Светлана Степановав
Руководитель Департамента поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей на товарных рынках и сотрудничества с международными торговыми организациями Минпромнауки России
Проблема присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) стала весьма актуальной. Главными причинами возросшего интереса к международной торговой системе являются:
кардинальные изменения в сфере коммуникаций, что позволяет перевозить товары и искать рынки сбыта в самых удаленных странах;
постепенный переход большинства стран к рыночно ориентированной политике, что способствует их активному включению в процесс мировой торговли;
значительный рост объема товаров, произведенных по кооперации в нескольких странах.
Всемирная торговая организация учреждена 1 января 1995 года и является преемником ГАТТ Генерального соглашения о тарифах и торговле (1947 г.). В настоящее время членами ВТО являются 140 государств, на долю которых приходится свыше 92 % объема мировой торговли товарами и услугами. Установленные ГАТТ/ВТО правила по сути выполняют функцию международного торгового закона.
Система ВТО состоит из следующих основополагающих соглашений:
многосторонние соглашения по торговле товарами (ГАТТ);
генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Многосторонние соглашения ВТО по торговле товарами базируются на четырех основополагающих принципах.
1. Защита внутреннего рынка. Признается, что странам приходится защищать своих производителей от иностранной конкуренции. Однако такая защита должна быть ограничена и осуществляться с помощью таможенных тарифов.
2. Обязательства не повышать пошлины (связывание тарифа). Страны призываются путем многосторонних переговоров уменьшить защиту внутреннего рынка (или, где возможно, снять ее), снижая тарифы и упраздняя барьеры, препятствующие торговле. Сниженные тарифы связываются во избежание дальнейшего повышения.
3. Режим наибольшего благоприятствования в торговле. Это положение требует, чтобы тарифы и другие меры регулирования применялись к импортируемым и экспортируемым товарам без дискриминации между странами. Однако существуют исключения для стран-членов региональных торговых группировок, в которых применяются преференциальные ставки, и в отношении импорта из развивающихся стран путем использования развитыми странами преференциальных пошлин.
4. Применение национального режима. Этот принцип препятствует дискриминации импортируемых товаров при наличии произведенных в стране аналогов. После уплаты таможенного сбора при ввозе товара не допускается взимать дополнительный налог (например, с продаж или НДС) по более высоким ставкам, чем для товаров национального производства.
Кроме этих принципов, многосторонние соглашения включают правила, ограничивающие действия правительств по предоставлению субсидий, применению защитных мер для своих производителей, использованию инвестиционных мер, которые могли бы неблагоприятно повлиять на торговлю.
Генеральное соглашение по торговле услугами содержит принципы наибольшего благоприятствования и национального режима. Их несколько видоизменили с учетом особенностей этого рынка. В частности, предусматривается принятие обязательств не взимать дополнительный налог в отношении не всех видов услуг, а лишь тех, на которые будет распространяться национальный режим.
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности исходит из того, что ее создатели защищены авторским и патентным правами, а также правами на промышленный дизайн, торговые и иные знаки. Использование интеллектуальной собственности без разрешения владельца является нарушением его прав. Соглашение предусматривает минимальные стандарты и сроки, в течение которых должны быть приняты меры по защите прав различных видов такой собственности. Страны обязуются не допускать дискриминации иностранцев в приобретении и поддержании этих прав.
Проблема присоединения России к ВТО является одной из узловых для ее экономического развития. Находясь за пределами общего правового пространства, страна обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле. Российские экспортеры часто становятся жертвами антидемпинговых преследований, что объясняется отсутствием защиты в соответствии с правилами ВТО.
Однако при вступлении в ВТО Россию ждут нелегкие испытания. Мировые нормы торгового законодательства создавались постепенно и последовательно. России же предстоит внедрить их в течение нескольких лет. Потребуется привести отечественное законодательство в соответствие с требованиями ВТО. В частности, это относится к законам о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами, о лицензировании экспорта и импорта, об интеллектуальной собственности, о банках и банковской деятельности, о валютном регулировании и валютном контроле и др. Предстоит также подготовить законодательство в области стандартизации, адекватное принятому странами-членами ВТО, повысить уровень гармонизации государственных стандартов с международными с нынешних 35 % до 70 80 %, обеспечить сопряжение процедур, подтверждающих соответствие товаров и услуг международно признанным правилам.
В августе 2001 года Правительством РФ утвержден план мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО. В частности, Минпромнауки относится к числу ответственных за совершенствование законодательства в области защиты экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли, в сфере лицензирования экспорта и импорта товаров, в регулировании внешнеторговой деятельности.
