевозможных реформ прилагаются большие усилия для переделки общеобразовательной системы в "школу капиталистического общества". При этом ломаются исторические традиции, национальный менталитет, социальные структуры. И мы на сегодняшней молодежи наблюдаем, как две сложившиеся системы с вполне определенными установками вступают в противоречие друг с другом.
В целом всем нам необходимо перейти к тенденции большего реализма в мышлении, более трезвого осознания и отражения современных социальных и нравственных проблем, результаты чего скажутся уже в ближайшем будущем.
Подробнее хотелось бы остановиться на близких мне проблемах металлургии.
В современном обществе, где конкурентные преимущества заключаются не только в дешевой рабочей силе и наличии сырья, но и в предложении высокотехнологичной, качественной продукции и обеспечении высокого технологического уровня производства, экономический рост определяется ведущей ролью научно-технического прогресса и "интеллектуализацией" основных факторов производства. На долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования в развитых странах приходится от 70 до 85 % прироста валового внутреннего продукта. Однако выход отечественной промышленности, в том числе металлургии, на современный уровень конкурентоспособности станет возможным в том случае, если руководители всех рангов поймут, что нельзя успешно конкурировать только за счет внедрения технических или технологических новшеств. Необходимо, чтобы работники предприятий были должным образом подготовлены и владели самыми современными методами производства и менеджмента. Решение сложных задач, стоящих перед крупным промышленным производством, в состоянии осуществлять только высококвалифицированные, творческие специалисты мастера, техники, инженеры, конструкторы и ответственные руководители, способные эффективно управлять человеческими ресурсами, правильно и четко проводить кадровую политику, формируя единый коллектив, где каждый в полной мере реализует свои знания и опыт.
Выход из существующего экономического и научно-производственного кризиса в создании организационно-экономической среды, благоприятствующей научно-техническому прогрессу, осуществлению инвестиций. Можно отметить, что в российской промышленности нарастает дефицит компетентности и мастерства, а уровень квалификации специалистов все более отстает от возрастающих требований. В то же время в условиях конкуренции формируется заинтересованность руководителей и специалистов в повышении квалификации кадров для ликвидации последствий неграмотной реализации принятых прежде решений. В сложной экономической ситуации государство в целом, а также компании и отдельные предприятия должны совместно с образовательными учреждениями находить возможности для качественного обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров, используя современные педагогические и информационные технологии.
Основные задачи, поставленные Правительством РФ в области образования, это повышение доступности образования, улучшение его качества в соответствии потребностями личности и государства, повышение эффективности использования выделяемых на образование средств. Принципиальный подход к этим проблемам сформулирован Президентом РФ В.В. Путиным в его послании Федеральному собранию. Возможности дальнейших инноваций рассматриваются в Национальной доктрине образования, Федеральной программе развития образования на 2000 2005 годы и Плане действий Правительства. Вопросы стимулирования инвестиций в науку и образование, поддержка и финансирование высшего и среднего профессионального образования становятся важнейшими направлениями в политике государства.
Приоритетным направлением развития металлургической отрасли и промышленности в целом должно стать формирование единого информационного пространства. Его можно представить как общедоступную информационную среду, в которую человек попадает на ранней стадии своего развития и которая сопровождает его в образовательной, профессиональной и другой деятельности. Один из наиболее действенных механизмов, позволяющих реализовать эту задачу на практике, объединение предприятий в крупные комплексы, связанные единой информационной цепочкой. Такой подход способствует повышению их конкурентоспособности, увеличению научных, технологических ресурсов. Кроме того, только крупные производственные объединения способны противостоять конкуренции на внешних рынках, что определяет динамику развития отрасли. Создание технопарковых структур, интенсивное развитие сетевой инфраструктуры позволяют на практике достичь этих целей.
Возможность свободного доступа в единую информационную систему позволяет создать мобильную зону непрерывного инновационного процесса, где реализуется взаимопроникновение и обратная связь между производственными комплексами, их информационное объединение с образовательными учреждениями. На переходном этапе становления рыночной экономики актуальность создания подобных структур в рамках отдельных отраслей промышленности, в частности металлургии, значительно возрастает, прежде всего, в силу необходимости повышения конкурентоспособности продукции и становления цивилизованных форм предпринимательства, а также повышения конкурентоспособности образовательных учреждений и выпускаемого ими квалифицированного персонала.
Задачи, которые стоят сегодня перед руководителями, требуют нового мышления и оригинальных подходов к созданию единой отраслевой информационной системы. Решения должны быть нацелены на то, чтобы обеспечить повышение эффективности существующих локальных инфраструктур, а также добиться экономически эффективного объединения в рамках цепочки "среднее специальное учебное заведение вуз предприятие" (возможны и другие элементы информационной цепи).
