Проект Трудового кодекса
По вопросу об участии ассоциации в согласительной комиссии по доработке проекта Трудового кодекса выступил советник исполнительной дирекции АМРОС С.Т. Виноградов. Для выработки согласованного проекта кодекса представителями координационного совета Объединения работодателей России была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Государственной Думы, правительственной и профсоюзной сторон, а также работодателей. С марта по июнь 2001 года состоялось 12 ее заседаний, в которых принимали участие представители исполнительной дирекции АМРОС. Многократно проходили заседания экспертов Российской трехсторонней комиссии и ее согласительной комиссии по доработке Трудового кодекса.
В согласованный вариант проекта вошла значительная часть предложений работодателей горно-металлургического комплекса. В частности, учтено предложение о том, чтобы привести в соответствие с действующим законодательством положения Трудового кодекса об акционерных обществах, а также предложение об определении наиболее представительного профсоюза. Учтены также предложения о ликвидации порядка согласования решений работодателя с профсоюзом, о приведении понятия "объединение работодателей" в соответствие с тем, что дано в проекте закона "Об объединениях работодателей".
В главе "Прекращение трудового договора" за основу принят правительственный вариант кодекса. В частности, дается расширенный перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Новым в проекте является раздел "Подготовка и переподготовка кадров", который регламентирует порядок заключения и действие ученического договора. Как и действующий КЗоТ, проект Трудового кодекса определяет категории граждан, обладающих преимущественным правом оставления на работе.
Один из наиболее спорных вопросов правительственного варианта кодекса положение о работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени нашел компромиссное решение в согласованном варианте: по инициативе работника она допускается в порядке внутреннего совместительства, а по инициативе работодателя как сверхурочная.
В целом согласованный проект Трудового кодекса концептуально достаточно проработан и направлен на сбалансирование интересов и работодателей, и работников. Тем не менее по некоторым статьям АМРОС предлагает замечания. В частности ассоциация выступает против такой нормы проекта, как ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику. В проекте кодекса работнику дается право в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней приостановить работу вплоть до выплаты задержанной суммы, известив об этом работодателя в письменной форме. В дополнение к этой норме согласованный проект устанавливает материальную ответственность за задержку: в случае нарушения срока работодатель обязан выплатить причитающуюся работнику сумму с начислением процентов.
Имеется предложение к ст. 152 проекта "Оплата работы в ночное время". Редакция статьи следующая: "Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, а также положений коллективного и трудового договоров". Однако размер доплаты за работу в ночное время целесообразнее регламентировать в базовом нормативном акте, т.е. в самом Трудовом кодексе.
После активного обсуждения президиум совета директоров АМРОС решил: исполнительной дирекции продолжить работу над проектом Трудового кодекса, подготовить постатейные замечания и направить соответствующие обращения в Государственную Думу и Правительство РФ. В частности, необходимо:
добиваться исключения из проекта кодекса ст. 140 "Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику", а при отсутствии такой возможности внесения в норму дополнения о необходимости установления судом вины работодателя в задержке заработной платы;
в ст. 152 "Оплата работы в ночное время" внести предложения об установлении размера доплаты за работу в ночное время с помощью "вилки" от 20 до 40 % размера часовой оплаты.
Страховые тарифы
Затем президиум обсудил проекты федеральных законов, связанных с обязательным медико-социальным страхованием и предполагаемым слиянием двух федеральных фондов обязательного медицинского страхования и социального страхования (сообщение С.Т. Виноградова). В принятом решении отмечено, что постоянная работа исполнительной дирекции совместно с представителями работодателей, Фондом социального страхования и Министерством труда РФ позволили:
сохранить средневзвешенную величину страховых тарифов на 2002 год на уровне 1,06 при расчетном 1,46 с учетом использования переходящего остатка за 2001 год;
из 58 подотраслей, имеющихся в горно-металлургическом комплексе, класс профессионального риска сохранился на прежнем уровне у 10 производств, уменьшился у 37, увеличился у 11 производств.