Россия должна будет пересмотреть таможенные тарифы, чтобы после истечения определенного времени они приблизились к уровню, который сложился в ВТО, пересмотреть практику субсидирования экономики и т.д.
Конечно, за членство в ВТО придется заплатить некоторую цену. Главное, чтобы она не оказалась выше приобретенных преимуществ.
Среди российских специалистов преобладает точка зрения, что вступление в ВТО стратегически выгодно России. Однако по вопросам тактики отношений с этой организацией, сроков и условий вступления имеются существенные расхождения. Определенная часть и специалистов, и представителей бизнеса считает, что Россия еще не готова к открытию своих рынков, и подобный шаг подорвет отечественную промышленность. По их мнению, вступать в ВТО надо только после перехода российской экономики к устойчивому росту, когда промышленность будет готова противостоять иностранной конкуренции. Эта позиция имеет определенные объективные основания: в основных секторах экономики пока сохраняются многие неблагоприятные тенденции. Вместе с тем, пессимистические оценки последствий нашего вступления в ВТО все же преувеличены.
Как считают многие, включение России в мировое хозяйство позволит использовать часть мировых финансовых ресурсов, сократить сроки технологического перевооружения, используя такие свои преимущества, как мощная сырьевая база, относительно дешевая рабочая сила, передовой уровень некоторых отраслей, а также достижения в области фундаментальных научных исследований. Реализовать эти преимущества в широких масштабах и в короткие сроки, конечно, не просто. Дело в том, что вывоз сырья вряд ли обеспечит средства, достаточные для оплаты массового импорта передовых технологий. Стимулирующее влияние экспорта на экономику страны может проявиться при условии, что вывозиться будет продукция более высокой степени переработки, и заработанные таким образом средства будут вкладываться в развитие высокотехнологичных производств. Но западные партнеры уже сегодня не желают мириться с поставками более дешевой продукции из России, а экспорт технически сложных отечественных изделий затруднен их несоответствием многим требованиям промышленно развитых стран. На рынках развивающихся государств российским экспортерам также придется столкнуться с острой конкуренцией западных товаропроизводителей.
До сих пор либерализация во внешнеэкономической сфере по сравнению с развитием рыночных отношений внутри страны шла опережающими темпами. Такой процесс нельзя назвать интегрированием отечественной экономики в мировое хозяйство. Сегодня на мировом рынке разрозненно действуют отдельные предприятия, лишенные надежного тыла в виде полноценного национального хозяйства. Поэтому экспортеры добиваются гораздо меньших результатов, чем это было бы при объединении их усилий.
Главным содержанием регулирования импорта многие считают защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции. Однако такое понимание импортной политики сводит ее к протекционизму и не позволяет разглядеть многообразные цели, которым она может и должна служить. Верно понять значение импортного регулирования можно лишь с позиций всего национального хозяйства. Так, в ходе структурной перестройки из хозяйственного оборота выпадают некоторые предприятия, ощущается нехватка товаров, прежде ими производимых. Импортное регулирование должно восполнить нехватку таких товаров путем ослабления ограничений на их ввоз.
Защита отечественных производителей от иностранной конкуренции имеет две цели. Первая стимулировать достижение ими международного уровня конкурентоспособности. Такая политика проводится в отношении неокрепших отраслей промышленности. По мере их усиления защита постепенно ослабляется. Вторая цель стимулирование импортозамещающих производств. Это защита неконкурентоспособных отраслей, продиктованная стремлением к самообеспечению. Но смысл такого подхода не столько в создании барьеров на пути импорта, сколько в определении мер, содействующих модернизации предприятий. Стимулирующую роль в этом случае будет играть снижение уровня таможенной защиты (разумеется, с определенным лагом во времени).
Программы регулирования импорта необходимо увязывать как с экспортной, так и с общей промышленной политикой. По сути, это должны быть программы завоевания внутреннего и внешнего рынков конкретных товаров. Эффективными они станут в том случае, если будут финансироваться не только из бюджета, но и за счет самих предприятий. Бюджетные средства должны предоставляться селективно на возвратной, контрактной, залоговой и конкурсной основе. Это означает, что предприятие в обмен на получаемое под залог своих акций целевое финансирование обязуется в течение оговоренного срока выйти на обусловленные показатели, например, достичь определенной доли на внутреннем и внешнем рынках. При невыполнении обязательств предприятие подлежит реорганизации, включая смену руководства, а залоговый пакет акций переходит в собственность государства.
Защита отечественных производителей это, прежде всего, их укрепление, создание внутренних условий, позволяющих проявить себя. Тогда уменьшится и потребность в протекционистских мерах.