Анализ влияния уровня образования на эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий показал, что затраты на подготовку и развитие персонала сопоставимы с капитальными вложениями в развитие производства, более того, они взаимозаменяемы и играют решающую роль в прогрессе национальной экономики. В условиях общего снижения уровня инвестиций в основной капитал российской экономики важным источником развития должны стать инвестиции в повышение квалификации персонала, обеспечивающие более быстрый экономический эффект вложений. На основе изучения тенденций развития отрасли в целом и технического оснащения производства в частности, можно определить основные направления повышения квалификационного уровня персонала.
Следует отметить, что образование консервативная и одновременно наиболее чутко реагирующая на внешние изменения сфера деятельности человека. Эффективность деятельности в сфере образования непосредственно зависит от того, насколько органично удастся связать в единую информационную цепь такие элементы системы, как образование, наука, производство. Внедрение новых компьютерных технологий повышает общий уровень образования, усиливает мотивацию обучения. Растут и творческие способности, и способность создавать и "поглощать" новые технологии. С учетом того, что активность творческой деятельности человека достигает максимума в возрасте 14 17 лет, необходимо создать условия для становления и развития интеллектуальных и творческих способностей молодежи.
Резкое падение объемов производства при сохранении прежней численности занятых в металлургии привело к снижению доли работающей молодежи. Этому способствовали также развал системы государственного профессионально-технического образования, уменьшение расходов предприятий на подготовку рабочих кадров, тяжесть и непривлекательность условий труда ряда металлургических профессий. Все это является серьезными причинами старения многих трудовых коллективов и на этой основе "соглашательства" при решении самого главного социально-экономического вопроса цены труда.
Молодые люди хотят иметь интересную работу, получать достойную заработную плату, которая позволит решать их жилищные и другие проблемы, связанные с созданием и содержанием семьи, возможностью получения образования, повышения квалификации и продвижения по службе. Вместе с тем отсутствие должного финансирования профессионально-технических училищ, колледжей и техникумов со стороны государства ведет к тому, что молодежь будет все менее подготовленной к производству. И это грубейшее нарушение принципов социального государства, предполагающих создание достаточных стартовых возможностей для всех его граждан.
Правительству и законодательным органам необходимо рассматривать состояние и перспективы развития отечественной металлургии с учетом потребностей завтрашнего дня. Это сложный, комплексный вопрос. К его решению привлечены и отраслевая наука, и представители собственников средств производства, ведь производство и люди это не только инструменты для извлечения прибыли. Руководителям предприятий, обществу пора осознать, что инвестиции в подготовку кадров это, действительно, вложения в будущее отрасли и страны.
В настоящее время 33 вуза России и 26 их филиалов готовят для металлургии инженеров и других специалистов с высшим образованием. В последние годы отдельные предприятия пошли на ускоренную подготовку инженеров на базе высшего военного и среднего технического образования. Конечно, и высшую школу ждут нелегкие испытания реформирования, но все-таки одна из главных проблем отрасли профессиональная подготовка рабочих. Кто должен финансировать техникумы (колледжи), профессионально-технические училища? Можно сослаться на опыт металлургических гигантов, где система работы с кадрами складывалась десятилетиями и, несмотря на смену отношений собственности, сохранилась. Однако в отрасли сотни предприятий, и расположены они не только в традиционно металлургических регионах.
Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность начального и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях. Сейчас финансирование 75 % техникумов и колледжей осуществляется из бюджетов субъектов Федерации, остальное из федерального бюджета. Две трети профессионально-технических училищ (начальное профессиональное образование) финансируются из федерального бюджета, одна треть из региональных. Вернее, должны финансироваться, но далеко не всегда и не везде это осуществляется в полном объеме.
Таким образом, профессиональная система образования вынуждена сама изыскивать средства для обеспечения учебного процесса. Федеральный закон "Об образовании", вступая в противоречие с Конституцией, допускает прием до 25 % учащихся в техникумы и колледжи на договорной, т. е. платной основе. Обучение в ПТУ должно быть только бесплатным. Между тем, взаимодействие учебных заведений с предприятиями сейчас сползает в сторону меценатства, идеи которого в России в общем-то не прижились. И разве правильно, что важные государственные вопросы профессиональной подготовки кадров зависят от воли отдельного частного лица или фирмы?
В программе развития государства, которую часто называют программой Грефа, в разделе "Реформирование образования" много красивостей, например "облегчение социализации в рыночной среде", "поддержка вхождения новых поколений в глобализованный мир" и общих пожеланий, вроде "апробировать и внедрить новые модели финансирования начального профессионального образования" или "повысить привлекательность системы начального профессионального образования для потенциальных инвесторов". Но здесь уже заявлена определенная позиция, которая плохо соотносится с Конституцией. Можно дискутировать о том, кто именно должен оплачивать подготовку квалифицированных рабочих для частной компании государство или собственник. Однако нельзя допустить, чтобы эта задача решалась за счет самих будущих рабочих или их родителей. Участие предприятий в этой работе, если без этого участия в нынешней ситуации нельзя обойтись, должно сопровождаться максимальной поддержкой государства, и прежде всего через налоговые льготы предприятиям, поддерживающим систему образования, поскольку они действительно решают проблему будущего страны.
|