Алексей Иванушкин
Генеральный директор ОАО "Мечел"
Более полугода назад, выступая в журнале "Металлы Евразии" (№ 2, 2001 г.), я говорил о негативных тенденциях, просматривающихся в российской металлургии. К сожалению, пессимистические прогнозы оправдались, и сегодня есть все основания констатировать: отрасль находится в кризисе, который может оказаться длительным и очень болезненным.
Помимо трех флагманов черной металлургии "Северстали", Магнитки и НЛМК, ситуация на остальных предприятиях, входящих в "большую девятку", крайне напряженная. Два комбината КМК и "НОСТА" уже показывают убытки, причем колоссальные. И "Запсиб", и "Мечел", и НТМК работают на очень низком уровне рентабельности 5 8 %, в то время, как металлургическому комбинату, чтобы нормально развиваться, надо иметь минимум 25 30 %.
Сегодня мы наблюдаем парадоксальную картину: при неизменном курсе доллара и растущих издержках, снижении прибыльности металлургического производства в целом и экспорта в частности мы вынуждены больше экспортировать, потому что внутренний рынок продолжает сужаться. Отчасти ситуация напоминает преддефолтную. Тогда "Мечел" отгружал на экспорт продукцию с уровнем убыточности около 40 %. Сегодня этого нет: мы полностью покрываем переменные затраты, но при создавшихся тенденциях в отрасли недалеко время, когда жестко встанет вопрос, что делать дальше сокращать производство со всеми вытекающими социальными последствиями или работать с убытками.
У сложившейся неблагоприятной ситуации целый комплекс причин. Назову некоторые из них.
В течение длительного времени не меняется соотношение рубль доллар, и мы вплотную подходим к повторению кризиса 1998 года. Можно сколько угодно говорить о выгоде, которую получают от стабильного курса отечественная легкая промышленность и некоторые другие сектора экономики, но надо отдавать себе отчет, что российская экономика по-прежнему базируется на экспорте сырья и металлов. Игнорировать интересы этих отраслей недопустимо. Чем дольше не будет роста курса доллара, тем более резким и значительным окажется последующее его изменение.
На мировых рынках сегодня также нарастают негативные тенденции. Продолжается кризис перепроизводства металлов и падение цен на них. Новые ограничения на импорт намерены вводить США (американский рынок самый выгодный по ценам), и у меня практически нет сомнений, что они это сделают.
При существующем курсе рубля мы имеем среднегодовую кредитную ставку 25 % по валюте, в то время как на Западе никто больше 12 % не платит. Никакое техперевооружение сделать за счет собственных оборотных средств нельзя, надо привлекать кредиты. Сколько-нибудь серьезная модернизация требует 2 4 года, а значит мы должны заплатить за нее 50 100 % по кредитам. Это с какой рентабельностью нужно работать, чтобы такие деньги отдать?
На протяжении последних двух лет непрерывно росли тарифы на услуги естественных монополий, особенно энергетиков. "Мечел" работает в регионе, где энергосистема дефицитная и неэффективная. Тысяча киловатт обходится нам в 620 руб. это один из самых высоких тарифов в черной металлургии и нам постоянно грозят дальнейшим его повышением. В России есть источник более дешевой электроэнергии ФОРЭМ, но региональная энергетическая комиссия уже в течении длительного времени отказывается удовлетворить нашу заявку о выходе на ФОРЭМ.
В последнее время много говорят о реструктуризации РАО "ЕЭС России". Мне эти разговоры не понятны. Если бы сегодня существовал открытый рынок электроэнергии, то все, кто может платить, стали бы его участниками, и появилась бы возможность разобраться: хватает электроэнергии или не хватает, нужно строить новые мощности или нет, правильно ли формируются тарифы на электричество и тепло, и, наконец действительно ли необходимы миллиардные инвестиции, о которых говорит глава РАО "ЕЭС России". В сегодняшней ситуации, когда металлургические предприятия вынуждены покупать электроэнергию по разным ценам, не может быть и речи о справедливой конкуренции.
Примерно такая же проблема с МПС. Тарифы, вроде бы, утверждает Правительство РФ, но мы знаем, что многие тарифы, особенно экспортные, устанавливало само МПС, и соглашения между этим министерством и отдельными потребителями его услуг о введении льготных тарифов имели место. В частности, было время, когда сибирским металлопроизводителям сырье из Центральной России обходилось дешевле, чем ОАО "Мечел". Хорошо, что практика выборочных льгот прекратилась. Но теперь необходимо создавать конкурентный рынок в организации перевозок. То, как это делается, на мой взгляд, к реальному рынку не приведет. Сегодня уже имеется 30 40 операторов. Ни один из них, насколько мне известно, не заказывал вагоны на Уралвагонзаводе. Взяли готовые у МПС, перекрасили, и теперь это их вагоны. Сегодня мы вы вынуждены в ряде случаев обращаться к "альтернативным" операторам, у которых тариф выше, чем у МПС, но есть свободные вагоны те самые, которые вчера принадлежали МПС. Так что, все при деле и при заработках, кроме металлургических предприятий.
Еще одна причина, достаточно щепетильная, но говорить о ней необходимо. За последние несколько лет в отрасли сформировалась группа предприятий (в основном это небольшие заводы с устаревшим оборудованием), которые не имеют перспектив выжить в условиях реальной конкуренции. Как правило, все они прошли через процедуру банкротства, некоторые не один раз, но по-прежнему пытаются выплыть, работая в убыток. Специалистам их будущая судьба абсолютно ясна. Никто не жаждет крови, но эти предприятия, заслуженные банкроты, наши прямые конкуренты или поставщики (покупатели) наших конкурентов. В условиях роста издержек производства и резкого снижения рентабельности на всех без исключения металлургических предприятиях нормальная конкуренция и борьба за рынок, когда один платит зарплату, а другой не платит, один платит налоги и за услуги монополистов, а другой не платит или не доплачивает, невозможны. Ну а если нет условий для конкуренции, значит, нет рынка.
Сейчас, как известно, заканчивается процесс реструктуризации задолженности предприятий в федеральный бюджет. На многих территориях проходит реструктуризация долгов в региональные и местные бюджеты. После завершения этого процесса тех, кто не смог или не захотел урегулировать свои отношения с фискальными органами, государство должно будет в кратчайшие сроки подвергнуть банкротству. Причем, не растягивать агонию через внешнее управление, а сразу передавать предприятия в конкурсное производство. В США, где ситуация у металлургов тоже не простая, в последнее время объявили о банкротстве несколько серьезных металлопроизводителей. И при этом никто не устраивал бессмысленных многолетних игр во "внешнее управление", ничего, кроме вреда, экономике не приносящих.
Сегодня для российской черной металлургии нужны срочные стабилизационные меры. В экспорте это отмена пошлин и снижение железнодорожных тарифов в дальневосточном направлении. Максимально быстро и жестко следует принимать меры против импортеров, пользующихся в своих государствах нерыночными льготами и преференциями и торгующих на нашем рынке фактически по демпинговым ценам. Тарифы на электроэнергию и газ по крайней мере не должны расти. Что касается электроэнергии, нужна свобода выхода на ФОРЭМ для всех без исключения потребителей.
Необходимо подвергнуть ревизии обоснованность нынешнего валютного курса с учетом интересов базовых отраслей экономики и тех опасных тенденций, которые наблюдаются в них. И самое главное реально обеспечить одинаковые правила игры для всех участников рынка. Те производства, которые можно спасти и развивать, надо спасать. А мертвых надо хоронить. Иначе та же участь постигнет живых.
|