Внешнеэкономические инструменты защиты национальных экономических интересов включают в себя три основных типа:
тарифные инструменты;
антидемпинговые, компенсационные, защитные меры;
прочие нетарифные меры.
Необходимо совершенствовать применение данного инструментария, для чего следует:
научиться осуществлять тарифную защиту национальной экономики в условиях связывания и согласованного снижения тарифных ставок;
разрабатывать процедуру использования антидемпинговых и компенсационных мер в соответствии с правилами ВТО;
ввести нетарифные ограничения внешнеэкономической деятельности в рамки, допускаемые ВТО.
В настоящее время в России средневзвешенный уровень тарифных ставок на промышленные товары составляет примерно 10 %, в то время как соответствующий уровень в развитых странах 1,7 4,8 %.
Определенные товары в западных странах ввозятся беспошлинно. В России количество товарных позиций, не облагаемых пошлинами, сокращено до минимума. Отчасти такая политика диктуется фискальными соображениями. С другой стороны, упрощение шкалы тарифных ставок было предпринято в рамках подготовки к вступлению в ВТО.
Практика тарифного регулирования в различных странах зависит от национальных условий. Особое значение приобретает сочетание линии на открытость экономики с защитными мерами. Такой взвешенный подход возможен лишь на основе анализа состояния того или иного рынка товаров и услуг, условий производства и сбыта, сравнительной конкурентоспособности продукции, социального значения отрасли или даже отдельного предприятия. В настоящее время Минпромнауки проводит подобный анализ совместно с научными организациями.
В целях достижения определенного компромисса с торговыми партнерами Минпромнауки РФ подготовило предложения по возможным уступкам в уровне ставок ввозных таможенных пошлин по тем позициям товарной номенклатуры, где некоторое снижение уровня защиты рынков не наносит ущерба отечественным товаропроизводителям или облегчает доступ в нашу страну товаров, необходимых для развития национальной экономики. Предложения по уступкам сформированы относительно продукции металлургической, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, медицинской, легкой промышленности и машиностроения.
В последние годы возросло использование антидемпинговых и компенсационных мер. Если они направлены на нейтрализацию недобросовестной конкуренции экспортеров, то защитные меры могут применяться и против вполне добросовестного экспорта в том случае, если он наносит существенный ущерб определенной отрасли национальной экономики. Применение таких мер в большей степени, чем антидемпинговых и компенсационных, является предметом политического решения.
Согласно ГАТТ-1994, под демпингом понимается продажа в одной стране товаров, произведенных в другой стране, по цене ниже их нормальной стоимости. Под последней понимается "сравнимая цена продукта, предназначенного для потребления в экспортирующей стране". Размер антидемпинговой пошлины не должен превышать разности между нормальной и демпинговой ценами, а срок ее действия составляет 5 лет.
Правила ВТО составлены для стран с рыночной экономикой. Между тем, западные партнеры до сих пор не признают Россию таковой.
Компенсационные меры направлены против субсидий как инструмента международной конкуренции. Если одна из договаривающихся стран решит, что субсидирование наносит ей серьезный материальный ущерб, она вправе обратиться с жалобой. Если ВТО удовлетворит жалобу, субсидии необходимо отозвать.
Защитные меры в соответствии со ст. XIX ГАТТ означают, что страна, взявшая на себя обязательства по соглашению, имеет право временно отменить ранее предоставленную тарифную льготу, если какой-либо товар импортируется в количествах и на условиях, причиняющих или угрожающих причинить серьезный ущерб отечественным производителям.
Важной проблемой остается учет мнений представителей промышленности, деловых кругов по конкретным вопросам присоединения к ВТО. В целях широкого обсуждения этих проблем Минпромнауки России провело в июне 2001 года научно-практическую конференцию, а в июле заседание коллегии министерства с участием представителей федеральных органов управления, научных организаций, промышленных предприятий, их ассоциаций. Участники обменялись мнениями, выработали решения по совместной подготовке к деятельности в условиях присоединения к ВТО. При этом было подчеркнуто, что, учитывая тесную взаимосвязь отраслей и специфику проблем, с которыми они сталкиваются при маркетинге своих товаров на внешних рынках, важно подготовить предложения о создании институциональных отраслевых структур для содействия решению внешнеторговых споров.
Для специалистов федеральных органов управления организуются семинары по изучению инструментов торгово-политического регулирования, правил и условий ВТО. Для руководителей предприятий, компаний и регионов создаются соответствующие курсы. Минпромнауки продолжает работу, направленную на создание приемлемых для отечественной промышленности условий присоединения России к ВТО.
|