Исполнительной дирекции поручено продолжить работу с Фондом социального страхования РФ по снижению страховых тарифов для предприятий горно-металлургического комплекса. Основными направлениями этой работы решено считать:
снижение размеров страховых тарифов, начиная с 14 класса профессионального риска;
разделение на производства свинцово-цинковой промышленности и других подотраслей цветной металлургии;
снижение классов профессионального риска в отдельных подотраслях и производствах, в частности в подземной добыче руд черных металлов, производстве огнеупоров, добыче и обогащении алюминийсодержащего сырья, обработке цветных металлов, горно-химической промышленности, производстве черных металлов, в специализированных организациях, осуществляющих строительство шахт;
уменьшение страховой нагрузки на горнодобывающие предприятия.
Решено также:
заключить договора с научно-исследовательскими организациями о проведении независимой экспертизы проектов законов об обязательном медико-социальном страховании и слиянии Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования; для работы над проектами этих нормативных актов создать в ассоциации рабочую группу;
разработать методику снижения и повышения страховых тарифов.
Расчет отраслевого стандарта
Заслушано сообщение о разработке варианта методики расчета минимального отраслевого стандарта. По этому вопросу выступил Б.А. Котляр, члена президиума совета директоров ассоциации, генеральный директор консультационно-аналитического центра "ЦНОТОРГМЕТ".
Когда шло заключение отраслевого тарифного соглашения на 2001 2002 годы, стороны посчитали необходимым разработать и утвердить согласованную методику определения минимального отраслевого социального стандарта оплаты труда. При разработке ее проекта учтены особенности развития отрасли: необходимость значительного использования собственных средств предприятий на инвестиции, наличие большого числа мелких градообразующих предприятий, а также реально сложившиеся уровни заработной платы и потребления в различных отраслях промышленности и бюджетной сферы.
Под минимальным отраслевым социальным стандартом оплаты труда в предлагаемой методике понимается размер заработной платы рабочего (мужчины), отнесенного к начальной тарифной группе основного производства.
При определении потребительской корзины ее часть, состоящая из продуктов питания, принята с учетом предложений, поступивших с предприятий и имеющих в виду рабочих среднего тарифного разряда основного производства. Поэтому в методике содержатся рекомендуемые поправочные коэффициенты к нормам потребления минимального набора продуктов питания на одного трудоспособного мужчину, определенным по методике Правительства РФ. Продуктовая часть потребительской корзины, безусловно, обеспечит воспроизводство рабочей силы и закрепление рабочих, начинающих свою трудовую деятельность в горно-металлургическом производстве. Остальные части потребительской корзины (непродовольственные товары и услуги) определены на основе методики Правительства РФ.
Учитывая многорегиональный и многоотраслевой характер горно-металлургического комплекса, различия реальных возможностей предприятий, методика относит к ведению сторон коллективного договора определение стоимости и мониторинг цен составных элементов потребительской корзины, а также предоставляет сторонам возможность увеличивать набор составляющих потребительской корзины и поправочные коэффициенты.
Предусматривается увеличение уровня оплаты труда с учетом затрат на содержание детей. Расчеты, проведенные с использованием разработанной методики, показали, что уровень заработной платы рабочих 2 разряда основного производства на ведущих предприятиях отрасли несколько ниже величины минимального отраслевого социального стандарта оплаты труда, определенного по той же методике, но зато реален для достижения в 2002 году.
Президиум совета директоров АМРОС решил:
одобрить разработку методики на основе рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ, утвержденных Правительством РФ 17 февраля 1999 года, с применением повышенных коэффициентов для продуктовой части корзины и определением остальных ее частей (непродовольственные товары и услуги) на основе методики Правительства;
принять методику, т. е. порядок определения величины минимального социального стандарта, оплаты труда в качестве дополнения к отраслевому тарифному соглашению;
при расчете минимального социального стандарта оплаты труда взять в качестве его субъекта рабочего-мужчину 2 разряда основного производства;
направить на базовые предприятия отрасли проект методики определения минимального отраслевого социального стандарта оплаты труда с целью получения замечаний и предложений, которые в дальнейшем рассмотреть совместно с ЦС Горно-металлургического профсоюза России; замечания и предложения, полученные от предприятий, обсудить на заседаниях рабочих групп ассоциации и ЦС ГМПР;
рассмотреть проект методики определения минимального отраслевого социального стандарта оплаты труда на совместном заседании исполкома ЦС ГМПР и президиума совета директоров АМРОС.
Генеральное соглашение
По вопросу об участии ассоциации в разработке проекта Генерального соглашения на 2002 2004 годы выступил президент АМРОС, генеральный директор Богословского алюминиевого завода филиала ОАО "СУАЛ" А.В. Сысоев. В 2001 году, отметил он, состоялось 8 заседаний Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и 4 заседания сводной рабочей группы РТК по подготовке Генерального соглашения на 2002 2004 годы. С апреля 2001 года начата подготовка проекта соглашения.
Ассоциация принимает активное участие в разработке и принятии решений по отдельным положениям текста и по всему проекту соглашения. Особое внимание уделено разделу 1 "В области экономической политики". В частности, в нем было предложено:
разработать на федеральном уровне механизм пополнения собственных и заемных оборотных средств предприятий для снижения кредиторской задолженности по оплате труда и бюджетам разного уровня;
разработать механизм защиты на рынке промышленных товаров и услуг (как на внутреннем, так и внешнем) российских товаропроизводителей. Создать правовую основу механизма их защиты с определением федеральных ведомств, которые обязаны проводить данную работу.
Ассоциация настаивала на включении в этот раздел и пункта, обязывающего Правительство РФ снизить налоговую нагрузку на горнорудные предприятия. Был предложен следующий абзац: "Правительству РФ внести в Государственную Думу РФ проект закона о снижении налоговой нагрузки на горнорудные предприятия с доведением ее до уровня не выше, чем в целом по промышленности в пересчете на ВВП".
В связи с крайней остротой проблемы сохранения отраслевых санаториев-профилакториев было предложено внести в Генеральное соглашение такой пункт: "Разработать механизм возврата части страховых средств из Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования на ведение профилактической работы, содержание санаториев-профилакториев, улучшение условий труда, предусмотрев обязательное включение в состав исполнительных органов данных фондов представителей работодателей и профсоюзов".
Эти предложения были поддержаны сторонами работодателей и профсоюзов, рассмотрены и одобрены рабочими группами, но получили негативную оценку правительственной стороны, в частности министерств финансов и экономики.
В настоящий момент предложения, касающиеся защиты интересов отечественных товаропроизводителей и возврата части страховых средств, вошли в проект генерального соглашения, а два других исключены.
Предложение о снижении налоговой нагрузки на горнорудные предприятия снято в связи с решением РТК и сводной группы не вносить в Генеральное соглашение вопросов, касающихся отдельных отраслей. Предложение о механизме пополнения оборотных средств исключено по требованию Минфина, считающего невозможным регулировать на федеральном уровне вопросы, находящиеся в компетенции акционерных обществ и собственников.
Решено продолжить работу над проектом Генерального соглашения на 2002 2004 годы.
На заседании президиума заслушана также информация о заседании рабочей группы АМРОС по пенсионной реформе. Исполнительный директор ассоциации В.С. Рудаков сообщил о вступлении АМРОС в организацию некоммерческого партнерства "Парламентский центр "Наукоемкие технологии и интеллектуальная собственность", созданную с целью совершенствования государственной и региональной политики в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности. Президент АМРОС А.В. Сысоев информировал президиум о выдвижении В.С. Рудакова в депутаты Московской городской думы и рассказал о его трудовой деятельности, которая неразрывно связана с горно-металлургической отраслью. В настоящее время он является заместителем генерального директора Богословского алюминиевого завода филиала ОАО "СУАЛ" и исполнительным директором АМРОС, в качестве которого решает социально-трудовые вопросы в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Государственной Думе РФ, Правительстве РФ. Предложение о выдвижении В.С. Рудакова кандидатом в депутаты Московской городской думы принято единогласно.
|